Желание прокатиться на лыжах «с ветерком» заставляет иногда изобретательных спортсменов выдумывать новые виды спорта: гонки на лыжах на буксире за мотоциклом (скийоринг), за катером а также за лошадью. Сейчас, наверное, мы стоим на пороге «открытия» еще одного вида лыжно-буксирного спорта, где спортсмену приходится сочетать навыки горнолыжника с умением руководить парусником на пневматиках сверхнизкого давления. Такие буксировщики уже популярны у любителей зимнего туризма, поскольку разрешают преодолевать большие расстояния без особенных упрочнений со стороны спортсмена.
Парусный буксировщик представляет собой двухколесную тележку с парой легких пневматиков сверхнизкого давления
и парусным оружием типа «бермудский шлюп», другими словами оснащенную двумя парусами — стакселем и гротом. Таковой тип оружия разрешает буксировщику ходить достаточно сильно к ветру, что очень значительно при лавировке на открытых пространствах, в то время, когда приходится двигаться навстречу ветру.
Парусность ^ буксировщика образовывает около 7,5 м2, что разрешает лыжнику двигаться кроме того при умеренном ветре.
Рама парусника представляет собой крестообразную конструкцию, сваренную из металлических тонкостенных труб диаметром 50 мм. Соединение продольной (лонжерона) и поперечной (оси) балок осуществляется посредством ромбовидной косячков и косынки-раскосов из листовой стали толщиной 2 мм. В оси установлены две полуоси, закрепленные так называемыми электрозаклепками.
Колеса парусника сварены из металлических труб диаметром 12…16 мм. Перед тем как браться за их изготовление, направляться уточнить, какими пневматиками вы планируете «обуть» ваши колеса, и привести в соответствие размеры ажурных дисков с геометрическими параметрами резиновых камер. Ступицы колес складываются из сваренных между собой втулки (отрезка металлической трубы) и металлического кольца.
По окончании сварки во втулке растачивают отверстия под подшипники № 204. Для обода и сварки ступицы нужно соорудить несложный стапель, что разрешит сцентровать эти подробности.
В случае если такое колесо покажется вам излишне сложным, возможно сделать конструкцию несложнее: к примеру, из двух фанерных дисков, соединенных по периферии металлическими резьбовыми шпильками, а по центру — втулкой — отрезком металлической трубы с приваренными к ней двумя фланцами.
Вместо подшипников в трубу возможно запрессовать несколько втулок из текстолита либо фторопласта.
Пневматики нужно пришнуровать к ободам капроновым канатом диаметром около 10 мм. В большинстве случаев, это делается в два приема: сперва пневматик частично накачивают, после этого заплетают канатом и затем накачивают совсем.
Мачта парусника — тонкостенная дюралюминиевая труба диаметром около 50 мм и длиной 4265 мм.
Устанавливают мачту в опоре, которую образуют две
ромбовидные косынки, приваренные к лонжерону рамы. Фиксация мачты на паруснике осуществляется посредством штага и двух вант из металлического троса. Растяжками усиливают кроме этого раму парусника. Все эти тросовые элементы натягивают посредством винтовых талрепов (тандеров).
Парусный буксировщик лыжника:
I — штаг (металлической трос 0 4), 2 — стаксель, 3 — колесо-пневматик, 4 — стаксель-шкот, 5 — блоки, 6 — стопор, 7 — лонжерон рамы, 8 — гика-шкот, 9 — гик (дюралюминиевая труба диаметр 3О), 10 — грот, 11 — мачта (дюралюминиевая труба диаметр 50), 12 — топовая оковка, 13 — оси карданного шарнира (винты Мб с гайками), 14 — карданный шарнир, 15 — утка, 16 — мачты и опора краспицы, 17 — краспица, 18 — ванты (металлической трос диаметр 3), 19 —рукоятка буксировщика (металлическая труба диаметр 30), 20 — ось (металлическая тонкостенная труба 0 50), 21, 28 — растяжки (металлической трос диаметр 3), 22, 23 — мачты и оси краспицы (винты М8 с гайками), 24 — оплетка колеса, 25 — косынка, 26 — рукоятка (текстолит), 27 — ромбовидная косынка (металлической лист s2), 29 — винтовые талрепы. (На виде спереди и в плане паруса и бегучий такелаж условно не продемонстрированы.)
Колесо-пневматик:
1 — борт обода (металлическая труба диаметр 12), 2 — поперечина обода (6 шт.), 3 — ступица, 4 — спица (12 шт.), 5 — пневматик (камера грузовика либо сельхозмашины), 6 — оплетка колеса (капроновый канат диаметр 10).
Ступица колеса:
1 — кольцо, 2 втулка, 3 подшипник № 204 (2 шт.).
Стаксель:
1 — фаловая дощечка, 2 — задняя шкаторина, 3 — шкотовый угол с люверсом, 4 — нижняя шкаторина, 5 — галсовый угол с люверсом, 6 — капроновый канат 0 6, 7 — петли под карабины, 8 — карабин, 9 — передняя шкаторина.
Для парусов подойдет каждая плотная ткань: подушечный тик, болонья, возможно применять и непродуваемую синтетическую ткань. В итоге, на один сезон в полной мере возможно сделать парус и из полиэтиленовой либо лавсановой пленки, склеив полотнища «скотчем».
Думаю, ненужно обрисовывать разработку изготовления парусов — в издании «Моделист-конструктор» систематично появляются материалы о парусниках, где таких рекомендаций достаточно.
Пара слов о том, в какой последовательности направляться вооружать парусный буксировщик. Как видно из чертежа, грот имеет два кармана: под мачту и под гик. Сначала ослабляют вантовые талрепы и расстыковывают мачту с шарниром на лонжероне рамы.
На мачту натягивают парус и снова фиксируют на шарнире. После этого отстыковывают гик, вставляют его в гик-карман паруса и закрепляют на мачте. Затем «набивают» талрепы вант и растягивают парус посредством шкертиков, пропущенных через люверсы фалового, галсового и шкотового углов паруса.
Дабы установить стаксель, в каждую из петель, прорезанных на протяжении его передней шкаторины, вводится карабин — для «пристегивания» стакселя к штагу парусника.
Свободные финиши каната, заделанного в переднюю шкаторину стакселя, закрепляют на носовой оконечности лонжерона рамы и на топовой оковке мачты.
Проводка шкотов традиционна для для того чтобы рода парусников. Стаксель-шкоты (капроновый канат диаметром 6…8 мм) закрепляют в люверсе шкотового угла стакселя и пропускают через блоки на лонжероне рамы и трубчатые стопоры.
Гика-шкот пропускают через несколько блоков (на лонжероне и гике рамы) и кроме этого фиксируют трубчатым стопором.
Техника управления парусным буксировщиком практически такая же, как и при вождении яхты, швертбота либо буера. Очевидно, тут необходимо быть хорошим лыжником и с уверенностью ощущать себя на любой скорости. При происхождении критических обстановок сразу же бросайте рукоятку управления буксировщиком. Парусник наряду с этим, в большинстве случаев, переворачивается на шнобель и останавливается.
Для прогулок на буксире выбирайте открытые пространства — замерзшие водоемы либо ровные поля. Учтите, что вы вряд ли сможете двигаться по рыхлому снегу, исходя из этого лучший результат для катания на буксире за парусником — начало зимы либо ее финиш, в то время, когда на снегу образуется плотный наст.
Применять таковой парусник возможно не только зимний период.
Смонтировав на раме вще одно колесо-пневматик, вы легко перевоплотите буксировщик в колесный буер, талантливый двигаться как по снегу, так и по грунтовым дорогам, по асфальту а также по… воде. Колеса-пневматики в полной мере выдержат и вес конструкции, и вес водителя.
Игорь КАРАМЫШЕВ, инженер-конструктор
Рандомные статьи:
На лыжах под парусом
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Стоит броскому весеннему солнцу согнать снег с ледяного панциря, заковавшего реки, озера и водохранилища, как на естественных ледовых автострадах тут же…
-
В последнее десятилетие особенной популярностью у самодеятельных конструкторов пользуются моторные вездеходы на лёгких колёсах с камерами-пневматиками….
-
Отправляясь в дальнее путешествие, лыжник, в большинстве случаев, сохраняет надежду только на личные силы. Но в полной мере вероятно призвать на помощь…
-
В начале 70-х годов мне довелось быть участником зарождения в нашей стране виндсерфинга. В те годы энтузиасты парусной доски возлагали…