«Стрелка» сменяет «казанку»

(Продолжение). Прогресс техники малотоннажного судостроения сейчас особенно ощутим. На смену всем привычной дюралюминиевой «Казанке», которая правдой и верой служила нам два десятилетия подряд в продаже сходу показалось множество разных мотолодок, и у потребителя легко глаза разбежались.

Корабелы-любители также не сидели сложа руки.

На протяжении опробования корпусов с обводами «глубокое V» было увидено, что при сбрасывании газа они быстро «осаживаются», и глиссирование заканчивается. Дабы опять вывести судно на глиссирующий режим, требовался достаточно продолжительный разгон. Тогда решили попытаться, как будет вести себя подобный корпус, в случае если на протяжении киля укрепить лыжу шириной 150—200 мм, наподобие той, которой пользуются спортсмены для прыжков с воднолыжного трамплина. (Напомним читателям, что испытания по установке быстроходных катеров на две лыжи уже делались ранее и дали очень обнадеживающие показатели.)

Итог опробований корпуса, поставленного на «монолыжу», был весьма занимательным: скоро выйдя на глиссирование, лодка с лыжей мягко шла по волне, а для поддержания глиссирующего режима требовалась мощность, на 10—15% меньшая. Оказался как бы компромисс между плоскодонными и сильно-килеватыми обводами. Учтя это, многие судостроительные компании мира стали использовать полученный эффект.

А кое-какие пробовали кроме того сделать из этого сенсацию. Так показался американский катер «Си найф» (в буквальном переводе «Морской нож»), у которого совсем плоская, достаточно узкая глиссирующая часть дна скомпонована с острыми носовыми обводами, вправду напоминающими громадный нож (рис. 1). Его конструктор, инженер-гидродинамик Питер Пэйн вычисляет обводы типа «Морской нож» очень перспективными. Так ли это — сообщить тяжело.

Рис.

1. Катер «Си найф» («Морской нож») Питера Пэйна:

1 — ножевидный форштевень из титаного сплава; 2 — пенопластовые блоки для обеспечения плавучести; 3 — двигатель «Меркрузер» 300 л. с.; 4 — z-образная передача на винт; 5 — транцевая часть; 6 — плоская часть дна, на которой корпус глиссирует; 7 — колонка Z-образной передачи.

Рис.

2. подпятник мотолодки и Транцевая часть «Стрелка»:

1 — обшивка дна; 2 — обшивна транцевой рамы; 3 — обшивка борта; 4 — транцевая рама; 5 — обшивка корыта рецесса; 6 — выгородки для запчастей и инструментов; 7 — бимс рецесса; 8 — подмоторная доска; 9 — привальный брус; 10 — косынка подпятника; 11 — днищевой стрингер; 12 — килевые бруски; 13 — блок пенопласта для наклейки ка подпятник.

Но возвратимся к нашей конструкции. «Лыжа» была очень нужным новшеством: она не только «демпфировала» утрату гидродинамического качества при уменьшениискорости, но и заметно повысила поперечную остойчивость. Это комфортно и в эксплуатации: так как при подходе к небольшому берегу (к примеру, пляжу) корпуса с обводами «глубокое V» очень сильно врезаются в песок своим острым килем, по окончании чего не очень приятно заваливаются набок и требуют для сталкивания их в воду очень больших упрочнений.

А корпус, имеющий «лыжу», легко устанавливается на «ровный киль», прекрасно скользит по песку, мокрой траве и т. п., превосходно перекатывается на круглых чурбачках, что важно на волоках, и т. д. Наконец, и это, пожалуй, самое основное — лодка с «лыжей» может глиссировать в полном грузу с подвесными моторами относительно маленькой мощности. Это идеально подтверждается опытом эксплуатации подобной лодки — ленинградской «Радуги», обрисованной Ю. А. Зиминым в сборнике «яхты и Катера» № 6 за 1972 год.

РЕДАНЫ и Подпятник

Назначение подпятника (рис. 2), являющегося продолжением дна, — содействовать отрыву кормовой волны, что особенно принципиально важно при трогании с места и на переходном режиме.

Благодаря скосу его поверхности вода неимеетвозможности к ней «подсосаться» и под влиянием собственного веса скатываться назад. А на ходу подпятник отжимает вырывающуюся из-под дна струю воды и не дает ей возможности создавать «фонтанчики» и «фонтаны», поднимаясь вверх по ноге дейдвуда мотора. Вырезы, сделанные в задней кромке подпятника, разрешают прижать к нему дейдвуд практически без зазора.

Это дает ощутимый выигрыш в тяге, а следовательно, в скорости и в экономии моторесурса и топлива. Задняя кромка подпятника должна быть заостренной, как продемонстрировано на рисунке 2, такая форма трудится в потоке самый «чисто» (отсутствует «поршневой эффект»).

Рис.

3. Схема построения профиля «крыло чайки» (по шп. № 5) и конфигурация продольных реданов.

Форма продольных реданов «Стрелки» продемонстрирована на рисунке 3. Внутренний редан имеет скошенную под углом 10° боковую стенку, стены скуловых реданов под углом 90° к основанию. Задние финиши реданов в месте прилегания к дну должны быть состроганы «на нет» на 250— 300 мм, дабы за ними не появилось завихрение воды.

Килевая лыжа изготавливается из дерева жёсткой породы (дуб, ясень) и ставится на клею и шурупах по окончании оклейки корпуса стеклотканью. Ее задняя часть кроме этого должна быть сострогана «на нет», дабы на обрезе подпятника она имела заостренную форму. Обформовывать продольные реданы и килевую лыжу стеклотканью не рекомендуется, потому, что они в ходе эксплуатации довольно часто повреждаются. Подстрожка и ремонт неоклеенных реданов несложнее.

, если по готовому корпусу предполагают изготовлять матрицу, скошенные стены продольных реданов должны быть выровнены пластилином под углом 90°, в другом случае снять матрицу будет тяжело.

Для улучшения скольжения дне корпуса нужно обработать весьма шепетильно. По окончании того как продольные «реданы» и килевая лыжа будут установлены на места, посредством эпоксидной шпаклевки выравниваются сопряжения и переходы их с обрезом подпятника и поверхностью днища.

В случае если необходимо, шпаклевку повторяют, после этого шлифуют, полируют автомобильными пастами разной зернистости и доводят до зеркального блеска полировочной водой либо восковой мастикой. Борта и палуба по окончании ошкуривания грунтуются водостойким грунтом (№ 138, АГ-20 и т. п.), а после этого окрашиваются пентафталеновыми либо нитроглифталевыми эмалями.

ВКЛЕЙКА ПЕНОПЛАСТА

Для обеспечения непотопляемости в конструкции лодки предусмотрена вклейка блоков пенопласта марки ПХВ-1, общим объемом около 0,5 м3. Дабы лодка, наполненная водой, не имела тенденции к опрокидыванию, пенопластовые блоки вклеиваются поверх планширя, образуя декоративный фальшборт, и поверхпалубы в носовой части, по окончании чего оклеиваются стеклотканью. Помимо этого, пенопластом заполняются все проемы передней части каркаса.

Дабы упростить и ускорить эту работу, следует по плазовым чертежам изготовить контршаблоны для первого, второго и третьего шпангоутов. Прикладывая их к поверхности участков, заклеенных пенопластом, возможно добиться полной симметричности обоих бортов. Толщина стены пенопластовых блоков в носовой части может колебаться в пределах 100—200 мм — это повлияет лишь на запас плавучести корпуса.

Напоминаем — пенопласт марки ПС-1 возможно клеить лишь эпоксидной смолой. Полиэфирная смола для этого негодна, поскольку она растворяет пенопласт ПС-1.

«РУЛЕВОЙ ДИСТАНЦИОННОЕ» УПРАВЛЕНИЕ и БАР

Легкосъемный «рулевой бар», продемонстрированный на рисунке 4, является корпусомсовременной формы, на передней панели которого смонтированы часы-секундомер, спидометр, тахометр, амперметр, тумблеры управления и контрольные лампы электросистемой (ходовыми огнями, вспышкой, переключением аккумулятора с одного мотора на другой и внутренним освещением).

Рис. 4. «Рулевой бар»:

А — вид спереди, Б — вид сбоку.

1 — обод; 2 — тумблер электросистемы; 3 — тумблер импульсной отмашки; 4 — тумблер электросистемы; 5 — 6 — тумблеры электросистемы; 7 — гидроспидометр; 8 — контрольная лампа зарядки аккумуляторная батарей; 9 — корпус разъема электросистемы; 10 — часы-секундомер; 11 — контрольная лампа включения зажигания; 12 — электротахометр; 13 — рулевой вал; 14 — корпус «рулевого бара»; 15 — втулка, соединяющая корпус с рулевым валом; 16 — корневая часть обода; 17 — декоративная рамка, 18 — кнопка секундомера; 19 — приемная трубка гидроспидометра.

Обод — асимметричной круглой формы, опоясывающий корпус лишь сверху.

К корпусу на болтах прикреплена маленькая втулка, которая входит вовнутрь трубчатого рулевого вала и контрится морским болтом. Для соединения с бортовой электросетьюслужит восьмиштырьковый разъем типа ШР, а тахометр соединяется с приемником давления узким дюритовым либо полиэтиленовым шлангом. «Рулевой бар» устанавливается по диаметральной плоскости, другими словами в середине бимса шпангоута № 3, дабы водителю не приходилось крениться, в то время, когда он остается в лодке один (это не редкость, к примеру, при буксировке воднолыжников).

Рис. 5. Блок рычагов управления газом на два мотора (выполнен полностью из дерева):

А — вид сбоку, Б — вид спереди, В — вид сверху.

1 — кнопка «стоп»; 2 — рукоятка рычага (фанера бакелитовая толщиной 6 мм); 3 — трос газа; 4 — стойка штуцера; 5 — штуцер; 6 — эластичная оболочка; 7 — основание; 8 — отверстие для крепления к борту; 9 — штифты-фиксаторы передней крышки; 10 — шкив рычага; 11 — штепсельные гнезда для подключения проводов к кнопке «стоп»; 12 — штепсельная вилка; 13 — эластичный провод; 14 — барашковая гайка для затяжки рычагов; 15 — ось рычагов; 16 — передняя крышка; 17 — промежуточная стена; 18 — фрикционная прокладка; 19 — задняя стена; 21 — фланец оси рычагов; 22 — болт крепления стойки штуцеров; 23 — усиливающая накладка рукоятки; 24 — головка рукоятки.

Блок рычагов дистанционного управления реверсом и газом (рис.

5) крепится двумя болтами к переднему дивану в любом эргономичном для водителя месте и возможно скоро снят и отключен от тросов. Практически все подробности блока легко изготовить дома из авиафанеры и дерева. В зависимости от типа используемых двигателей тросовая проводка возможно различная, но в любом случае не нужно ее усложнять. Лучше, к примеру, пользоваться для управления дросселем одним тросом с возвратной пружиной.

УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОТАХОМЕТРА

Принципиальная схема этого прибора продемонстрирована на рисунке 6, монтажная — на рисунке 7. Прибор запланирован на подвесные моторы, оборудованные магдино типа МН-1 с генераторными катушками для электроосвещения. Подробное описание прибора аналогичного типа помещено в № 5 яхты «и сборника Катера» за 1972 год.

УСТРОЙСТВО ГИДРОСПИДОМЕТРА

В качестве измерительного прибора для гидроспидометра, трудящегося в диапазоне 0— 60 км/ч, используется манометр со шкалой до 1 Ат либо 1,5 Ат, соединяемый твёрдой дюритовой либо полиэтиленовой трубкой с проходным сечением порядка 3 мм2 с приемником давления, расположенным ниже уровня воды в кормовой части лодки (рис. 8). Тарировка шкалы прибора производится по параллельному эталонному спидометру (рис.

9).

Рис. 6. Принципиальная схема электротахометра:

Д1-Д4 — ддиоды Д 808, Д5-Д6 — Д2Е, R1-МЛТ-2,0, 560 ом, R2-МЛТ-0,5 100—500 ом; C1-МБМ 1,25 направляться, С2 — КЭМ 25 мкф 4 в, измерительный Ма на 500 мка.

«Стрелка» сменяет «казанку»

Рис.

7. Монтажная схема электротахометра:

1 — блок генераторных катушек мотора «Нептун»; 2 — плата с подробностями

Рис. 8. Устройство гидроспидометра:

1 — установка прибора в корпусе; по трубке 2 давление воздуха, создаваемое встречным напором воды, подается к манометру (продемонстрировано стрелками); внизу — откидной приемник давления, устанавливаемый на подпятнике.

Рис.

9. Тарировка самодельного гидроспидометра:

1 — автомобильный насос; 2 — шланг; 3 — тройник; 4 — эталонный прибор; 5 — тарируемый прибор (стрелкой продемонстрировано, где нужно сделать отметку на шкале); 6 — пример шкалы для самодельного гидроспидометра.

Рис. 10. Комбинированный светильник (блок ходовых звукового сигнала и огней):

1 — декоративная решетка; 2 — красный ходовой пламя; 3 — зеленый пламя; 4 — белый пламя; 5 — отражатель; 6 — корпус; 7 — съемное стекло; 8 — цокольная часть; 9 — контактный штырь; 10 — звуковой электросигнал; 11 — дренажное отверстие; 12 — лампа 12 в 25 вт; 13 — лобовое стекло; 14 — электросхема.

Ходовые огни (рис. 10) сблокированы в один агрегат.

К бортовой сети их корпус подключается двухштырьковой вилкой и фиксируется снизу барашковой гайкой.

В средней верхней части корпуса размещена лампа 12вХ25вт, в правой части — под зеленым стеклом — лампа 12вХ10вт, в левой части — под красным стеклом. Корпус возможно изготовлен из дерева, жёсткого пенопласта либо отлит из легкого сплава.

ИМПУЛЬСНЫЕ ОТМАШКИ (указатели расхождения)

размещены на передней поверхности зеркал обзора задней полусферы в полукруглых корпусах, выдавленных из оргстекла. Собирать самостоятельно всю совокупность чуть ли целесообразно, в особенности в случае если нет навыков в радиомонтажных работах. Мы рекомендуем применять подробности от фотовспышек. Питание импульсной отмашки оптимальнееосуществить от элементов типа «Сатурн», спаяв их в батарею и поместив ее под палубой носовой части лодки.

Провода к импульсным лампам должны быть как возможно меньше. Их возможно проложить под рамкой ветрового стекла. Зеркала нужно сделать съемными.

Г.

МАЛИНОВСКИЙ, мастер спорта СССР

Рандомные статьи:

Казанка с мотором Вихрь 30 набор скорости


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • «Казанка» выходит на берег

    Автомобиль-амфибия конструкции Н. М. Пуртова. Разве не заманчиво, встав рано поутру, выкатить лодку из гаража, уложить снасти, сесть, нажать…

  • Мотомобиль для всех

    Мотомобильэто личное транспортное средство, в котором, как это и направляться из заглавия, соединяются качества как автомобиля, так и мотоцикла. Само…

  • Катер для четверых

    Данный катер всегда приводил к повышенному вниманию водномоторников. Одних завлекала в нём выделено автомобильная наружность, дополненная нарисованными…

  • «Триумф»: комфорт плюс скорость

    «Им не страшны преграды!» — под таким девизом отечественный издание пара лет назад начал публиковать описания конструкций самодельной вездеходной…