Адрес — стройплощадка

На строительных площадках Байкало-Камаза и Амурской магистрали, на громадных и малых ударных комсомольских — везде смогут применяеться разнообразные механические ассистенты, созданные новаторами строек и продемонстрированные сравнительно не так давно на Выставке достижений народного хозяйства СССР.

Тут была организована межотраслевая тематическая выставка «Малая механизация в строительных работах», на которой демонстрировались много всевозможных ручных автомобилей, устройств и несложных приспособлений.

Использование их не просто снижает долю ручного труда на стройках, но и многократно повышает производительность работ, существенно усиливает уровень качества, повышает культуру производства.

Кое-какие из экспонатов данной увлекательной выставки мы предлагаем вниманию молодых новаторов строек, участников НТТМ.

ТРУДИТСЯ ВЫСТРЕЛ

Говорят, что в то время, когда первый в Киевской Руси строитель задумал соорудить жилище, он стянул совместно вершины трех ближайших деревьев — «строил» их, из этого и пошло само слово «строить», — и на данный, как сообщили бы сейчас, несущий каркас навесил «панели» — лапы хвойных деревьев. Такие стенки легко проходил полностью кроме того ветер.

В отечественные же дни, в то время, когда одно из землетрясений в Японии повалило современные многоэтажные дома, они лежали целехонькими коробками, как будто бы кубики, развёрнутые на другой бок.

Такую прочность принес в постройку железобетон, пришедший на смену кирпичу и дереву.

Но та же самая прочность оборачивается против строителя, в то время, когда нужно, скажем, пробить отверстие в межэтажных перекрытиях либо что-либо к стенке — к примеру, навесить батареи парового отопления. Тут уже потребуется не только инструмент из самого жёсткого металла, но и огромное усилив, приложенное к нему.

Не просто так исходя из этого сейчас на строительных площадках начал применяться невиданный инструмент — пистолет строителя-монтажника. Пороховой патрон в нем выстреливает крепежным гвоздем — дюбелем, информируя начальную скорость 500 м/с, как у боевой пули! Серией таких выстрелов возможно скоро прибить к стенке каждые кронштейны и другие монтажные подробности. Но, как и у настоящих пуль, тут имеется опасность рикошета.

Ленинградским отделением университета «ВНИИпроектэлектромонтаж» создан усовершенствованный вариант этого инструмента — пиротехническая оправка ОДП-4М (рис. 1). Она запланирована на те же строительные патроны В-7, В-8 и В-9, но особенность ее конструкции исключает рикошет. Намного ниже и громкость самого выстрела.

Но самое основное — высокая производительность инструмента: посредством оправки возможно легко забить до 300 крепежных гвоздей за смену, прикрепляя электротехническое либо сантехническое оборудование. И что кроме этого важно, с ней комфортно трудиться, по причине того, что оправка мала — 215X57 мм.

Рис. 1. Пороховой «молоток».

Рис. 2. «Ружье» строителя для пробивания отверстий.

Рис.

3. Пиротехническая «дрель» (справа) и рельсолом.

Для пробивки же отверстий в пустотных плитах межэтажных перекрытий рационализаторами столичного СУ-56 А. Мартыновым и В. Пушкиным сконструирована пиротехническая ударная колонка. Она незаменима при подвеске светильников и монтаже проводки, поскольку не требует устройства лесов либо подмостьев и намного повышает производительность труда.

Колонка снаружи похожа на необычное ружье (рис.

2): долгая трубчатая штанга, на финише которой укреплен ствол от строительного пистолета. Колонка проделывает одним выстрелом отверстие диаметром до 20 мм в плитах толщиной до 50 мм. Весит «ружье» монтажника 8 кг. Оно несложно по устройству и возможно произведено в условиях мастерских монтажно-заготовительного участка.

Еще одна профессия выстрела — электромонтажные работы. Авторским свидетельством № 155205 отмечен усовершенствованный пиротехнический пресс для обработки финишей кабелей, созданный в строительно-наладочном управлении в Ленинграде. Это кроме этого весьма компактное устройство, в котором энергия пороховых газов опрессовывает финиши алюминиевых кабелей. Набор сменных насадок разрешает благодаря целому обжатию придавать финишам кабелей нужную для подсоединения форму.

Посредством для того чтобы пресса возможно кроме этого соединять многожильные провода. Производительность за смену — до 300 опрессований жил сечением от 25 до 240 мм2.

Самые же необычные пороховые инструменты приобретают строители железных дорог. Для них новаторами Подмосковья созданы приспособления для обработки прокладываемых рельсов (рис. 3).

Первый из таких инструментов — дыропробойник ПО-2 — делает ненужным разные устройства для образования болтовых отверстий на финишах соединяемых рельсов.

Он напоминает собой громадную струбцину со встроенной в нее пиротехнической головкой. Заряд — холостой винтовочный патрон — в один миг пробивает отверстие диаметром 30 мм а металле толщиной до 16 мм. За час благодаря таковой пороховой «дрели» делается вероятным выполнить до 50 отверстий.

Та же база и в другом необыкновенном приспособлении, которое возможно было бы назвать пороховой ножовкой, поскольку оно разрешает в одну 60 секунд «перепилить» рельс.

Это пиротехнический рельсолом ПР-1А, предназначенный для подготовки торца рельса при прокладке ЖД пути либо сварке рельсов в плети. Снаружи рельсолом похож’ на громадные слесарные тиски, опрокинутые на рельс и прижимающие к нему пороховую головку. Минимальная протяженность отламываемого финиша — 250 мм. Эффект достигается благодаря энергии пороховых, газов, информирующих силовой головке нагрузку, равную 30—40 т. На один излом достаточно два выстрела; заряд — холостой винтовочный патрон.

Примечательно, что рельсолом не деформирует приобретаемый торец: большая неровность поверхности ±5 мм. Производительность устройства — 15 изломов в час.

НА ВЕЛОСИПЕДЕ ПО ПРОВОДАМ

Это похоже на цирковой номер. Но его «выполняет» не артист, а строитель, монтажник линий большого напряжения.

Он берет необыкновенного вида велосипед с мелкими колесиками без шин, поднимается на опоры высоковольтной линии и, установив велосипед на один из трех проводов, едет на нем высоко над почвой, покручивая педали и иногда останавливаясь для исполнения невидимой снизу операции (см. фото в заголовке).

Не правда ли, необычный транспорт? Он создан в Ленинградском филиале университета «Оргэнергострой» специально для монтажа дистанционных распорок на линиях из трех проводов.

Именуется легко, по-деловому: монтажная тележка МР-155А (рис. 4).

Адрес — стройплощадка

Рис. 4. Велосипед монтажника ЛЭП.

Она представляет собой легкую конструкцию, складывающуюся из четырех сварных рам, изготовленных из хромансилевых труб. Рамы шарнирно соединены между собой. На них укреплены пять обрезиненных катков, четыре из которых — ведомые, а один — ведущий. Этими роликовыми колесами тележка опирается на все три провода, что снабжает равномерную нагрузку на любой из них и сохраняет заданное размещение проводов по углам треугольника.

Ведущий каток собран на задней велосипедной втулке, что разрешает тормозить на пологих участках проводов. Тележка оснащена кроме этого эксцентриковым зажимом — стояночным тормозом двухстороннего действия. Привод тележки — ножной, представляет собой цепную передачу велосипедного типа. Необыкновенный транспорт верхолаза изготовляет Столичный механический завод треста «Энергомеханиэация».

На железные ажурные опоры электромонтажник забирается по переплетениям перекладин, как по лестнице. А как быть, в то время, когда опоры являются бетонные столбы? Ветхие испытанные когти, использовавшиеся на древесных столбах, тут бессильны: их острие не удержится на цементной поверхности, поскольку неимеетвозможности впиться в него.

Проектировщиками Главстроймеханизации Минтрансстроя созданы, а Одесским ремонтно-механическим заводом выпускаются особые «мягкие» когти для подъема на бетонные столбы (рис. 5). Они являются личным приспособлением для работы монтажника на конических и цилиндрических связи и железобетонных опорах автоблокировки.

Новые когти являются серповидные захваты, вместо острия у которых обрезиненные участки, прекрасно удерживающиеся на цементной поверхности.

Рис. 5. «Мягкие» когти.

Рис. 6. Ключ… для изоляторов.

Когти изготовляются из алюминиевого сплава Д16Т. Они пригодны для применения на бетонных конических опорах O 170 мм (на финише), цилиндрических O 200.

Арсенал электриков-монтажников пополнился кроме этого уникальным ключом для навинчивания изоляторов на штыри и крючки (рис. 6). До сих пор это приходилось делать легко руками, что непросто, в особенности зимой.

Ключ, созданный на Столичном механическом заводе треста «Энергомеханизация», складывается из совокупности шарнирно соединенных между собой рычагов — тяг. Изогнутая их Соединение и форма тяг образуют замкнутый круг, талантливый при повороте рукояти уменьшаться, зажимая изолятор, либо возрастать, освобождая его.

Достаточно развернуть рукоять против часовой стрелки, как рычаги расходятся, и ключ вольно надевается на изолятор.

При нажиме на рукоять ключ прочно охватывает изолятор двумя обрезиненными рычагами, и тот легко навертывается на основание — крюк либо штырь.

В сложенном состоянии ключ занимает мало места; весит он всего 0,7 кг.

ЛЕБЕДКА В КАРМАНЕ

Центральным конструкторским бюро Главстроймеханиэации Минмонтажспецстроя СССР создана ручная рычажная лебедка с тяговым упрочнением 1,5 т (рис. 7). Ее габариты всего 60X160X310 мм, вес — 15,7 кг.

Предназначена она для подьема и перемещения грузов не только я вертикальном, но и горизонтальном положении, при производстве монтажных, погрузочно-разгрузочных и ремонтных работ в разных отраслях народного хозяйства.

Лебедка складывается из тягового механизма, телескопического рычага, рабочего каната с крюком и обоймы для хранения троса. Движущиеся части тягового механизма размещены в закрытом корпусе, что снабжает нужную безопасность.

Рис.

7. Портативная лебедка:

1 — корпус лебедки; 2 — крюк; 3 — телескопический рабочий рычаг; 4 — рычаг разведения сжимов; 5 — ручка лебедки; 6 — рычаг обратного хода; 7 — тяга рычага обратного хода; 8 — обойма с канатом; 9 — втулка; 10 — сжимы захватов; 11 — пружина поджатия сжимов} 12 — зажимное устройство; 13 — тяга нижняя (две); 14 —тяга верхняя (две).

Принцип работы лебедки несложен.

В воздействие она приводится рукояткой хода, на которую надевается трубчатый рычаг, увеличивающий прикладываемое на рукоятку упрочнение. Проводка каната через тяговый механизм осуществляется двумя особенными захватами, каковые попеременно удерживают канат и с упрочнением, пропорциональным нагрузке, продвигают его вместе с грузом.

На протяжении работы лебедка подвешивается за имеющийся на ее корпусе крюк.

Используя полиспасты, возможно поднимать грузы, вес которых превышает тяговое упрочнение лебедки. Наряду с этим в соответствии с кратностью полиспастов изменяется скорость подъема либо опускания груза. Диаметр каната — 12 мм, протяженность — 12 м. Обслуживает один рабочий.

Лебедка отличается простотой изготовления и устройства, Малые вес и размеры делают ее эргономичной в работе, разрешают использовать в условиях ограниченного пространства, на маленькой высоте. Лебедка может входить в набор запасных приспособлений и инструментов (ЗИП) транспортных и других автомобилей. Пригодна для аварий и ликвидации завалов, эргономична при погрузочно-разгрузочных работах.

Второй подобный механизм имеет тяговое упрочнение 3 т. Он больше по размерам, мало тяжелее: весит 52 кг. Изготовитель лебедки — Туапсинский машиностроительный завод имени XI годовщины Октябрьской революции.

А.

Е. ВОЛКОВА,инженер

Рандомные статьи:

Шум по ночам на стройплощадка исторического парка в Саратове


Похожие статьи, которые вам понравятся: