Снегоход первый, но — удачный

Создатель этого материала — школьник из далекого сибирского города. В то время, когда редакция взяла его письмо с описанием выстроенного им лыжно-гусеничного снегохода, ему было 15 лет и он получал образование десятом классе школы . Сейчас Евгений стал старше, умелее и уже пара по-иному, возможно, проектировал бы отдельные узлы собственного первого в жизни вездехода.

Но тогда в письме в редакцию он, признавая себя новичком в техническом творчестве, просил не делать выводы его строго как конструктора.

Пожалуй, не каждый кроме того умелый самодельщик возьмется за изготовление гусеничного движителя, по причине того, что непростое это дело. Значительно легче поставить мотоцикл на пневматики низкого давления — и кати себе по снежной целине с ветерком!

Тем более увлекателен итог работы новичка, что не был зашорен сложившимися стереотипами, а исходя из этого не отягощен боязнью неудачи.

Я с детства грезил выстроить собственную вездеходную машину. Места у нас такие, что любо-дорого покататься и зимний период, и летом, было бы лишь на чем.

В далеком прошлом просматриваю «Моделист-конструктор».

Знакомясь с опубликованными конструкциями, подметил, что авторы частенько берут детали и готовые узлы от вторых транспортных средств. Тогда и я решил применять для постройки собственной автомобили все, что имеется у меня под рукой. В частности двигатель от мотоцикла «Иж-Юпитер-5», резиновую ленту, цепь, звездочки, валы, и разные другие материалы и стальные профили.

Лыжно-гусеничный снегоход с двигателем от мотоцикла «Иж-Юпнтер-5» (на виде сверху багажник условно не продемонстрирован)

Рама снегохода:

1,11 — задняя перекладины и передняя (уголок 50x50x5); 2 — отбойник (уголок 50x50x5); 3 — рулевая балка (сдвоенный уголок 50x50x5); 4,5 — левый и правый лонжероны (уголок 50x50x5); 6—средняя перекладина (уголок 50x50x5); 7,10 — поперечины (уголок 20x20x3); 8,9 — опоры сиденья (уголок 20x20x3); 12,14 — накладки (лист sЗ, 4 шт.); 13 — втулка (труба 20×2,5,2 шт.)

Снегоход первый, но — удачный

Передний мост снегохода:

1 — рама снегохода; 2 — крепление стоек (болт М10,4 шт.); 3 — стойка; 4 — крепление переднего моста (болт М8,4 шт.); 5 — ведущий вал (сталь, труба 20×3, L 460); 6 — замковая втулка (сталь, труба 26×3, 2 шт.); 7 — шплинт (2 шт.); 8 — корпус подшипника (2 шт.); 9 — подшипник 204 (2 шт.); 10,12,15,18 — дистанционные втулки (сталь, труба 26×3); 11 — гусеничный каток (2 шт.); 13 — гусеничная звездочка (z = 8, t = 74,6); 14,16 — болты М6 крепления звездочек; 17 — приводная звездочка (z = 21, t= 15,875)

Раму снегохода сделал из металлических уголков разного сечения, труб и листовой стали.

База рамы — прямоугольник размерами 1500×432 мм, из металлического уголка сечением 50x50x5 мм. Финиши горизонтальных средней поперечины и полок лонжеронов спилил так, дабы по окончании сварки они соединились с остальными подробностями прямоугольника заподлицо.

Раздельно изготовил рулевую балку в виде швеллера, сплотив и сварив встык полки двух отрезков уголка сечением 50x50x5 мм.

На финишах балки сверху и снизу — накладки размерами 100×100 мм из металлического страницы толщиной 3 мм.

Шепетильно установил балку горизонтально на сверлильном станке; по центру накладок сделал сквозные отверстия диаметром 20 мм (под шпильки лыжных стоек), просверлив их заодно с уголками.

Разметил на прямоугольнике и на балке места их будущего соединения и прорезал соответствующие пазы. Причем вертикальные полки лонжеронов резал в четырех точках снизу ровно до середины их высоты.

Четыре ответных паза шириной 5 мм в вертикальных полках балки прорезал, напротив, до середины сверху, дабы при последующей сварке балка и прямоугольник кроме этого соединились заподлицо.

К передней перекладине приварил отбойник из уголка сечением 50x50x5 мм; а к лонжеронам — поперечины с П-образными опорами для сиденья — из уголка 20x20x3 мм. Причем опоры с заблаговременно привинченным к ним сиденьем от мотоцикла «Иж-Юпитер-5» прикрепил по месту в соответствии с моим ростом, дабы мне было комфортно.

Просверлил отверстия в лонжеронах под болты крепления стоек переднего и заднего мостов гусеничного движителя. После этого между рулевой средней перекладиной и балкой практически уже готовой рамы вварил дополнительную швеллерную балку с размещенными на ней штатными узлами крепления двигателя мотоцикла.

Самые значительные неприятности у меня появились при изготовлении гусеницы и трансмиссии.

Большое количество времени занял подбор гусеничной звездочки, да и резиновую ленту нужно было подобрать таковой, дабы она была не узкой и одновременно с этим не толстой. Было нужно «попотеть» и при расчете длины и ширины гусеницы, и правильного положения отверстий под зубья звездочки.

Гусеницу я сделал из резиновой ленты размерами 2200×300 мм и толщиной 10 мм.

В кольцо она соединяется одной шпилькой в стыке типа «гребенка». А натягивается двумя особыми механизмами, расположенными между стойками переднего и заднего мостов. Любой натяжитель складывается из трубчатого болта и распорного корпуса с двумя гайками; и корпус, и болт— с крепежными втулками вместо головок.

Фактически натяжение гусеницы происходит при равномерном свинчивании гаек на болтах обоих механизмов — и справа, и слева. При достижении нужной степени натяжения гайки тут же фиксируется контргайками.

Гусеницу по всему контуру я обшил капроновыми нитями чтобы ее края не расслаивались. Проколы в резине с шагом 10 мм для иглы с ниткой делал (правильнее — пробивал) шилом. Работа тяжелая, но нужная.

В резиновой ленте прорезал отверстия под зубья звездочки.

Разработку применял следующую. Сперва сверлил отверстия диаметром 8 мм, позже обрабатывал их напильником и ножом так, дабы из цилиндрических они превратились в прямоугольные со сторонами 14×12 мм. В полученные отверстия засунул окантовки, выкроенные из алюминиевого страницы, и пришил их также капроновыми нитками.

Между отверстиями прикрепил к резиновой ленте грунтозацепы, каковые вырезал из остатков той же ленты.

Любой грунтозацеп — двумя болтами с потайными головками. По окончании ходовых опробований было нужно добавить еще по болту — посредине.

Еще в трансмиссию входят передний и задний мосты.

Передний — ведущий, складывается из трубчатого вала, на что посажены гусеничная звездочка, приводная звёздочка и гусеничные катки (от мотоцикла «Иж»). Последняя предназначена для передачи рабочего хода от двигателя к гусенице.

Обе звездочки снабжены ступицами, вырезанными из трубы подходящего диаметра и вваренными в их центральные отверстия.

На валу звездочки зафиксированы сквозными болтами М6 (позднее стало известно, что гайки этих болтов нужно шплинтовать, дабы они не отвинчивались).

Гусеничные катки подобраны готовыми (но возможно сделать их и самостоятельно, для этого тут приведены их чертежи) и посажены на вал без фиксации. Свободные промежутки на валу заполнены дистанционными втулками, подобранными по месту.

Вал переднего моста вращается в двух подшипниках 204, запрессованных в простые корпуса, прикрепленные к стойкам, каковые, со своей стороны, привинчены к лонжеронам рамы снегохода.

Задний мост снегохода:

1 — рама снегохода; 2 — крепление стоек (болт М10,2 шт.); 3 — стойка; 4 — крепление заднего моста (болт М8, 4 шт.); 5 — ведомый вал с гусеничным барабаном (сталь, труба 20×3,1,460; лист s3); 6— замковая втулка (сталь, труба 26×3, 2 шт.); 7 — шплинт (2 шт.); 8 — корпус подшипника (2 шт.); 9 — подшипник 204 (2 шт.); 10 — дистанционная втулка (сталь, труба 26×3, 2 шт.)

Совокупность управления снегоходом:

1 — рулевая колонка (сталь, труба 16×2); 2,3 — втулки (сталь, труба 20×2); 4 — контур двигателя; 5 — поперечная рулевая тяга (сталь, пруток 014); 6 — стойка (сталь, труба 20×2); 7 — наклонная рулевая тяга (сталь, труба 16×2); 8 — рама снегохода; 9 — рулевой рычаг (сталь, труба 20×2); 10,12 — шаровые шарниры; 11 — правая рулевая сошка (сталь, труба 16×2); 13 — кронштейн нижней втулки (сталь, полоса 20×2); 14 — петля крепления на двигателе; 15,18,22 — болты М6;16,17 — наконечник и хомут продольной рулевой тяги; 19,20 — ушки (сталь, лист s3); 21 — подшипник скольжения (фторопласт); 23 — обойма подшипника (сталь, труба 20×2); 24 — вварная шпилька М14; 25,33 — корончатые гайки М14; 26,27 — громадные шайбы (сталь, лист s3); 28 — стойка лыжи (сталь, труба 18×2); 29 — лыжа; 30 — левая рулевая сошка (сталь, труба 16×2); 31 — шарик шарнира; 32 — малые шайбы; 34 — втулка стойки (сталь, труба 20×3); 35 — болт М14

Лыжа:

1 — полоз (сталь, лист s3); 2 — ребра жесткости (сталь, уголок 30x30x3); 3,7 — кронштейны (сталь, лист s3); 4,6 — втулки (сталь, труба 20×2,5); 5,8 — подрезы (сталь, уголок 170x20x2)

Конструкции подшипниковых корпусов и стоек однообразны что у переднего, что у заднего моста. Отличие только в том, что задние стойки выполнены без подкосов, поскольку крепятся не жестко, а шарнирно, дабы возможно было регулировать натяжение гусеницы.

Задний мост складывается из для того чтобы же трубчатого вала и гусеничного барабана и устанавливается, как и передний, в подшипниках 204 с корпусами, привинченными к стойкам. Подробности барабана выкроены из металлического страницы толщиной 3 мм и намертво приварены к валу.

Механизм управления снегоходом представляет собой сложную пространственную совокупность, складывающуюся из двух лыж, продольной и поперечной тяг, стойки, колонки и фактически руля от мотоцикла со всеми нужными органами управления (рукояткой «газа», рычагом сцепления и т.д.).

Рулевая колонка установлена под тем же углом, что и на мотоцикле, и вращается в двух втулках.

Верхняя втулка расположена на финише ломаной стойки, приваренной к правому лонжерону рамы снегохода, а нижняя, заглушенная снизу, прикреплена к картеру двигателя. Управляющее перемещение от руля к лыжам передается последовательно тягами, соединенными между собой наконечниками с шаровыми шарнирами.

При сборке и изготовлении совокупности управления самым хлопотным был выбор соотношения длин продольной тяги и правой рулевой сошки: нужно было сделать так, дабы при любом отклонении руля продольная тяга не задевала ломаной стойки.

Лыжи сварены из уголков и листовой стали разного сечения и закреплены на финишах стоек при помощи болтов. Подошвы лыж не обиты каким-либо материалом, уменьшающим трение, а нужно бы.

И еще стало известно, что нужны резиновые шнуры-натяжители, каковые не давали бы носкам лыж зарываться в снег.

глушитель и Бензобак снегохода — мотоциклетные, штатные; последний дополнительно притянут одним болтом к правому лонжерону рамы.

Багажник сварен из отрезков металлической проволоки и прикреплен к задней опоре сиденья и к лонжеронам рамы двумя прижимами из металлической полосы с четырьмя болтами.

Мой вездеход возможно было бы применять не только в зимнее, но и в бесснежное время. Для грунтового варианта вместо лыж ему нужны колеса, к примеру, от мотоколяски С3Д — они ставятся вместо лыж. Вал для них нужен такой же, как для переднего гусеничного моста, лишь дольше.

Наконец, для полной комплектации моему вездеходу не достаточно еще крюка и фар для прицепа. Но это дело наживное.

Е.

СОРОКИН, г. Ачинск, Красноярский край

Рандомные статьи:

Подводная Охота 2016 \


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Снегоход-«картоп»

    Воображаю читателям почтенного издания «Моделист-конструктор» несложной по конструкции и небольшой по габаритам снегоход, в полной мере доступный для…

  • Первый и простой снегоход

    Снегоход, о котором отправится рассказ, собрал десятиклассник Сергей Сорокин из Алтайского посёлка Усть-Каманка. И это не страно. Техникой юноша…

  • Снегоход «снегирь»

    Вспоминая историю создания снегохода, понял, как давно началось моё увлечение конструированием техники. Ещё по юности (а на данный момент я уже…

  • «Лодка»-снегоход

    Появился и вырос я в том краю России-матушки, где почва солидную часть года находится под толстым покровом снега, неспроста те места вычисляют отчизной…