С течением времени интерес к веломобилям — этому экологически чистому и нужному для здоровья виду транспорта — то затухает, то разгорается с новой силой, но ни при каких обстоятельствах не проходит. Его поклонники уверены в том, что со времени изобретения самобеглой коляски И.П.Кулибиным эта педальная машина взяла громаднейшее развитие в последние 30 лет: было создано много занимательных автомобилей (по большей части конструкторами-любителями).
Но машины в городах вытеснили веломобили и велосипеды с улиц в помещения, «перевоплотив» и те и другие в тренажеры. Оно и ясно: так как автомобиль оказывает помощь человеку скоро преодолевать громадные расстояния, экономя ему время (но, скажем прямо — вредит его здоровью). И до тех пор пока большая часть людей отдают автомобилю предпочтение — уж весьма быстро в наш век развиваются события.
Но кроме того самые азартные гонки когда-то прекращаются и настает время передышки Как мне думается, некая «автомобильная» передышка наблюдалась у нас в конце 80-х — начале 90-х годов прошедшего столетия. Именно на данный период пришелся «массовое» увлечение и расцвет людей веломобилем. На них соревновались устраивали пробеги и походы, в их честь проводились слёты и смотры
Предлагаемый вниманию читателей издания «Моделист-конструктор» веломобиль был создан (создан и изготовлен) именно в конце того благоприятного периода в кружке «Велоконструирование» станции юных техников (СЮТ) г. Заводоуковска Тюменской области наровне с вело- и снегокатами. Веломобиль предназначался для долгих тренировочных и прогулочных поездок как по асфальтовым, так и по проселочным дорогам.
Тренировочно-прогулочный веломобиль:
1 — тумблер скоростей (от спортивного велосипеда); 2 — заднее колесо (от спортивного велосипеда); 3 — многоскоростной блок звездочек (от спортивного велосипеда); 4 — амортизатор (2 шт.); 5 — рама; 6 — тормоз; 7 — тормозной рычаг (2 шт.); 8 — переднее колесо (от велосипеда «Школьник»); 9 — приводная цепь (велосипедная, t=12,75); 10 — ведущая звездочка (от дорожного велосипеда); 11 — рулевая тяга (2 шт.); 12 — педальный узел (от дорожного велосипеда); 13 — рулевой рычаг (от спортивного велосипеда); 14 — пружина передней подвески (от клапанов двигателя автомобиля МАЗ); 15 — сиденье.
Рама веломобиля и подвеска заднего колеса:
1 — корпус поворотного кулака (труба O22, 2 шт.); 2 — балка передних колес (труба O22); 3 — маленький лонжерон (труба O25, 2 шт.); 4 — косынка (металлической лист s2, 4 шт.); 5 — долгий лонжерон (труба O25, 2шт.); 6 — подкос (труба O15, 2 шт.); 7 — ушко крепления задней вилки (металлической лист s3, 2 шт.); 8 — рамка спинки сиденья (труба O22); 9 — ушко крепления спинки сиденья (металлической лист s2, 2 шт.); 10 — корпус каретки педального узла (труба O28); 11 — консольная стойка педального узла (труба O28); 12 — передняя поперечина (труба O25); 13 — ушко крепления сиденья (металлической лист s2, 2 шт.); 14 — задняя поперечина (труба O20); 15 — перемычка задней вилки (труба O20); 16 — перо задней вилки (труба O20, 2 шт.); 17 — задний амортизатор (2 шт.); 18 — ушки крепления задних амортизаторов (металлической лист s3, 2 шт.).
Изготовлена машина с применением узлов и комплектующих деталей от велосипеда и спортивных велосипедов «Школьник».
Ключевые принципы, заложенные в конструкцию, общеизвестны и испытаны, но мы и стремились к тому, дабы веломобиль был надежным и эргономичным.
Машина трехколесная: два передних колеса — управляемые, а одно заднее — ведущее, оно побольше диаметром. Управляется посредством самодельных рулевых рычагов, поворотных кулаков и тяг.
Подвески всех колес — активные мягкие: передних — на пружинах, а заднего — на амортизаторах.
Рама веломобиля — сварная, изготовлена из тонкостенных круглых труб. Сиденье — эргономичное, полулежачее, на раме закреплено жестко.
Тормоз — клещевого типа, его привод — лишь на заднее колесо.
Передние колеса с наружным диаметром шин 500 мм использованы от детского велосипеда «Школьник», но претерпели доработку — в них были установлены новые, более долгие втулки.
Помимо этого, во втулках штатные подшипники заменены на радиальные стандартные серии 180202. В подвеске колес были использованы пружины от клапанов двигателя автомобиля МАЗ.
Заднее колесо с наружным диаметром шины 750 мм — от спортивного велосипеда доработанное.
У него удлинена муфтой втулка и изготовлена новая соответствующая ось.
Веломобиль — многоскоростной. Его ведущая звездочка расположена на консольной стойке вынесенной вперед рамы.
его крепление и Конструкция сиденья к раме:
1 — капроновый чехол; 2 — поперечина рамы; 3 — ушко; 4 — болт М5; 5 — база сиденья (дюралюминий, лист s2); 6 — пеноуретановая подкладка.
База сиденья — изогнутый и «выколоченный» дюралюминиевый 2-мм лист, прикрепленный конкретно к раме.
Он оклеен сверху поролоном и обтянут броским капроновым чехлом. Рамка спинки сиденья помогает одновременно опорной стойкой амортизаторов задней подвески.
Опробования продемонстрировали, что веломобиль, в неспециализированном-то, оправдал возлагавшиеся на него надежды — конструкция была надежной, достаточно удобной и скоростной.
Веломобиль эксплуатировался в течение двух сезонов — любой с весны до осени. Это были и скоростные заезды по ровной автостраде, и деловые визиты в муниципальном (возможно сообщить, рискованном) режиме, и загородные долгие прогулки по пересеченной местности.
Само собой разумеется, были у веломобиля и недочёты.
В первую очередь это относится приводной цепи — она была через чур долгой и потребовала промежуточного натяжителя-направителя, для чего в ходе эксплуатации установлен особый ролик.
Поворотный кулак рулевого управления (2 шт.):
1 — рулевая тяга (металлическая полоса); 2 — ось (болт М6х25); 3 — передняя балка; 4 — ось поворотного кулака (болт M10x125); 5 — гайка М10 со шплинтом O2; 6 — скоба (металлическая полоса); 7 — пружина; 8 — медная втулка (2 шт.); 9 — корпус кулака (труба 22); 10 — спица колеса; 11 — спицевый фланец (2 шт.); 12 — корпус втулки колеса; 13 — ось переднего колеса; 14 — подшипник 202 (2 шт.); 15 — гайка М12; 16 — шплинт O3; 17 — шайба (2 шт.).
Втулка заднего колеса:
1 — распорная втулка; 2 — каретка блока звездочек; 3 — удлинительная муфта; 4 — штатная втулка (разрезана); 5 — спицевой фланец (2 шт.); 6 — конус затяжки подшипника; 7- шайба (2 шт.); 8 — гайка М10; 9 — удлиненная ось.
Еще один минус — отсутствие крыльев на колесах и крыши над головой, что снижало комфортности езды. И в случае если первое сказывалось только в нехорошую погоду, то крыша понадобилась бы и при солнце.
Часто появлялась и необходимость в багажнике, в особенности в деловых визитах по городу и при долгих прогулках вне его. Дооборудовать ими веломобиль было несложно, но они утяжелили бы машину и увеличили лобовое сопротивление.
Второй минус, и, на мой взор, достаточно значительный, — трехколейность.
И в случае если на хорошем шоссе это фактически не ощущалось, то наличие выбоин в асфальте либо ям и кочек на грунтовой дороге существенно усложняло их объезд.
В итоге веломобиль был разобран (но не столько из-за его несовершенства, сколько из-за нехватки места для его хранения), а детали и узлы применяли потом для других конструкций.
А.
МАТВЕЙЧУК, г. Заводоуковск, Тюменская обл.
Рандомные статьи:
ВелотрициклРычажый приводНет цепиНет звёздочекПредельно просто, но не примитивно
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Раму двухместной автомобили, взявшей наименование Мышонок, сварил из тонкостенных металлических труб. Передний мост (рис. 3) собрал из балки, двух…
-
В «М-К» № 3 за прошедший год в качестве анонса была опубликована маленькая заметка об этом тракторе. Как сообщалось, трактор я собрал в 2010 году, и не…
-
Мини-мокики постоянно пользуются у мальчишек громадным успехом. И неспроста! Маленькие габариты, экономичность, современный внешний вид, красивые ходовые…
-
«Групасс» деловой и спортивный
В большинстве случаев, конструкции веломобилей, изготавливаемых самодельщиками, соответствуют области их применения. Другими словами в случае если…