«Звезда» из арсеньева

Письмо, полученное публичным конструкторским бюро «М-К» из Приморского края, из далекого города Арсеньева, выяснилось вдвойне приятным. Во-первых, оно информировало, что у ОКБ «М-К» показался еще один филиал — при Арсеньевском машиностроительном техникуме, где создано собственный ОКБ, которым командует старший учитель Аркадий Егорович Яковлев. Во-вторых, оно знакомило с увлекательной разработкой арсеньевцев — трехцилиндровым двигателем уникальной конструкции.

Аркадий Егорович говорит: «В свое время личное знакомство с громадным энтузиастом технического творчества Львом Александровичем Комаровым — создателем самолета «Кроха» — начало любительское конструированиев отечественном техникуме. Как раз Лев Александрович на личном примере продемонстрировал молодежи, что при достаточной инициативе, изобретательности и трудолюбии возможно не только создать сложную конструкцию на бумаге, но и самостоятельно воплотить ее в металле.

Л. А. Комаров дал отечественному ОКБ и главное направление в работе: в первую очередь нужно создать сердце автомобили — двигатель, а после этого и саму машину.

Для первой автомобили «сердце» было обнаружено относительно легко: два подвесных лодочных мотора «Вихрь». Под руководством Л. А. Комарова была выстроена первая отечественная моторная лодка.

Ее спуск на испытания и воду привлекли в ОКБ новый актив».

Рис. 1. детали двигателя и Общий вид:

1 — цилиндры (от мотоцикла «ИЖ-П», 3 шт.), 2 — картер (изготовляется самостоятельно), 3 — втулка винта, 4 — магнето, 5 — крышка, 6 — всасывающий коллектор, 7 — шатун(от мотоцикла «ИЖ-П», 3 шт.), 8 — щеки коленвала (от мотоцикла «ИЖ-П», 6 шт.), 9 — поршень (от мотоцикла «ИЖ-П», 3 шт.), 10 — хвостовик коленвала, вращающий магнето.

Работа в ОКБ захватила многих обучающихся профтехучилища, причем не помешала, как в начале многие думали, учебе, а, напротив, содействовала лучшему усвоению и более важному, вдумчивому подходу к проработке учебного материала В один момент с теорией она дает возможность приобрести последовательность практических навыков, увеличить круг знаний по многим вопросам, каковые на большом растоянии выходят за пределы учебной программы и содействуют увеличению неспециализированной техническом подготовки обучающихся.

За пара лет в ОКБ сконструировано, выстроено и уже частично испытано большое количество занимательных автомобилей: аэросани, созданные по трехлыжной и четырехлыжной схемам, скутер, две моторные лодки, моторный планер.

В стадии завершения находится легкий двухместный самолет с Т-образным поворотным стабилизатором, строится одноместный автожир, кроме этого уникальной конструкции.

Но основное достижение арсеньевского ОКБ — создание трехцилиндрового двигателя «Я-1М». При его постройке была поставлена серьёзная задача: максимально применять подробности, производимые индустрией и имеющиеся в продаже в магазинах.

Для холодной обкатки двигателя и для воздушного винта и отработки систем члены ОКБ собрали два особых стенда.

В один момент была создана выстроена первая конструкция аэросаней, на которой двигатель прошел ходовые опробования. Они продемонстрировали прекрасные результаты.

«Мы вычисляем, — говорит Аркадии Егорович, — что данный двигатель создан в одном из филиалов ОКБ «М-К», другими словами в ОКБ издания «Моделист-конструктор», которому отечественный коллектив многим обязан».

Думается, что двигатель из Арсеньева заинтересует многих читателей издания и тем, что собран преимущественно из нормализованных узлов, и тем, что он универсален: может употребляться на самых различных транспортных средствах — от катеров до автожиров, аэросаней, АВП и второй вездеходной техники.

«Звезда» из арсеньева

Рис.

2. Коленчатый вал двигателя в сборе:

1 — хвостовик вала с конусом под втулку воздушного винта, 2 — шпонка, 3 — роликовый опорный подшипник № 2206, 4 — корпус подшипника, 5 — шариковый упорный подшипник № 8207,6 — 10 —15 —17 — роликовые опорные подшипники № 2207, 7 — щека коленвала, 8 — палец шатуна, 9 — шатун, 11 — вал привода магнето, 12 — сальник (войлок прессованный), 13—16 — промежуточные шейки коленвала, 18 — носок коленчатого вала.

Что же является двигателем«Я-1М»?

Это двухтактный мотор, имеющий три цилиндра, размещение которых — рядная звезда, с относительным углом между ними — 120°, и с продольным смещением — 90 мм (рис. 1). Цилиндры воздушного охлаждения забраны от мотоциклетного двигателя «ИЖ-П».

Вероятен вариант с цилиндрами и от пускового тракторного двигателя «ПД-10», с водяным охлаждением — для катеров любительской постройки. От него же подходят поршни, кольца и шатуны с пальцами. Коленчатый вал «Я-1М» (рис. 2) собран из трех коленчатых валов все того же двигателя «ПД-10», заменены только коренные шейки — они изготовлены заново из стали 30ХГСА.

Для облегчения маховики коленчатого вала протачиваются до O139, а по высоте, с наружной стороны до 23 мм любой. Это в один момент разрешает уменьшить и габариты двигателя. Его балансировка наряду с этим не нарушаетс я.

Наличие воздушного винта и маховиков коленчатого вала разрешает не устанавливать какой-либо дополнительный маховик, что кроме этого экономит вес.

Картер двигателя изготавливается заново (рис. 3). Он бывает отлит в любой мастерской либо кузнице. Материалом для него помогают алюминиевые сплавы АЛ-9, ВАЛ-5 либо ветхие поршни, картеры и т. п. Отливка производится по древесной модели в земляную форму.

Картер складывается из двух половин — правой и левой. Они не взаимозаменяемы.

Между ними ставится герметизирующая прокладка на краске, и половины стягиваются между собой 8-мм болтами с гайками. Под последние устанавливаются пружинные шайбы.

Внутренние перегородки по коренным подшипникам коленчатого вала разделяют картер по числу цилиндров на три отсека.

В них происходит предварительное сжатие горючей смеси, улучшающее наполнение цилиндра.

Рис. 3. Картер двигателя:

1 — фланец картера, 2 — стяжной болт, 3, 6 — основания цилиндров, 4 — 5, 7 — приливы для болта крепления; вид «А» показывает обоюдное размещение цилиндров на картере.

Герметичность отсеков достигается установкой рядом с опорным подшипником медных вкладышей с войлочным сальниковым уплотнением.

Они разрезные, складываются из двух половинок, соединенных металлическим пружинным кольцом. Оно вставляется в канавку, проточенную по наружной поверхности вкладыша. Сальниковое уплотнение поставлено вместо манжетного.

Совокупность питания двигателя горючим на аэросанях складывается из топливного бака, установленного в носовой части автомобили, бензинового насоса от лодочного подвесного мотора «Москва», трубопроводов, подводящих горючее к карбюратору, и всасывающего коллектора.

Карбюратор забран от двигателя «ИЖ-П» — один на все три цилиндра. Всасывающий патрубок сварен из металлических труб O 22X20.

Горючее — смесь бензина А-72 с добавлением автола 10 в пропорции 1:20.

Зажигание было выполнено в двух вариантах — батарейное и с установкой авиационного магнето, типа «М-9-35», заимствованного с двигателя «АИ-14 РФ».

В магнето поменяно передаточное отношение и добавлена одна пара полюсов на якоре. У кулачкового вала прерывателя из 9 кулачков (применяемых на двигателе «АИ-14 РФ») покинуты лишь три, смещенные относительно друг друга на 120°.

Порядок работы цилиндров двигателя: 1—3—2.

Двигатель развивает мощность 52 л. с. при 4200 об/мин. Вес его в сборе — с магнето, воздушным винтом и аэросанной моторной рамой — 60 кг.

Древесный воздушный винт (для аэросаней) O1500 мм закреплен на втулке винта, установленной на конусном хвостовике коленчатого вала. Втулка винта посажена на шпонку и крепится особой гайкой, контрящейся шплинтом.

Вес воздушного винта, заменяющего частично маховики, — 4,5 кг. На расчетных оборотах винт развивает тяговое упрочнение, равное 96 кг.

Двигатель экспонировался на выставке достижений народного хозяйства в городе Арсеньеве.

И. ЮВЕНАЛЬЕВ, инженер

Рандомные статьи:

В Арсеньеве появилась своя кремлевская звезда


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Как сделать звезду своими руками

    Содержание: Пятиконечная звезда Объемная восьмиконечная звезда Звезда 3D Маленькая выпуклая звезда Оригами-звезда Звезда из книжных страниц Новогодняя…

  • Eve online: через тернии к звездам

    EVE Online: через тернии к звездам EVE Online: через тернии к звездам История самой неповторимой MMORPG Авторы: Олег mindw0rk Чебенеев, Алена Ермилова,…

  • Великая отечественная война. лето 41-го. (звезда 6134)

    Настольная игра по ВОВ от Звезды. Великая Отечественная война. Лето 41-го. (6134) Громадный стартовый комплект военно-исторической настольной игры…

  • Звезда игрушки

    Модели, игрушки, настольные игры Звезда Звезда — русский производитель сборных моделей, настольных игр. Игрушки Звезда привычны многим — по большей…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.