Не так довольно часто, к сожалению, на страницах издания видятся описания самодельных конструкций, превосходящих сегодняшний уровень серийной русском, а тем более западной техники. И это ясно: так как делают такие любительские автомобили, в большинстве случаев, в сарае либо гараже, где целый станочный парк складывается из сварочного аппарата и электродрели.
Но вот вездеход из села Сермене-во, что в Башкортостане, сделанный Хадисом Шагалиевичем Шагалиным и его сыновьями, на мой взор, по многим параметрам превосходит подобные автомобили отечественного авто-тракторопрома.
Вездеход собран преимущественно из узлов и серийных агрегатов разных машин и сельскохозяйственной техники. Ее, разукомплектованной, еще большое количество осталось на технокладбищах в закинутых оврагах и карьерах русском глубинки; до нее нет дела кроме того Вторчермету. Принципиально важно то, что все эти разномастные, но качественные механизмы удачно скомпонованы в одной конструкции и трудятся в ней весьма слаженно.
Это наводит на идея: стоит ли иногда отечественным инженерам биться над созданием персональных агрегатов для каждой новой автомобили. Не несложнее ли приспособить для нее подходящий и испытанный агрегат, пускай кроме того от второй конструкции.
Вездеход имеет несложную раму, складывающуюся из двух продольных лонжеронов, выполненных из швеллера № 16а, и пяти поперечных балок. в первых рядах расстояние между лонжеронами 700, а позади720 мм.
При комплектовании вездехода двигателем самодеятельные конструкторы поднялись перед выбором: установить бензиновый (волговский либо уазовский) либо дизельный? Выбор пал на дизель Д-37 от трактора Т-40 (четырехтактный, четырехцилиндровый, рабочим количеством 4,2 л и мощностью 40 л.с. при 1600 об/мин).
Вездеход-трактор:
1двигатель (Д-37 от трактора Т-40); 2колесо (18 от автомобиля ГАЗ-66,4 шт.); 3продольная рулевая тяга (от трактора Беларусь); 4карданный вал привода переднего моста; 5рулевая сошка (от трактора Беларусь); 6механизм включения привода переднего моста; 7раздаточная коробка (редуктор от кормоуборочного комбайна); 8прицепное сельскохозяйственное орудие (плуг) либо транспортная тележка грузоподъемностью 4,5 т; 9 рычаги навесного оборудования; 10топливный бак (от трактора ДТ-75); 11кабина (от трактораТ-4); 12выхлопная труба-глушитель; 13шкворень подвески переднего моста (сталь, круг d40); 14 передний мост (от автомобиля ГАЗ-66, укороченный); 15кронштейн подвески переднего моста (сталь, лист s16); 16рычаг рулевого механизма (от трактора.Беларусь). капот и Буфер рамы не продемонстрированы
С мостами таковой неприятности не стояло, не смотря на то, что выбор также был: забрать их от уазика либо от ГАЗ-66? Но потому, что на машину предполагалась установка колес громадного диаметра для обеспечения лучшей проходимости, отуазовского шасси сходу отказалисьбыло опасение, что при преодолении обычного распутья они смогут и не выдержать нагрузок.
Мосты же от ГАЗ-66 (с кулачковыми дифференциалами повышенного трения, дорожным просветом более 300 мм, централизованной пневматической совокупностью трансформации давления в шинах колес диаметром 18”, прекрасно развитыми грунтозацепами) подошли для вездехода идеально. К тому же эти мосты испытаны и надежны, а для езды по проселкам на них возможно установить колеса и еще большего диаметра (20)от ЗИЛ-131 Урал, как это делают на военном варианте газовского Садко.
Исходя из этого я не удивился, в то время, когда прочёл на страницах какого-либо автомобильного издания статью о Дикой ГАЗели, на которой для эксплуатации в тяжелых дорожных условиях также применены мосты от ГАЗ-66. Большим преимуществом явилось да и то, что старенький шестьдесят шестой возможно было купить за чисто ничтожную стоимость. Единственный недочёт
большая масса: 345 кг у переднего моста, 253у заднего и 108 кгу каждого колеса (вместе с тормозным барабаном)плата за возможность и надёжность передвигаться по распутью.
Задний мост закреплен на раме жестко, при помощи четырех стремянок и уголков, передний имеет хорошую для колесных тракторов балансировочную шкворневую подвеску. Для этого к нему сверху привернут болтами М16 кронштейн, сваренный из металлического страницы толщиной 16 мм. Шкворень диаметром 40 мм.
Оба моста укороченные, имеют однообразную колею 1440 мм. После этого половинки моста перед сваркой состыковывались и центрировались посредством трубы, совершенно верно подобранной по внутренним диаметрам финишей чул-ков моста. Передний мост сокращался лишь со стороны более долгого чулка, и расстояние между его фланцами составило 835 мм, а редуктор расположился совершенно верно посередине.
Шасси, трансмиссия и двигатель:
1двигатель; 2шкворень подвески переднего моста; 3передняя поперечная балка; 4буфер (от автомобиля ГАЗ-66); 5кронштейн подвески переднего моста; 6 передний мост; 7карданный вал привода переднего моста; 8механизм включения привода переднего моста; 9крестовина (5 шт.); 10фланцевая муфта (5 шт.); 11 навесная совокупность (раздельно-агрегатная); 12раздаточная коробка; 13промежуточный карданный вал; 14 коробка перемены передач (от автомобиля ЗИЛ-130); 15корзина сцепления (от автомобиля ЗИЛ-130). их ступицы и Правые колеса не продемонстрированы
Такая переделка моста разрешает на месте бывшей долгой оси применять стандартную маленькую, в случае если удастся такую раздобыть. В случае если же нет, то нужно будет укорачивать долгую полуось. Для этого от нее отрезается шарнирная (у заднейступичная) часть, а шлицевая обрезается в размер; на токарном станке готовится стыковочное сопряжение.
После этого обе части полуосей соединяются, центруются и свариваются.
Трансмиссия вездехода: корзина сцепления, коробка перемены передач (КПП)от автомобиля ЗИЛ. Для монтажа корзины сцепления с двигателя был снят полукартер маховика и на его место установлена металлическая 8-мм пластина. Для монтажа КПП из 10-мм металлической пластины был изготовлен диск наружным диаметром 370 мм с проточкой на 317 мм.
Работа по монтажу агрегатов трансмиссии намного упростится, в случае если применять кожух маховика от сварочного дизель-генератора с двигателем Д-37.
С КПП крутящий момент через маленький карданный вал передается на первичный вал раздаточной коробки. В качестве коробки приспособлен редуктор кормоуборочного комбайна стремя однообразными цилиндрическими шестернями (однапаразитная), исходя из этого его передаточное отношение равняется единице. Коробка смонтирована на раме так, что оси всех ее валов находятся в плоскости симметрии автомобили.
Один финиш выходного вала раздаточной коробки жестко, через фланцевую муфту, соединен с задним мостом. От другого финиша вала через промежуточный механизм включения идет привод на передний мост. Корпус механизма, изготовленный из металлической трубы наружным длиной 120 и диаметром 300 мм, жестко закреплен на раме вездехода, ее управление находится на полу кабины.
Базой механизма являются два соосных вала. Первичный вращается в двух подшипниках. Опорой вторичного вала являются один бронзовая втулка и подшипник, запрессованная в торцевое гнездо первичного вала. На обоих финишах каждого вала имеются шлицы. На наружных закреплены фланцы, а по внутренним шлицам перемещается насаженная на них по скользящей посадке шлицевая муфта включения (отключения) переднего моста.
Управление муфтой осуществляется рычагом, установленным на полу кабины посредством вилки.
Кабина вездехода от трактора Т-4, трехлистная и достаточно комфортная, снабжена магнитолой и отопителем. Позади кабины установлен топливный бак на 180 л от трактора ДТ-75.
Механизм рулевого управления вместе с продольной тягой от ветхого трактора Беларусь смонтирован без трансформаций. Поперечная рулевая тяга использована от автомобиля ГАЗ-66, укорочена.
Электрооборудованиеот трактора Т-40, аккумуляторная батарея на 180 ампер/часов.
Механизм включення/выключення привода переднего моста:
1фланец (2 шт.); 2крышка корпуса (2 шт.); 3корпус (сталь, труба 120×20); 4 подшипник 208 (3 шт.); 5тумблер; 6винт М6 (8 шт.); 7винт М10 крепления фланца (2 шт.); 8вторичный вал; 9муфта включения; 10подшипник скольжения; 11распорная втулка; 12первичный вал
Раздаточная коробка:
1корпус; 2входной вал; 3промежуточный вал; 4выходной вал; 5фланец (3 шт.); 6манжета (3 шт.); 7подшипник 206 (6 шт.); 8крышка подшипника (3 шт.); 9заглушка (3 шт.); 10шестерня (3 шт.)
Перед тем как приступить к конструированию вездехода, его создатели определили, что наряду с работой по транспортировке грузов не последней его задачей будет обработка почвы, и оборудовали его навесной совокупной совокупностью от Т-40. (При ориентировании по большей части на транспортные работы направляться сохранить рессорные подвески мостов и покинуть без трансформаций колею ГАЗ-66.) Посредством совокупной совокупности возможно навесить на машину двухлемешный плуг либо другие нужные сельскохозяйственные орудия. Для транспортировки грузов самая подходящей будет стандартная двухосная тракторная тележка грузоподъемностью 4,5 тонны.
Была еще одна обстоятельство сделать вездеход в тракторном варианте: на данный момент осуществить регистрацию самодельной транспортной техники в тракторной инспекции все-таки несложнее, чем в ГИБДД. Наряду с этим на скорость вездехода накладывается ограничениене более 55 км/час. Эта же скорость на хорошей дороге есть и крейсерской.
П.КОПЬЕВ, г. Белорецк, Башкортостан
Рандомные статьи:
Вездеход \
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Глубокоуважаемая редакция издания Моделист-конструктор. Ваш издание я просматриваю с 1988 года (мне на данный момент 33 года). По профессии я слесарь,…
-
При проектировании этого вездехода, конструктор-любитель Л. Антохов из г. Кириши Рязанской области стремился сделать всесезонную, надёжную и…
-
История создания вездехода достаточно продолжительная. Сперва начал приспосабливать для передвижения по отечественному распутью «Ниву-2121» — поставил её…
-
Зимняя рыбалка — занятие для самых стойких. Попытайтесь-ка на морозе просидеть весь день у лунки — тут не спасет ни тулуп, ни палатка, ни…