Вообще-то первое слово заголовка не следовало бы заключать в кавычки. Так как на автомобиле Н. Качко возможно вальсировать, что и было показано перед участниками одной из передач Центрального телевидения «Это вы имеете возможность». На своем «Зибане» Николай Константинович кружился под музыку по студии, выписывая замысловатые кривые. Такова воистину неповторимая маневренность аппарата с движителем, защищенным авторским свидетельством № 1039790.
«Зибан» вправду владеет неповторимой маневренностью. На плоскости ему подвластна сколь угодно сложная траектория перемещения с поворотам корпуса в любую сторону либо без поворота. Особенность аппарата и в том, что направление его перемещения не сходится с вращением движителей.
В качестве последних смогут быть применены колеса, коньки, лыжи, поплавки, другими словами все, что имеет направление мельчайшего трения при сотрудничестве с опорной поверхностью — снегом, льдом, водой, грунтом, Любой из движителей владеет определенными преимуществами в зависимости от того, для какой поверхности рекомендован. Колеса, конечно, больше подходят для езды по жёстким покрытиям, лыжи — по снегу и без того потом.
Управление «Зибаном» весьма простое, значительно несложнее, чем простым автомобилем: нет ни тормозов, ни коробки перемены передач. Куда отклонен рулевой обруч, в том направлении и происходит перемещение автомобиля с места и без разворота, причем скорость пропорциональна отклонению обруча. При возвращении руля в исходное положение скорость значительно уменьшается до нуля.
Тормоза машине не необходимы, по причине того, что перемещение ее по инерции весьма и весьма ограниченное.
При повороте рулевого обруча около геометрического центра автомобили в какую-либо сторону она повторяет это перемещение. Комбинируя отклонения и повороты руля, возможно вынудить «Зибан» двигаться как угодно, к примеру кружиться, как будто бы в вальсе.
Рис.
1. Неспециализированный вид «Зибана»:
1 — пусковой рычаг, 2, 4 — командные рычаги, 3 — рулевой обруч, 5 — контейнер электродвигателя, 6 — место для аккумуляторная батарей, 7 — сиденье водителя, 8 — продольный силовой элемент корпуса, 9 — подножка, 10 — натяжной трос, 11 — корпус автомобиля.
Все это происходит при постоянных оборотах вала электродвигателя, исходя из этого управление им сводится всего лишь к рукоятке включения.
Каким же образом трудится движитель? Электромотор через несколько конических шестерен вращает с постоянной скоростью (но в различные стороны) два вертикальных ротора, установленных в корпусе. В случае если командные рычаги находятся в исходно-вертикальном положении, автомобиль стоит на месте, поскольку точки пересечения осей вращения колес, а следовательно, и крестовин совпадают с осями роторов, и колеса катятся по окружностям.
От роторов на крестовины перемещение передается крестовыми муфтами: их направляющие объединяют кулисные камни и крестовин и роторов.
При отклонении командных рычагов в одну сторону эксцентрики перемещаются в противоположную, крестовины сдвигаются относительно роторов (но вращаясь вместе с ними) и через стержни с рычагами, тяги и шарниры поворачивают колеса. Причем так, что оси вращения последних постоянно пересекаются в неспециализированных точках, расположенных на лучах роторов.
Чем больше отклонен руль, тем дальше отходят эти точки от осей роторов. Колеса начинают как бы «загребать»: вектор скорости Vк раскладывается на векторы скорости Vа перемещения самой автомобили и Vл вращения колес около оси ротора.
В совершенном случае Vа = Vл (большой угол между векторами образовывает 45°).
Для механизма, изображенного на рисунке 2, это равенство недостижимо. Но им комфортно пользоваться для приблизительного подсчета большой скорости «танцующего» автомобиля при известной известной вращения длине и частоте роторов луча. Так положение неспециализированных точек, задаваемое командными рычагами, определяет скорость и направление перемещения аппарата.
Для постоянного контакта колес с почвой лучи роторов амортизированы пружинами. Они кроме этого имеют П-образные вырезы, усиленные вкладышами, разводящие их при качании в пазах ступицы. Величина отклонения наряду с этим задается закладными сегментами.
В то время, когда колесо накатывается, скажем, на камень, то луч ротора, на котором око сидит, поворачивается относительно ступицы ротора на сегментах и в один момент перемещается вместе с ними вверх по пазам ступицы. Наряду с этим сжимается пружина, амортизирующая удар колеса о камень.
Рис. 2. Принципиальная схема «танцующего» автомобиля:
1 — рулевой обруч, 2 — командные рычаги, 3 — корпус автомобиля, 4 — шаровые шарниры, 5 — колесо, 6 — неспециализированная точка осей противолежащих колес, 7 — линия осей колес, 8, 11 — лучи ротора, 9 — скользящий шарнир, 10 — стержень, 12 — шарнир поворота колеса, 13 — тяга, 14 — рычаг, 15 — пара конических шестерен, 16 — электродвигатель, 17 — ротор, 18 — крестовая муфта, 19 — крестовина, 20 — эксцентрик.
Рис. 3. Конструкция ротора:
1 — корпус автомобиля, 2 — силовые элементы корпуса, 3 — пара конических шестерен, 4 — командный рычаг, 5 — корпус ротора, 6 — стержень, 7 — скользящий шарнир, 8 — дно корпуса ротора, 9 — пружина, 10 — луч ротора, 11 — усиливающие вкладыши, 12 — винты М8, 13 — сегмент, 14 — опорные накладки, 15 — донце ступицы, 16 — ступица, 17 — кулисный камень, 18 — заклепка, 19 — тяга, 20 — рычаг, 21 — крестовая муфта, 22 — крестовина, 23 — эксцентрик.
Напоследок мало о том, как возможно еще применять движитель «танцующего» автомобиля.
В случае если скомбинировать его с лыжами, то «Зибан» превратится в маневренный вездеход. Сцепление колес-лыж со снегом громадно, громадна и тяга для того чтобы движителя.
Быть может, что вездеход будет владеть плавучестью за счет лыж, тогда колеса-лыжи обеспечат ему перемещение и по воде со скоростью порядка 100 км/ч.
Высокая маневренность «Зибана» понадобится при механизации погрузочно-разгрузочных работ в тесных, вынужденных помещениях.
На базе «танцующего» автомобиля смогут развиться и новые виды спорта. Чем нехороши, скажем, моторизованные водное поло, футбол либо фигурное катание?
Н. КАЧКО, инженер
Рандомные статьи:
Танцующие машины
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Среди огромного разнообразия вездеходной техники особенный интерес воображает класс плавающих машин-амфибий. Они незаменимы для геологов, изыскательских…
-
Первый микроавтомобиль Мышонок я выстроил для моих детей. Как он удался, читатели Моделиста-конструктора смогут делать выводы, ознакомившись с его…
-
Сейчас человек все стремительней попадает в самые глухие уголки почвы, где не только нет никаких дорог, но и нога исследователя ни при каких…
-
Конструкторы-любители часто приступают к постройке автомобиля, опираясь лишь на интуицию, без каких бы то ни было расчетов. Значительно чаще в…