Снегоход-«картоп»

Воображаю читателям почтенного издания «Моделист-конструктор» несложной по конструкции и небольшой по габаритам снегоход, в полной мере доступный для независимой постройки. Проектировался он так, дабы не было неприятностей с запчастями (к примеру, в нём нет ни одной точки смазки: шарикоподшипники — закрытые, все втулки долговечные: металлографитовые и фторопластовые, да и приобрести их возможно в любом автомагазине).

Снегоход относительно лёгкий (масса — около 70 кг) — так называемый «картоп» («кар» — автомобиль, «топ» — верх, другими словами предназначенный для перевозки на крышном багажнике либо в салоне автомобиля ). Габариты «картопа» для перевозки (со снятыми лыжами и опущенным рулём) -1450x700x500 мм.

Снегоход рекомендован прежде всего для рыболовов-любителей подлёдного лова на замёрзших озёрах и реках.

Он весьма манёвренный, что принципиально важно для неожиданного объезда ледяных старых лунок и торосов. На случай непредвиденного попадания в воду снабжён уникальной совокупностью спасения как водителя, так и автомобили. Совокупность складывается из спасательного круга-буя из автомобильной камеры, применяемой в простых условиях как часть водительского сиденья, капронового шнура (15м) и безынерционной катушки. Машина поднимается из воды за данный шнур.

Снегоход возможно применять для передвижения и охотникам, и любителям прогулок на мототехнике по заснеженным лесным массивам и полям. Но эксплуатировать его при температуре окружающего воздуха ниже минус 25°С и на высоте более 1500 м над уровнем моря, и для преодоления ледяных торосов, снежных отвалов и т.п. не рекомендуется.

Снегоход-«картоп» «Рыбак-2»:

Снегоход-«картоп»

1 — управляемая лыжа (2 шт.); 2 — рулевые тяги; 3 — поворотный кулак (2 шт.); 4 — топливный бак; 5 — фонарь; 6 — руль; 7 — глушитель; 8 — цилиндр двигателя; 9 — картер встроенных сцепления и цепного редуктора; 10 — средство спасения (камера колеса автомобиля «Жигули»); 11 — рама; 12 — брызговик (резиновая полоса); 13 — натяжной каток гусеницы (резина s20, 2 шт.); 14 — натяжной механизм гусеницы; 15 — гусеница; 16 — опорная лыжа-«полисклиз»; 17 — цепная передача (t=12,7); 18 — натяжное устройство цепи; 19 — ручка «газа» (от мотоцикла «Восход»); 20 — рычаг сцепления; 21 — рулевой вал; 22 — ведущая звёздочка цепной передачи (z=11, от мотоцикла «Восход»); 23 — ведомая звёздочка цепной передачи (z=43, от мотоцикла «Восход»); 24 — защитный щиток (металлической лист s0,6); 25 — сиденье; 26 — сцепное кольцо-фаркоп

Натяжное устройство цепи

Натяжное устройство гусеницы

Не обращая внимания на незначительные габариты, на снегоходе в полной мере умещается и пассажир. Он может ехать кроме этого на бесполозном санном прицепе-волокуше.

Перед тем как начать рассказ о конструкции снегохода — пара слов об истории его создания.

Дюжина лет тому назад, занимаясь организацией автокросса и руководя около 30 лет секцией «Багги» в СЮТ, решил сделать маленький снегоход с двигателем от скутера количеством 50 см3 и мощностью чуть больше 4 л.с. И не смотря на то, что до этого у меня уже имелся опыт строительства с двигателями Т-200, «Восход», миниснегоход настойчиво попросил совсем другого подхода: всемерной экономии соблюдения и массы габаритных размеров.

В итоге всё удалось. Было сделано и испытано пара миниснегоходов с трансмиссиями и разными двигателями и дело дошло кроме того до серийного производства на одном из фирм Академгородка в Новосибирске.

Ну а сейчас конкретно о конструкции «Рыбака-2м».

Силовой агрегат снегохода -марки Kiроr (аналог Ноndа) китайского производства, 1-цилиндровый (рабочий количество 210 см3), 4-тактный, мощность 6,5 л.с. при 3600 об/мин (степень сжатия — 8,5), с встроенным цепным редуктором с автоматическим сцеплением 1:2 и передаточным отношением в масляной ванне, с принудительным воздушным охлаждением. Стартер — ручной, минимальные устойчивые обороты — около 800 в 60 секунд, сцепление срабатывает приблизительно при 1400 оборотах.

Горючее — Аи-92, бак для него -количеством 3,6 литра, хватает на 50 -60 км, либо 3-4 часа работы.

Силовой агрегат смонтирован впереди елевой стороны. Несимметричное размещение двигателя -ответ компромиссное. В «техническом задании» для «Рыбака-2м» были твёрдые ограничения по длине и чуть менее твёрдые — по массе.

Перенести двигатель вперёд означало расширить длину на 400 мм, а как следствие — и массу также. При размещении мотора позади — направляться увеличивать площадь опорной гусеницы и лыжи, дабы сохранить заданное удельное давление.

Рядом с мотором справа остаётся площадка размерами 380×400 мм — для ступней ног в обуви кроме того 45-го размера достаточно. Маленький поворот ног вправо при повороте компенсирует перегруз левой лыжи, снегоход не заваливается…

А левой ноге кроме того комфортно — прислонишь к движку — и он её пригревает…

Трансмиссия — одноступенчатая цепная передача с шагом 12,7 мм. Пара звёздочек (ведущая и ведомая) может изменяться в зависимости от предполагаемых зуба и: 16 условий 43 передвижения (скоростной вариант), 14 и 51 зуб (универсальный вариант) либо 11 и 51 зуб (тяговый, для тяжёлых условий). Во впадинах зубьев выполнены маленькие поперечные прорези для отвода снега, попавшего под ролики цепи.

Сперва цепную передачу закрывали кожухом, но в нём скапливался лёд и снег. Исходя из этого ограничились козырьком «безопасности», закрывающим цепь сверху.

Натяжение цепи производится перемещением силового агрегата посредством гайки и винта, приваренной к кронштейну на подмоторных направляющих.

Рама:

1 — лонжероны (сталь 30, труба d25x1,2,2 шт.); 2 — передняя траверса (сталь 30, труба d25x1,2, 2 шт.); 3 — главная поперечина (сталь 30, труба d25x1,2); 4 — задняя траверса (сталь 30, труба d25x1,2,2 шт.); 5 — опорная дуга площадки сиденья (Ст.3, труба d20x1,5,2 шт.); 6-дута заднего ограждения площадки (Ст.3, труба d16x1,5, 2 шт.); 7 — стойка опорной дуги (Ст.3, труба d20x1,5, 4 шт.); 8 — задняя стойка (Ст.3, труба d20x1,5,2 шт.); 9 — поперечина площадки (Ст.3, труба d20x1,5, 4 шт.); 10 — задняя поперечина ограждения (Ст.3, труба d16x1,5); 11 -подрамник опорной лыжи-«полисклиза» (Ст.3, труба 20x20x1,5); 12 — подрамник пола (Ст.3, труба d16x1,5); 13 — защитная траверса гусеницы (Ст. 3, уголок 30×30)

Рама снегохода — пространственная, сварена из металлических труб разных диаметров: лонжероны и три поперечины — из трубы диаметром 25 мм с толщиной стены 1-1,2 мм, верхняя ограждающая часть — из трубы диаметром 20×1,5 мм; подкосы и другие вспомогательные подробности — из трубы диаметром 16×1 мм. Нижняя рама изготовлена из квадратной трубы сечением 20x20x1,5 мм. Габаритные размеры рамы: протяженность — 1400 мм, ширина — 665 мм, высота — 290 мм. И ещё.

Между наклонными трубами подрамника пола приварена поперечина из уголка с полками 30×30 мм. Она делает пара функций: во-первых, защищает движитель (гусеницу); во-вторых, является местом крепления при транспортировке.

Также, по ходу узлов и монтажа агрегатов к раме привариваются втулки стоек наконечника рулевого и поворотных кулаков вала, подмоторные полозья, разные кронштейны.

Движитель «гусеница около лыжи» считаю для лёгких снегоходов непревзойдённым: по проходимости, малой массе, равномерному её распределению. Исходя из этого выбрал этот тип. К тому же самодельная гусеница разрешает скорректировать площадь опоры в ту либо иную сторону, изменять соотношение длины-ширины. Удельное давление гусеницы рассчитывалось в начале строительства снегохода.

Для маломощного снегохода обычное давление в пределах 22 -28 г/см2. Ширина гусеницы (протяженность трака) — 580 мм. Расстояние между траками (ход) — 90 мм.

Ленты гусеницы (2 штуки) сечением 30×7 мм использованы от трёхслойной транспортёрной ленты с капроновыми нитями. Протяженность «кольца» — около 1800 мм. Финиши соединены внахлёст между двумя соседними траками — скорости маленькие и дисбаланс незаметен. В случае если же ленты толще, то финиши на длине стыка возможно сточить на клин наждаком либо срезать на половину толщины.

Расстояние между центрами приводного вала и осью натяжных катков каретки гусеницы — 720 мм (плюс-минус 50 мм — на натяжение гусеницы). Для их монтажа к лонжеронам рамы прикреплены корпуса подшипников.

Узел приводного вала гусеницы:

1 — приводной вал (металлическая труба 32х 1,5); 2 — внутренний (приваренный) фланец (сталь 30, лист s1,5, 2 шт.); 3 — приводное зубчатое колесо гусеницы (резина, лист s20, 2 шт.); 4 — наружный фланец (сталь30, лист s1,5, 2 шт.); 5 — правый наконечник ведущего вала (сталь 30, круг 29); 6 — подшипник 80104 (4 шт.); 7 — крышка корпуса подшипников (сталь); 8 — корпус подшипников (сталь); 9 — болт М6 крепления корпуса подшипников к раме (4 шт.); 10 — лонжерон рамы (ситуация); 11 — ведущая звёздочка цепной передачи; 12 — шпонка (сталь 20); 13 — гайка М16; 14 — шайба; 15 — левый наконечник ведущего вала (сталь 30, круг 29)

Приводные зубчатые колёса (звёзды) гусеницы сперва сделали из резины от техпластин толщиной 20 мм (возможно и из боковин покрышки колеса трактора К-700), режется она легко ножом, со смазкой водой.

Позже перешёл на капроновые зубчатые колёса от «Бурана», ставя траки через один зуб, но особенной отличия не почувствовал и позже снова возвратился к резиновым.

чертёж и Расчёт сперва сделали на бумаге, а изготавливали — на плазе 1:1 по градусам и расчётным диаметрам. У «Рыбака-2» зубчатые колёса имеют пять зубьев с шагом 90 мм.

Погрузка снегохода на автомобиль

Главным отличием от вторых аналогичных снегоходов есть опорная лыжа движителя. Изготовлена она из комплекта нескольких полиэтиленовых (ПЭТ) толстостенных труб (от 17 до 20, в зависимости от наружного диаметра), исходя из этого именую такую опорную лыжу «полисклизом». Объединены трубы в единую конструкцию лишь спереди бандажом из металлического страницы и позади — гребёнкой (П-образным профилем с зубцами на нижней полке, каковые вставляются в каждую трубу).

Исходя из этого любая труба имеет относительную свободу и может самостоятельно легко изгибаться при езде по ледяной ряби либо наезженному и уплотнённому гусеницами снегу, другими словами трудиться как катки тележек резиновых гусениц у промышленных снегоходов.

Устройств, поддерживающих верхнюю ветвь гусеницы (лыжи либо катков) в гусеничном блоке нет, поскольку расстояние между осями зубчатых натяжных катков и колёс маленькое и гусеница провисает незначительно.

Натяжение гусеницы производится с обеих сторон гайкой и винтом, приваренной к кронштейну на раме.

Траки гусеницы (их 20 штук) сперва делали древесными, из качественной берёзы: шириной 20 и высотой 45 мм (с таким же шагом крепили траки на лентах гусеницы). Позже пришла достаточно увлекательная мысль изготовить и установить металлопластиковые: металлическая труба, запрессованная в нагретую полиэтиленовую трубу.

Металлическая труба диаметром 16×1,5 мм, пожалуй, предельно малая для этих целей. Как, но, протяженность таких траков (ширина гусеницы) не должна быть больше 580 мм. В противном случае нужно усиливать армирование и использовать двигатель увеличенной мощности, что неминуемо утяжелит конструкцию.

Совершили сравнительные опробования гусениц с траками из дерева и полиэтиленовых круглых труб, армированных металлическими. Опорная лыжа — те же полиэтиленовые трубы, лишь толстостенные, с антифрикционными присадками — спецзаказ. Результаты таковы.

Плюсы полиэтилена: надёжность, возможность долгое время двигаться по льду без смазки, меньшая масса. Минусы: относительно дорогой материал (практически в двадцать раз), громадное сопротивление при трогании с места (сравнивались дерево со снежной смазкой и полиэтилен по полиэтилену). Проходимость по снегу любой толщины однообразная, на льду — древесные ведут себя лучше (с трубами — громадные заносы при резком повороте), У «Рыбака» удельное давление на снег при нагрузке 100 кг — 24 грамма на см2.

Большая скорость -около 22 км/ч.

Умелый экземпляр эксплуатировался четыре сезона. За это время наездили около 3 тыс. км.

Опробования продемонстрировали достаточную надёжность и высокую износостойкость.

Узел поворотного кулака:

1 — стойка (сталь, круг 18); 2 — опорная шайба (сталь, круг 35, приварена к стойке); 3 — нижний упорный подшипник скольжения (латунь, круг 35); 4 — пятка втулки кулака (сталь, круг 35, приварена к втулке кулака); 5 — втулка кулака (сварная подробность — металлическая труба 25×1,5, приварена к раме); 6 — сошка кулака (труба 20x20x1,5, сварная подробность); 7 — малая втулка сошки (металлическая труба d21x1,5, приварена к сошке); 8 — подшипник скольжения (металлографитовая втулка d18x3); 9 — громадная втулка сошки (сталь, круг 35, приварена к сошке); 10-винт М8; 11-шайба; 12 — верхний упорный подшипник скольжения (латунь, круг 35); 13 — шпонка (Ст.3); 14 — подшипник скольжения стойки (металлографитовая втулка d22x2,2 шт.); 15 — передний финиш лонжерона рамы (ситуация)

Руль

Узел рулевого вала:

1 — рулевой вал (сталь 30, труба d25x2,5); 2 — наконечник (Ст.3, круг 25); 3 -втулка наконечника (сталь 30, труба d25x2,5); 4 — упорный подшипник скольжения (металлографит, от стартера); 5 — сошка (труба 20х20х 1,5); 6 — ось рулевых тяг (Ст.3, круг 12); 7 — хомут; 8 — подшипник скольжения (латунь, круг 30); 9 — втулка рулевого вала (сталь 30, труба d30x2,5); 10 — хомут руля; 11 — рамка переднего щитка (ситуация, труба 16×1,2); 12 — передняя траверса рамы (ситуация)

Рулевое управление — смешанное (мотоциклетно-автомобильное): рулевой вал поворачивается рычажным рулём, а управляемые лыжи -посредством тяг (из металлических труб диаметром 16х1,5 мм) и поворотных кулаков. Наклон рулевого вала от вертикали — 23°, такой же наклон и у втулок (а соответственно, и у стоек) поворотного кулака. Наклон переднего щитка — 15°. Эргономичное положение руля возможно подобрать лично — его наклоном в клемме при сборке снегохода из транспортного состояния в рабочее.

Тормозов на «Рыбаке-2» нет -выбег (перемещение по инерции со скинутым «газом») со скорости 20 км/ч — небольшой, менее четырех метров. Но нетрудно смонтировать велосипедный тормоз, закрепив его диск на выходном валу двигателя.

Опорная лыжа-«полисклиз»:

1 — элемент «полисклиза» (полиэтиленовая либо полипропиленовая труба d22x3, компл.); 2 — бандаж (металлической лист s 1,5); 3 — «гребёнка» (металлической лист s 1,5); 4 — подрамник; 5 — кронштейн крепления «направляться» к подрамнику (труба 20x20x1,5,4 шт.); 6 — косынка (металлической лист s 1,5); 7 — лонжерон рамы (ситуация)

Задняя «гребёнка» опорной лыжи-«полисклиза»

Узел натяжной оси

Управляемые лыжи на снегоходе (в транспортном положении)

Гусеница:

1 — лента 30×7 (от транспортёрной ленты с капроновым кордом, 2 шт.); 2 — трак (полиэтиленовая труба 24×4, армированная металлической трубой 16×1,5 (компл.); 3 — ограничительный ролик (полиэтиленовая труба 24×4, армированная металлической трубой 16×1 (компл.); 4 — болт М6 с гайкой и уширенной шайбой (компл.); 5 — «полисклиз» (ситуация); 6 — рама (ситуация); 7 — труба «полисклиза»

Управляемая лыжа:

1 — корпус (металлической лист s0,6); 2 — полоз (сталь 40Х, лист э1,5,2 шт.); 3 — подрез (сталь 40Х, лист s2,2 шт.); 4 — кабанчик (сталь 40Х, лист s1,5, 2 шт.)

Совокупность спасения (крышка-сиденье снята):

1 — кожух гусеницы (площадка сиденья); 2 — обечайка (фиксатор камеры), приваренная к кожуху; 3 — безынерционная катушка; 4 — кронштейн крепления катушки к снегоходу; 5 — капроновый шнур

Направляющие лыжи изготовлены из металлического страницы разной толщины: полозья (сталь 40Х) и кабанчики — из 1,5-мм страницы, штампованный выгнутый верх — из 0,6-мм, подрезы, как и полозья, — из «нержавейки», лишь 2-мм толщины (высота конька — 15 мм, смещены назад для стабилизации).

Отдельные элементы лыжи соединены в единую конструкцию контактной сваркой.

Снегоход оснащён сцепным устройством для буксировки санного прицепа массой с грузом до 250 кг либо промышленных пластмассовых бесполозных саней (типа тобогган) размерами 1600×900 мм (стоят 3 тыс. руб.) с грузом до 100 кг. Прицеп возможно применять и для буксировки самого снегохода вручную, при поломки.

Но для начала мы изготовили самодельную волокушу из металлического страницы по ширине трака и длиной, как гусеничный блок. Места на нём относительно мало, но для рыболовных снастей достаточно. Для крепления поклажи имеется четыре отверстия по бортам.

Благодаря плотной компоновке и уникальному, надёжному «полисклизовому» движителю миниснегоход «Рыбак-2М» имеет лучшую проходимость в собственном классе. прохождение и Регистрация ТО не требуются.

На протяжении эксплуатации показались мысли по усовершенствованию снегохода:

1. Крышку-кожух сделать откидной для очистки льда и снега перед погрузкой в машину для транспортировки.

2. Пол под ногами настелить из «просечки», дабы не планировал снег.

3. Приварить спереди к траверсе буксировочное кольцо.

4. Установить двигатель замечательнее.

5. Смонтировать промежуточный вал с зубчаторемённой передачей.

6. И, наконец, сделать разборный вариант снегохода.

Но это будет уже вторая машина.

В. ФЕДОТОВ, п. Сузун, Новосибирская обл.

Рандомные статьи:

снегоход-картоп \


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Снегоход первый, но — удачный

    Создатель этого материала — школьник из далекого сибирского города. В то время, когда редакция взяла его письмо с описанием выстроенного им…

  • Первый и простой снегоход

    Снегоход, о котором отправится рассказ, собрал десятиклассник Сергей Сорокин из Алтайского посёлка Усть-Каманка. И это не страно. Техникой юноша…

  • Снегоход «снегирь»

    Вспоминая историю создания снегохода, понял, как давно началось моё увлечение конструированием техники. Ещё по юности (а на данный момент я уже…

  • «Лодка»-снегоход

    Появился и вырос я в том краю России-матушки, где почва солидную часть года находится под толстым покровом снега, неспроста те места вычисляют отчизной…