«Восход»-снегоход

Идея о снегоходе показалась у меня сразу же, когда я переехал жить в поселок Белушье Ненецкого независимого округа. Большинство года тут зима. А в почете таковой транспорт, что способен перевозить людей и грузы по распутью.

Снегоход я решил сделать из мотоцикла «Восход-3», что приобрел, дабы летом применять его по прямому назначению. Исходя из этого в самой конструкции мотоцикла поменял лишь ходовую часть.

Замечая езду «Буранов», с легкостью преодолевающих снежные препятствия, решил остановиться не на широкопрофильных колесах для собственной автомобили, а на гусенице.

Помимо этого, мне хотелось сделать снегоход, применяя как возможно больше деталей и узлов заводского изготовления. Исходя из этого и применил узлы ходовой части «Бурана»: опорно-поворотную переднюю лыжу, половину движителя, включающую в себя одну резинотканевую гусеницу с тремя балансировочными тележками, и боковые лыжи от снегохода «Лайка» для обеспечения большей устойчивости и четыре натяжных болта от двигателя ЯАЗ-204.

База движителя — рама, сваренная из уголка 25×25 мм.

Размеры ее всецело согласуются с размерами окружающих и гусеницы ее конструктивных элементов: ведущего и направляющего вала, балансировочных тележек, боковых лыж, каковые фиксируются на раме болтами. К ней же тяговым крюком цепляется и грузовой прицеп.

Сама рама крепится к мотоциклу в трех точках — наподобие маятника.

Две точки — это задние амортизаторы (рис. 1), а третья — шарнир, складывающийся из соединенных болтом отрезка трубы, приваренного к раме мотоцикла, и поперечной перекладины рамы движителя (рис. 2 и 3).

Рис. 1. Неспециализированный вид снегохода:

1 — задние амортизаторы, 2 — болт натяжения цепи, 3 — задняя перекладина, 4 — рама движителя, 5 — гусеница, 6 — тянущие звездочки, 7 — приводная звездочка ведущего вала, 8 — один из опорных катков, 9 — кронштейны балансировочных тележек, 10 — упорный болт натяжения цепи, 11 — точка подвески глушителя на подножке водителя.

Рис. 2. Рама движителя:

1 — продольные силовые элементы, 2 — поперечная перекладина, 3 — уголковые кронштейны, 4 — болты натяжения цепи, 5 — петли крепления рамы к мотоциклу, 6 — петли крепления задних амортизаторов, 7 — пластины подвески ведущего вала, 8 — поперечные силовые элементы, 9 — текстолитовые бруски, 10 — левые кронштейны крепления балансировочных тележек, 11 — левые кронштейны крепления боковой лыжи, 12 — болты натяжения гусеницы, 13 — пазы, 14 — П-образные направляющие.

«Восход»-снегоход

Рис. 3. Механизм натяжения цепи:

1 — рама мотоцикла, 2 — подножка водителя, 3 — болт крепления рамы движителя на мотоцикле, 4 — поперечная перекладина, 5 — левый уголковый кронштейн, 6 — болт натяжения цепи, 7 — рама движителя.

Ведущий вал движителя, передающий крутящий момент гусенице, находится в задней части рамы. Возможно было бы установить его и в передней, как на «Буране»: сократилась бы протяженность цепи от ведущей звездочки промежуточного вала. Но тогда всю раму было нужно бы оттянуть пара назад, что привело бы к уменьшению просвета между гусеницей и рамой мотоцикла, к их обоюдному трению. В конечном итоге высота снегохода увеличилась бы, а устойчивость его ухудшилась.

Корпуса подшипников ведущего вала движителя опираются на железные пластины, прикрепленные к силовым элементам рамы (рис. 2). Подобно установлен в передней части рамы и направляющий вал. Лишь тут корпуса подшипников находятся в так называемых балансирах — подвижных каретках, каковые смогут перемещаться на протяжении рамы под действием натяжных болтов в П-образных направляющих (рис. 4). Это сделано чтобы натягивать слабую по каким-либо обстоятельствам гусеницу.

Балансировочные тележки к раме движителя крепятся болтами, любая к двум кронштейнам, как на «Буране». Причем громаднейшая высота у передних кронштейнов. Так, рама движителя немного поднята спереди, что положительно отражается на работе гусеницы.

Кронштейны изготовлены из уголков разных размеров, помимо этого, с целью достижения нужного уклона рамы я подкладывал под них бруски текстолита.

Рис. 4. Механизм нагяжения гусеницы:

1 — рама движителя, 2 — направляющий вал, 3 — П-образная направляющая, 4 — подвижная каретка гусеницы, 5 — передний узел крепления боковой лыжи, 6 — болт натяжения гусеницы.

Рис. 5. Установка промежуточного вала:

1 — рама мотоцикла, 2 — кронштейн промежуточного вала, 3 — корпус подшипника, 4 — промежуточный вал, 5 — правая звездочка, 6 — упорный болт натяжения цепи, 7 — приводная звездочка ведущего вала.

Для передачи крутящего момента от коробки перемены передач гусенице использован промежуточный вал, жестко установленный нa раме мотоцикла (рис. 5). Корпуса подшипников вала приварены к уголковым кронштейнам рамы. На левом финише этого вала звездочка насажена на шлицы и цепью соединена с коробкой передач.

На правом его финише нарезать шлицы я не смог, исходя из этого правую звездочку было нужно укрепить следующим образом. Придал посадочному месту форму шестигранника, насадил звездочку и зафиксировал ее гайкой.

Натяжного устройства цепи от коробки передач до промежуточного вала нет.

А на участке от вала до гусеницы цепь натягивается перемещением всей рамы движителя относительно мотоцикла. На ней предусмотрены уголковые кронштейны с болтами и поперечная перекладина, которая связана с рамой мотоцикла. Справа перекладина и кронштейн соединены болтом упора, а слева — болтом натяжения.

Опорно-поворотная лыжа от снегохода «Буран» прикреплена к вилке мотоцикла двумя железными кронштейнами с вверенной между ними металлической трубой-проставкой (рис.

6). В трубу запрессована латунная втулка для оси переднего колеса мотоцикла. К рессоре лыжи кронштейны крепятся четырьмя болтами, и вся подвеска вольно поворачивается около оси, что разрешает удачно преодолевать неровности дороги.

Рис. 6. Подвеска опорно-поворотной лыжи:

1 — лыжа, 2 — болты, 3 — кронштейны, 4 — проставка, 5 — передняя вилка мотоцикла.

Боковые лыжи от снегохода «Лайка» жестко прикреплены болтами к кронштейнам рамы движителя.

Они помогают дополнительной опорой, повышающей устойчивость автомобили. Над ними расположены глушители, каковые я навесил на подножки водителя, нарезав на них резьбу М12.

Радиус разворота у моего снегохода оказался около двух метров, что разрешает на громадной скорости легко маневрировать кроме того в лесу между деревьями. Но отсутствие заднего хода формирует определенное неудобство, и снегоход время от времени приходится разворачивать вручную.

Мне доводилось перевозить на нем трех багаж и человек — снегоход шел прекрасно, действительно, на пониженных передачах — второй либо третьей, в зависимости от обстановки. Буксировал кроме этого на прицепе лыжные сани.

Собственный снегоход я строил, как говорится, на коленке, из первых лопавшихся материалов, поскольку выбор их тут, в заполярном поселке, прямо скажем, ограничен.

Исходя из этого снаружи он оказался пара угловатым, и я собирается еще поработать над ним: добавить вторую гусеницу, продумать смазку целей и кое-какие подробности наружного оформления,

В. ГРЕК, п. Белушье, Ненецкий АО

Рандомные статьи:

снегоход восход СКЛ


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Снегоход «моржонок»

    Эта машина спроектирована и выстроена юными умельцами и ДЮТ Горьковского авиазавода им. С. Орджоникидзе под управлением педагога Л. Н. Писаревского….

  • Летом — мотоцикл, зимой — снегоход

    Все более широкое использование находит сейчас снегоходная техника. самодеятельные умельцы и Промышленность создают различные конструкции автомобилей,…

  • Снегоход первый, но — удачный

    Создатель этого материала — школьник из далекого сибирского города. В то время, когда редакция взяла его письмо с описанием выстроенного им…

  • Снегоход «снегирь»

    Вспоминая историю создания снегохода, понял, как давно началось моё увлечение конструированием техники. Ещё по юности (а на данный момент я уже…