Внесезонный вездеход

Отечественный издание был одним из главных популяризаторов сравнительно не так давно показавшегося семейства вездеходов — автомобилей на пневматиках низкого давления. Всесезонность, хорошая проходимость, свойство не нарушать растительный покров при перемещении по лесу либо тундре — преимущества транспортных средств для того чтобы типа сразу же привлекли интерес любителей самодеятельного технического творчества.

А по окончании публикации чертежей одной из самые удачных конструкций — вездехода «Арфа» Вячеслава Лаухина (см. «М-К» № 5 за 1984 г.) — у нас показались много автомобилей подобной схемы.
Сейчас мы желаем познакомить читателей с вездеходом «Рысик», созданным обучающимися профтехучилища в городе Чайковском Пермской области под управлением М. И. Псарева. Любопытно, что эта машина была выстроена в первой половине 80-ых годов XX века — еще перед тем, как ее авторы определили об «Арфе».

И не обращая внимания на достаточно близкую собственному аналогу схему, она владеет рядом преимуществ: громадной компактностью, наличием подрессоренного управляемого колеса, съемной кабиной.

Приступая к проектированию этого вездехода, мы в первую очередь исходили из рвения сделать всесезонную и высокопроходимую машину, которой были бы нипочем болото, сугробы, любое распутье.

Опыт строительства транспортных средств у отечественного кружка при политехникуме легкой промышленности уже был: об изготовленном нами семействе аэросаней рассказывалось в «М-К» № 11 за 1980 год и № 11 за 1981 год. Но по окончании того, как в печати промелькнуло сообщение о вездеходе на камерах низкого давления, нам захотелось попытаться изготовить как раз таковой транспорт.

Независимо от туляков мы пришли к схеме, подобной «Арфе». Действительно, в качестве базы выбрали узлы мотороллера «Вятка».

Маленькая мощность двигателя (5,5 л. с.) предопределила и низкую грузоподъемность; последнее разрешило сделать машину весьма компактной и эргономичной в хранении.

«Рысик», как назвали вездеход парни, — трехколесный, одноместный, с задним размещением двигателя. Кузов выполнен из дерева. На изготовление каркаса пошли сосновые планки сечением 50X20 мм (вертикальные стойки и стрингеры).

Каркас обшит фанерой толщиной от 6 мм (борта) до 10 мм (днище). В следствии кузов оказался достаточно прочным и легким, а неспециализированная масса была мала — порядка 90 кг.

Внесезонный вездеход

Вездеход «Рысик»:
1 — двигатель «Вятка-150М», 2 — кронштейн крепления двигателя, 3 — глушитель, 4 — ведомая звездочка Z=62, 5 — крышка с сальником, 6 — полуось, 7 — тяга кикстартера, 8 — дифференциал, 9 — ведущая звездочка Z=12, 10 — тормозной барабан, 11 — рама, 12 — гайка М16, 13 — втулка заднего колеса, 14 — шпилька М6 крепления ремня, 15 — барабан колеса, 16 — стрингер кузова, 17 — руль, 18 — лыжа, 19 — подкос крепления вилки, 20 — рычаг кикстартера, 21 — корпус полуоси, 22 — подшипник N9 205, 23 — полумуфта, 24 — кронштейн лыжи, 25 — колесо (в летнем варианте), 26 — амортизатор вилки, 27 — рулевая тяга, 28 — запасное колесо.

Рама заднего моста с элементами трансмиссии:
1 — поперечная балка, 2 — вертикальная стойка, 3 — полуось, 4 — полумуфта, 5 — подмоторный кронштейн, 6 — кронштейн крепления оси пускового вала, 7 — хомут крепления двигателя, 8 — продольные балки, 9 — стойка корпуса дифференциала, 10 — подкос, 11 — корпус полуоси, 12 — втулка-эксцентрик для регулировки натяжения цепи.

Полуось ходового колеса в сборе:

1 — хвостовик конической шестерни дифференциала, 2 — шлицевая муфта, 3 — полуось, 4 — подшипник № 205, 5 — упорное кольцо, 6 — шпоночная канавка для крепления полумуфты.

Передняя стойка с элементами рулевого управления:
1 — рулевая колонка, 2 — рулевая тяга, 3 — подкос крепления вилки, 4 — амортизатор вилки, 5 — разрезная распорная втулка, 6 — кронштейн лыжи, 7 — лыжа, 8 — кант (уголок 25X25 мм), 9 — ось, 10 — колесо (модели В-28).

Схема установки дифференциала:

1 — хвостовики конических шестерен, 2, 7 — стойки корпуса дифференциала, 3 — корпуса подшипников, 4 — ведомая звездочка Z=62, 5 — стяжная шпилька, 6 — кольцо для крепления тормозного диска, 8 — сальник. 9 — подшипник № 205, 10 — заглушка окна дифференциала.

Схема устройства для запуска двигателя:

1 — картер двигателя, 2 — пусковой вал, 3 — кронштейн, 4 — тяга кикстартера, 5 — рычаг кикстартера, 6 — проставка, 7 — ось кикстартера, 8 — рама заднего моста, 9 — кронштейн крепления пускового вала, 10 — втулка (латунь).

Лыжа-поплавок.

Рама сварена из труб O 25 мм (подкосы O 16 мм) и установлена в задней части кузова. Двигатель крепится к особому подмоторному кронштейну. Трансмиссия — одноступенчатая цепная передача (звездочки Z=12 и Z=62).

Ведущий вал складывается из двух полуосей и установленного между ними дифференциала от мотоколяски СЗД. Последний закреплен на подшипниках в особого корпуса, без картера. Окна в дифференциале закрыты алюминиевыми заглушками. Тормозной диск установлен в корпуса дифференциала на особом кольце. Привод тормоза — тросовый, не смотря на то, что вероятно гидравлики и применение — к примеру, от той же мотоколяски.

Совокупности управления дроссельной заслонкой переключения и карбюратора передач сохранены в том же виде, как и на мотороллере «Вятка».

Запуск двигателя — посредством кикстартера. Устройство совокупности запуска ясно из рисунка.

Ведущие колеса на камерах низкого давления у нас оказались как две капли воды похожими на колеса «Арфы», потому обрисовывать их конструкцию не следует.

Переднее управляемое колесо заимствовано от карта (модель В-28).

Оно установлено в самодельной вилке, имеющей два амортизатора с пружинами от мопеда. Ось вилки проходит через втулку, прикрепленную к кузову на подкосах. Руль вместе с рычагами газа и тормоза забран от «Вятки».

Зимой вместо колеса устанавливается лыжа из толстой фанеры, окантованная по периметру металлическим уголком сечением 25X25 мм. Практика продемонстрировала, что вместо кронштейна крепления лыжи лучше применить рессору.

Для перемещения по воде летом либо по снегу и воде (весной, в оттепель) возможно изготовить лыжу-поплавок. Это перевоплотит вездеход в амфибию.

Напоследок отмечу, что долгая эксплуатация отечественного универсала подтвердила его высокую надежность.

Действительно, мощность двигателя была все же недостаточной для труднопроходимой местности и крутых подъёмов, не смотря на то, что на ровных участках скорость достигает 40 км/аккумуляторная. Исходя из этого мотор целесообразно заменить на более замечательный — к примеру, от мотороллера «Турист». Возможно кроме этого оборудовать вездеход электрооборудованием — фарой и аккумулятором.

М. ПСАРЕВ, г. Чайковский, Пермская обл.

Рандомные статьи:

Самодельный всесезонный вездеход


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • «Шарнирный» вездеход

    Вездеход выполнен по схеме, прекрасно зарекомендовавшей себя на тракторе Кировец. У него такая же ломающаяся привод и рама на оба моста. Что это даёт?…

  • Всесезонный вездеход «4×4»

    При проектировании этого вездехода, конструктор-любитель Л. Антохов из г. Кириши Рязанской области стремился сделать всесезонную, надёжную и…

  • На рыбалку? на вездеходе!

    Зимняя рыбалка — занятие для самых стойких. Попытайтесь-ка на морозе просидеть весь день у лунки — тут не спасет ни тулуп, ни палатка, ни…

  • Вездеход «бродяга-югра»

    История создания вездехода достаточно продолжительная. Сперва начал приспосабливать для передвижения по отечественному распутью «Ниву-2121» — поставил её…