Мы уже говорили о вездеходе-скалолазе, что имел возможность бы стать новым видом горного транспорта (см. «М-К» № 12 за 1974 год). Но автомобили с управляемыми траками способны будут применяеться и в полярных районах — для передвижения как по ледяным заторошенным полям, так и по воде. Сперва, быть может, как малое транспортное средство полярных исследователей, а в будущем — как особый грузовой трапспорт типа «вода — лед» для осваиваемых Севера и районов Сибири.
Но это дело будущего. А до тех пор пока собственный веское слово имел возможность бы сообщить конструктор-любитель. Но дабы для энтузиаста. что дерзнет начать эру нового движителя, это имело практический суть, создатель предлагает выстроить с траковым движителем дачу-амфибию для отдыха всей семьей на воде и суше. И тут громадный простор дл» технических поисков и находок.
Для мобильной дачи, разумеется, не серьёзна скорость, а следовательно, и мощность источника энергии.
Принципиально важно без сборов и лишних хлопот передвигаться куда угодно, соединив прелести неторопливого похода по лесам, буграм, озёрам и рекам с легкостью автомобильной переброски всего нужного снаряжения.
тяговые характеристики и Размеры таковой машины-палатки будут зависеть от численности вашей семьи.
Они смогут возрастать как за счет наращивания длины направляющих и установки дополнительных опорных элементов, так и соединения нескольких таких отсеков в твёрдую либо эластичную конструкцию. Действительно, длину первой вряд ли целесообразно брать больше 4—5 м, в противном случае ее нужно будет делать через чур прочной и, следовательно, тяжелой. высота и Ширина всего сооружения не должны быть громадными — для обеспечения возможности передвижения по лесу.
Начать работу, разумеется, направляться с конструкции трака — опорного элемента, и выбора его двигателя. Отправными цифрами могут служить эти для приводных тележек электроталей: мощности электромотора в 180 Вт достаточно для перемещения по горизонтали 500 кг груза со скоростью 1,2 км/ч. Напряжение в 6 В либо 12 В возможно подать прямо на направляющие: безопасно, и утечка энергии в воде будет мала.
Рис. 1. Схема вездеходной дачи-палатки:
1 — лодка-поплавок корпуса; 2 — твёрдые направляющие (к примеру, из дюралюминиевого уголка); 3 — опорный элемент; 4 — электродвигатель; 5 — редуктор; 6 — надувнаяподушка; 7 — прижимной каток с пластинчатой пружиной; 8 — ведущий каток; 9, 10 — поперечины и косяки твёрдого крепления лодок; 11 — боковые поддерживающие колеса (поворачивающиеся); 12 — амортизаторы поддерживающих колес; 13 — твёрдая часть корпуса.
Продольные размеры траков должны быть таковы, дабы на сгибах направляющих умещалось их не меньше 5 штук, — в этом случае тяговые упрочнения будут суммироваться на сгибах при упоре траков приятель в приятеля практически без утрат.
При применении электродвигателей, диаметры которых малы, это условие разрешает расположить целый движитель не в обхват корпуса, как на модели, а между лодками корпуса в кожухе, верхняя плоскость которого может служить столом либо спальным местом.
Конструкция самих траков возможно, разумеется, любой. Основное тут, дабы сцепление и тяга с направляющими снабжали самоподъем траков на вертикальных участках направляющих.
Работа модели продемонстрировала, что при фрикционном зацеплении чтобы не было перекосов опорных элементов они должны быть четырехколесными по ведущим либо, по крайней мере, поджимным каткам; при зубчатом зацеплении, в то время, когда неосуществима пробуксовка катков, возможно забрать несложную двухколесную схему. Электропитание на двигатели траков возможно подать через изолированные друг от друга направляющие и скользящие контакты, выполненные из щеток электродвигателей.
Для амортизации движителя и в качестве устройств сотрудничества его с поверхностью пути оптимальнееприменять несложные надувные подушки, укрепленные на внешней стороне опорных элементов. Они смогут быть выполнены, к примеру, из автомобильных либо мотороллерных камер, помещенных в прочные чехлы.
Повороты автомобили с одним центрально расположенным твёрдым движителем смогут осуществляться посредством поворачивающейся пары боковых поддерживающих колес либо лыж.
Как источник электричества для тихоходной автомобили возможно применять маломощные переносные бензоэлектростанции, производимые для питания кинопередвижек и зарядки аккумуляторов, либо сделать такую электростанцию самому, объединив в один агрегат двигатель мотолодки, мопеда, мотороллера либо бензонасоса с несколькими автомобильными генераторами. Для выбора неравномерностей и компенсации нагрузки разных режимов работы двигателя нужно кроме этого установить пара переключаемых аккумуляторная батарей.
Движитель включается подачей напряжения на направляющие. Изменение перемещения на обратное осуществляется переключением полярности напряжения.
Для выбора разных режимов работы движителя на нижнюю, рабочую, и другую, холостую, часть направляющих нужно подавать разные напряжения: номинальное и увеличенное, к примеру удвоенное. (В несложном случае возможно ограничиваться и одним значением напряжения.) Разумеется, что эти части направляющих тогда кроме этого должны выполняться изолированными.
При подаче на холостую часть направляющих увеличенного напряжения, к примеру от двух последовательно соединенных аккумуляторная батарей, возврат траков будет происходить со намного большей скоростью (форсирование режима двигателей тут не страшно, поскольку время и нагрузка работы мелки).
Тогда практически все они будут сосредоточены внизу: это обеспечит режим большой тяги и равномерность перемещения.
Замысел твёрдой части корпуса:
1 — рулевая тяга к поворачивающимся запасным колесам, 2, 7 — отсеки бензоэлектростанции и топлива, 3, 6 — блоки непотопляемости (пенопласт), 4 — снаряжения и отсек продовольствия, 5 — отсек инструмента и аккумуляторов.
При слабом сопротивлении перемещению (ровная дорога, пологий спуск, хорошее скольжение) возможно перейти на самый экономичный толчкообразный темперамент перемещения. Для этого достаточно на рабочую часть направляющих подать увеличенное, а на холостую — номинальное либо пониженное напряжение. В этом случае практически все траки будут сосредоточены на холостой части направляющих, а по рабочей они будут двигаться поочередно с громадной скоростью, давая машине энергичный толчок.
На пологом спуске все траки смогут быть по большому счету остановлены на верхней части направляющих понижением напряжения на них до нуля: спуск будет осуществляться на поддерживающих лыжах либо колесах без затраты энергии. Таким же образом может осуществляться и буксировка вашей машины-палатки.
На крутом спуске, в то время, когда нужно действенное торможение, напряжение возможно снято, напротив, с рабочей части направляющих, а на холостой покинуто номинальное, пониженное либо увеличенное.
Наряду с этим тележки с различи ной частотой будут выходить на рабочую часть направляющих и, входя в сцепление с поверхностью склона, заставлять трудиться собственные электромоторы в режиме генераторов, заряжающих аккумуляторная батареи, осуществляя одновременно эффективное торможение автомобили. Конечно, для обеспечения таковой возможности не только электромоторы, но редукторы должны быть обратимы, другими словами не быть червячными либо волновыми, каковые, казалось бы, самый целесообразно применить для получения солидных передаточных чисел.
Быть может, что таковой движитель сможет преобразовываться в источник электричества для зарядки аккумулятора и при закреплении машины-палатки на достаточно стремительной реке против течения, к примеру, на протяжении ночной остановки.
общий лодок вес и Водоизмещение корпуса должны быть вычислены так, дабы нижняя часть направляющих пребывала в воде, а верхняя — над водой.
Наряду с этим опорные элементы будут трудиться как лопасти весел, а целые диски поворачивающихся колес — как рули, что обеспечит выполнение поворотов и эффективное движение в воде. Переход от перемещения по суше к плаванию и обратно не потребует никакой предварительной подготовки автомобили.
Таковы кратко главные мысли по возможностям и постройке применения самодеятельными конструкторами лишь одного, несложного, варианта тракового движителя с двумя твёрдыми направляющими по продольной оси.
Вряд ли вероятно кроме того перечислить все остальные варианты этого движителя. Да и не следует лишать заинтересовавшегося читателя наслаждения самому придумать и изготовить еще никем не сделанную машину.
Конкретное исполнение, число, компоновка направляющих и опорных элементов, сообщение направляющих с корпусом и между собой, тип двигателей, движители, скоростные режимы опорных устройства и элементов сотрудничества их с поверхностью либо средой, методы энергопередачи на управление и опорные элементы ими — вот те подробности, меняя и комбинируя разные варианты которых вы сможете взять машину, лазающую по горам, шагающую по болотам, спешащую по степи (посредством скоростных линейных индукционных двигателей с роторами — пластинами опорных элементов на воздушной либо магнитной подушке), плавающую а также… летающую.
И такие автомобили будут.
По причине того, что в век самых разнообразных и сложных автомобилей нелепо уповать на старое колесо либо гусеницы: не пора ли отказаться от них либо покинуть их в том месте, где им и надлежит быть — на проторенных дорогах.
Пора идти дальше. Путь открыт.
Кто шагнет первым?
Л. СУХАНОВ, инженер
Рандомные статьи:
Прицеп дача Амфибия Лодка
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Предлагаю читателям издания описание конструкции выстроенного мною автоприцепа. На создание данной дачи на колесах меня натолкнули рекомендации и…
-
Предлагаю читателям издания описание конструкции выстроенного мною автоприцепа. На создание данной дачи на колесах меня натолкнули рекомендации и…
-
С началом летнего сезона долгие вереницы машин, «утомившихся», как и их обладатели, в тесноте городов за продолжительную зиму, на больших скоростях мчат…
-
Под таким заголовком в «Фотопанораме» («Моделист-конструктор» № 2’93) в первый раз была опубликована информация о моей самоделке — дачном автомобиле. С…