Карт «хади-электро»

На старте на протяжении соревнований, в то время, когда все автомобили в пара последовательностей выстраиваются перед белой линией, данный карт легко затеряется среди собратьев. Те же колеса, привычные для взора сиденье и руль… Вот лишь двигатель его не издает оглушительных стреляющих звуков, а трудится с тихийжужжанием. Разъясняется это легко — на карте вместо двигателя внутреннего сгорания стоит электрический двигатель, питаемый от привычного всем свинцового аккумулятора…

Да, перед нами первый в стране электрокарт (рис. 1). Он создан в Харьковском автомобильно-дорожном университете, где были выстроены и испытаны первый спортивный электромобиль и первый спортивный электромотоцикл. Семейство «ХАДИ-электро» на опробованиях и на протяжении спортивных соревнований продемонстрировало себя с самой лучшей стороны. Так, на электромобиле ХАДИ-11Э в первой половине 70-ых годов XX века было установлено три всесоюзных рекорда скорости, один из которых превысил интернациональный.

Но возвратимся к электрокарту.

При его создании харьковские конструкторы применяли уже готовый простой карт. О том, как таковой карт выстроить, издание «Моделист-конструктор» писал неоднократно. Возможно брать для данной цели и стандартные карты «Эстония К-5» либо АК-2 Ленинградского завода спортивного судостроения.

Переоборудование простого карта в электрический сводится по большей части к замене двигателя.

Электродвигатель постоянного тока Р-2500 (мощность 2,5 кВт, потребляемый ток 40?100 А, напряжение — 24 В, номинальное число оборотов = 1800 об/мин) крепится к задней трубе рамы карта шарнирно, дабы была возможность смещать его в пределах 50 мм для натяжения цепной передачи.

Возможно кроме этого применять двигатель меньшей мощности (до 1 кВт), но в обязательном порядке постоянного тока, с последовательным возбуждением. Нужно, дабы выбранный электродвигатель имел реверс, другими словами имел возможность поменять направление вращения.

Карт «хади-электро»

Рис. 1. Электрокарт:

1 — шины, 2 — дисковый тормоз, 3 —аккумуляторная батарея (задний вариант размещения), 4 — дуга безопасности, 5 — анатомическое сиденье, 6 — рулевое колесо, 7 — педали управления, 8 — рулевая тяга, 9 — рама, 10 — цепная передача, 11 — электродвигатель, 12 — контактор.

На вал двигателя надевается малая ведущая звездочка (12 зубьев). Громадная ведомая (27 зубьев) закрепляется на ведущей оси. Обе звездочки соединяются мотоциклетной цепью с шагом 12,7 мм.

Методы крепления звездочки на валу электродвигателя зависят от конструкции самого вала. Если он шлицевой, то звездочку сажают прямо на вал.

Электрическое питание двигателя постоянного тока осуществляется от аккумуляторных батарей свинцового типа с номинальным напряжением 12 либо 24 В. Аккумулятор, расположенный за сиденьем либо сбоку от водителя, крепится в гнезде из металлического уголка 15X15 мм. Чем больше батарей, тем продолжительнее пробег без перезарядки.

Опыт эксплуатации электрокарта ХАДИ продемонстрировал, что при напряжении 12 В большая скорость карта равнялась 20 км/ч, при 24 В достигала 50 км/ч.

Для дистанционного включения двигателя употребляется контактор К-600. Он одинаково прекрасно трудится как при напряжении 12 В, так и при напряжении24 В. В случае если контактор дотянуться не удастся, его возможно заменить замечательным самодельным выключателем.

Наряду с этим нужно в обязательном порядке проконсультироваться со экспертом по электротехнике, по причине того, что необходимо не только верно подобрать сечение проводов и шин, но и надежно изолировать выключатель от железной рамы карта.

Электрическая схема (рис. 2) карта не воображает громадной сложности.

Она имеет две цепи тока.

Первая — цепь управления: аккумуляторная батарея Б, кнопка пуска КнП, обмотка контактора Р и шунт Rш.

Вторая цепь — силовая, которая кроме этого включает аккумуляторную батарею Б, контакты силовые КС, якорь (Я) электродвигателя (М), реверсивный тумблер (в случае если таковой имеется) и шунт Rш.

Реверсивный тумблер используется для электродвигателя, имеющего реверс. Тогда электрокарт сможет двигаться вперед и назад. На приведенной схеме перемещению вперед соответствует 1-е положение контактов, назад — 2-е.

Рис. 2. Электрическая схема карта ХАДИ:

КС — контакты силовые, М — электродвигатель, Я — якорь, ОВ — обмотка возбуждения, КиП — кнопки пуска (выключатель), Р — обмотка контактора, В — реверсивный тумблер, Rш — шунт, Б — аккумулятор.

Включение электрической схемы происходит при нажатии педали «газ», которая соединена с выключателем КнП. Наряду с этим ток управления (небольшой ток) из аккумуляторной батареи Б через шунт Rш подается к катушке контактора Р. Пройдя его обмотку, небольшой ток замыкает силовые контакты КС, и силовой ток (100 — 200 А) из аккумулятора попадает в обмотку якоря Я, обмотку двигателя ОВ и реверсивный тумблер В, если он имеется.

Контроль степени разрядки батареи осуществляется при помощи амперметра А, что включен параллельно шунту Rш (шунт должен быть запланирован на ток 100 А), для уменьшения тока, проходящего через контрольный прибор.

Рычаг реверса «вперед-назад» устанавливается на рулевой колонке. Скорость электрокарта регулируется машинально, в зависимости от нагрузки.

Электрокарт ХАДИ имеет одно неоспоримое преимущество: отсутствие и бесшумность вредных выбросов отработанного газа.

Это открывает перед картингом новые возможности: разрешает применять для соревнований крытые помещения и площадки. Такое направление в развитии картинга будет, без сомнений, содействовать его предстоящей популяризации и росту мастерства юных картингистов.

В.

ЗАХАРОВ, инженер

Рандомные статьи:

Супер Электро Карт 2.0 — Финальная сборка и испытания!


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Карт без… бензобака

    Картинг — самый популярный и доступный для подростков вид автомобильного спорта. Он увлекателен еще и тем, что карты — отличный объект технического…

  • Все о карте. как построить карт

    Материалы первых занятий отечественной заочной школы картингистов были уже в печати, в то время, когда в редакцию стали поступать письма читателей с…

  • «Пионер» — карт для начинающих

    Карт класса «Пионер» — самый мелкий из спортивных гоночных машин. Рабочий количество его двигателя всего 50 см3. Такие карты строят для гонок, в которых…

  • Все о карте

    «Пишет вам Панков Алексей Илларионович, начальник кружка картингистов при Доме пионеров г. Геническа Херсонской области. Обращаюсь к вам прося оказать…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.