Снежный самокат «Конек-Горбунок» — усовершенствованные одноместные одноколейные сани с рулевым управлением для катания с гор по автострадам слалома либо скоростного спуска. В различных государствах такие сани именуются по-различному: «снежный велосипед», «снежный конь», «ски-боб», «ски-ду» («снежная блоха»). И оформляются они различно в зависимости от условий и назначения эксплуатации.
Но большинство аналогичных санок не имеет надежной амортизации, и катание на них, в особенности по жёсткому насту, не очень приятно и небезопасно. Совсем другое дело езда на подрессоренных одноколейных санках: движение намного мягче, управляемость лучше, износ саней (благодаря эластичности подвески) намного меньше.
Как раз исходя из этого мы взялись за постройку собственного «Конька-Горбунка».
Первая же проба на снегу подтвердила расчёты и наши предположения. От желающих прокатиться не было отбоя! Было высказано большое количество пожеланий о публикации чертежей для независимой постройки а также о серийном выпуске «Конька» отечественной индустрией.
Делая первое пожелание (второе от нас не зависит), мы знакомим читателей «М-К» с конструкцией саней (деталировка и общий вид продемонстрированы на рисунке 1).
База ходовой части — две маленькие лыжи. Нужно, дабы они имели железные канты и пластмассовую подошву: это повысит срок их работы и разрешит более с уверенностью делать повороты.
При постройке «Конька-Горбунка» мы применяли ветхую древесную слаломную лыжу мукачевской фабрики, от которой отрезали носик (для передней части), а из оставшегося куска, сделав загиб, изготовили заднюю лыжу. «Лыжонки», надеваемые на ноги водителя, также будут быть изготовлены из ветхой слаломной лыжи по подобной разработке.
Рис. 1. Ски-боб «Конек-Горбунок»:
А — неспециализированный вид: 1 — передняя (рулевая) лыжа, 2 — резиновый шнур-амортизатор, 3 — скоба крепления рычагов передней вилки, 4 — ось передней лыжи, 5 — башмак вилки, 6 — перо вилки, 7 — верхний мостик вилки, 8 — хомуты крепления рулевого колеса, 9 — стойки, 10 — рулевое колесо, 11 — хребтовая труба рамы, 12 — подкос рамы, 13 — седло «диванного» типа, 14 — задняя вилка, 15 — поперечина подкоса и крепления амортизатора, 16 — амортизатор, 17 — задняя лыжа; Б — лыжа для ног: 1 — скоба (крепление носка ботинка), 2 — пяточник, 3 — тормозная гребенка; В — вид в трех проекциях; Г — главные размеры переделанной передней вилки от мотовелосипеда «Верховина» короткорычажного типа. Не считая вилки для того чтобы примера, для ски-боба возможно использовать и телескопические вилки (от мопедов «Рига» и «Верховина»)
Рис. 2. Узел соединения вилки с лыжей:
1 — лыжа, 2 — болты М6, 3 — скоба, 4 — ось от мопеда, 5 — втулка, 6 — рычаги вилки; А — развертка скобы
Рама составлена из двух передних вилок от мотовелосипеда «Верховина» с короткорычажной совокупностью подвески колеса (см. рис. 1), рамы пришедшего в негодность дорожного велосипеда и пружинно-гидравлического амортизатора от мотоцикла минского завода.
Получается достаточно твёрдая конструкция, талантливая противостоять ударам и толчкам, с пятью подрессоренными точками подвески лыж, снабжающими их небольшие наклоны — и продольное качание в стороны — за счет левых перьев и несимметричного обжатия правых вилок.
Для соединения рамы с лыжами на них устанавливаются скобы, изготовленные в соответствии с рисунком 2 из стали толщиной 5 мм, к каким болтами М8 крепятся рычаги нижний наконечник и вилок амортизатора.
Для крепления вилок возможно вместо болтов применить оси от мотовелосипеда — они продаются в специальных магазинах.
Рулевое колесо округлой формы, наподобие рулевого колеса автомобиля.
Это сделано из-за безопасности: руль мотоциклетного типа при падений, каковые часто бывают на крутых склонах гор, может стать обстоятельством ушибов а также травм.
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, yandex_ad2, { ad_format: direct, font_size: 0.9, type: horizontal, border_type: ad, limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: FFFFFF, header_bg_color: 000000, border_color: CCCCCC, title_color: FF0000, url_color: 000000, text_color: 000000, hover_color: CC0000, no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName(script)[0]; s = d.createElement(script); s.src = //an.yandex.ru/system/context.js; s.type = text/javascript; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, yandex_context_callbacks);
Седло (рис. 3) «диванного» типа разрешает водителю изменять в широких пределах центровку саней, сдвигаясь вперед либо назад; при необходимости на таком седле возможно ездить вдвоем (при условии, что вес второго человека не будет быть больше 60 кг).
Возможно применить седло и от мотоцикла либо мотороллера.
Количество сварочных работ, нужных при постройке «Конька-Горбунка», мал, но должен быть выполнен хорошим опытным сварщиком на самом высоком уровне; направляться не забывать, что трубы велосипедных рам весьма опасаются пережога. По окончании сварки раму нужно шепетильно очистить от окалины и сгоревшей краски, прошпаклевать и окрасить в какой-нибудь броский цвет, дабы сани были лучше заметны на снегу.
По окончании ходовых опробований санок, каковые направляться проводить на склонах средней крутизны, рекомендуется проверить все болтовые соединения, отрегулировать их и законтрить проволокой гайки; или просверлив их узким сверлом через болт, или применив корончатые гайки (в этом случае сверлится лишь болт).
Рис. 3. Разработка изготовления седла «диванного» типа.
Рис. 4. Дополнительные лыжи («лыжонки»); размеры приведены для спортсмена весом не более 70 кг:
А — лыжа, Б — тормозная гребенка.
Маленькие лыжи, надеваемые на ноги водителя (рис. 4), играются двойную роль: они помогают для поддержания устойчивости на поворотах, с одной стороны, и при необходимости используются как тормоза. Для торможения пятка опускается вниз, и гребенка, врезаясь в снег, разрешает скоро остановиться.
Помимо этого, шофер посредством мелких лыж может, не проваливаясь, самостоятельно передвигаться по снегу а также спускаться с гор по лыжным автострадам.
В ходе эксплуатации санки требуют минимального ухода, что содержится в следующем: регулярная проверка состояния скользящей поверхности лыж и смазка ее соответствующими погоде лыжными мазями (в случае если лыжи древесные); зачистка заусениц, заделка синтетическим клеем повреждений, в случае если подошва лыж покрыта пластиком; проверка всех целости сварки и болтовых соединений — перед каждым выходом на автостраду.
Г. МАЛИНОВСКИЙ, мастер спорта СССР
Рандомные статьи:
Soviet Video game Nerd — Конек горбунок
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Стоит броскому весеннему солнцу согнать снег с ледяного панциря, заковавшего реки, озера и водохранилища, как на естественных ледовых автострадах тут же…
-
«Полярный волк» на снежной трассе
Сейчас самодеятельные конструкторы снегоходов как-то позабыли о лыжно-гусеничных автомобилях, конструкция которых досконально отработана десятками…
-
С юных лет увлекался техникой и, как большая часть мальчишек, грезил быть летчиком. Но, как и многие, по многим причинам им не стал, а купил…
-
В издании «Моделист-конструктор» № 11’1991 г. я встретил описание мотонарт — гусеничного снегохода, сконструированного братьями Матвейчук из г….