Интерес к аэросаням как личному средству передвижения по спортивному типу и зимнему бездорожью моторной техники проявлялся в далеком прошлом. Но столь массовому, как на данный момент, увлечению любительскими аэросанями содействовало, без сомнений, увеличение неспециализированного технического уровня молодежи. По далеко не полным сведениям, число аэросаней, выстроенных любителями с 1968 года, увеличилось практически в два раза.
В то время, когда ДВИГАТЕЛЬ… ТОРМОЗ
Возможно назвать много населенных пунктов в северных районах нашей страны, где имеется от нескольких экземпляров до 25—35 аэросаней.
Их строят не только отдельные любители. Они создаются в школьных технических кружках, Дворцах и Домах пионеров, на городских станциях юных техников, в профессионально-технических училищах.
Громадным тормозом при создании аэросаней есть то, что отечественная промышленность не производит особых двигателей, приспособленных для работы с воздушным винтом в тяжелых климатических условиях Севера с его низкими температурами.
Существующие мотоциклетные моторы, чаще всего применяемые на самодельных аэросанях, не отвечают предъявляемым требованиям из-за относительно малой мощности. Исходя из этого в большинстве случаев спаривают двигатели (рис. 1) либо приспосабливают по два, в противном случае и три для работы на один либо два воздушных винта (рис. 2).
Рис. 1. Аэросани с двумя двигателями ПД-10, трудящимися на один винт.
Рис. 2. Винтомоторная несколько аэросаней конструкции В. Грибанова (Саратовская обл.): два двигателя ПД-10 с толкающими винтами. Привод на винты безредукторный.
Рис.
3. Самодельный двигатель ББ-1 с применением цилиндров и шатунно-поршневого механизма от мотоцикла ИЖ-56. Аэросани Л. Шустова (Витебск).
Сейчас наметилась тенденция к созданию двигателей собственной конструкции. Они. в большинстве случаев, выполняются на базе серийных агрегатов и деталей.
Эти двигатели (рис.
3) часто отличаются уникальной компоновкой, приспособленностью и высокой мощностью для работы в зимних условиях. Совершённый редакцией опрос продемонстрировал, что на данный момент около 8% общего числа аэросаней оснащены самодельными двигателями.
направляться отметить кроме этого большое увеличение мощности используемых двигателей аэросаней: 24,5% из них — собственной конструкции либо мотоциклетные типа М-72, М-61, М-63, К-750, Ява-350, мощностью более чем 20 л. с.; 4,2% — автомобильные, мощностью от 40 до 70 л. с.; и 7,2% — ветхие авиационные двигатели типа М-11, АИ-14, Вальтер-Минор и др.
ЭСТЕТИКА И КОМФОРТ
Разбирая имеющиеся в распоряжении редакции материалы по аэросаням любительской постройки, хочется подчернуть, что в последнии месяцы существенно повысилась техническая культура конструкций, больше внимания начало уделяться эстетике (рис. 4), комфорту, внешней отделке их.
В случае если лет 10 назад большая часть аэросаней строилось по несложной схеме, без кузова, защищающего пассажира и водителя от снежной потока пыли и встречного воздуха, то на данный момент 55% автомобилей выполнено с полузакрытыми и более 20% — с всецело закрытыми кузовами. Причем эти автомобили, в большинстве случаев, имеют обтекаемую форму моторной установки и корпуса (рис. 5 и 6).
Всего 3,6% аэросаней выстроено по мотоциклетной схеме, самая выгодной для автомобилей малой мощности.
Преобладает до тех пор пока еще трехлыжная схема ходовой части: по ней выстроено 73,5% известных аэросаней. Число четырехлыжных автомобилей если сравнивать с 1965—1966 годами возросло от 10 до 10%. Четырехлыжиая схема более трудоемка, но снабжает лучшую проходимость саней по рыхлому снегу и хорошую устойчивость при перемещении по пересеченной местности, в особенности при крутых поворотах на громадной скорости.
Рис.
4. Аэросани с закрытым кузовом, выстроенные Н. Мезенцевым (Ленинградская обл.). Двигатель от мотоцикла М-72, привод на винт клиновидными ремнями.
Рис. 5. Сигарообразный закрытый корпус отличает аэросани А. Сироткина (Ярославская обл.). Двигатель от мотоцикла М-72, привод на винт безредукторный.
Рис.
6. Тяжелые аэросани Н. Мазова (г. ЖД Столичной обл.) с двигателем «Вальтер-Минор», 200 л. с. Двухместная всецело закрытая кабина.
Любители используют на собственных санях в основном двухлопастные древесные блочные воздушные винты, другими словами изготовленные из цельного бруска либо болванки, склеенной из отдельных узких досок — дрек.
Всего 5,5% аэросаней снабжены трех- либо четырехлопастными воздушными винтами; 3,5% винтов выполнены с железными лопастями и столько же — с лопастями изменяемого шага (при неработающем двигателе).
Мало (меньше 1%) винтов — с трансформацией угла атаки лопастей на ходу автомобили (отечественный издание информировал читателям о таких винтах — см. № 5 за 1969 г. и № 2 за 1972 г.). Около 40% аэросаней снабжены редукторами; 25,8% редукторов выполнены цепными, остальные клиноременными и шестеренчатыми.
Ниже приведены краткие сведения о некоторых любительских аэросанях, воображающих интерес для широкого круга читателей.
В подмосковном городе ЖД уже много лет трудится несколько самодеятельных конструкторов аэросаней. И. Лукин, В. Машенкии, С. Кузнецов и их юные ассистенты создали и удачно эксплуатируют множество занимательных автомобилей.
ТРИ ЛЫЖИ? ЧЕТЫРЕ?
И. Лукин первые аэросани выстроил и испытал зимний период 1969/70 года.
Они имели трехлыжную не хватает устойчивую схему. Конструктор переделал машину на четырехлыжную (см. вкладку). Передние, управляемые лыжи он установил на прикрепленной к корпусу трубчатой ферме, снабдив их пружинной амортизацией.
Низко расположенная (практически у самой подошвы) точка подвески лыж снабжает хорошую устойчивость и существенно повышает проходимость машины по мягкому целинному снегу.
Подошвы лыж выполнены из нержавеющей стали, что кроме этого содействует улучшению ходовых качеств аэросаней.
Увеличение устойчивости автомобили достигнуто и за счет понижения ее центра тяжести. Двигатель от мотоцикла М-72 размещен на раме корпуса в нижней задней части на особых узлах.
На двигателе имеется магнето и автомобильный бензиновый насос, трудящийся от кулачкового валика, привод к которому — клиновидный ремень от вала воздушного винта. Для этого на последнем установлен шкивок O 26 мм, а на кулачковом валике — O 80 мм. Магнето крепится на крышке картера, где находится снятый с двигателя распределитель зажигания.
Передача от двигателя на вал воздушного винта выполнена двумя параллельными клиновидными ремнями.
Это ликвидирует пробуксовку ремней при передаче полной мощности. Шкив на валу двигателя O 130 мм изготовлен из дюралюминия. Ведомый шкив O 260 мм посажен на шпонке на валу воздушного винта.
Сам же вал — на выносном пилоне, на двух радиальных шариковых и одном упорном подшипниках.
Передаточное отношение ведущего и ведомого шкивов — 1:2, что разрешило сделать воздушный винт с повышенной тягой. Изготовлен он из березового бруска.
На данный момент И. Лукин трудится над созданием более замечательного двухцилиндрового двигателя.
С. Кузнецов увлекся аэросанями еще учеником восьмого класса.
Примечательно, что его первой конструкцией была кроме этого трехлыжная, одноместная машина с мотоциклетным двигателем ИЖ-49. Мотор размешался позади, сверху, па трубчатой сварной раме; воздушный винт устанавливался конкретно на хвостовик коленчатого вала двигателя. Мотор был оборудован агрегатным магнето «КАТЭК».
Вторая конструкция (рис. 7), созданная С. Кузнецовым в первой половине 70-ых годов двадцатого века, с тем же двигателем, была выстроена по мотоциклетной схеме.
Это одноместная машина с полузакрытым корпусом. Двигатель на ней размешался внизу, на поперечной балке, с передачей на вал воздушного винта двумя клиновидными ремнями.
Рис. 7. Схема легких аэросаней С. Кузнецова (г.
ЖД Столичной обл.). Двигатель ИЖ-350, передача на винт клиноременная.
Эта конструкция увлекательна тем, что вся винтомоторная несколько представляла собой легкосъемный агрегат. Летом она демонтировалась и без всяких трансформаций употреблялась на воде.
Винт изготовлен из цельного бруска дерева, с прямыми обрезами финишей лопастей. Вал воздушного винта смонтирован на шариковых подшипниках, установленных в особых гнездах, приваренных к раме.
Корпус аэросаней собран на клею и шурупах из брусков сечением 20×20 мм, обшит фанерой толщиной 2 мм. В задней части установлена поперечная доска, служащая опорой для кронштейнов крепления двигателя, рамы поперечной трубы и воздушного винта подвески лыж.
Лыжи аэросаней снабжены металлическими подошвами и имеют подрезы, снабжающие устойчивость хода.
Следующий этап технического творчества С. Кузнецова — аэросани с двумя двигателями ИЖ-49, с приводом на один винт.
АЭРОСАНИ «КУПАВНА» и «СВЕРЧОК»
А вот Вшивцевы, живущие в Подмосковье, строят аэросани всей семьей: Кузьма Афанасьевич Вшивцев — глава семьи, сын и жена-школьник.
Начало было положено санями также трехлыжной схемы. На них употреблялся мотор от автомобиля «Запорожец» первых выпусков.
Двигатель размешался наверху, а воздушный винт устанавливался конкретно на хвостовик коленчатого вала. Винт был трехлопастной, железный, любая из лопастей своим резьбовым хвостовиком вворачивалась в гнездо втулки и фиксировалась контргайкой. Это разрешало при необходимости изменять углы установки лопастей.
Корпус автомобили был изготовлен из ветхой мотоциклетной коляски.
Аэросани имели хорошие ходовые качества, но высокое размещение центра тяжести делало их малоустойчивыми.
Исходя из этого в 1972—1973 годах К. Вшивцев сделал новые, двухместные аэросани «Сверчок» (рис. 8). Двигатель на них использован тот же, но смещен вниз и закреплен на раме корпуса. Привод воздушного винта выполнен тремя клиновидными ремнями. Поменян и сам воздушный винт: он стал двухлопастным.
Рис. 8. Всесезонная машина конструкции К. Вшивцева (Ухтомский Столичной обл.), аэросани-аэромобиль «Сверчок». Двигатель ЗАЗ-965, передача на винт клиноременная.
Аэросани «Сверчок» уникальны тем, что их возможно скоро перевоплотить в аэромобиль: они имеют 4 колеса маленького диаметра, на каковые, фактически, и надеваются лыжи, имеющие для этого крепление и специальные гнёзда на ось колес.
Низкая посадка автомобили снабжает ей хорошую устойчивость и разрешает вольно двигаться по пересеченной местности, не опасаясь опрокидывания.
Аэросани «Сверчок» принимали участие в зимнем празднике в Зеленограде и привлекли интерес бессчётных участников слета.
В свободное от работы время обожает промчаться на аэросанях и П. Семкин из подмосковного поселка Купавна. Такие прогулки он вычисляет лучшим отдыхом.
Его аэросани — одноместные, трехлыжные (см. вкладку).
Уникально выполнены задняя подвески и передняя лыж. Они складываются из подвижных рам-качалок с пружинными амортизаторами.
Такая схема подвески оказывает помощь саням тронуться с места, даже в том случае, если лыжи, примерзли. Дабы носки лыж не зарывались в снег, между ними и рамой-качалкой ставятся оттягивающие пружины. На аэросанях предусмотрены фермы ограждения воздушного винта.
Двухцилиндровый двухтактный мотор развивает мощность 16 л. с., снабжен шестеренчатым редуктором с передаточным отношением 1 :3.
Двигатель расположен на трубчатой под-моторной раме вверху, над задним обрезом корпуса. Воздушный винт — древесный, блочный, установлен на валу редуктора на шпонке.
Корпус аэросаней полузакрытый, обтекаемой формы, имеет ветровое стекло. Сухой вес конструкции всего 96 кг. Сани эксплуатируются с 1965 года.
КАК У САМОЛЕТА
Уже третий год совершенствует собственную конструкцию аэросаней И. Светчиков, неспешно получая все большей проходимости, скорости, надежности..
Аэросани С-4 (рис.
9) имеют корпус закрытого типа. В кабине помещаются два человека: шофер — на эргономичном переднем и пассажир на заднем сиденье. Кабина имеет сдвижной фонарь, подобный самолетному.
Рис.
9. Аэросани столичного педагога И. Светчикова имеют всецело закрытую кабину «самолетного» типа.
На аэросанях установлен мотоциклетный двигатель М-72 мощностью 22 л. с.; он размещен в нижней задней части корпуса, с передачей вращения на вал воздушного винта четырьмя клиновидными ремнями. Диаметры шкивов снабжают редуцирование оборотов в отношении 1 : 1,4.
Воздушный винт — двухлопастной, древесный, блочный. Имея диаметр 1,8 м, он снабжает тяговое упрочнение 84 кг.
В КАБИНЕ — ДВОЕ
Шестой год занимается независимой постройкой аэросаней М. Носиков из Нефтегорска Куйбышевской области.
Сани неоднократно переделывались, но взяты в полной мере удовлетворяющие конструктора результаты.
АНОМИ-4 (рис. 10) — это четвертая и самая удачная конструкция любителя. Машина имеет приятный внешний вид, хорошие ходовые качества, устойчива, маневренна и, основное, надежна в работе.
Конструкция выполнена по четырехлыжной схеме, с передними управляемыми лыжами. Корпус полузакрытый, обтекаемой формы.
В нем размещаются два человека.
Рис. 10. Двухместные аэросани М. Носикова (г. Нефтегорск) с параллельным размещением сидений.
В отличие от в большинстве случаев принятой схемы, в то время, когда шофер сидит спереди а пассажир позади, в АНОМИ-4 они сидят рядом.
Не обращая внимания на то, что машина имеет неполностью закрытый кузов, ветровое стекло и верхние застекленные участки входных дверей прекрасно защищают пассажиров от встречного потока воздуха.
Задняя часть корпуса выполнена с громадным скосом, снабжая хороший подход воздуха к трудящемуся винту.
На аэросанях применен мотоциклетный двигатель М-72 мощностью 22 л. с. Он размещен над задним обрезом корпуса и крепится к трубчатой моторной раме. Вал воздушного винта установлен над двигателем на подрамнике.
Передача осуществляется через промежуточный вал цепью. Двигатель соединен с промежуточным валом через карданное сочленение, На промежуточном валу, что вращается в шарикоподшипниках, размещены две звездочки: ведущая (для привода вала винта) и маленькая (от заднего колеса велосипеда) — для привода магдины, дающей ток для световых устройств.
На фото (сверху вниз).
Необыкновенная передача от двигателя на воздушный винт — двумя коническими редукторами с твёрдым вертикальным валом — выполнена на аэросанях Н. Мельникова (г. Тюмень).
Аэросани «напротив»: рулевая лыжа позади, передние — неподвижные, винт — спереди. Конструкция И. Ципана (Ровен-ская обл.).
Мини-сани Л. Перченко (Мурманская обл.) с двигателем ПД-10/ИЖ-49.
Мини-сани В. Мишагина (г. Неприятный) с двигателем ИЖ-49, оборудованным шестеренчатым редуктором.
Магдина использована от мотоцикла М-105, но в самодельном корпусе. Размещена под промежуточным валом и крепится болтами к моторной раме.
На задней крышке двигателя установлено двухискровое магнето, что существенно упростило схему зажигания и разрешило избавиться от тяжелого аккумулятора.
Воздушный винт — левого вращения, диаметр — 2 м. Изготовлен из соснового прямослойного бруска. Вал винта установлен на шарикоподшипниках.
М. Носиков трудится над созданием винта изменяемого (при перемещении) шага лопастей, с реверсом — для торможения (до тех пор пока употребляются штыревые тормоза, расположенные в задних лыжах).
Аэросани имеют ограждение винта, выполненное из труб и редкой защитной сетки.
Скорость перемещения аэросаней АНОМИ-4 по целинному снегу с полной нагрузкой — 40—45 км/ч.
ДУБЛЬ РЕДУКТОРА
Легкие аэросани с двигателем мощностью в 20 л. с. выстроил И. Мельников из Тюмени (стр. 16). Закрытая остекленная кабина снабжает необходимый комфорт и хороший обзор для водителя автомобили.
В передней части расположена замечательная фара.
Для обеспечения центра и снижения тяжести хорошей устойчивости автомобили двигатель крепится на резиновых муфтах к нижним дюралюминиевым профилям корпуса.
Уникальная подвеска лыж аэросаней, выстроенных П. Семкиным, на рамках-качалках.
Уникально выполнена передача от двигателя на вал винта: через два редуктора с. коническими шестернями и вертикальным валом. Передаточное число 11:20.
Шестерни редукторов размещены в особых фланцевых корпусах. Вертикальный вал, соединяющий оба редуктора, имеет мягкие карданные муфты, компенсирующие вероятные неточности при сборке автомобили.
Воздушный винт имеет три древесные лопасти, любая из которых входит своим хвостовиком в гнездо железной втулки и зажимается особой гайкой. Угол установки лопастей может регулироваться на месте, при неработающем двигателе; зажимные гайки контрятся проволокой.
Диаметр воздушного винта — 1,5 м.
Запас горючего — 40 л, размещен в двух баках, хватает его на 250—300 км. Большая скорость аэросаней — 90 км/ч.
АЭРОСАНИ — Напротив?
«Вихрь-2» — так названы аэросани, выстроенные Н. Ципаном из Ровенской области. Они развивают скорость до 50 км/ч.
Аэросани выполнены по «обратной» трехлыжной схеме — две передние лыжи закреплены жестко на поперечной балке, а задняя есть управляемой.
Двигатель ИЖ-56 мощностью 13 л. с. размещен спереди на балке корпуса, воздушный винт — четырехлопастной, тянущий, диаметром 1,4 м. Передача от двигателя на вал винта осуществляется мотоциклетной цепью.
вал и Верхняя часть двигателя воздушного винта закрыты легкосъемным капотом, снабжающим хороший доступ ко всем агрегатам моторной установки.
Лопасти винта изготовлены из фанеры толщиной 10 мм и собственной комлевой частью вклепаны в двусторонние лапки втулки, которая крепится к валу на шпонке и затягивается контрящейся гайкой.
Корпус аэросаней — закрытого типа, с одной дверью по левому борту.
МИНИ-САНИ
Пара вариантов малогабаритных аэросаней, один из которых — см. фото — создал Л. Перченко из поселка Оленья-1 Мурманской области. В качестве двигателя он применял ветхий, списанный тракторный «пускач» ПД-10, с маленькими переделками: цилиндр водяного охлаждения заменен на мотоциклетный, воздушного охлаждения, от двигателя ИЖ-49.
Для подачи горючего из бензинового бака (полиэтиленовая канистра), размещенного под двигателем, использован бензонасос подвесного лодочного мотора «Ветерок-8». Для обеспечения двигателя горючим перед пуском между бензиновым насосом и баком установлен насос ручной подкачки.
Воздушный винт — дюралюминиевый, блочный, с усиливающими накладками в комлевой части.
Диаметр винта — 1,1 м.
Для повышения опорной площади и уменьшения прокаливания автомобили при перемещении по рыхлому, глубокому снегу она имеет дополнительную четвертую лыжу, расположенную между задними, по оси симметрии автомобили. При перемещении задняя лыжа идет по следу передней, управляемой.
В качестве поперечной балки задней подвески использован коренной лист автомобильной рессоры (1 пластина).
Аэросани отличаются малым весом и маленькими габаритами: протяженность — 3 м, ширина — 1,2 м. Развиваемая скорость — до 50 км/ч.
вниз цилиндром
Сделать мелкую, прекрасную и легкую машину — таковой целью задался и Валерий Мишагин из Неприятного, разрабатывая собственную конструкцию аэросаней (на фото). Это ему удалось. Аэросани ВАМ-1 компактны, красивы, а их вес всего 80 кг. Для этих мини-саней использован двигатель ИЖ-49, расположенный позади, вниз цилиндром.
Для увеличения тягового упрочнения воздушного винта на двигатель установлен шестеренчатый редуктор с передаточным отношением 1 : 1,5, а двигатель форсирован. Это разрешило уменьшить обороты воздушного винта, а за счет повышения диаметра до 1,4 м расширить тягу. Винт древесный (береза), блочный.
Корпус аэросаней в нижней части имеет лёгкую надстройку и силовую раму обтекаемой формы, которая откидывается вперед вместе с рулевой колонкой, снабжая удобства посадки водителя в машину. Протяженность корпуса всего 2 м.
При опробованиях мини-сани продемонстрировали скорость 60 км/ч.
И.
ЮБЕНАЛЬЕВ, инженер
Рандомные статьи:
Аэросани с подвесным лодочным мотором. Аэросани с «Приветом».
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
В редакцию отечественного издания поступают бессчётные письма от самодеятельных конструкторов: интерес к подобному виду снегоходной техники среди самых…
-
Аэросани-амфибии и аэросани-лыжи
Одна из разновидностей аэросаней — аэросани-амфибии. Сейчас они взяли большое распространение. Такие автомобили не только строятся индустрией для…
-
Все началось довольно давно, с одной из публикаций в издании Моделист-конструктор № 5 за 1981 год, подшивки которого мы храним и иногда просматриваем. В…
-
Аэросани зеленого патруля — незаменимый транспорт для школьных лесничеств. Машина сконструирована и выстроена в лаборатории автоконструирования…