На Центральной выставке НТТМ-78, посвященной XVIII съезду ВЛКСМ и 60-летию комсомола, громадной популярностью у визитёров пользовался раздел «Эврика», в котором демонстрировалась необыкновенная транспортная техника, созданная самодеятельными конструкторами. Колесно-гусеничный вездеход «Полярник», выстроенный электромонтером из Рыбинска Валерием Медведевым, был одной из тех автомобилей, каковые прибыли в Москву на ВДНХ СССР «своим ходом».
Да, это был не макет, а живая рабочая машина, образно выражаясь, «снятая с эксплуатации» в хозяйстве собственного создателя. Летом и зимний период, в стужу и жару, на рыбалку и охоту, легко за город с семьей либо по неотложным делам ездит на данной уникальной машине ее конструктор. Уже более пятидесяти тысяч километров прошел «Полярник».
Пробег солидный кроме того для серийных автомобилей.
Первое время местные работники Государственной автоинспекции присматривались к вездеходу Медведева недоверчиво. Трактор не трактор, самолет не самолет. Прекрасно «бегает», вписывается в поток автотранспорта на улицах, не вступает в несоответствия с правилами дорожного перемещения. Спустя мало времени все привыкли к «Полярнику». Он стал собственного рода местной достопримечательностью, если не сообщить — гордостью рыбинских «самодепыциков».
Из далеких северных краев начали приходить письма, приезжать «ходоки» — всем не терпелось взять чертежи либо хотя бы фотографии этого необычного транспортного средства. Приобретает такую корреспонденцию и редакция отечественного издания. Исходя из этого сейчас, в то время, когда сзади выставка НТТМ-78, где много тысяч визитёров имели возможность видеть «Полярник» и лауреатом которой стал Валерий Медведев, мы знакомим с его машиной.
Создание вправду вездеходной автомобили — весьма заманчивая мысль!
Я вынашивал ее пара лет: около года ушло на проектирование и три года на постройку. Летом трудился во дворе, в пристройке, зимний период в квартире. Прекрасно, что домашние не весьма ворчали, кроме того помогали время от времени и поддерживали меня морально. В другом случае я ни при каких обстоятельствах бы не закончил эту работу!
Рис. 1. Микровездеход «Полярник».
За базу мною забрана колесно-гусеничная ходовая часть сдвумя бортовыми последовательностями пневматических колес с шинами 4Х10 (от мотороллера), по 4 колеса в каждом последовательности. Колеса обтянуты гусеницами с двумя последовательностями направляющих клыков, по 110 штук на каждой.
В качестве привода первоначально был установлен двигатель УД-4 мощностью 12 л. с. с самодельной трансмиссией.
В будущем я заменил его двигателем от мотонарт «Буран» мощностью 25 л. с. при 3600 об мин в комбинации с клиноременным вариатором. Неспециализированный вид вездехода «Полярник» продемонстрирован на рисунке 2, схема в трех проекциях и главные размеры — на рисунке 1.
Рама вездехода ферменного типа изготовлена из дюралюминиевого уголка и на отдельных участках подкреплена вставками из буковых брусков.
Обшивка корпуса из мебельной фанеры оклеена в один слой стеклотканью АСТТ(б) на эпоксидной смоле.
Нижняя часть корпуса герметичная, верхняя складывается из двух половин, что позволяет расстыковать ее за 10—15 мин и взять свободный доступ к любому агрегату и узлу.
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, yandex_ad2, { ad_format: direct, font_size: 0.9, type: horizontal, border_type: ad, limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: FFFFFF, header_bg_color: 000000, border_color: CCCCCC, title_color: FF0000, url_color: 000000, text_color: 000000, hover_color: CC0000, no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName(script)[0]; s = d.createElement(script); s.src = //an.yandex.ru/system/context.js; s.type = text/javascript; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, yandex_context_callbacks);
Рама имеет четыре оси с восемью баллонами; свободная подвеска каждого баллона осуществляется посредством не-образного рычага, вращающегося в скользящем подшипнике. При наезде колеса на препятствие рычаг передает упрочнение на цилиндрическую пружину подвески.
Гусеница из резинотканевой ленты (от списанного транспортера) снабжена самодельными пластмассовыми клыками, изготовленными способом литья из капрона. Грунтозацепы из металлического прутка O 8 мм снабжают гусенице необходимое сцепление и поперечную жёсткость с дорогой. Клыки крепятся к гусенице сквозными болтами М8.
Рис. 2. детали и Общая компоновка.
А — вид в 3/4 спереди: 1 — корпус, 2 — фары, 3 — неподвижная часть фонаря, 4 — левая педаль ножного управления, 5 — включатель указателя поворота, 6 — включатель стоп-сигнала, 7 — приборная доска, 8 — рычаг газа, 9 — ручка управления, 10 — откидная часть фонаря, 11 — спинка сиденья водителя, 12 — ведущий шкив вариатора, 13 — двигатель, 14 — ведомый шкив вариатора (все — по правому борту), 15 — воздухозаборник, 16 — корпус основной передачи, 17 — ведущее колесо, 18 — габаритный фонарь, 19 — клык гусеницы, 20 — усиливающая лепта, 21 — гусеница,22 — шина 4Х10, 23 — подвеска колеса, 24 — ленивец, 25 — подфарник, 26 — буксирный рым. Б — щека ведущего колеса п барабана ленивца (сталь 20, толщина 5 мм) В — ведущая звездочка (стеклотекстолит толщиной 10 мм).
Г —- установка клыков на гусенице: 1 — клык, 2 — болты М8, 3 — гусеница, 4 — усиливающая лента. Д — схема подвески колеса: 1 — Г-образнып рычаг, 2 — ось рычага, 3 — ось колеса, 4 — колесо, 5 — клыки, 6 — гусеница, 7 — рычаг (вид сбоку), 8 — ступица колеса; наверху продемонстрирован грунтозацеп из металлического прутка O 8 мм.
Рис.
3. Оборудование кабины водителя:
1 — передняя часть фонаря, 2 — приборная доска, 3 — силовой шпангоут корпуса, 4 — рычаг газа, 5 — ручка управления, 6 — сиденье водителя, 7 — рычаг реверса, 8 — спинка сиденья, 9 — включатель стоп-сигнала, 10 — включатели указателей поворота, 11 — педаль ножного управления.
Трансмиссия устроена следующим образом: выходные полуоси моста связаны шлицевыми втулками с ведущим валом. На наружном диаметре каждой втулки напрессован тормозной барабан.
Управление поворотом и торможение осуществляются посредством двух ножных педалей. При нажиме на любую педаль связанная с ней твёрдая тяга перемещается назад и давит на нижнюю часть трехплечегорычага, верхний финиш которого жестко связан с ленточным тормозом. Лента феродо, облегая барабан, удерживает ведущий вал от вращения, а за счет сателлитов дифференциала противоположный (правый) вал сейчас вращается свободно, и машина делает левый поворот.
Правый поворот выполняется подобно левому, а для остановки вездехода нужно уменьшить давление ног и обороты двигателя на педали; потому, что гусеничные конструкции имеют весьма незначительный накат, тормозной путь составит не более двух-трех метров. Для управления поворотными сигналами и газом в кабину водителя выведен рычаг (ручка самолетного типа) с продольным и поперечным перемещением.
К нижней части рычага прикреплен трос, который связан с дроссельной заслонкой карбюратора: при подаче ручки от себя дроссельная заслонка раскрывается, на себя — закрывается. При перемещении ручки вправо либо влево включаются соответствующие контрольная лампа и указатели поворота («мигалка») на щитке устройств. При всецело взятой на себя ручке включается стоп-сигнал.
Сиденье водителя авиационного типа, с регулировкой по длине и росту, оборудовано привязными ремнями. На щитке устройств расположены счетчик оборотов (тахометр), указатель температуры головок цилиндров, авиационный компас и бензиномер КИ-12. На пульте управления электросистемой — замок зажигания, тумблер света фар.
Кнопка звукового сигнала на ручке.
Машина была несложной в управлении, достаточно маневренной и весьма выносливой. Так, самой нагруженной подробности ходовой части — гусенице — по окончании пробега 50 тыс. км не пригодился ремонт. А проходимость «Полярника» существенно выше, чем у грузовиков с передним ведущим мостом, не говоря уже о мотоциклах с колясками и простых машинах.
В.
МЕДВЕДЕВ, г. Рыбинск
Рандомные статьи:
Замена лягушки стоп сигнала на рено логан
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Манёвренные, компактные транспортные средства жизненно нужны, в особенности в заснеженных и лесистых районах. В некоторых государствах, к примеру, в…
-
В первую очередь, благодарю редакцию «Моделиста-конструктора» за пропаганду смекалки, таланта и ума несложного народа, за предоставленную возможность…
-
Вообще-то первое слово заголовка не следовало бы заключать в кавычки. Так как на автомобиле Н. Качко возможно вальсировать, что и было показано перед…
-
О работах отечественного кружка технического творчества при политехникуме легкой промышленности города Чайковского уже неоднократно рассказывалось на…