Слово «мотоблок» вошло в отечественный лексикон недавно. В принципе оно обозначает тот же трактор, лишь выстроенный на базе одноосного шасси и предназначенный для приведения в воздействие сменных навесных и прицепных сельскохозяйственных орудий, а управляемый посредством рычагов идущим позади оператором. В отдельных случаях, в то время, когда мотоблок сочленен с тележкой, он делается транспортным средством и оператор уже не идет, а едет.
Такому определению в полной мере соответствует «Беларусь» МТЗ-05. С ним возможно пахать легкие земли, боронить, окучивать картофель и свеклу, косить травы, перевозить грузы.
При собственной массе 135 кг мотоблок буксирует груженый полуприцеп массой до 500 кг. Годится он и для стационарных работ с приводом от вала отбора мощности.
Но дабы обрабатывать разные культуры, нужно иметь изменяемую колею.
У МТЗ-05 она устанавливается в пределах 450, 600 и 700 мм. Причем радиус поворота мотоблока при мельчайшей из них — 1 м.
Дорожный просвет «Беларуси» — 300 мм, что разрешает не мять обрабатываемые растения и, кстати, преодолевать при необходимости брод такой же глубины.
Конструкция МТЗ-05 очень уникальна. Кочнем с того, что у него нет… рамы.
Остов мотоблока составлен из нескольких корпусов трансмиссии. Сперва муфта сцепления с ручным управлением: она многодисковая и так называемая «мокрая». После этого механическая ступенчатая коробка передач с постоянным зацеплением шестерен. Позже глазная передача с коническими шестернями, имеющими спиральные зубья. Дальше кулачковый самоблокирующийся дифференциал. От него к колесам идут конечные передачи — бортовые одноступенчатые редукторы с цилиндрическими шестернями.
Рис. 1. Мотоблок «Беларусь» МТЗ-05:
1 — бампер с откидной стояночной опорой, 2 — двигатель, 3 — выхлопная труба, 4 — тросик газа, 5 — топливный бак, 6 — поворотная ось, 7 — рулевая колонка, 8 — рычаг переключения передач, 9 — рычаг «вперед — назад», 10 — рычаг газа, 11 — рукоятка управления, 12 — рычаг сцепления, 13 — тросик сцепления, 14 —трубчатая сцепка, 15 — узел навески сельхозорудий, 16 — рычаг включения вала отбора мощности, 17 — пусковая педаль, 18 — колесо 5,90X13, 19 — крепление колеса к промежуточному диску, 20 — крепление промежуточного диска к ступице, 21 — бортовой редуктор, 22 — корпус дифференциала, 23 — вал отбора мощности, 24 — тяга рычага переключения передач, 25 — тяга рычага «вперед — назад».
Спереди к остову пристыкован двигатель УД-15, бензиновый, четырехтактный, карбюраторный, одноцилиндровый, мощностью 5 л. с. и номинальной частотой вращения коленчатого вала 3000 об/мин. Запускается он педалью кикстартера, расположенного на картере справа. Сверху на двигателе укреплена выхлопная труба, снизу — откидная стояночная опора с пружиной.
На крышке корпуса трансмиссии установлены топливный бак емкостью 5 л и рулевая колонка, на рукоятках которой размещены рычаги управления сцеплением, коробкой и газом передач.
Рулевая колонка также уникальна — она поворотная, возможно отклонена вправо либо влево на 15° либо вовсе развернута на 180°. Это сделано чтобы оператор имел возможность идти не за рабочим органом, а сбоку — по целине либо междурядью при перемещении вперед либо за мотоблоком — при заднем ходе.
Высота рукояток регулируется по росту оператора.
Рис. 2. Схема установки колеи.
Сейчас о передачах. Их в МТЗ-05 шесть: четыре вперед (расчетные скорости перемещения 2,1; 3,8; 5,4 и 9,5 км/ч) и две назад (2,5 и 4,5 км/ч). Таковой богатый выбор не случаен: отдельные виды обработки земли требуют как собственного орудия, так и соответствующей скорости.
С чем же агрегатируется мелкий МТЗ? С плугом ПЛ-1 и окучником КО-2, производимыми заводом «Лидсельмаш», бороной БН-90 и культиватором КР-70 Волковысского завода литейного оборудования, полуприцепом ПХ-0,5 производственного объединения Бобруйскферммаш и косилкой КН-1 завода «Гомсельмаш» имени 60-летия Великого Октября.
Для их сочленения с мотоблоком имеется узел навески, а для косилки, трудящейся от вала отбора мощности, — трубчатая сцепка. Скорость вращения хвостовика вала 1 тыс. об/мин.
Рулевая колонка в этом случае поворачивается на 180°, а передачи включаются задние.
Пахать рекомендуется на первой и второй передачах с колеей 600 и 700 мм. Плуг нужно регулировать так, дабы при заданной глубине и ширине захвата он не зарывался в почву и не выскальзывал на поверхность.
При пахоте, культивации, бороновании и окучивании — словом, при энергоемких работах — для предотвращения пробуксовки колес рекомендуется Крепить к их дискам балластные грузы, каковые входят в набор мотоблока. Грузов четыре, масса каждого из них 17 кг.
Давление в шинах должно быть около 0,8 кгс/см2.
Рис. 3. Вероятные положения рулевой колонки и рукояток управления.
При транспортировании полуприцепа, в то время, когда грузы с дисков сняты, давление увеличивают до 1,2 кгс/см2.
«Беларусь» МТЗ-05 в отличие от предшественников уже умело-промышленный пример. Маленькая партия мотоблоков недавно была реализована в Белоруссии через торговую сеть Белкоопсоюза. Земледельцы довольны: микротракторы оказывают помощь им возделывать другие овощи и картофель, заготавливать и перевозить корма.
Не смотря на то, что завод совершенствуетМТЗ-05, нет сомнения в том, что самодеятельные конструкторы, обладатели личных подсобных хозяйств — все, кто собирается механизировать нелегкий земледельческий труд, возьмут на вооружение опыт минских тракторостроителей, воспользуются их уникальными ответами.
Колировать МТЗ вряд ли целесообразно, не каждому это по силам. Да и потребности и вкусы у всех различные.
Основное в том, дабы энтузиасты любительского конструирования заметили, каким возможно мотоблок, отнеслись к его конструкции как к примеру.
А. АЛЕКСАНДРОВ
Рандомные статьи:
МТЗ Трактора на бездорожье! Нынче в поле тракторист, завтра в армии танкист! Подборка
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Трактор с комфортом автомобиля
Я давешний поклонник издания «Моделист-конструктор». Еще в собственные школьные годы занимался авиа- и ракетомоделизмом, изготавливал воздушные змеи….
-
Данный мини-трактор выстроен в домашнем самодеятельном конструкторском бюро Павловых: под управлением главы семейства Валерия Васильевича машину собирали…
-
Мини-трактор, о котором отправится рассказ, — уже третья модификация моей самодельной конструкции, первоначально выполненной как мотоблок и выстроенной…
-
(Продолжение. Начало в № 8’02) ПЕРЕДНИЙ МОСТ — с колесами от автомобиля УАЗ. Балансир моста изготовлен из металлической трубы сечением 80x80x6 мм, к…