Ял — универсал

Самодельные спортивные и туристические суда, к сожалению, не всегда получаются успешными. В одних некомфортно грести, другие не хорошо управляются под парусом, третьи «рыскают» под мотором, четвертые через чур тяжелы для собственных размеров.

По окончании анализа недочётов разных самодельных выявления и конструкций их хороших качеств было решено выстроить универсальное судно, по возможности более идеальное, владеющее хорошими ходовыми качествами с любым движителем — веслами, парусом, винтом. В один момент поставлена такая цель: лодка должна быть несложной и легкой, владеть хорошей остойчивостью.

Думается, это удалось осуществить в спроектированной и после этого выстроенной конструкции.

Форму судна предопределили две ранее изготовленные, самые удачные отечественные лодки. От одной были забраны размерения, от второй — обводы.

Новшества коснулись по большей части обшивки корпуса. Она если не уникальная, то, по крайней мере, нестандартная. Но о ней чуть позднее, по ходу рассказа о технологической последовательности исполнения работ.

Силовой комплект корпуса яла выполнен по продольной схеме.

В базе комплекта заложен киль из сосновой доски сечением 80×20 мм. Заблаговременно напомним, что все подробности каркаса (не считая очень оговоренных) сделаны из древесины сосны. Киль в носовой части соединен с форштевнем. Не считая киля, в продольный комплект входят *12 стрингеров, два привальных бруса и четыре подлегарса (на оба борта).

Поперечный комплект состоит всего из трех транца и шпангоутов. Но дополнительную поперечную прочность корпусу готового яла придают три банки (скамейки): неподвижная передняя, и переставные — средняя и задняя.

Клееный форштевень имеет «санную» (медлено закругленную) форму и собран из восьми реек сечением 25×5 мм.

Рейки соединены между собой на шабпоне-цулаге клеем, не теряющим собственные свойства в воде, полиэфирной либо эпоксидной смолой с соответствующими компонентами. Этими же связующими склеены и все другие наборные подробности яла, среди них и шпангоуты — любой из восьми реек сечением 20×4 мм.

Форштевень несложнее было бы изготовить составным — он менее трудоемок.

Исходя из этого на рисунке приведен и таковой вариант конструкции. Но его форма более угловата и не столь практична. Подобным образом возможно было бы сделать и составные шпангоуты, но из-за уменьшения прочности было нужно бы увеличивать их количество в комплекте, что неминуемо утяжелило бы ял.

Ял — универсал

Конструкция яла:

1 — оковка (латунь, полоса 15×2, L3300); 2 — волнорез (сосна, рейка 25×3); 3 — форштевень (сосна, рейка 25×5); 4 — рым-болт М8; 5 — стрингер (сосна, брус 35×15, 12 шт.); 6 — фальшкиль (дуб, брус 50×25); 7 — бимс (сосна, брус 40×15); 8 — пиллерс носовой банки (сосна, брус 30×20, 2 шт.); 9 — кница пиллерса (s3, 2 шт.); 10 — степс мачты (стеклотекстолит s20); 11 — накладка на подлегарсе (сосна, брус 25×15,6 шт.); 12— фланец пиллерса (s 10); 13 — пиллерс средней банки (дюралюминий, труба O20); 14— степс пиллерса; 15 — пиллерс кормовой банки (дюралюминий, труба O20); 16 — шпилька М6 (3 шт.); 17 — транцевая кница (s20); 18 — опора крепления руля (латунь, 2 шт.); 19 — носовая банка; 20 — хомут крепления мачты (Ст3, полоса 20×3); 21 — шпангоут (сосна, рейка 20×4,3 шт.); 22— подлегарс (сосна, брус 25×15,4 шт.); 23 — колодка (s6, 6 шт.); 24 — опора уключины (Ст3, полоса 50×3); 25 — граница переднего положения средней банки; 26 — средняя банка (s10); 27 — планширь (s4); 28 — граница переднего положения кормовой банки); 29— упоры для ног (сосна, рейка 50×20,18 шт.); 30 — кормовая банка (s10); 31 — утка (дуб); 32 — горизонтальный упор транца (сосна, доска 100×20); 33 — транец (s3); 34 — опора планширя (сосна, брус 25×10, 2 шт.); 35 — вертикальный упор транца (сосна, доска 100×20); 36 — накладка (дюралюминий, лист s2); 37 — нижняя кница транца (.54); 38 — верхняя кница транца (s4); 39 — обшивка (стеклоткань АСТТ(б) С2-0,3 слоя, клей эпоксидный ЭД-5, полиэфирная смола ПН-1); 40 — упор для ног (сосна, брусок 50×20,18 шт.); 41 — пайол (сосна, рейка 60х 10); 42— флор елани (s20); 43 — киль (сосна, доска 80×20); 44 — обшивка транца (s3); 45 — внутренний буртик транца (25×10); 46 — привальный брус (сосна, брус 20×15,2 шт.); подробности 9,12,17,23,26,27,30,33,37,38,44 — из бакелизированной фанеры разной толщины

Шаблон-цулага изготовлен в виде угольников с полочками 200 и 40 мм из металлической полосы 30×3 мм на неспециализированном для всех шпангоутов столе. Для крышки стола использована столярная плита (ДСП) размерами 1500×600 мм. но возможно применить для данной цели и лист толстой фанеры.

Разработка изготовления клееных подробностей типовая.

Но вряд ли найдется большое количество самодельщиков, каковые такую работу уже делали. Исходя из этого кое-какие пояснения по ее осуществлению будут нелишними.

Рейки для клееных изделий оптимальнеезаготавливать на циркулярной пиле с мелкозубым диском, тогда их не требуется шлифовать крупнозернистой шкуркой — поверхности реек будут и без того ровными и в меру шероховатыми. Рейки с другими пороками и сучками, воздействующими на их прочность, в изделие закладывать запрещено.

В случае если радиусы изгиба мелки и рейки ломаются, то их нужно предварительно замочить, позже выгнуть до нужного радиуса и в таком положении прекрасно высушить.

Для замачивания реек применяют самодельную ванну длиной не менее двух метров с бортами из досок и дном из фанеры. В корыто, выстланное полиэтиленовой пленкой, кладут рейки с пригрузом и наливают воду.

Сушить рейки лучше, обжав их на том же шаблоне, на котором будет изготавливаться клееная подробность. Для ускорения сушки между реек оставляют зазоры, поместив в них маленькие фанерные проставки. Выдержка реек при комнатной температуре продолжается около семь дней.

Перед склеиванием сопрягаемые поверхности реек покрывают смолой и выдерживают 1,5—2 часа. После этого рейки еще раз смазывают клеящим составом и прижимают на шаблоне друг другу. Наряду с этим направляться не забывать, что полное выдавливание связующего состава из шва, так же как и его избыток, ослабляет соединение.

Для более равномерного обжатия на последнюю рейку кладут еще одну, дополнительную (без смазки ее клеящим составом), которая к тому же будет являться защитой от повреждения металлическими хомутами шаблона.

Шаблон-цулагу для склеивания подробностей изготавливают по внутреннему очертанию будущих транца и шпангоутов с учетом 2—3-процентной остаточной упругой деформации древесины.

Полная полимеризация смолы происходит при комнатной температуре через семь — десять дней, но для предстоящей работы с клееной подробностью достаточно дневной выдержки (к этому времени изделие набирает до 30 процентов прочности от большой). Не смотря на то, что клеящий состав глубоко в древесину не попадает, изделие все же получается монолитным.

Силовой комплект корпуса собран на стапеле килем вниз.

Стапель сделан из доски сечением 200×40 мм, поставленной ребром на ригели подпирающих ее подкосов.

Сперва на стапеле был установлен киль, а на нем закреплены форштевень, транец и три шпангоута. Форштевень присоединен конкретно к килю четырьмя шпильками М6.

Такими же шпильками, но лишь через кницу прикреплен и транец. Шпангоуты соединены с килем двумя болтами М6х65 любой. Все крепежные подробности луженые.

По окончании монтажа элементов поперечного комплекта на них была сделана разметка под стрингеры, подлегарсы и опоры планширя, каковые и прибиты гвоздями прежде всего. После этого по бортам попарно установлены стрингеры, начиная с кормы.

Но предварительно, для получения крутых обводов носовой оконечности яла, опоры планширя и стрингеры до первого шпангоута распущены на рейки. Эти части элементов продольного комплекта кроме этого были смочены, согнуты, высушены и склеены, но лишь не на шаблоне-цулаге, а на месте. Наряду с этим парные финиши через распоры скреплялись на форштевне.

Бортовые стрингеры монтировались в комплект на стапеле, а днищевые — по окончании снятия каркаса со стапеля. Стрингеры со форштевнем и шпангоутами соединялись оцинкованными гвоздями взагиб.

Такая конструкция силового комплекта яла снабжает его корпусу водоизмещающие обводы с острым носовым образованием.

Готовый каркас был сперва оплетен поперек с шагом 50 мм капроновым шпагатом. Шпагат закреплялся на стрингерах скобками из 2-мм бронзовой проволоки.

Такая сеть не только предохраняет стеклоткань от провисания между стрингерами, но и прекрасно армирует корпуса яла. Затем каркас был покрыт стеклотканью АСТТ(б)С2-0 с шириной полотна 900 мм. Кромки полотнищ стянуты между собой капроновой нитью, а стык разрешён войти по килю, с временным закреплением его рейкой на гвоздях.

Технологические этапы изготовления яла:

а — изготовление клееных подробностей: б — сборка каркаса; в — обтяжка каркаса стеклотканью

Обтяжка полотном начиналась с миделя (середины) к оконечностям: сперва к форштевню, со сшиванием в том месте встречных полотен стеклоткани, после этого к транцу.

Пропитка стеклоткани смолой на долгое время не откладывалась, поскольку полотно со временем провисает кроме того под собственным весом.

Первый слой стеклоткани пропитывался эпоксидной смолой ЭД-5 (возможно ЭПОКСИ-1200/2200) — она формирует более твёрдый слой, чем полиэфирное связующее. От пропитки до отверждения смолы на полотне оказались неровности, каковые вовремя расправлялись. По окончании полимеризации «эпоксидки» все концы ниток и лишние припуски полотна и шпагата отрезались.

Отдельные места выравнивались эпоксидной шпатлевкой. По окончании полной полимеризации связующего вся наружная поверхность первого слоя зачищалась наждачной шкуркой.

Последующие слои стеклоткани (второй и третий) наклеивались по той же технологии, но полотна пропитывались связующим ПН-1 на базе полиэфирной смолы (возможно ПН-3).

Принципиально важно, дабы между слоями не оставалось воздушных прослоек. Чтобы не было стекания связующего с вертикальных поверхностей полотна для увеличения вязкости в смолу добавлялась «белая сажа» (каолин). Транец обклеивался стеклотканью в один слой.

В следствии примененной разработке корпус оказался выпукло-ломаной формы, похожим на собранную вгладь обшивку из досок.

По окончании изготовления стеклопластикового корпуса на форштевне был смонтирован волнорез, предварительно изготовленный по той же технологии, что и базисная подробность. Волнорез сделан из четырех сосновых реек сечением 25×3 мм и одной верхней рейки для того чтобы же сечения из дуба.

К нижней плоскости киля прикреплен большой дубовый фальшкиль. В сечении он имеет форму узкой параболы, а его высота возрастает от форштевня к транцу. Благодаря таковой конструкции фальшкиль снабжает хорошую управляемость яла, и в первую очередь — устойчивое перемещение по заданному курсу под любым движителем: веслом, парусом, винтом.

Фактически фальшкиль делает роль выдвижного шверта, улучшая остойчивость судна. Для фальшкиля долговечности и обеспечения волнореза на их наружные кромки прикреплена неспециализированная оковка из латунной полосы сечением 15×2 мм и длиной 3,3 м.

Установка привальных брусьев завершила изготовление корпуса яла с внешней стороны.

Внутренняя обделка по большей части простая и заключалась в монтаже подлегарсов, планширя, степса, носовой стационарной банки с мягким сиденьем. Под ним возможно хранить вещи в непогоду.

На банке установлен крепежный хомут для мачты. Средняя и кормовая банки из 15-мм фанеры смогут переставляться в зависимости от применяемого движителя либо членов команды и комплекции пассажиров.

В соответствии с этим устанавливается и упоры для ног на подлегарсах, и опоры весел на планшире. Под мобильные банки ставятся пиллерсы из дюралюминиевой трубы диаметром 20 мм. Они хоть и усложняют конструкцию, но дают выигрыш в массе банок.

На дно яла уложены пайолы из сосновых реек сечением 60×10 мм, соединенных флорами (возможно соединить и ремнями). На планшире, ближе к корме по обоим бортам смонтированы пары уток для швартовки яла к причалу и крепления шкотового финиша паруса.

Весла также самодельные.

Парусное оружие выполнено как рейковый кет. Мачта устанавливается в степс, закрепленный на киле, и притягивается хомутом к носовой банке.

реи и Мачта изготовлены из древесины сосны без сучков, два раза проолифены и покрыты лаком. Приемлем кроме этого вариант их изготовления из подходящих дюралюминиевых труб. Соединение рангоута — на скобах.

Шкоты, концы и фалы выполнены из капронового каната диаметром 15—20 мм.

Парус сшит из хлопчатобумажной ткани, которая предварительно два раза вымочена в тёплой воде с промежуточной просушкой, дабы ткань села. В противном случае по окончании первого же дождя парус будет безнадежно деформирован.

Той же обработке подверглись и нитки. (Дабы обойтись без этих предварительных операций, парус возможно сшить из синтетических тканей: болоньи, лавсана либо дакрона.) По верхней и нижней шкаторинам паруса прошиты карманы для рея и гика, на задней шкаторине сделаны два лат-кармана.

Подвесной мотор для яла должен быть мощностью не более 5 л.с. Его лучше крепить на транце не посередине, а мало в стороне.

Широкая кормовая оконечность судна разрешает это сделать, что, со своей стороны, усиливает центровку яла и облегчает управление им.

Малые масса и размеры яла разрешают транспортировать его не только на трейлере либо прицепе, но и на крышном багажнике автомобиля , а на маленькие расстояния кроме того переносить вдвоем на руках.

Характеристики ялика

Протяженность громаднейшая, м…………………………………………………2,7
Ширина громаднейшая, м………………………………………………1,3
Высота борта на миделе, м…………………………………………0,4

Масса, кг…………………………………………………………………….40
Площадь паруса, м2……………………………………………………3,5
Мощность подвесного
мотора, л.с………………………………………………….не более 5
Вместимость:
взрослые……………………………………………………………..до 3
дети………………………………………………………………………до 5

Х.

НЕИЗВЕСТНОВ

Рандомные статьи:

НАШЕЛ СЛАЙМОВ!!!!! [МОДНОЕ ВЫЖИВАНИЕ #13]


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Asus rog pugio — мышь универсал.

    ASUS ROG PUGIO — мышь универсал. ASUS ROG Pugio — игровая мышь в линейке ASUS ROG, названная от древнеримского обоюдоострого кинжала пугио, что обширно…

  • Скутер снежных просторов

    Для открытых заснеженных просторов, на мой взор, нет лучшего транспортного средства, чем аэросани. Никакой второй вездеход не сравнится с ними по…

  • На «морских санях» по озеру

    Бытует вывод, что занятие парусным спортом — это удел людей с громадным достатком. Непременно, применительно к крейсерским яхтам и гоночным швертботам…

  • Строим яхту

    Не обращая внимания на то, что промышленность производит много разнообразных малых судов (среди них и яхт), количество самоделок, выстроенных любителями,…