Я давешний почитатель издания «Моделист-конструктор» и выписывал его много лет подряд. Позже в связи с денежными трудностями было нужно себе в этом отказать. Но с прошлого года начал выписывать снова.
Радует, что, как и прежде, в публикациях нахожу большое количество нужного.
На данный момент я живу в сельской местности, где обеспечить существование без средств малой механизации трудновато Исходя из этого, перевоплотив гараж в мастерскую, собираю тут нужные вспомогательные для сельского труда механизмы.
Громадным подспорьем в хозяйстве стал практически восстановленный мною из металлолома пара лет назад мини-мокик YАМАНА, что оборудовал грузовым боковым прицепом (либо коляской, как чаще именуют его в народе) собственной конструкции.
Прицеп является рамойс грузовой платформой и колесом на ней без «люльки». Не смотря на то, что нет ничего, что мешает и платформу оборудовать съёмным сиденьем со спинкой—сил для перевозки двух человек (пассажира и водителя) у мини-мокика в полной мере хватает.
Что же касается грузов, то я перевожу их на нём аж до 120 кг, среди них и длинномерные (до четырёх метров) лесо- и пиломатериалы. Забегая вперёд, отмечу, что к настоящему времени изготовил уже четыре грузовых мини-мокика: ещё один—для себя, на случай длительного ремонта и поломки первого, и два—на заказ для привычных—такая техника, выясняется, пользуется спросом и нужна.
Принципиально конструкции боковых прицепов похожи, но материалы различные—на одном кроме того применял готовую дюралюминиевую рамку от подвесного топливного бака какого-либо самолёта, которая подошла фактически без переделок и в её трубы идеально входят мотоциклетные (от «Урала» и «Ижа») шаровые кронштейны, каковые приварил к трубам рамы мини-мокика.
Рама бокового прицепа:
1 —левый лонжерон (уголок 45×45); 2—правый лонжерон (уголок 45×45); 3— поперечина (труба O34, 3 шт.); 4—рессора (63×8, L680); 5—ось колеса (сталь, круг 28); 6—опора стремянок (металлической лист s4); 7—вставка (металлической лист s4); 8—ушко подсоединения нижнего финиша заднего талрепа; 9—косынка подсоединения нижнего финиша переднего талрепа; 10—дистанционная втулка (труба O15x2); 11 — опоры пружин (металлической лист s4, 2 шт.); 12—пружина сжатия (2 шт.); 13—амортизирующая втулка(резиновая трубка); 14—стремянка-серьга ограничения хода рессоры с резьбой М10; 15—контргайка и гайка М10 (2 пары); 16—спец-шпилька М10 крепления рессоры к раме (2 шт.); 17—передний болт М12×1,25 крепления рессоры к раме; 18—задний болт М8 крепления рессоры к раме; 19—предохранительная втулка (труба O16x1,5); 20—стремянка М10 крепления оси колеса к рессоре (2 шт.); 21—фиксатор оси (болт М10); 22—подкладка (металлической лист s4); 23—окантовка коробки запасного имущества (металлическая полоса 40×4); 24—проставка
Рама бокового прицепа с мини-мокиком
Доработка рессорного страницы
Крепление рамы бокового прицепа к раме мини-мокика:
1 —подрулевая стойка мини-мокика; 2— левый лонжерон рамы мини-мокика; 3 — правый лонжерон рамы мини-мокика; 4—болт-ушко крепления верхнего финиша заднего талрепа-подкоса к раме; 5—задняя скоба крепления траверсы (металлической лист s4); 6—передняя скоба крепления траверсы (металлической лист s4); 7—дистанционные втулки-кронштейны (труба O22x2); 8 — болт-ушко М10 крепления верхнего финиша переднего талрепа-подкоса к раме; 9—траверса (уголок 45×45); 10—крепление рамы прицепа к траверсе (болт М11, 2 шт.); 11—передний талреп-подкос; 12 — задний талреп-подкос; 13—крепление рамы бокового прицепа к траверсе (болт М12, 2 шт.); 14—втулка регулировки схождения колеса (резиновая трубка, 2 шт.); 15 —рама бокового прицепа (левый лонжерон); 16—вилка крепления нижнего финиша заднего талрепа-подкоса к раме бокового прицепа (2 шт.); 17—втулка (труба O14)
Шасси грузового транспортного средства на базе мини-мокика
Для читателей же издания привожу чертежи и описание прицепа, изготовленного из самый распространённых и недефицитных материалов, что возможно подсоединять фактически к любому мини-мокику без переделок последнего, только оборудовав «тягач» прицепной траверсой да приварив к трубам его рамы несколько ушков для крепления подкосов-талрепов.
Рама обрисовываемого бокового прицепа—сварная, прямоугольная и складывается из двух лонжеронов (продольных силовых элементов) и трёх поперечин. Лонжероны изготовлены из равнополочного металлического прокатного уголка № 4,5, а поперечины—из круглых труб наружным диаметром 34 мм.
Для подвески колеса применил один рессорный лист сечением 63×8 и длиной 680 мм от грузовика, притянув его особыми болтами одним финишем к лонжерону рамы, а на втором финише смонтировал ось, прикрепив её двумя стремянками М10. Для этого в рессоре было нужно вырезать пара фасонных пазов, что осуществил на настольной циркулярной пиле (именуемой домашними мастерами легко «циркулярка»), заменив её пильный диск на отрезной абразивный круг.
Кстати, «циркулярка» заменяла мне сходу пара металлорежущих станков (наждачный, фрезерный а также токарный)— на ней обрабатывал все железные подробности. С целью перевозки тяжёлого груза дополнительно между рамой и рессорой засунул две нормально растянутые спиральные пружины.
Колесо для прицепа размерами 3.00×10” применял от другого мини-мокика, а ступицу приспособил от мотоцикла «Урал».
В диске колеса вырезал центральное отверстие диаметром 58 мм, а на ступице срезал бортики (фланцы с отверстиями для спиц) и вварил её в диск колеса на место удалённой центральной части. Дополнительно ступицу укрепил тремя спицами из металлических полос сечением 30×4 мм, приварив их финиши к тормозному барабану и ободу колеса. Ось выточил на токарном станке из металлического прутка диаметром 28 мм.
Движение колеса при безлюдном прицепе—около 40 мм, а при гружёном—около 15 мм.
Площадка бокового прицепа (все подробности изготовлены из доски s25):
1—наружная планка; 2—внутренняя планка; 3—средняя передняя вставка; 4—средняя центральная вставка; 5—средняя задняя вставка; 6—задний борт; 7—передний борт; 8—крышка переднего инструментального коробки с ручкой (в открытом положении); 9—передний инструментальный ящик; 10—задний инструментальный ящик; 11—петли крышки (4 шт.); 12—упорный брус (2 шт.); 13 —левый лонжерон рамы бокового прицепа; 14—поперечина рамы бокового прицепа; 15—правый лонжерон рамы бокового прицепа; 16—крышка заднего инструментального коробки (в закрытом положении)
Мини-мокик с грузовым боковым прицепом
Ходовая часть бокового прицепа. Ящик запасного имущества и крыло выполнены в едином блоке
Крыло (грязевой щиток) к колесу изготовил из половинки обода всё того же мотоциклетного ижевского колеса. Эту половинку разрезал ещё пополам, но сейчас уже на протяжении.
В местах отверстий для спиц вырезал треугольные фрагменты. На наковальне выровнял центральную часть до прямого угла и приклепал металлическую 0,8-мм полосу к обеим частям (дугам) обода заклёпками диаметром 4 мм. К раме крыло крепится на кронштейнах из металлических полос. Наряду с этим передний кронштейн вместе с наружным лонжероном помогает нижней обвязкой коробки запасного имущества, а часть крыла—частью дна (либо задней стены).
Сам ящик—древесный, изготовлен из доски толщиной 25 мм. Сверху ящик накрывается крышкой, выполненной в виде подлокотника: доска оклеена поролоном и обтянута кожзаменителем.
Из такой же доски толщиной 25 мм изготовлена и платформа прицепа. В ней также имеются два инструментальных коробки, выполненных в виде углублений. Сверху они закрыты крышками на петлях заподлицо с платформой. Ручки крышек сделаны утапливающимися.
При монтаже платформы коробки вставляются между лонжеронами и поперечинами и являются упорами, не разрешая платформе смещаться ни вперёд, ни назад (вправо-влево платформе не позволяют сдвигаться вертикальные стены уголков лонжеронов) без какого-либо дополнительного крепления. А это, со своей стороны, разрешает при необходимости скоро снять платформу с рамы прицепа.
На платформе спереди и позади устроены съёмные борта, а потому на прицепе возможно перевозить кроме того небольшие штучные (разваливающиеся) грузы. Для сыпучих же грузов на платформу ставлю подходящую ёмкость, а воду вожу в громадных флягах.
Крепление бокового прицепа к мини-мокику осуществляется левым лонжероном к продольной траверсе, прикреплённой к раме тягача с правой стороны, и подкосов-талрепов.
Траверса изготовлена из для того чтобы же уголка, что и лонжерон рамы бокового прицепа, лишь установленного полкой вверх. Крепление траверсы к раме осуществляется посредством пары особых хомутов, выполненных в форме встречных скоб с приваренными к ним резьбовыми стержнями из болтов М12. Для талрепов в трубах рамы сверлятся соответствующие отверстия либо привариваются ушки с этими же отверстиями.
Талрепами регулируется угол развала колеса бокового прицепа относительно плоскости симметрии самого мини-мокика, что облегчает управление мини-мокиком на поворотах. Для сохранения и без того маленькой нужной площади платформы прицепа талрепы сделал изогнутыми. Угол схождения этого же колеса, ликвидирующий «тягу» прицепа вправо, регулируется посредством резиновых шайб-втулок, вставляемых между левым траверсой и лонжероном прицепа.
При необходимости боковой прицеп скоро (на это уходит мин. пять) и легко отсоединяется.
Всецело ручное управление (все органы управления на мини-мокике сосредоточены на руле) и три точки опоры позволяют применять его кроме того человеку с ограниченными возможностями нижних конечностей.
Прицеп оборудован светотехническими сигнальными устройствами (стоп-сигнал, габаритный и поворотный огни) от мотоцикла «Урал», что разрешает выезжать на грузовом мини-мокике и на дороги неспециализированного пользования. Ну а водительских «прав» для управления таким транспортным средством (с рабочим количеством двигателя до 50 см3) просто не требуется.
Колесо, грязевой щиток (крыло) и ящик запасного имущества:
1 — колесо (от мини-мокика, 3.00×10”); 2—крыло (половинка обода колеса от мотоцикла ИЖ, доработанная); 3—ящик запасного имущества; 4 — крышка коробки запасного имущества; 5—световая сигнализация; 6—окантовка коробки запасного имущества; 7—рама бокового прицепа (правый лонжерон); 8—рессора; 9—стремянка; 10—пружина (2 шт.); 11—заклёпки; 12—кронштейн крепления крыла к раме (металлическая полоса 30×4); 13 —ступица колеса (от мотоцикла «Урал»); 14—дополнительная спица (металлическая полоса 30×4); 15—полка обода
Из леса с дровами по укатанной зимней дороге
На одном мини-мокике для повышения дорожного просвета (клиренса) к перьям передней вилки приварил удлинительные трубки (длиной около 50 мм). Так же поступил и с задними амортизаторами, не смотря на то, что их несложнее было бы заменить на более долгие. Но в то время у меня таких не было, а позже покинул так, как имеется—так как поломок-то не произошло
Было бы несправедливо не отметить и «купленные» мини-мокиком при модернизации недочёты.
Так, существенно возрос расход бензина, чаще приходится поменять поршневую группу мотора, интенсивнее изнашиваются покрышки. Но обширный опыт эксплуатации говорит о том, что эти затраты окупаются с лихвой. При резком повороте направо имеется риск сваливания на бок, что, но, характерно всем мотоциклам с боковым прицепом.
За четыре года эксплуатации наездил 3800 км.
Каждый год заготавливаю посредством мини-мокика до 12 м3 дров. В один год перевёз на нём за четыре месяца около 12 тысячь киллограм кирпича с расстояния 2 км, загружая за один раз от 30 до 50 штук. В общем, трудится он, как ломовая лошадь.
Г. САРАНЧИН, пос. Татьяновка, Приморский край
Рандомные статьи:
Мини-мокик Рига, Ураловская рамапокрашена порошком
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Данный микромотоцикл создал начинающий самодеятельный конструктор — старшеклассник Артем Покровский из г.Твери. Творчески применяя публикации…
-
С детства я грезил о чоппере, стильном и респектабельном мотоцикле, что будет с уверенностью ощущать себя на дороге и грациозно входить в крутые виражи….
-
Мини-мокики постоянно пользуются у мальчишек громадным успехом. И неспроста! Маленькие габариты, экономичность, современный внешний вид, красивые ходовые…
-
Мини-джип: тянуть, а не толкать!
Машины типа «джип» постоянно привлекали самодеятельных автоконструкторов собственной сильно выраженной функциональностью: как говорят, джип — это машина…