Аппаратура радиоуправления. часть 1. передатчики

  • Введение
  • Конструктивные разновидности передатчиков
  • раскладка ручек и Количество каналов управления
  • микширование управляющих и Обработка сигналов
  • Аналоговые и компьютерные передатчики
  • Правила формирования радиосигнала
  • Модульное расширение
  • Устройство передатчика
  • Заключение

Введение

Дистанционное управление подвижными моделями основано на модели и взаимодействии человека. Пилот видит положение модели в пространстве и ее скорость. При помощи аппаратуры дистанционного управления он отдает команды на аккуратные устройства модели, каковые поворачивают рули либо руководят двигателями, тем самым пилот изменяет направление и положение перемещения модели в соответствии со своим жаждой.

Передача команд от пилота к модели происходит в большинстве собственном по радиоканалу. Исключение возможно встретить только для комнатных моделей, где наровне с радио употребляется инфракрасное излучение, и весьма редко для управления подводными аппаратами употребляется ультразвук.

Аппаратура радиоуправления складывается из передатчика, что находится у пилота, и размещенных на модели исполнительных механизмов и приёмника. Эта статья окажет помощь взять представление о том, как трудится какой передатчик и передатчик нужен вам.

Конструктивные разновидности передатчиков

По конструкции органов управления, на каковые, фактически, воздействуют пальцы пилота, передатчики делятся на джойстиковые и пистолетного типа.Аппаратура радиоуправления. часть 1. передатчики В первых установлено, в большинстве случаев, два двухкоординатных джойстика. Такие передатчики употребляются для управления летающими моделями. В джойстиковых передатчиках ручка имеет встроенные пружины, каковые возвращают ее по окончании отпускания в нейтральное положение.

В большинстве случаев, одно из направлений какого-либо джойстика употребляется для управления тяговым мотором, — в нем нет возвратной пружины. Наряду с этим ручка поджата трещеткой (для самолетов) либо ровной тормозящей пластиной (для вертолетов). Посредством таких передатчиков возможно удачно руководить кроме этого плавающими и ездящими моделями, но для них придуманы особые передатчики пистолетного типа.

Тут рулевое колесо руководит направлением перемещения модели, а курок — ее тормозами и двигателем.

Сейчас показались передатчики с одним двухкоординатным джойстиком. Они относятся к категории недорогих аппаратов и смогут употребляться для управления как упрощенной летающей, так и наземной техники. Продуктивно их возможно применять лишь на самом начальном уровне. Подобное назначение и у передатчиков с двумя однокоординатными джойстиками:

Дабы закончить с конструктивными разновидностями добавим еще разделение джойстиковых передатчиков на моноблочные и модульные. В случае если первые всецело укомплектованы всеми компонентами и сходу готовы к применению, то модульные являются основой, в которую пилот по собственному усмотрению додаёт необходимые ему дополнительные органы управления:

Существует две манеры удержания передатчика. Пультовые передатчики вешаются на шею пилота посредством особого ремня либо столика-подставки. Руки пилота опираются на корпус передатчика, а любой джойстик управляется двумя пальцами — указательным и громадным. Это так называемая европейская школа. Ручной передатчик пилот держит в руках, а любой джойстик управляется одним громадным пальцем.

Эту манеру относят к американской школе.

Ручной передатчик возможно также держать в руках и руководить им по-европейски. Возможно кроме этого применять его и в пультовом варианте, в случае если к нему приобрести особый столик-подставку. Столик не хуже фирменного возможно сделать самому. Такие столики требуются и для некоторых пультовых передатчиков. Какая манера более распространена у нас, зависит от возраста пилота.

Молодежь, по отечественным наблюдениям, более склонна к американским обычаям, а старшее поколение — к консерватизму Европы.

раскладка ручек и Количество каналов управления

Для управления движущимися моделями требуется действие в один момент на пара функций. Исходя из этого передатчики радиоуправления делают многоканальными. Разглядим предназначение и количество каналов.

Для авто и судомоделей необходимо два канала: управление оборотами двигателя и направлением движения. Навороченные пистолетные передатчики имеют еще и третий канал, что может употребляться для управления смесеобразованием ДВС (радиоигла).

Для управления несложными летающими моделями также смогут употребляться два канала: элероны и рули высоты у самолётов и планёров, либо направления и руль высоты. Для дельтапланов применяют управление по крену и мощностью мотора. Кроме этого эта схема используется и на некоторых несложных планерах — включение двигателя и руль поворота. Такие двухканальные передатчики возможно применять для парковых моделей и электролетов начального уровня.

Но для полноценного управления самолетом необходимо как минимум несколько, а вертолетом — пяти каналов. Для самолетов на два двухкоординатных джойстика выводятся функции управления рулем высоты, направления, газом и элеронами двигателя.

Конкретная раскладка функций по джойстикам не редкость двух типов: Mode 1 — руль высоты слева по вертикали и руль направления по горизонтали, газ справа по вертикали и крен по горизонтали; Mode 2 — газ слева по вертикали и руль направления по горизонтали, руль высоты справа по вертикали и крен по горизонтали. Имеется еще Mode 3 и 4, но они мало распространены.

Mode 1 еще именуют двуруким вариантом, а Mode 2 — одноруким. Эти заглавия следуют из того, что в последнем варианте возможно довольно продолжительное время руководить самолетом одной рукой, держа в второй банку пива. Споры моделистов о преимуществах той либо другой схем не стихают много лет. Авторам эти споры напоминают дискуссию о преимуществах блондинок над брюнетками.

В любом случае, большая часть передатчиков легко перестраиваются с одной раскладки на другую.

Для действенного управления вертолетом необходимо уже пять каналов (не считая канала управления чувствительностью гироскопа). Тут имеет место совмещение двух функций на одно направление джойстика (как это происходит, мы разглядим позднее). Раскладки ручек во многом подобны самолетным.

Среди изюминок необходимо отметить ручку газа, которую кое-какие пилоты инвертируют (минимальный газ — вверху, большой — внизу), так как вычисляют это более эргономичным.

Выше рассматривалось минимально нужное число каналов для управления перемещением моделей. Но функций управления моделями возможно довольно много. Особенно на моделях копиях.

На самолетах это возможно управление уборкой шасси, другой механизацией и закрылками крыла, бортовыми огнями, тормозами колес шасси. Еще больше функций у моделей-копий судов, имитирующих разные механизмы настоящих судов. На планерах применяют управление флаперонами и воздушными тормозами (интерцепторами), убираемыми шасси и другие функции. На вертолетах применяют еще управление чувствительностью гироскопа, убираемым шасси и другими дополнительными функциями.

Для управления всеми этими функциями выпускаются передатчики с числом каналов 6, 7, 8 и до 12. Помимо этого, в модульных передатчиках имеется возможность наращивания числа каналов.

Тут нужно подчернуть, что каналы управления бывают двух типов — пропорциональные и дискретные. Несложнее всего пояснить это на автомобиле: газ — это пропорциональный канал, а свет фар — дискретный. на данный момент дискретные каналы употребляются лишь для управления запасными функциями: включение фар, выпуск шасси.

Все главные функции управления идут по пропорциональным каналам. Наряду с этим величина отклонения руля на модели пропорциональна величине отклонения джойстика на передатчике. Так вот, в модульных передатчиках имеется возможность расширения числа как пропорциональных, так и дискретных каналов.

Как это делается технически, мы разглядим позднее.

С многоканальностью связана одна принципиальная эргономическая неприятность. У человека всего две руки, каковые смогут руководить в один момент лишь четырьмя функциями. На настоящих самолетах еще применяют ноги пилотов (педали).

Моделисты еще к этому не пришли. Исходя из этого управление остальными каналами осуществляется от отдельных тумблеров у дискретных каналов либо ручек — у пропорциональных, или эти вспомогательные функции приобретают методом вычисления из главных. Помимо этого, сигналы управления моделью также будут не прямо управляться от джойстиков, а проходить предварительную обработку.

микширование управляющих и Обработка сигналов

По прочтении прошлых глав сохраняем надежду, вы смогли разобраться в двух основных моментах:

  • передатчик возможно держать по-различному, но основное — дабы его не выронить
  • в передатчиках не редкость большое количество каналов, а управляться нужно неизменно лишь при помощи двух рук, что иногда бывает не весьма легко

Сейчас, в то время, когда имеется предварительное познание, разглядим еще пара практических моментов, каковые реализуют передатчики:

  • триммирование
  • регулирование чувствительности ручек
  • реверс каналов
  • ограничение затрат рулевых машинок
  • микширование
  • другие функции

Триммирование — очень важная вещь. В случае если руководя моделью вы отпустите ручки передатчика, то пружины вернут их в нейтральное положение. В полной мере логично ожидать, что модель наряду с этим начнёт перемещаться прямо. Но на практике это не всегда так. Обстоятельств тому большое количество.

К примеру, если вы запускаете только что выстроенный самолет, то вы имеете возможность неправильно учесть вращательный момент от двигателя, да и по большому счету модель редко бывает идеально симметричной и верной формы. В следствии — кроме того в случае если рули стоят с виду ровно, модель все равно полетит не прямо, а как-то в противном случае. Дабы исправить обстановку, положение рулей нужно будет подкорректировать. Но ясно, что делать это прямо на модели на протяжении запусков весьма непрактично.

Значительно несложнее было бы чуть переместить ручки передатчика в нужных направлениях. Как раз для этого и придумали триммеры! Это такие мелкие дополнительные рычажки по бокам джойстиков, каковые задают их смещение. Сейчас, в случае если нужно подкорректировать нейтральное положение рулей на модели, достаточно всего лишь воспользоваться нужным триммером. Причем, что особенно полезно, триммирование возможно проводить прямо на ходу, на протяжении запусков, замечая за реакцией модели.

Если вы найдёте, что изначально модель в триммировании не испытывает недостаток — думать что вам крупно повезло.

Регулирование чувствительности ручки — в полной мере понятная функция. В то время, когда вы настраиваете управление под конкретную модель, вам нужно установить такую чувствительность, дабы управление было для вас самые комфортным. В другом случае, модель будет реагировать на ручки передатчика через чур быстро либо, наоборот, через чур вяло.

Более продвинутые модели разрешают устанавливать экспоненциальную функцию чувствительности ручек передатчика, дабы правильнее рулить при не сильный отклонениях.

В случае если мы сейчас в мыслях перенесемся на модель, то мы найдём, что в зависимости от того, как установлены рулевые машинки и как подсоединены тяги, нам может потребоваться поменять их направление работы. Для этого все передатчики разрешают независимо реверсировать каналы управления.

Сама механика модели может иметь ограничения, исходя из этого время от времени требуется ограничивать движение рулевых машинок. Для этого многие передатчики имеют отдельную функцию ограничения хода, не смотря на то, что при ее отсутствии возможно постараться обойтись регулировкой чувствительности ручек.

Сейчас пора коснуться более сложных моментов и поведать вам, что такое микширование.

Время от времени может потребоваться, дабы рулевая машинка на модели управлялась в один момент от нескольких ручек передатчика. Хорошим примером может служить летающее крыло, где оба элерона руководят креном и высотой модели, т.е. перемещение каждого зависит от перемещения на передатчике ручки крена и ручки высоты. Такие элероны именуют элевонами:

В то время, когда мы управляем высотой, оба элевона отклоняются в один момент вверх либо вниз, а в то время, когда управляем креном — элевоны трудятся в противофазе.

Сигналы элевонов считаются как полусумма и полуразность крена и сигналов высоты:

Элевон1 = (высота + крен) / 2
Элевон2 = (высота — крен) / 2

Т.е. сигналы от двух каналов управления смешиваются и передаются затем на два канала выполнения. Такие вычисления, где задействуются эти с нескольких ручек управления, именуются микшированием.

Микширование возможно реализовано как в передатчике, так и на модели. А сама реализация возможно как электронной, так и механической.

Специально для новичков (за исключением вертолетчиков) хочется подчернуть, что модели, с которых вы станете затевать, вероятнее не потребуют для собственной работы микшеров. Более того, быть может, что наличие микшеров не потребуется вам весьма долго (быть может они вам и по большому счету ни при каких обстоятельствах не пригодятся). Так что если вы решите купить себе простенькую 4-канальную джойстиковую аппаратуру, либо 2-канальную пистолетную, то расстраиваться из-за отсутствующих микшеров не следует.

В хороших передатчиках верхнего ценового диапазона вы отыщете массу вторых функций. Степень их нужности для той либо другой модели — вопрос дискуссионный. Дабы составить себе представление о них, возможно почитать описание таких передатчиков на сайтах производителей.

Аналоговые и компьютерные передатчики

Чтобы выяснить отличие между аналоговыми и компьютерными передатчиками, обратимся к более жизненному примеру. Лет пятнадцать назад начали распространяться программируемые телефоны. От простого они отличались тем, что кроме определения и разговора номера звонящего абонента, разрешали запрограммировать на одну кнопку комплект целого номера, либо составить тёмный перечень абонентов, на звонки которых телефон не реагировал.

Показалась куча дополнительных сервисов, каковые несложному абоненту довольно часто были не необходимы. Так вот, аналоговый передатчик — это как несложный телефон. В нем в большинстве случаев не более 6 каналов.

В большинстве случаев, реализованы несложные из обрисованных выше сервисов: имеется реверс каналов (время от времени не всех), триммирование и регулировка чувствительности (в большинстве случаев, на первые 4 канала), установка крайних значений канала газа (максимальных оборотов и холостого хода). Регулировки осуществляются потенциометрами и переключателями, время от времени при помощи маленькой отверточки. Такие аппараты несложны в освоении, но их гибкость в эксплуатации ограничена.

Компьютерная аппаратура характеризуется тем, что все настройки в них возможно запрограммировать при дисплея и помощи кнопок так же, как на программируемых телефонах. Сервисов тут возможно море. Из главных необходимо подчеркнуть следующие:

  1. Наличие памяти на пара моделей. Весьма эргономичная вещь. Возможно запомнить все настройки микшеров, расходов и реверсов, дабы не перестраивать передатчик, в то время, когда вы решите его применять с другой моделью.
  2. Запоминание значений триммеров. Очень эргономичная функция. Вы имеете возможность не волнуется, что при транспортировке триммеры случайно собьются, и вам нужно будет вспоминать их положение. Перед запуском модели достаточно будет всего лишь проверить, что триммеры установлены по центру.
  3. Много встроенных переключателей и микшеров режимов работы разрешит реализовать различные функции на сложных моделях.
  4. Наличие дисплея заметно облегчает настройку аппаратуры.

По цене и количеству функций компьютерная аппаратура варьируется в достаточно широких пределах. Конкретные возможности лучше постоянно смотреть на сайте производителя либо в инструкции.

Самые недорогие аппараты смогут идти с минимумом функций, и ориентированы прежде всего на удобство эксплуатации. Это прежде всего память моделей, пара микшеров и цифровые триммеры.

Боле сложные передатчики, в большинстве случаев, отличаются числом функций, расширенным дополнительными режимами и дисплеем кодирования данных (для защиты от повышения и помех скорости передачи информации).

Топовые модели компьютерных передатчиков имеют графические дисплеи громадной площади, в некоторых случаях кроме того с сенсорным управлением:

Такие модели имеет суть брать для удобства пользования либо для каких-то особенно умных функций (каковые смогут пригодится, лишь если вы захотите без шуток заниматься спортом). Навороченность ведет к тому, что топовые модели уже соперничают между собой не по числу функций, а по удобству программирования.

Многие компьютерные передатчики имеют сменные модули памяти настроек моделей, каковые разрешают увеличить встроенную память, и легко переносить настройки модели с одного передатчика на другой. Последовательность моделей предусматривают смену программы управления, методом замены особой платы в передатчика. Наряду с этим возможно поменять не только язык подсказок меню (русского, кстати, авторы не встречали), но и установить в передатчик более свежее ПО с новыми возможностями.

Нужно подчернуть, что гибкость в применении компьютерной аппаратуры имеет и отрицательные черты. Один из авторов подарил сравнительно не так давно свекрови программируемый телефон, так она с его программированием повозилась с недельку и вернула прося приобрести ей простой, как она говорит обычный телефон.

Правила формирования радиосигнала

на данный момент мы отойдем от неприятностей моделизма и разглядим вопросы радиотехники, в частности, как информация от передатчика попадает на приемник. Тем, кто не весьма осознаёт, что такое радиосигнал, эту главу возможно пропустить, обратив внимание только на приведенные в конце серьёзные советы.

Итак, базы модельной радиотехники. Чтобы излучаемый передатчиком радиосигнал имел возможность переносить нужную данные, он подвергается модуляции. Другими словами управляющий сигнал изменяет параметры несущей радиочастоты.

На практике нашли использование управление частотой и амплитудой несущей, обозначаемые буквами АМ (Amplitude Modulation) и FM (Frequency Modulation). В радиоуправлении употребляется лишь дискретная двухуровневая модуляция. В варианте АМ несущая имеет или большой, или нулевой уровень. В варианте FM излучается сигнал постоянной амплитуды, или с частотой F, или с чуть смещенной частотой F +df.

Сигнал FM передатчика напоминает сумму двух сигналов двух АМ передатчиков, трудящихся в противофазе на частотах F и F +df соответственно. Из этого можно понять кроме того не углубляясь в тонкости обработки радиосигнала в приемнике, что в однообразных помеховых условиях FМ сигнал имеет принципиально громадную помехозащищенность, чем АМ сигнал. АМ аппаратура, в большинстве случаев, дешевле, но отличие не весьма громадна.

На данный момент применение АМ аппаратуры оправдано лишь для тех случаев, в то время, когда расстояние до модели довольно мало. В большинстве случаев, это справедливо для автомоделей, комнатных авиамоделей и судомоделей. По большому счету, летать с применением AM-аппаратуры возможно только с громадной опаской и далеко от промышленных центров.

Аварии обходятся через чур дорого.

Модуляция, как мы установили, разрешает наложить на излучаемую несущую нужную данные. Но в радиоуправлении употребляется лишь многоканальная передача информации. Для этого все каналы уплотняются в один при помощи кодирования.

на данный момент для этого употребляется лишь широтно-импульсная модуляция, обозначаемая буквами РРМ (Pulse Phase Modulation) и импульсно-кодовая модуляция, обозначаемая буквами РСМ (Pulse Code Modulation). По причине того, что для обозначения кодирования в многоканальном радиоуправлении и для наложения информации на несущую употребляется слово модуляция, довольно часто путают эти понятия. Сейчас то вам будет ясно, что это две громадные отличия, как обожают сказать в Одессе.

Разглядим типовой РРМ сигнал пятиканальной аппаратуры:

РРМ сигнал имеет фиксированную длину периода Т=20мс. Это указывает, что информация о положениях ручек управления на передатчике попадает на модель 50 раз в секунду, что определяет быстродействие аппаратуры управления. В большинстве случаев, этого хватает, потому, что скорость реакции пилота на поведение модели значительно меньше.

Все каналы пронумерованы и передаются по порядку номеров. Значение сигнала в канале определяется величиною временного промежутка между первым и вторым импульсом — для первого канала, между вторым и третьим — для второго канала и т.д.

Диапазон трансформации величины временного промежутка при перемещении джойстика из одного крайнего положения в второе выяснен от 1 до 2мс. Значение 1,5 мс соответствует среднему (нейтральному) положению джойстика (ручки управления). Длительность межканального импульса образовывает около 0,3 мс.

Эта структура РРМ сигнала есть стандартной для всех производителей RC-аппаратуры. Значения среднего положения ручки у различных производителей может мало различаться: 1,52 мс — у Futaba, 1,5мс — у Hitec и JR, 1,6 — у Multiplex. Диапазон трансформации у некоторых видов компьютерных передатчиков возможно шире, и достигать от 0,8 мс до 2,2 мс.

Но такие вариации допускают смешанное применение компонентов аппаратуры от различных производителей, трудящихся в режиме РРМ кодирования.

Как альтернатива РРМ-кодированию лет 15 назад было создано РСМ-кодирование. К сожалению, разные производители RC-аппаратуры не смогли договориться о едином формате РСМ-сигнала, и любой производитель придумал собственный. Подробнее о конкретных форматах РСМ-сигналов аппаратуры различных компаний поведано в статье PPM либо PCM?.

В том месте же приведены преимущества и недочёты РСМ кодирования. Тут мы лишь упомянем только следствие разных форматов: в режиме РСМ возможно применять совместно лишь передатчики и приёмники одного производителя.

Пара слов про обозначения режимов модуляции. Комбинации из двух видов модуляции несущей и двух способов кодирования рождают три варианта режимов аппаратуры. Три вследствие того что амплитудная модуляция совместно с импульсно-кодовой не употребляется, — ненужно. Первая владеет через чур нехорошей помехозащищенностью, что есть главным смыслом применения импульсно-кодовой модуляции.

Эти три комбинации довольно часто обозначают так: АМ, FM и PCM. Ясно, что в АМ — амплитудная модуляция и РРМ-кодирование, в FM — частотная модуляция и РРМ-кодирование, ну а в РСМ — частотная модуляция и РСМ-кодирование.

Итак, вы сейчас понимаете, что:

  • применение АМ аппаратуры оправдано лишь для автомоделей, комнатных авиамоделей и судомоделей.
  • летать с применением AM-аппаратуры возможно только с громадной опаской и далеко от промышленных центров.
  • возможно применять компоненты аппаратуры от различных производителей, трудящихся в режиме РРМ кодирования.
  • в режиме РСМ возможно применять совместно лишь передатчики и приёмники одного производителя.

Модульное расширение

Модульные передатчики производят в основном в пультовом выполнении. В этом случае на панели пульта много места, где возможно разместить дополнительные ручки, другие органы и тумблеры управления. Из вторых случаев упомянем о модуле для управления двухмоторным катером, или танком.

Он устанавливается вместо двухкоординатного джойстика и весьма похож на рычаги фрикционов гусеничного трактора. С его помощью возможно разворачивать такие модели на пятачке:

Сейчас объясним, как происходит уплотнение каналов при модульном расширении их числа. Различными производителями выпускаются модули, разрешающие по одному главному каналу передавать до 8 пропорциональных, или дискретных дополнительных каналов. Наряду с этим в передатчик устанавливается модуль кодера с восемью ручками либо тумблерами, занимающий один из главных каналов, а к приемнику в гнездо этого канала включается декодер, имеющий восемь пропорциональных или дискретных выходов.

Принцип уплотнения сводится к последовательной передаче через этот главный канал по одному дополнительному в каждом 20-ти миллисекундном цикле. Другими словами, информация обо всех восьми дополнительных каналах с передатчика на приемник попадет лишь через восемь циклов сигнала — за 0,16 секунды. По каждому разуплотненному каналу декодер выдает выходной сигнал как и по простому — один раз в 0,02 секунды, повторяя одно и также значение восемь раз.

Из этого видно, что уплотненные каналы владеют значительно меньшим быстродействием и их не нужно задействовать для управления стремительными и серьёзными функциями управления модели. Таким методом возможно создавать и 30-канальные наборы аппаратуры. Для чего это нужно? Как пример приведем список сигнализации модуля модели и функций освещения-копии магистрального тягача:

  • Габаритные огни
  • Дальний свет
  • Ближний свет
  • Фара-искатель
  • Стоп-сигнал
  • Включение заднего хода (две последние функции срабатывают машинально от положения управления газом)
  • Левый поворот
  • Правый поворот
  • Освещение кабины
  • Клаксон
  • Проблесковый маячок

Модульные передатчики чаще применяют копиисты, для которых ответственнее зрелищность поведения модели, реалистичность того, как она выглядит, а не ее динамика поведения. Для модульных передатчиков выпускается много разнообразных модулей целевого назначения. Упомянем тут только блок триммирования элеронов пилотажных моделей.

В отличие от моноблочных передатчиков, где параметры управления в режимах флаперонов, воздушного тормоза — (по отечественному крокодил, а на западе баттерфляй) и дифференциального отклонения программируются в меню, тут любой параметр выведен на собственную ручку. Это разрешает вести настройку конкретно в воздухе, т.е. не отводя взора от летящей модели. Не смотря на то, что это также дело вкуса.

Устройство передатчика

Передатчик аппаратуры радиоуправления складывается из корпуса, органов управления (джойстики, ручки, тумблеры и т.п.) платы кодера, ВЧ-модуля, батареи и антенны аккумуляторная батарей. Помимо этого, в компьютерном передатчике имеется кнопки и дисплей программирования. Пояснения по органам и корпусу управления давались выше.

На плате кодера собрана вся низкочастотная схема передатчика. Кодер последовательно опрашивает положение органов управления (джойстиков, ручек, тумблеров и т.п.) и в соответствии с ним формирует канальные импульсы РРМ (либо РСМ) сигнала. Тут же вычисляются все микширования и другие сервисы (экспонента, ограничение хода и т.п.).

С кодера сигнал попадает на ВЧ-тренерский разъём и модуль (если он имеется).

ВЧ-модуль содержит высокочастотную часть передатчика. Тут собран задающий кварцевый генератор, определяющий частоту канала, частотный или амплитудный модулятор, усилитель-выходной каскад передатчика, цепи согласования с антенной и фильтрации внеполосных излучений. В несложных передатчиках ВЧ-модуль собран на отдельной печатной плате и размещен в корпуса передатчика. В более продвинутых моделях ВЧ-модуль размещен в отдельном корпусе и вставляется в нишу на передатчике:

ВЧ-модуль несёт ответственность за диапазон передатчика. Методом замены сменного ВЧ-модуля легко перейти с одного диапазона на другой. В его корпусе имеется ниша с разъемом под сменный кварц для выбора канала в пределах рабочего диапазона.

ВЧ-модули вычислены на работу лишь с одним видом модуляции: амплитудной или частотной. Для самых продвинутых пользователей, систематично участвующих в соревнованиях, придуманы ВЧ-модули с синтезатором:

В этом случае сменный кварц отсутствует, а несущая радиосигнала формируется особым синтезатором частоты. Частота (канал), на которой будет трудиться передатчик, задается при помощи тумблеров на ВЧ-блоке. Кое-какие топовые модели предатчиков могут устанавливать частоту синтезатора прямо из меню программирования.

Такие возможности разрешают без неприятностей разносить пилотов на различные каналы в произвольных комбинациях заездов и туров соревнований.

Фактически на всех передатчиках радиоуправления употребляется телескопическая антенна. В развернутом виде она достаточно действенна, а в свернутом — компактна. В отдельных случаях допускается заменять штатную антенну на укороченную спиральную, создаваемую многими компаниями, или самодельную.

Она намного эргономичнее в пользовании и более живуча в условиях суеты соревнований. Но, в силу законов радиофизики, ее эффективность неизменно ниже, чем у штатной телескопической, и ее не рекомендуется применять для летающих моделей в сложной помеховой обстановке больших городов.

На протяжении применения телескопическая антенна в обязательном порядке должна быть вытянута на полную длину, в противном случае надёжность и дальность связи быстро падают. Со сложенной антенной перед полетами (заездами) контролируют надежность радиоканала, — на расстоянии до 25-30 метров аппаратура обязана трудиться. Складывание антенны в большинстве случаев не повреждает трудящийся передатчик. В практике имелись единичные случаи выхода ВЧ-модуля из строя при складывании антенны.

По-видимому, они были обусловлены некачественными комплектующими и с такой же возможностью имели возможность произойти независимо от складывания антенны. И еще, телескопическая антенна передатчика не хорошо излучает сигнал в направлении собственной оси. Исходя из этого старайтесь не направлять антенну на модель.

Особенно, если она на большом растоянии, а помеховая ситуация нехорошая.

В большинстве кроме того несложных передатчиков предусмотрена функция тренер-ученик, разрешающая проводить обучение начинающего пилота более умелым. Для этого два передатчика соединяются кабелем между собой через особый тренерский разъем. Включается передатчик тренера в режим излучения радиосигнала.

Передатчик ученика радиосигнал не излучает, а РРМ-сигнал с его кодера передается по кабелю на передатчик тренера. На последнем имеется тумблер тренер — ученик. В положении тренер на модель передается сигнал о положении ручек тренерского передатчика.

В положении ученик — с передатчика ученика. Потому, что тумблер находится в руках тренера, тот в любую секунду перехватывает управление моделью на себя и тем самым подстраховывает новичка, не давая ему сделать дрова. Так ведется обучение пилотированию летающих моделей.

На тренерский разъем выведен выход кодера, вход тумблера тренер-ученик, почва, и контакты управления едой кодера и ВЧ-модуля. В некоторых моделях при подключении кабеля включается питание кодера при отключённом питании передатчика. В других при закорачивании управляющего контакта на землю выключается ВЧ-модуль при подключенном питании передатчика.

Кроме главной функции тренерский разъем употребляется для подключения передатчика к компьютеру при эксплуатации с симулятором.

Питание передатчиков стандартизовано, и осуществляется от батареи никель-кадмиевых (либо NiMH) аккумуляторная батарей с номинальным напряжением 9,6 вольт, т.е. от восьми банок. Отсек под аккумулятор в различных передатчиках имеет различный размер, соответственно, готовая батарея от одного передатчика может не подойти к второму по габаритам.

В несложных передатчиках смогут употребляться простые одноразовые батарейки. Для регулярного применения это разорительно.

Топовые модели передатчиков смогут иметь дополнительные узлы, нужные моделисту. Multiplex к примеру, в собственную 4000 модель встраивает панорамный сканирующий приемник, разрешающий перед полетами взглянуть наличие излучений в диапазоне частот. Кое-какие передатчики имеют встроенный (с выносным датчиком) тахометр. Имеется варианты тренерского кабеля, выполненного на базе оптоволокна, что гальванически развязывает передатчики и не формирует помех.

Имеется кроме того средства беспроводного связывания тренера с учеником. На многих компьютерных передатчиках имеются сменные модули памяти, где хранится информация о настройках моделей. Они разрешают увеличить комплект запрограммированных моделей и переносить их с передатчика на передатчик.

Итак, сейчас вы понимаете, что:

  • методом замены кварцев, возможно поменять канал аппаратуры в пределах рабочего диапазона
  • методом замены сменного ВЧ-модуля легко перейти с одного диапазона на другой.
  • ВЧ-модули вычислены на работу лишь с одним видом модуляции: амплитудной или частотной.
  • на протяжении применения телескопическая антенна в обязательном порядке должна быть вытянута на полную длину, в противном случае надёжность и дальность связи быстро падают.
  • складывание антенны не повреждает трудящийся передатчик.

Заключение

Прочтя краткое введение в тему передатчиков аппаратуры радиоуправления вы приблизительно представили, какой передатчик нужен как раз вам. Но, разнообразие предложений рынка проблему выбора не облегчает, в особенности в начале занятий радиомоделизмом. Разрешим

Рандомные статьи:

Аппаратура радиоуправления / Изготовление приемника


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Аппаратура радиоуправления. часть 2. приемники

    Распределение частот для аппаратуры радиоуправления Разновидности приемников Устройство приемника Борьба с бортовыми помехами Самодельная аппаратура?…

  • Аппаратура радиоуправления — шаги по настройке

    Введение Что такое полетные режимы и для чего они необходимы Применение полетных режимов Полетные режимы Что такое кривая шага, газа Обычный режим…

  • Аппаратура wfly wft09

    Вступление Что это такое? Структура меню Совместимость с симулятором Полевые опробования Заключение Вступление При выборе совокупности радиоуправления…

  • Водный транспорт с радиоуправлением

    Многим детишкам по нраву радиоуправляемые суда. Особенно с учетом того, что сейчас в большинстве собственном эти игрушки всецело повторяют настоящие…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.