- Введение
- Что такое полетные режимы и для чего они необходимы
- Применение полетных режимов
- Полетные режимы
- Что такое кривая шага, газа
- Обычный режим (Normal)
- Пилотажный режим 1 (Idle1)
- Пилотажный режим 2 (Idle2)
- Авторотация (Hold)
- Дополнительные режимы
Введение
По окончании разработки механизма коллективного управления углом атаки лопастей (неспециализированный ход) модели вертолета, началась новая эра пилотирования. Радиоуправляемые вертолеты взяли возможность делать только сложные маневры, такие, как полёт и висение ротором вниз. Наряду с этим появились трудности уже не у аппарата, а у пилота. У нас всего две руки, а каналов для управления — минимум пять.
Само собой разумеется, неприятность двух рук и пяти каналов уже решалась управлением посредством одной ручки газа двумя зависимыми параметрами — газом и шагом (углом атаки лопастей), задаваемых в аппаратуре посредством кривых, но это не разрешало осуществлять пилотирование во всех вероятных вариантах. Тогда-то и придумали полетные режимы.
Что такое полетные режимы и для чего они необходимы
При пилотировании радиоуправляемого вертолета появляется потребность в особых настройках модели для исполнения каких-либо фигур либо легко эргономичного совершения полетов. Так, для комфортного висения, посадки и взлёта нужен маленький расход шагов в отрицательную сторону и большой — в хорошую. Для 3D-пилотажа желательны большие затраты шага в обоих направлениях.
Для исполнения какой-то особенной фигуры может потребоваться по большому счету какая-то неповторимая настройка модели, и без того потом.
Как путь ответа данной неприятности фактически во всех микропроцессорных передатчиках уже создаются так именуемые полетные режимы. Их возможно от одного до максимальных к заданию в аппаратуре. Наряду с этим, в зависимости от производителя оборудования и его марки, вероятны разные варианты реализации настроек личных параметров полетных режимов. В любом случае, все передатчики с вертолетной программой в обязательном порядке разрешают хранить 3 кривые для каждого полетного режима:
- Шага
- Газа
- Шага хвостового ротора. Не употребляется, в то время, когда гироскоп трудится в режиме удержания направления (Heading Hold, AVCS).
Давайте с вами разглядим самые употребительные варианты настройки полетных режимов. Наряду с этим, само собой разумеется, не забываем об фундаментальном принципе: ротор модели вертолета обязан вращаться с постоянной скоростью.
Применение полетных режимов
Чтобы понять, как их применять, давайте разглядим две модели.
Пилотажный вертолет, делающий серию фигур, в частности:
- Взлет.
- Пролет по прямой, переключение на Idle1.
- Разворот с разгоном.
- Петля.
- Бочка, переключение на Idle2.
- Часы, переключение на Normal.
- Разворот, переключение на Hold (авторотация).
- Посадка на авторотации.
Рабочий вертолет
- Взлет, переключение на дополнительный полетный режим (Idle1).
- Исполнение каких-либо действий, переключение на Normal.
- Посадка.
Наряду с этим имеете возможность обратить внимание на то, что вместо настроек Idle 1 дополнительно заданы настройки полетного режима, быть может, более стабильного висения либо чего-то еще.
Полетные режимы
Разглядим чаще всего употребляемые варианты и полётные режимы их настройки.
Что такое кривая шага, газа
Считается, что перемещение заслонки двигателя в зависимости от положения ручки газа на аппаратуре неизменно линейно. К моделям вертолетов этот принцип не относится — тут управление происходит лишь шагом винта главного ротора, и положение заслонки есть производной шага, а вид кривой зависит от нагрузки на ротор. Управление не имеет линейной зависимости, и вследствие этого управляющие действия задаются кривыми газа и шага.
При трансформации шага главного ротора изменяется и реактивный момент, разворачивающий вертолет в направлении, противоположном вращению ротора. Соответственно, для компенсации этого явления приходится вносить поправку в тягу хвостового ротора. В большинстве случаев это делается методом задания зависимости шага хвостового ротора от газа мотора.
При применения гироскопов в режиме удержания направления (Heading Hold, AVCS) данную кривую не задают.
Обычный режим (Normal)
Этот полетный режим есть самоё употребительным, по крайней мере, все начинающие пилоты обучаются пилотированию модели в этом режиме. Более умелые пилоты реализовывают в этом режиме лишь взлет и посадку. Обычный режим считается базисным при настройке аппаратуры, а в некоторых моделях передатчиков он кроме того выносится в отдельную строчок при настройке — в отличие от пилотажных режимов.
Так, у вас может не быть пилотажной настройки, а вот Обычная должна быть неизменно.
Для чего тогда рекомендован данный режим и что в нем возможно делать?
- Взлет
- Посадка
- Висение
- Полет в горизонте без переворотов
- Каждые маневры, где не нужно обратный ход (отрицательный угол наклона лопастей главного ротора) и повышенная энерговооруженность.
Кривая шага:
В первой точке угол равен -4 градуса. Этот параметр воздействует на скорость спуска модели вертолета. Его время от времени устанавливают равным -5…-6, но, в большинстве случаев, лишь умелые пилоты, поскольку при порывах ветра при малом шаге модель вспухает — практически прекращает собственный спуск. Обстоятельством помогает ветер, увеличивающий подъемную силу.
Но при пропадания порыва модель, само собой разумеется, начнет более стремительный спуск. Новичкам возможно советовать установить -3 градуса — тогда модель будет весьма медлительно спускаться, даже если вы дадите ручку до конца вниз. Но в порывистый ветер пилотирование будет более сложным.
Давайте разглядим соответствующую кривую газа:
Кривая газа, само собой разумеется, начинается с 0. В ее нижней точке вы производите запуск двигателя вашей модели вертолета. Потом — крутой подъем до 35% (в зависимости от мощности применяемого двигателя), и маленькая пологая часть. На данной части кривой и происходит пилотирование. В большинстве случаев скорость вращения ротора сейчас около 1500 оборотов при шаге 5-6 градусов; наряду с этим ручка газа на аппаратуре находится ровно посредине.
Кстати, по поводу этого имеется различные точки зрения. Большинство пилотов рекомендует настраивать точку висения на 3/4 ручки газа, аргументируя это тем, что пилот привыкает к точке висения в том положении, где она будет при 3D полетах, и тем, что при переключении режимов в точке висения не будет рывков модели. Добрая половина хода ручки рекомендуется лишь при начальном обучении, да и то не всегда — переучиваться позже тяжелее, чем обучаться.
Сейчас модель вертолета висит без перемещения по вертикали. Эту точку довольно часто именуют точкой висения, в то время, когда происходит уравновешивание подъемной силы и силы тяжести. Это особенная точка.
Многие типы аппаратуры разрешают совершенно верно подстраивать (триммировать) газ и шаг в данной точке.
Потом. Для поддержания постоянных оборотов при повышении шага, само собой разумеется, поднимается и кривая газа:
Пилотажный режим 1 (Idle1)
При предстоящем совершенствовании техники пилотажа пилоты столкнулись с проблемой полета в инверсном режиме (инверсе), другими словами вниз ротором.
Наряду с этим, очевидно, ротор сохраняет направление вращения, а изменяется лишь угол атаки лопастей — на отрицательный.
Существует две методики для того чтобы пилотирования: с инвертированием управления (посредством тумблера) и без инвертирования. В первом случае тумблер на аппаратуре разрешает всецело поменять управление, другими словами попросту перевернуть его — вы сможете продолжать полет без неприятностей, как и летели до этого в обычном полете. Второй случай — без инвертирования тумблером.
В инверсном полете при опускании ручки газа вниз вы приобретаете обратный (увеличение) мощности и отрицательный шаг двигателя.
Если бы не нужно было делать каких-либо пилотажных фигур с постоянным трансформацией ориентации модели, то с применением тумблера, само собой разумеется, было бы эргономичнее летать. Но пилот грезит делать сложные и прекрасные полеты! А тогда возможно с тумблером… На данный момент начинается, в основном, одно направление — управление без применения тумблера.
Наряду с этим нужно, дабы при повышении отрицательного шага соответственно добавлялся и газ — чтобы сохранить равномерное вращение ротора. В большинстве случаев для этого режима устанавливают около 1600 оборотов в 60 секунд, что разрешает делать более резкие маневры.
Видео, режим Idle1pilotag2.avi 1,61 MB
Для чего рекомендован данный режим и что в нем возможно делать?
- Горизонтальный стремительный полет, с разгоном.
- Петли
- Каждые маневры, где требуется обратный ход без повышенной энерговооруженности.
Кривая шага:
Кривая шага начинается со значений шага, равных -5…-6 градусов при положении ручки около нуля. Этого угла достаточно для исполнения пилотажных фигур: петля, бочка, висение. Центральная точка разрешает осуществлять висение при более высоких оборотах.
Ну, а крайняя правая соответствуем мощности двигателя и максимумам шага.
Кривая газа:
Кривая имеет форму воронки с маленьким скосом. В большинстве случаев Idle1 применяют для исполнения таких фигур, как петля, бочка, висение в инверсе — другими словами для исполнения маневров с маленькой нагрузкой на ротор в перевернутом полете. Исходя из этого и первая точка расположена чуть ниже, чем 100%.
Центральная точка устанавливается так, дабы ротор не раскручивался больше, чем требуется для полетного режима при положении ручки газа в середине. Эта точка на кривой газа мало выше, чем при полете в Обычном режиме — для обеспечения ротора громадным запасом энергии. При применении более замечательных двигателей вероятна и обратная обстановка: в центральной точке кривая будет намного ниже, чем в обычном режиме. Крайняя правая точка находится на 100 процентах, поскольку мы используем большой ход:
Пилотажный режим 2 (Idle2)
Развитие пилотажа, накопление опыта пилотирования, изобретение новых фигур, появление новых возможностей моделей стало причиной рождению 3D- пилотажа. 3D-пилотаж требует особенных настроек модели вертолета. На вопрос, каких как раз, возможно ответить легко — максимальных!
Пилот-экстремал пробует выжать из модели вертолета максимум возможностей. Наряду с этим полет производится с максимальными значениями мощности и шага, при поддержании постоянных оборотов главного ротора.
Видео, режим Idle2pilotag1.avi 1,06 MB
Для чего рекомендован это режим и что возможно делать?
- Все возможности Idle1
- Часы (Тик-Так, Метроном)
- Торнадо
- Отстрел
- Петли с пируэтами
- Висение ротором вниз (Инверс)
- Каждые маневры, где требуется обратный ход с повышенной энерговооруженностью.
Кривая шага:
Кривая шага имеет самую несложную форму: это прямая линия от минимального значения шага до большого, проходящая, само собой разумеется, через 0. При недостаточной мощности двигателя кое-какие пилоты советуют сделать ее в виде ломаной линии с центральной точкой в +2 градусах. Модель приобретает максимальные динамические характеристики.
Кривая газа:
Для обеспечения постоянных оборотов кривая газа кроме этого изменяется и уже две точки находятся на 100 %. Наряду с этим не нужно забывать, что в среднем положении ротор не должен излишне раскручиваться (более, чем нужно для пилотирования модели сейчас). Наряду с этим значительно чаще употребляется частота вращения ротора 1750…1850 об/мин.
Авторотация (Hold)
Авторотация есть спасательным жилетом вертолета, а для умелого пилота — еще и весьма зрелищной фигурой пилотажа. Но потому, что отключать двигатель перед каждой авторотацией не слишком-то весьма интересно, был придуман еще один режим — Hold. Суть его весьма несложен — в данном режиме двигатель трудится на холостых оборотах и обгонная муфта главного ротора (либо связки роторов) и двигателя разблокирована.
Наряду с этим изменение шага происходит в зависимости от положения ручки газа, а вот двигатель трудится на холостых оборотах, пока вы не отключите данный режим.
При обучении вероятна и обратная процедура: при неудачном заходе на посадку в режиме авторотации вы имеете возможность переключиться в второй полетный режим и продолжить полет.
Для чего рекомендован данный режим и что в нем возможно делать?
- Авторотация
Кривая шага:
Обратите внимание: кривая имеет громадной отрицательный ход в нулевом положении ручки. Это связано с тем, что для поддержания нужных оборотов главного ротора набегающим потоком нужно значение шага -6 градусов, а в некоторых вариантах и более. Центральная точка кривой шага находится чуть выше 0 — для посадки и комфортного торможения.
Для исполнения 3D фигур в режиме авторотации рекомендуется устанавливать углы в центральной точке 0 градусов. И, само собой разумеется, максимум по хорошему шагу — дабы всецело применять энергию ротора.
Дополнительные режимы
Главная цель полетных режимов — уменьшить пилотирование модели. Многие пилоты-спортсмены довольно часто делают полетные режимы фактически для каждой делаемой ими фигуры. Наряду с этим учитывается огромное количество параметров. Смогут существовать отдельные полетные режимы для всевозможных погодных условий, всяческих дополнительных условий — разных лопастей и т.п.
Количество полетных режимов кроме того на топовых предположениях передатчиков мало, к примеру, у JR10 всего 4, а у Futaba 9Z — 8 полетных режимов. При применении памяти на пара моделей для применения множественных полетных режимов нужно иметь в виду, что переключение между моделями в полете весьма страшно! В любом случае, этот механизм разрешает весьма совершенно верно настроить модель вертолета и аппаратуру к требованиям пилота и конкретным условиям.
Как настраивается модель вертолета
Установка углов атаки лопастей на модели вертолета — весьма важная процедура. Для настройки пригодятся:
- Конечно же, сама модель вертолета, с корректно настроенной механикой.
- Измерительная линейка либо, при отсутствия особого измерителя, -транспортир.
- Аппаратура радиоуправления.
- Весьма желателен кабель для яркого подключения приемника к аппаратуре (DSC-кабель), дабы не засорять эфир ненужным знаком.
Сейчас приступаем к настройке углов атаки лопастей.
Установим модель вертолета так, дабы ротор имел возможность вольно вращаться, а лопасти наряду с этим пребывали на уровне глаз.
Фиксируем сервоось (ось серволопаток) так, дабы она была параллельна хвостовой балке и перпендикулярна оси ротора. В случае если зафиксировать ее нереально, то перед каждой регулировкой будем сглаживать сервоось заново.
- Цапфа крепления лопасти
- Сервоось
- Стопор сервооси, специально разработанный для моделей компании X-cell
Устанавливаем измерительную линейку на лопасть. При древесных лопастей — на расстоянии 80 мм от комля, а при пластиковых либо карбоновых — 80 мм от финиша лопасти. Данное правило связано с тем, что древесные лопасти подвержены крутке, которая в большинстве случаев изменяется в полете.
Исходя из этого определить угол по кончику лопасти нереально. Карбоновые же лопасти смогут иметь конструктивную крутку, которую нужно учитывать при настройке.
Убеждаемся в том, что механика собрана верно, следующим образом. При установке в аппаратуре кривой шага в 0 градусов и ручке газа в среднем положении линейка обязана продемонстрировать угол, равный 0, для этого весьма комфортно применять полетный режим Idle1. Поворачиваем ротор, переставляем измеритель углов и контролируем угол атаки противоположной лопасти. Если он не равен нулю — настраиваем механику.
Чтобы измерить угол, нужно выровнять базовую поверхность линейки с сервоосью, по окончании чего на линейке и будет указано значение угла атаки лопасти.
Устанавливаем газ в минимальное положение и меняем кривую шага в данной точке до тех пор пока линейка не продемонстрирует необходимый угол. После этого передергиваем ручку газа (верх, вниз), дабы выбрать люфты и измеряем опять. Так повторяем, пока не установим нужный угол.
Данную процедуру установки углов лопастей проводим для каждой заданной точки кривой шага, при прямолинейной вероятна проверка в крайних и центральной точке.
По окончании установки углов кривой шага можем начать установку кривой газа. К сожалению, никак нельзя проверить ее правильность, не считая как в настоящем полете. Нужно проверить, что игла карбюратора совершает верное, в соответствии с заданной кривой, перемещение — особенно это принципиально важно при 3D настройках.
Потом, в случае если нужно, производим настройку вторых полетных режимов. Наряду с этим шепетильно контролируем установленные углы — в обязательном порядке на обеих лопастях.
Итого
Подведем итоги:
- Полетные режимы предназначены для облегчения пилотирования модели вертолета.
- Полетных режимов возможно столько, сколько необходимо пилоту: от одного необходимого до предельного числа, поддерживаемых аппаратурой управления.
- В случае если кривая газа при минимальном положении ручки газа находится не на 0, то двигатель в таком положении заводить запрещено. И останавливать ротор рукой также запрещено, потому, что двигатель будет раскручивать ротор. При попытке завести мотор в таком режиме вы имеете возможность сильно пострадать, а модель — разрушиться.
- Нет четко предписанных полетных режимов — их характеристики зависят лишь от настроенных кривых газа и шага, и от желания пилота, удобства и безопасности управления.
- Настройка полетных режимов — весьма важная операция, требующая повышенного внимания.
- Применяйте лишь особые линейки для измерения углов, поскольку они существенно облегчают жизнь.
Внимание!
- Кривые для газа и шага приведены только как пример и не смогут быть напрямую использованы в вашей аппаратуре. Применяйте лишь те кривые, что указаны в инструкции на конкретную модель вертолета. В случае если все же решите применять приведенные тут кривые — будьте втройне внимательны при исполнение первых полетов.
- Кривые шага и газа для вашей модели смогут существенно различаться либо быть настроены полностью по-второму! Методик по выбору кривых существует множество, консультируйтесь с тем экспертом, которому доверяете в вопросе более правильной настройки.
- Перед процедурой запуска двигателя Неизменно ПРОВЕРЙТЕ УСТАНОВКУ ВЕРНОГО Положения и ПОЛЁТНОГО РЕЖИМА РУЧКА ГАЗА, В противном случае Вероятно РАЗРУШЕНИЕ МОДЕЛИ и ПОЛУЧЕНИЕ ТРАВМ.
Рандомные статьи:
Не прошло и 40 лет — моя первая аппаратура радиоуправления FLYSKY FS — i6
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Вступление Что это такое? Структура меню Совместимость с симулятором Полевые опробования Заключение Вступление При выборе совокупности радиоуправления…
-
Аппаратура радиоуправления. часть 1. передатчики
Введение Конструктивные разновидности передатчиков раскладка ручек и Количество каналов управления микширование управляющих и Обработка сигналов…
-
Аппаратура радиоуправления. часть 2. приемники
Распределение частот для аппаратуры радиоуправления Разновидности приемников Устройство приемника Борьба с бортовыми помехами Самодельная аппаратура?…
-
Аппаратура радиоуправления. часть 3. рулевые машинки
Введение Устройство сервомашинки Конструктивные разновидности сервомашинок Специальные сервомашинки Главные характеристики сервомашинок Принцип действия…