Создатель представленной вниманию читателей конструкции грузового мини-мокика Николай Краснов — любитель и знаток мотовелотехники, в особенности древней, не смотря на то, что и к современным подобным автомобилям относится с уважением — сам имеет несколько хороший древний мотоцикл и, в то время, когда имеется время, обожает на них прокатиться.
Еще ко всему, у Николая — умелые руки.
Пара мотовелосипедов и довоенных мотоциклов он вернул фактически из металлолома, и по сей день они демонстрируются в столичном музее автомобилей и экипажей издания «Авторевю» в Кузьминках и на тематических выставках. Пара вторых аналогичных автомобилей находятся в ходе восстановления либо ожидают собственной очереди (комплектуются узлами и недостающими деталями).
В то время, когда для дачных работ потребовалось хоть какое-то грузовое транспортное средство, решил его сделать на базе имевшегося в наличии ветхого, но еще не тянущего на раритет мини-мокика РМЗ-2.126 рижского мотозавода.
Действительно, «на базе» — не совсем подходит — от него также мало чтоосталось: рама, руль с передней вилкой да одно колесо. Все другое, впредь до силового агрегата, было нужно подбирать и приспосабливать от второй аналогичной техники либо делать самому.
компоновка и Геометрическая схема грузового мини-мокика:
1 — силовой агрегат (от мопеда «Ява-210»); 2 — переднее колесо (от мини-мокика РМЗ-2.126); 3 — передняя вилка (от мини-мокика РМЗ-2.126); 4 — поворотный сигнал (от мини-мокика РМЗ-2.130 «Люкс»); 5 — фара (от мини-мокика РМЗ-2.126); 6 — руль (от мини-мокика РМЗ-2.1261; 7 — бензобак (от мопеда РМЗ-1.413); 8 — сиденье (от мопеда РМЗ-1.413); 9 — рама (от мини-мокика РМЗ-2.126); 10 — электронный блок (от мопеда «Ява-210»); 11 — рычаг опрокидывания кузова; 12 — кузов (от тачки, модернизированный), 13 — груз; 14 — глушитель (от мини-мокика РМЗ-2.134 «Стелла»); 15 — заднее колесо (от мини-мокика РМЗ-2.126, 2 шт.); 16 — приводная цепь (t = 12,7); 17 — подрамник кузова; 18 — педаль тормоза (от мини-мокика РМЗ 2.130) 19 — рукоятка «газа» (от мини-мокика РМЗ-2.126); 20 — рычаг тормоза (от мини-мокика РМЗ-2.126); 21 — балка заднего моста; 22 — лонжероны кузова (труба 20×20, 2 шт.)
Подрамник кузова (все крутые трубы от велотренажера):
1 — нижняя дуга (труба O25); 2 — верхняя дуга (труба O25); 3 — задняя дуга (труба O25); 4 — распорки (труба O18, 6 шт.); 5 — корпус подшипника (сталь 45, круг 80, 2 шт.); 6 — косынка (металлической лист s2, 2 шт.); 7 — боковая стойка (труба O25, 2 шт.); 8 — верхняя консоль (труба 40×25, 2 шт.); 9 — нижняя консоль (труба 40×25, 2 шт ); 10 — подкос (труба 40×25, 2 шт.); 11 — передняя стойка (труба самая25)
Кинематическая схема трансмиссии:
1 — силовой агрегат; 2 — звездочка выходного вала (z=14); 3 — приводная цепь; 4 — ведомая (приводная) звездочка (z=28); 5 — приводной вал; 6 — подшипник качения 205 (2 шт ), 7 — ведущее колесо (2 шт.); 8 — роликовая обгонная муфта (доработанный бендикс от ВАЗ-2101)
Силовой агрегат применял от чехословацкого (сейчас словацкого) мопеда «Ява-210».
Данный двигатель рабочим количеством 49 см3 и мощностью 2,3 лошадиной силы при числе оборотов 5000 в 60 секунд сблокирован с коробкой передач, генератором и сцеплением. Механизм сцепления у этого агрегата весьма необычный и занимательный кроме того по меркам сегодняшнего времени: в нем два центробежных механизма руководят автоматическим переключением двухступенчатой коробки передач.
Электрооборудование грузового мини-мокика (а соответственно, сигнализация и фара) — 12-вольтные Глушитель к цилиндру двигателя приспособил от мини-мокика рижского мотозавода РМЗ-2.134 «Стелла». Кстати, от второй автомобили того же завода — легкого мопеда РМЗ-1.413 — применял бензобак и подпружиненное сиденье емкостью 5,5 литра.
Переднее колесо — штатное с размером шины 3,00-10, а два задних — от другого для того чтобы же мини-мокика, но с иным, «более вездеходным», рисунком протектора.
Грузовой модуль большей частью самодельный, исходя из этого о нем поведаю поподробнее. Модулем эту часть автомобили именую вследствие того что его возможно отсоединять всецело (в сборе) от рамы, а на его место устанавливать заднюю вилку с приводным колесом, преобразуя машину снова в простой мини-мокик.
Конструктивно грузовой модуль складывается из заднего моста, кузова бункера и пространственного-подрамника.
Задний мост — полый вал, выполнен из металлической трубы наружным диаметром 42 мм Приблизительно посередине его, на ступице, закреплена ведомая громадная 28-зубая звездочка цепной передачи Ход цепи —12,7 мм (как у простого дорожного велосипеда). По финишам вала засунуты колесные полуоси. Ступица звездочки присоединена к валу двумя штифтами — болтами М6, засунутыми в сквозные отверстия, просверленные в один момент в ней и валу.
Тут же отмечу, что звездочка с обеих сторон прикрыта дюралюминиевыми дисками-ограничителями, не разрешающими цепи соскакивать с ведомой звездочки. Подобными дисками (лишь соответствующих размеров) снабжена и малая 14-зубая звездочка выходного вала силового агрегата. Забегая вперед, сообщу, что особого механизма натяжения цепи не делал, а ее регулировку создаю маленьким перемещением самого силового агрегата в пазах кронштейнов крепления, при ослабленных болтах.
В то время, когда же цепь вытягивается существенно — убираю из нее одно-два звена.
Грузовой модуль (кузов опрокинут)
Цепной привод задних колес
Стыковочный узел и подшипникового корпуса подрамника
Балка заднего моста (а правильнее полуоси колес) смонтирована в четырех подшипниках 80205, установленных в двух корпусах подрамника, о котором обращение отправится ниже.
Оба задних колеса — ведущие. Лишь одно (правое) посажено конкретно на полуось, а второе — через обгонную муфту (доработана из бендикса стартера ВАЗ-2101).
Подрамник грузового модуля сварной, изготовлен преимущественно из круглых тонкостенных металлических труб, забранных от ветхого велотренажера.
Причем трубы не было нужно кроме того гнуть — применял уже готовые радиусы. Целый подрамник складывается из трех дуг, финиши которых сходятся на двух подшипниковых корпусах, к каким они и приварены. Еще между собой дуги соединены распорками, стойками и косынками, вместе с которыми они образуют твёрдый каркас кузовного подрамника.
Для подсоединения последнего к раме мини-мокика к передним частям дуг приварены четыре консоли из прямоугольных труб 40×25 с отверстиями на финишах под крепежные шпильки М10. Жесткость соединения верхних и нижних консолей обеспечивается приваренными к ним подкосами. Кузовной подрамник к раме мини-мокика прикрепляется жестко (как, но, и штатная вилка заднего колеса).
Амортизация осуществляется за счет пневматических шин задних колес.
Кузов изготовлен из бункера тачки: он был разрезан на протяжении пополам, а в середину вварена вставка из металлического страницы такой же толщины, что и у бункера (около 1 мм). Стыкуемые края и у страницы, и у бункера были отогнуты под 90° вниз: по окончании сварки они образовали ребра жесткости.
К ним по бокам приварены еще продольные элементы— лонжероны из квадратных труб сечением 20×20, а к лонжеронам в первых рядах — такая же поперечина. Благодаря вставке ширина кузова оказалась кроме того больше, чем протяженность, а количество составил около 0,2 м3 не смотря на то, что нагружал в него иногда легкий груз количеством и до 0,8 м3.
Кузов прикреплен к задней дуге рамы шарнирно, благодаря двум стремянкам. Между стремянками и дугой установлены резиновые втулки — они помогают и подшипниками, и амортизаторами.
В груженом состоянии кузов прижимается к подрамнику под тяжестью груза, а в порожнем — притягиваю их друг к другу ремнем.
Для удобства разгрузки (особенно сыпучих материалов) к лонжеронам кузова спереди прикрепил дугообразный рычаг: с его помощью кузов возможно, перевоплотив мини-мокик в самосвал.
В начальном варианте «грузовичок» был сделан без всякого дифференциала между задними ведущими колесами.
Но эксплуатация продемонстрировала, что осуществлять повороты этого мелкого транспортного средства никак не легче, чем и более габаритного, не имеющего этого механизма.
Тогда из бендикса жигулевского стартера изготовил обгонную муфту и вмонтировал ее в левое колесо: поворачивать стало легче, но лишь в одну (левую) сторону. Придется сделать такую же и в правое колесо.
Тормоза грузового мини-мокика — штатные барабанные, лишь сейчас с приводом на оба задних колеса. Управление тормозами осуществляется либо от рычага, установленного на левой рукоятке руля, либо от педали под левой ступней. С целью этого педаль и рычаг соединены между собой тросом.
Не обращая внимания на маленькие размеры и маломощный силовой агрегат, мини-мокик способен везти не считая солидного водителя еще и 80 — 100 кг груза со скоростью до тридцати километров/час. Лишь расход горючего наряду с этим если сравнивать с пассажирским вариантом возрастает с 2,1 до 2,5 литра на 100 километров.
Н. КРАСНОВ
Рандомные статьи:
Самоходня тачка с двигателем
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Все чаще и чаще в редакционной почте видятся объемистые пакеты с описаниями и чертежами самодельных микромотоциклов. Принципиальное их отличие от…
-
По асфальту — с лодочным мотором
Прочтя заголовок, возможно поразмыслить: мотор находится в ремонте. Ничего аналогичного. Данный пятисильный «Прибой» в хорошем состоянии. Но установлен…
-
Тачка повышенной грузоподъемности и проходимости
Садоводу, огороднику, строителю непросто обойтись без для того чтобы транспортного средства, как тачка. При перемещении самых разных грузов она…
-
«Славутич-м1»: крыло плюс мотор
«Славутич-М1» представляет собой гибрид простого дельтаплана и мототележки. Конструктивная простота, небольшой вес, складываемость, наличие двигателя и…