Желаю познакомить читателей «М-К» с собранной мною амфибией. Сконструировал я ее, дабы на практике решить множество появляющихся при проектировании противоречий и проблем. Их хватало большое количество, но главные имеется суть назвать.
1. Возможно ли создать автомобиль с двигателем класса 50 см3? Какие конкретно наряду с этим будут его грузоподъёмность и скорость?
Выяснилось — возможно! При массе 80 кг он вольно везет взрослого человека со скоростью 30—35 км/ч (по асфальту), при условии, что автомобиль имеет упругую подвеску колес. Вариантом с твёрдой подвеской значительно тяжелее руководить — машина прыгает и не слушается руля, что проявляется уже на скорости более чем 20 км/ч.
Ну а на скорости чуть выше велосипедной (16…18 км/ч) она легко везет двух взрослых человек и берет каждые подъемы на автодорогах. С одним водителем с места въезжает на эстакаду с углом подъема 15°.
2. Стоит ли форсировать двигатель?
Выяснилось — не следует.
При форсировании мотора рост мощности идет за счет увеличения оборотов. Крутящий момент наряду с этим не возрастает. Черта двигателя делается крутопадающей. Все это затрудняет троганье с места и требует применения многоступенчатой коробки передач. Примечательно, что двигатели Ш-51 и Д-6, трудясь с одной и той же коробкой передач, вели себя одинаково, не обращая внимания на разные мощности.
3. Какими смогут быть минимальные габариты у одноместной амфибии?
Какая наряду с этим вероятна скорость?
Могу сказать, что свой автомобиль собирал в простой квартире, расположенной на десятом этаже. Исходя из этого размеры ее ограничивались габаритами ящика и грузового лифта, являвшегося гаражом для амфибии — 2000X2000X700 мм.
Так, высота борта образовывает 300 мм; это разрешает амфибии вольно держаться на плаву с двумя взрослыми людьми, погружаясь наряду с этим в воду на глубину чуть выше половины борта. А с одним водителем осадка всего лишь 120 мм. На плаву машина очень остойчива — возможно забрасывать спиннинг, садиться на капот, борт либо корму без риска перевернуться. Тут сыграло собственную роль низкое размещение двигателя и ходовой части, ставших собственного рода балластом.
Полагаю, что минимально возможныегабариты для одноместного варианта смогут быть доведены до 2000Х800Х400 мм.
Скорость перемещения по воде при таких размерах, неубирающемся «шасси» и обводах типа «ящик» по законам гидродинамики не может быть выше 3 км/ч. В этом я убедился, взяв скорость со стационарным водометом — 1 км/ч (сказались низкий КПД самого водомёта и трансмиссии); скорость же на веслах и с подвесным мотором «Спутник» (2,5 км/ч) была однообразной.
Исходя из этого было нужно отказаться и от водомета и от подвесного мотора в пользу весел. В будущем ставил на колеса грунтозацепы из алюминиевых швеллеров — удалось достигнуть скорости в… 0,5 км/ч. Руководить наряду с этим было комфортно за счет крена — для спиннингования меня это в полной мере устраивало.
Автомобиль-амфибия.
Желаю предотвратить всех, кто планирует строить амфибию: в случае если машина не запланирована на глиссирование, то скорость ее на воде зависит лишь от габаритов корпуса — чем он дольше и уже, тем скорость выше, чем он шире и меньше, тем скорость меньше. Экономичная мощность, нужная для перемещения таких автомобилей по воде, в большинстве случаев образовывает 1/3…1/5 мощности, нужной для перемещения по суше.
Из этого несложный вывод — собирать амфибию по классическим автомобильным канонам, но снабжать герметичность корпуса и предусмотреть водный движитель. Область применения таких транспортных средств — по большей части сухопутная. Вводе они бывают мало и проходят маленькие расстояния.
Нужна эта техника по большей части рыбакам и время от времени туристам. Если вы желаете иметь быстроходную по воде и суше амфибию, то стройте катер и ставьте его на колеса — другого выхода нет.
4. Ну а какими смогут быть расход и проходимость горючего?
Отмечу, что расход горючего за счет снижения скорости и увеличения массы вырос в два раза (если сравнивать с «мопедным») и достиг 4 л/100 км. Нужно учесть, что большая часть самоделок, собранных на базе мотоциклетных двигателей, не являются чемпионами экономичности и потребляют на каждую сотню километров до 10 л смеси!
А вдруг учесть, что двигатель, трудясь с перегрузкой, через 15 000 км уже теряет мощность, то мечта каждого самодельщика о ежедневных поездках на таковой машине, к примеру, на работу, представляется явной утопией. Муниципальным транспортом добираться и стремительнее и дешевле.
Что же касается проходимости амфибии, то она практически такая же, как у мопеда. Последний, действительно, значительно лучше ведет себя на песке.
Стало известно, что самолетные «дутики» маленького диаметра с круглой беговой дорожкой — далеко не лучший движитель: они «резали» колею в рыхлом грунте и буксовали, и машина в итоге «садилась» на днище. Не помогали наряду с этим и грунтозацепы. В принципе же представляется, что проходимость самодельных «земноводных» транспортных средств должна быть такой же, как и у простых машин; схема с одним задним ведущим клиренсом и мостом, равным радиусу колеса, в полной мере подходит для них.
Дело в том, что кроме того армейские плавающие машины подчас не смогут выбраться на берег без помощи лебедки.
5. Какое дополнительное оснащение требуется для амфибии?
Мой небольшой опыт продемонстрировал: прежде всего водооткачивающие средства. Без них машина скоро делается собственного рода подлодкой. Вода может попасть в корпус через неплотные швы, прочие соединения и сальники, на протяжении дождя, при неудачном съезде в воду, при встрече с хорошей волной.
Необходимо предусмотреть, дабы вода, попавшая в корпус, стекала в определенное место, обусловленное креном и дифферентом, не задерживаясь перегородками и перемычками. Так ее будет легче удалить. Несложнее всего сделать это любым черпаком либо ковшом, но возможно предусмотреть ручной либо электрический насос либо эжектор (в случае если употребляется водомет).
Второе, что совсем нужно, — лебедка любой конструкции.
В этом я убедился по окончании первого же «заплыва», извлекая машину из пруда. При ее массе всего в 80 кг я справился с данной задачей с трудом. Самая несложная (но и самая неудобная) — колесная лебедка.
За ней по доступности и простоте направляться ручная таль: с ее помощью возможно извлечь автомобиль откуда угодно. И самый сложно делать лебедку с приводом от трансмиссии. Но в моем случае последний вариант был самым несложным. Для проверки работоспособности лебедки я закинул якорь на балку ворот и, проверив, прочно ли он зацепился, включил сцепление — через пара секунд был в воздухе вместе с машиной.
Как раз благодаря лебедке моя амфибия может выбираться на самый недоступный и неудобный берег. Для нее не препятствие кроме того обрыв высотой 2 м, не имеющий заплеска а также мели у его подножия.
Следующее, что также важно, — обеспечение непотопляемости либо упрощение спасательных работ по окончании затопления.
Все плавающие машины, кроме того армейские, затопленные , идут ко дну. Дело в том, что разместить блоки плавучести в корпусе попросту нереально: они заполнят целый его внутренний количество. Остается одно — снабдить спасательными жилетами пассажиров и водителя, обеспечив им возможность скоро покинуть машину, и предусмотреть буи: всплывая, они поднимут за собой тросы, за каковые возможно извлечь «утопленницу».
Полезно кроме этого предусмотреть привальный брус в конструкции кузова, защищающий его со всех сторон от повреждений, царапин и вмятин на протяжении швартовки к вторым плавсредствам. С данной же целью полезно поразмыслить и о размещении фар, подфарников и задних габаритных огней, поскольку мостки и причалы при стоянке на плаву на протяжении беспокойства смогут стать обстоятельством выбитой фары либо выдранных «с корнем» габаритных огней.
Моя амфибия строилась как собственного рода модель, либо, что вернее, лаборатория на колесах, исходя из этого в ней большое количество упрощений. В частности, я не сохранял надежду взять высокую скорость, исходя из этого отказался от подвески переднего и заднего мостов. Кузов автомобили несущий, он собран по «лодочной» разработке.
Отличие только в том, что у него два килевых бруса, и шпангоуты расположены наклонно — так выяснилось несложнее закрепить колесные ниши. Шпангоуты № 1 и № 2 сходятся треугольником и имеют один неспециализированный бимс, делающий роль приборной доски. Шпангоуты № 0 и № 5 зашиты: они являются транцами.
Задний транец усилен и имеет накладку для закрепления подвесного лодочного мотора. Кузов обшит прессованным картоном (оргалитом), ниши колес выполнены из кровельного железа. Сборка велась без стапеля, все подробности корпуса соединялись гвоздями и нитрошпаклевкой, использованной в качестве клея. Готовый кузов шпаклевался и окрашивался масляной краской.
Компоновка амфибии:
1 — передний транец, 2 — лонжероны, 3 — шпангоут № 1, 4 — шарнир ветрового стекла, 5 — рамка ветрового стекла, 6 — приборная доска, 7 — шпангоут № 2, 8 — реле поворотов, 9 — съемная часть рулевой колонки, 10 — катушка зажигания, 11 — сиденье, 12 — топливный бак, 13 — шарнирный каркас тента, 14 — запор каркаса тента, 15 — педальный узел, 16 — ниша переднего колеса, 17 — передняя ось, 18 — колодец рулевого вала, 19 — неспециализированное натяжное устройство педальных тросов, 20 — рычаг переключения передач, 21 — глушитель, 22 — двигатель Ш-58, 23 — щуп-маслоуказатель, 24 — подвижная плита крепления двигателя, 25 — устройство натяжения цепи, 26 — плита крепления трансмиссионного вала, 27 — фланец крепления выхлопной трубы, 28 — задний мост, 29 — ниша заднего колеса, 30 — килевая балка, 31 — шпангоут № 4, 32 — задний транец, 33 — педаль газа, 34 — педаль тормоза, 35 — педаль сцепления, 36 — заделка тросов управления, 37 — фланец колодца рулевого вала, 38 — включатель стоп-сигнала, 39 — передача с трансмиссионного вала на ведущий мост, 40 — цепная передача с двигателя на трансмиссионный вал, 41 — тормозной барабан, 42 — поводок и держатель щита тормозных колодок, 43 — катушка лебедки, 44 — трансмиссионный вал, 45 — корпус подшипника, 46 — уголки крепления сиденья к килевой балке, 47 — рычаг переключения передач.
Переделка двигателя:
А — установка принудительного охлаждения, Б — разворот головки цилиндра на 90°, В — установка щупа-маслоуказателя, Г — усилитель возврата заслонки.
Трансмиссионный вал:
1 — шпоночный палец, 2 — звездочка (передача от трансмиссионного вала к ведущему), 3 — подшипники с двусторонним сальниковым уплотнением (от водяной помпы «Москвич-412»), 4 — корпус подшипникового узла, 5 — стена колесной ниши, 6 — левая опора трансмиссионного вала — крепится к килевой балке, 7 — ведомая звездочка (передача от двигателя к трансмиссионному валу), 8 — корпус трансмиссионного вала, 9 — штифт-фиксатор шпоночного пальца, 10 — стопорное кольцо, 11 — поводок щита тормозных колодок, 12 — щит тормозных колодок, 13 — тормозные колодки, 14 — тормозной барабан, 15 — удлинитель трансмиссионного вала, 16 — барабан лебедки самовытаскивания, 17 — штифт-фиксатор барабана лебедки самовытаскивания, 18 — заглушка трансмиссионного вала, 19 — поддерживающий подшипник, 20 — правая опора трансмиссионного вала (крепится на килевой балке).
Передний и задний мосты фактически такие же, как у спортивного карта, но не имеют тормозов.
Дело втом, что тормозные колодки от воды разбухают и скоро стираются. Оба моста прикреплены снаружи к килевым балкам корпуса болтами. Рулевое управление кроме этого «картовское»; трапеция находится снаружи корпуса, она имеет две тяги, соединенные с сошкой на рулевом валу.
Герметизирован рулевой вал как шверт на паруснике: к дну прикреплена труба с опорой и фланцем, делающая роль «колодца», а в ней вращается рулевой вал. Верхняя его часть вместе с рулевым колесом сделана съемной, дабы не мешала при работе веслами, и крепится хомутом-зажимом от велосипеда «Кама».
Задний мост не имеет дифференциала, оба колеса ведущие, что повышает проходимость и мало воздействует на управляемость — машина, подобно карту, разворачивается практически на месте.
Крутящий момент на мост передается цепью; для обеспечения ее натяжки мост может смещаться к корме. Ось моста вращается в двух подшипниках, корпуса которых крепятся болтами к килевым балкам.
Трансмиссионный либо промежуточный вал принимает крутящий момент от двигателя через цепную передачу, ведомую звездочку которой легко заменить.
Число зубьев выбирается от 13 до 25 в зависимости от дороги и нагрузки. Потом момент передается или на катушку лебедки, насаженную вольно на промежуточный вал и имеющую фиксацию съемным штифтом, или через цепную передачу и сальниковое уплотнение на задний мост. На этом же промежуточном валу установлен тормозной барабан, трудящийся на лебёдку и задний мост.
Двигатель закреплен на левой килевой балке и для натяжения цепи смещается вместе с основанием и глушителем. В картере двигателя Ш-58 вместо вала кикстартера смонтирован педальный вал от двигателя Ш-51. Левый шатун отпилен около клина, а на правый наварена труба.
Так кикстартер у двигателя был справа и легко заводится левой рукой. Двигатель переделан на принудительное охлаждение. Для этого было нужно развернуть головку цилиндра на 90°.
Так как положение шпилек этого сделать не разрешало, рассверлил отверстия в рубахе цилиндра до O 12 мм и отогнул шпильки до совмещения с отверстиями в головке при новом ее размещении. Гайки головки направляться удлинить и винтами прикрепить к ним дефлектор. Крыльчатка охлаждения связана с коленвалом двигателя ременной передачей и вращается на оси, закрепленной между цилиндром и головкой цилиндра двумя винтами.
Шкив к коленвалу крепится пустотелым болтом, завернутым в резьбовое отверстие в маховике. Приводной шкив — это уплотнительное резиновое кольцо от гильз двигателя ЯМЗ-236. Управление двигателем слабо отличается от принятой для карта «Пионер» схемы.
Схема педального вала:
1 — хомут крепления педального вала к шпангоуту № 1, 2 — поводок педали газа, 3 — поводок педали тормоза, 4 — поводок педали сцепления, 5 — педаль сцепления, 6 — педаль тормоза, 7 — педаль газа, 8 — упор поводков (приваривается к левому хомуту).
Схема рулевой колонки:
1 — рулевая сошка, 2 — клин крепления сошки, 3 — балка переднего моста, 4 — днище, 5 — колодец рулевой колонки с фланцем крепления к дну, 6 — вал рулевой сошки, 7 — дополнительная опора колодца, 8 — хомут удлинителя, 9 — съемный удлинитель рулевой колонки. 10 — поперечина рулевого колеса, 11 — шпангоут № 2.
каркас и Сиденье тента сделаны из подробностей раскладушек.
Тент может подворачиваться с трех сторон, проемы тента застегиваются на «молниях».Ветровое стекло при необходимости откидывается на капот.
Машина оснащена задними сигналами и передними поворотов, стоп-габаритными огнями и сигналами. Все световые устройства, включая фары ближнего света и фару-искатель, — от мопедов и велосипедов. Предусмотрен и звуковой сигнал.
Амфибия была в полной мере надежной и эргономичной. За сезон она прошла около 2 тыс. км по рекам и дорогам Ярославской области. Поломок не было ни одной. Действительно, виделись проблемы с весьма капризным двигателем.
Где бы ни выяснялась машина, везде она приводила к искреннему восторгу, удивление и — не скрою — зависть.
Были «хлопоты» и с сотрудниками ГИБДД, каковые частенько останавливали меня — в большинстве случаев, из любопытства: так как транспортное средство с двигателем рабочим количеством менее 50 см3 и скоростью ниже 40 км/ч правила относят к велосипедам и мопедам с мотором, и посему регистрации оно не подлежит, и ездить на нем возможно без водительского удостоверения.
К сожалению, амфибии хватило всего на один сезон.
Сделанная в качестве испытательного стенда, она однако была эргономичным и надежным транспортным средством, а основное — заразила меня тягой к предстоящему творчеству. на данный момент поставил перед собой новую задачу — по ее подобию сделать новую амфибию, но уже двухместную и с более замечательным двигателем. чертежи и Расчёты наполовину готовы. Желал бы переписываться с другими самодельщиками, занятыми аналогичной работой.
Зная опыт сотрудников по увлечению, легче продолжать работу.
Мой адрес: 150052, г. Ярославль, пр. Дзержинского, д. 29/71, кв. 62.
Характеристики амфибии
Число мест: 1
Масса автомобили, кг: 80
Полная масса, кг: 200
Габаритные размеры, мм:
протяженность — 2000
ширина — 1000
высота — 1200
База, мм: 1050
Осадка с колесами, мм: 300
Скорость на суше, км/ч: 30
Скорость по воде, км/ч: 3
Расход горючего, л/100 км: 4
Упрочнение на лебедке, кгс: 250
Угол большого подъема, преодолеваемого с места: 20°
Двигатель: Ш-58
Мощность, л. с.: 2
Охлаждение: воздушное
А.
НАТАРОВ, конструктор-любитель
Рандомные статьи:
Нож \
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
И участники, и гости Всесоюзного смотра-конкурса самодельных вездеходов в Архангельске с удивлением поняли, что в городе существует целая самодеятельная…
-
Прототипом воображаемой амфибийной автомобили стал аппарат на воздушной подушке (АВП) называющиеся Аэроджип, статья о котором была в издании…
-
Аэросани? аэроглиссер? амфибия!
Читатели «М-К» уже имели возможность познакомиться со студенческим конструкторским бюро Марийского политехнического университета (см. № 8, 1977). Данный…
-
Ставший уже привычным сюжет на телевидении зимний период — снятие с оторвавшейся льдины любителей подледного лова. Чуть ли не каждый год нам показывают,…