Двуцикл

«Тащить легче, чем толкать», — говорили древние. В действительности: что, в случае если ведущие и управляющие функции совместить в одном колесе и сделать его не толкающим, а тянущим! В хорошей схеме двухколесных автомобилей (типа мотоциклов, мопедов, мотороллеров и т. п.) заднее колесо в большинстве случаев ведущее, переднее же управляющее.

Заднее колесо толкает машину вперед. Наряду с этим вектор толкающей тяговой силы заднего колеса довольно часто не сходится с направлением переднего колеса.

При перемещении по скользкой дороге (в гололед, по грязи) сила сцепления ведущего колеса с грунтом намного меньше силы сопротивления качению переднего колеса. По этим и вторым обстоятельствам появляются заносы двухколесной автомобили с практически неизбежным падением.

Для проверки данной идеи в лаборатории конструирования малогабаритной техники Клуба юных техников новосибирского Академгородка восьмиклассник Анатолий Хахилев создал и изготовил двухколесный микромотоцикл с передним ведущим колесом — двуцикл.

К этому времени в лаборатории накопился обширный опыт постройки переднеприводных автомобилей {микротрактор, микроавтомобиль, серия трициклов).

При создании двуцикла применяли кое-какие детали и узлы, подобные примененным на трицикле «Кузнечик» (см. «М-К» № 6 за 1974 год).

Двуцикл складывается из рамы, заднего и переднего колес, передней вилки с двигателем, руля, бензобаков и сиденья.

Рамой помогает задняя коробчатая часть рамы списанного мотоцикла К-58. В ее нижние проушины вставляется и жестко фиксируется ось заднего колеса.

Снаружи рама обшита съемными панелями, образующими багажник, доступ в него — через откинутое назад сиденье. Передняя вилка от мотороллера Т-200 вращается в двух упорных подшипниках в трубе рулевой колонки, приваренной к горизонтальной трубе рамы.

Ка вилке посредством кронштейна установлен двигатель Ш-52. Кронштейн изготовлен из трубы O 22 мм в виде дуги, схватывающей двигатель снизу. Он имеет проушины, куда вставляются головки цилиндра и ушки картера, развёрнутой для этого на 180°.

Задний финиш кронштейна шарнирно закреплен на рулевой колонке передней вилки, а передний его финиш через две разрезные тяги опирается на ось переднего колеса.

Дугообразный кронштейн для установки двигателя, вертикальная часть вилки, тяги и нижний качающийся рычаг передней вилки образуют шарнирный четырехзвенник. Именно поэтому двигатель колеблется вместе с колесом. Стабилизация последнего осуществляется вращением стяжных болтов М16.

Для них к вертикальным разрезным тягам посредине приварены соответствующие гайки с правой и левой резьбой.

Сверху к рулевой колонке крепится широкий и эргономичный руль от мотоцикла «Восход». Подробности крепления забраны от грузового мотороллера Т-200.

Ка руле смонтированы органы управления дву-циклом: справа — ручка газа, слева — рычаг переключения передач в комбинации с рычагом сцепления, рычаг декомпрессоре (от мопеда «Рига-1»), кнопка сигнала и выключатель зажигания. Посредине на пластинчатом кронштейне установлен спидометр, действующий от коробки передач. Тут же закреплено зеркало заднего вида. Руль имеет ограничитель поворотов в виде трех упоров, два из которых приварены к трубе рулевой колонки, в средний — к вилке.

Внизу по обеим сторонам передней вилки на уровне оси переднего колеса приварены откидные подножки. Для большей устойчивости двуцикла на стоянке смонтирована W-образная подножка, откидывающаяся назад.

Двуцикл

Рис.

1. Двуцикл — вид сбоку и сверху:

1 — переднее колесо, 2 — регулирующая винтовая стяжка. 3 — кронштейн крепления двигателя, 4 — глушитель, 5 — двигатель Ш-52, 6 — бобина, 7 — труба рулевой колонки, 8 — спидометр, 9 — передняя вилка (от мотороллера «Тула 200»), 10 — рама, 11 — горловина бензобака, 12 — седло диванного типа, 13 — стоп-сигнал, 14 — задний щиток, 15 — задняя вилка, 16 — боковина рамы, 17 — педаль тормоза, 18 — маятниковая подвеска переднего колеса, 19 — рамочная подставка, 20 — бензонасос, 21 — зеркало заднего вида, 22 — подножки.

Двигатель переделан следующим образом: в правой крышке картера пропилены отверстия для пропуска цепи вниз. Пусковая педаль размещена справа. Глушитель от двигателя Д5, его выхлопная труба укорочена. Выброс газов — под углом 90° в сторону и вниз. Компактный глушитель прекрасно гасит шум, а двигатель развивает обычную мощность.

Колеса O 290 мм (3,5 X 5), как на карте. Их диски изготовлены способом выдавливания на токарном станке.

Ступица переднего колеса выточена заодно со звездочкой. форма и Размеры ее такие же, как у трицикла «Кузнечик». Число зубьев звездочки 7 — 36.

Тормоза колодочного типа действуют лишь на заднее колесо от педали, расположенной справа. Ступица заднего колеса, опорный диск и тормозной барабан с колодками — от мотовелосипеда. Переднее колесо закрыто плоским грязевым щитком (на фото снят), закрепленным между перьями передней вилки, заднее — щитком по форме колеса. На нем установлен фонарь стоп-сигнала и катафот.

Сиденье откидное, произведено из поролона и обтянуто неестественной кожей.

Бензобак складывается из двух половин, расположенных по бокам рамы чуть ниже сиденья. Внизу половины бензобака соединены трубкой. Потому, что бак ниже карбюратора, для подачи бензина в поплавковую камеру применен диафрагменный насос от лодочного мотора «Вихрь». Он размещен под сиденьем и трудится от разрежения, образующегося в кривошипной камере.

При опробовании двуцикл всецело оправдал отечественные ожидания. Он легок в управлении, маневрен, устойчив на поворотах, прекрасно преодолевает препятствия. При прямолинейном перемещении по скользкой дороге заносы отсутствуют, устойчивость хорошая.

Характеристика:

Габариты, мм:
протяженность……………………………………..1180
ширина по рулю………………………700
высота по рулю……………………….800
База, мм…………………………………640

Вес, кг…………………………………….28
Большая скорость, км/ч…..до 40

В. ТАМБОВЦЕВ

Рандомные статьи:

Bi 5 4 center 2


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Велошезлонг

    Предлагаемая конструкция есть призером одного из смотров-конкурсов веломобилей в литовском городе Шяуляе. Собственный первый веломобиль я выстроил в…

  • Начнем с «нуля»

    Каждое воскресенье раскрываются ворота спортивной секции «Багги-ЭРМЗ». На заводской двор с характерным для мотоциклетных двигателей треском выезжают…

  • Автомобиль-мечта

    В случае если «Аттези-ТХ» смогла очаровать вас совершенно верно так же, как в свое время и меня, то я, думается, в полной мере смогу оказать помощь вам…

  • Багги — спортивный кроссовый автомобиль

    Студенческое конструкторское бюро Карийского политехнического университета имени А. М. Горького известно не только в родкых краях, но и далеко за…