Из семейства микротракторов, созданных студентами электрификации и Харьковского института механизации сельского хозяйства, самый несложный и доступный для независимого изготовления — мотоблок «Кроха» (ХИМЭСХ-2): в нём максимально использованы детали и узлы техники, производимой индустрией. Это малогабаритная двухколёсная машина, управляемая идущим за нею оператором.
Громадный комплект сменных прицепных и навесных орудий делает мотоблок универсальным, разрешает применять его для вспашки, боронования, культивации, других операций и окучивания по обработке земли, уходу за растениями, а в сцепке с одноосной тележкой — и как транспортное средство для перевозки разных хозяйственных грузов. В последнем случае оператор делается водителем и размещается на подрессоренном сиденье спереди тележки. Благодаря перечисленным особенностям мотоблок возможно применён не только в личном хозяйстве, но и может служить для механизации трудоёмких процессов в растениеводстве, в особенности в овощеводстве и на умелых участках селекционных станций, а также в тепличном хозяйстве и животноводстве.
Главными узлами конструкции «Малыша» являются двигатель ВП-150М, трансмиссия, совокупность отбора мощности, ходовая часть, прицепное устройство и система управления, скомпонованные на прямоугольной раме из швеллера.
Из моторов, производимых индустрией для техники, находящейся в личном пользовании, самый подходящим для мотоблока был двигатель ВП-150М от мотороллера «Электрон» мощностью 7,5 л.с. (5,5 кВт).
Он одноцилиндровый, двухтактный, карбюраторный; имеет компактную встроенную коробку передач и муфту сцепления; у него электронное зажигание. Не менее важно да и то, что мотор оснащён центробежным вентилятором, тогда как при применении вторых двигателей самодеятельным конструкторам приходится кустарно решать вопросы принудительного охлаждения.
На случай применения вторых моторов приведём для сравнения главные эти по двигателю ВП-150М.
Передача крутящего момента к коробке передач осуществляется косозубой парой шестерён с передаточным числом 3,045. Сама коробка передач — трёхступенчатая, с шестернями постоянного зацепления. Передаточные числа по ступеням: у первой передачи — 4,883, у второй — 2,888, у третьей — 1,800.
Так как коробка и двигатель передач выполнены в одном моноблоке, описание их не приводится. Нет и особенных требований к техническому обслуживанию и эксплуатации двигателя в наборе с коробкой передач и муфтой сцепления: они регламентируются рекомендациями завода-изготовителя.
Мотоблок «Кроха»:
1 — рама; 2 — глушитель; 3 — двигатель; 4 — топливный бак; 5 — фиксатор траверсы; 6 — траверса; 7 — фиксатор трапеции управления; 8 — инструментальная сумка; 9 — поперечная штанга трапеции; 10 — рычаг сцепления; 11 — рычаг блокировки колёс; 12 — рычаг газа; 13 — рычаг переключения передач; 14 — рычаг реверса дифференциала; 15 — кожух трансмиссии; 16 — вал отбора мощности; 17 — заводной шкив; 18 — вал конечной передачи; 19 — навесное орудие (культиватор)
Компоновка трансмиссии:
1 — выходной вал двигателя; 2 — промежуточный вал; 3 — дифференциал; 4 — полуось колеса
Кинематическая схема мотоблока:
1 — двигатель; 2 — промежуточный вал; 3 — двухручьевой шкив отбора мощности; 4 — дифференциал; 5 — конечная передача; 6 — колесо; 7 — механизм блокировки колёс
Рама мотоблока в сборе:
1 — лонжероны; 2 — кронштейны полуосей; 3 — корпус подшипника полуоси; 4 — кожух трансмиссии (на виде сверху его правая добрая половина не продемонстрирована); 5 — кронштейны крепления шейки выходного вала двигателя; 6 — передняя опора двигателя; 7 — кронштейны крепления шейки кикстартёра
Трансмиссия мотоблока — механическая, шестерёнчато-цепная.
Она складывается из серийного дифференциала с реверсом (от грузового мотороллера «Муравей»), промежуточного вала, двух механизма блокировки и конечных передач колёс. Промежуточный вал в один момент помогает для отбора мощности для навесных орудий.
Крутящий момент передаётся от двигателя на промежуточный вал цепью с шагом 12,75 мм; с него на дифференциал — цепью с шагом 15,875 мм и потом опять цепями конечных передач с шагом 15,875 мм — на ведущие колёса.
Звёздочка Z1 от двигателя, Z4 входит в набор дифференциала, а Z2 и Z3 заимствованы от мотоцикла «Восход».
Промежуточный вал изготовлен из стали 40 и установлен в двух шарикоподшипниках № 180205. Фланцевые корпуса для них возможно применять от списанных сельхозмашин; крепление — к боковым щекам кожуха трансмиссии.
Диаметры посадочных мест вала выбраны по размерам ступиц звёздочек, а протяженность — в зависимости от ширины кожуха трансмиссии плюс некий запас для того, чтобы на него с правой стороны возможно было установить двухручьевой приводной шкив диаметром 100 — 120 мм.
Рама мотоблока сваривается из имеющихся под рукой подходящих профилей; в «Малыше» для её продольных лонжеронов использован швеллер № 6, а для поперечных — № 8. Снизу к горизонтальным лонжеронам рамы и к кронштейнам болтами крепятся корпуса подшипников полуосей.
Тут ставятся подшипники № 180207 — по два на полуось; корпуса к ним кроме этого лучше подобрать от списанных сельхозмашин. Установка их на кронштейны должна быть выполнена особенно шепетильно: направляться как возможно правильнее выдержать перпендикулярность полуосей и соосность колёс довольно продольной оси рамы. Для разметки отверстий под крепление корпусов с подшипниками насаживаем их на целиковую ось-оправку, которую потом направляться распилить на две полуоси.
Показатель правильности установки корпусов — свободное вращение оправки в подшипниках полуосей.
Промежуточный вал:
1 — вал; 2 — место посадки шкива; 3 — стопорное кольцо; 4 — корпус подшипника; 5 — подшипник № 180205; 6 — распорная втулка; 7 — звёздочка Z3; 8 — фланец; 9 — звёздочка Z2; 10 — кожух
Полуоси с муфтой блокировки колёс:
1 — направляющие втулки; 2 — возвратная пружина; 3 — ползун; 4 — вилка; 5 — трос; 6 — полуоси; 7 — неподвижная полумуфта; 8 — подвижная полумуфта
После этого к раме в её задней части привариваются уголки 25×25 мм, к каким привинчивается кожух трансмиссии, изготовленный из металлического страницы толщиной 5-6 мм.
Он является основанием для установки промежуточного вала, механизма и дифференциала управления. Задняя сторона кожуха имеет съёмную крышку; передняя -кронштейн для крепления топливного бака.
В передней части рамы изнутри привариваются уголки — кронштейн под двигатель с вентилятором принудительного охлаждения.
Вероятные положения траверсы управления
Конечная передача:
1 — кожух трансмиссии; 2 — кожух конечной передачи; 3 — корпус подшипника; 4 — ведущий вал со звёздочкой 25; 5 — подшипник № 180205; 6 — швеллер № 6; 7 — корпус подшипника; 8 — подшипник № 180207; 9 — ступица колеса; 10 — шпонка; 11 — полуось; 12 — болт, фиксирующий ступицу; 13 — крышка подшипника; 14 — звёздочка 7.6; 15 — уголок 25×25 мм; 16 — дифференциал; 17 — распорная втулка
Ось (либо полуоси) изготавливается из качественной стали, её размеры смогут уточняться в зависимости от имеющихся подшипников и размеров ступиц колёс.
С внутренней стороны на полуоси насаживаются две полумуфты. Правая из них вольно перемещается на квадрате и посредством рычага, установленного на штанге управления, вводится в зацепление с левой полумуфтой, снабжая твёрдое соединение полуосей -блокировку колёс.
Устройство органов управления ясно из картинок.
Штанги ручек соединены с траверсой зажимным шарниром, что разрешает регулировать высоту размещения ручек, подгоняя её под рост оператора. Помимо этого, сама траверса может поворачиваться на 180° либо на нужный промежуточный угол, что создаёт дополнительные удобства при управлении мотоблоком на протяжении работы.
В.
ВИННИК, М. КАРЕВА, Д. ТКАЧЕНКО, г. X а р ь к о в, Украина
Рандомные статьи:
нет преград для детства,ребенок штурман ,прокладывает свой маршрут
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Я давешний почитатель издания Моделист-конструктор. В статьях о самодельной технике нахожу большое количество нужного для себя, а главноеповышается…
-
«Амурчонок» прокладывает борозду
Отечественный издание уже неоднократно писал о краснодарских, ставропольских, уральских тракторах, мотоплугах, фрезерных рыхлителях, электрокосилках,…
-
Маневренные, компактные транспортные средства особенно в заснеженных и лесистых районах жизнен-но нужны. В некоторых государствах, к примеру США, Канаде,…
-
Манёвренные, компактные транспортные средства жизненно нужны, в особенности в заснеженных и лесистых районах. В некоторых государствах, к примеру, в…