Каретка дорожного, да и любого другого велосипеда, пожалуй, самый нагруженный его механизм. Исходя из этого в каретках с наружными конусными подшипниками в моменты больших перегрузок часто разрушаются сепараторы подшипников, наряду с этим обычно повреждаются и шариковые дорожки на конусах кареточного вала. Интенсивный износ дорожек происходит и при эксплуатации велосипеда на грунтовых дорогах из-за попадания пыли в кареточный узел.
Самый несложный метод восстановления работоспособности механизма — заменить поврежденные подробности либо узел в сборе. Это, в большинстве случаев, и делают в ремонтных мастерских. Но таковой выход вряд ли приемлем для рачительного самодельщика, что попытается вернуть к судьбе штатные подробности.
Кареточный вал он проточит до диаметра 15 мм практически на всю длину, покинув только с одного края место для установки шатуна с ведущей звездочкой. Данный размер соответствует диаметру внутреннего отверстия подшипников серии 202. На вал до упора в буртик насадит подшипник типа 60202 защитной шайбой наружу (возможно применять и подшипники типа 80202 с защитными шайбами на обеих сторонах).
Вал засунет в корпус каретки и В том же направлении запрессует подшипник заподлицо с торцами, при необходимости мало расточив резьбовую часть в трубы корпуса до наружного диаметра внешнего кольца. После этого иначе насадит на вал и запрессует в корпус второй подшипник защитной шайбой наружу. Потом выточит переходную втулку для установки шатуна, прорезав в ней паз под крепежный клин и напрессует ее на выступающий финиш вала.
Первый метод ремонта кареточного узла:
1 — вал; 2 — подшипники 60202 (80202); 3 — втулка; 4 — корпус каретки
Установка шатуна на вал через переходную втулку:
1 — вал; 2 — шатун; 3 — втулка; 4 — клин; 5 — шайба; 6 — гайка
Отремонтированный так кареточный механизм часто трудится до «списания» велосипеда, но через чур много приходится протачивать, срезая целый цементированный слой вала, и лыска паза под клин остается весьма маленькой. Шатун с данной стороны от громадных нагрузок может расшататься, и тогда нужно будет думать, как ремонтировать и это место.
Но самое нежелательное наряду с этим методе ремонта то, что наверняка будет сломана особая резьба СПМ 35×1(с одной стороны — правая, а с другой — левая) в кареточного корпуса, и узел станет неремонтопригодным.
Доработка вала каретки по второму методу ремонта (в скобках укачаны диаметр шейки и радиус канавки для шариков диаметром 7,14 мм из подшипников 203)
Отремонтированный кареточный узел в сборе: 1 — левый шатун; 2 — вал; 3 — контргайка; 4 — левая чашка; 5 — шарики из подшипников 204; 6 — корпус каретки; 7 — правая чашка; 8 — ведущая звездочка; 9 — правый шатун
Исходя из этого я поступил мало в противном случае, не смотря на то, что без токарных работ также не обошлось. Проточил на поврежденных дорожках конусов кареточного вала поверхностные канавки радиусом 4 мм под шарики диаметром 8 мм (правильнее, 7,94 мм) так, что диаметр шейки вала под канавками составил 14 мм.
Шарики забрал от двух ветхих подшипников 204. Места проточек прошлифовал, не смотря на то, что этого возможно было и не делать — шарики сами способны выровнять а также упрочить дорожки.
Узел собирал в таковой последовательности. Сперва, близко обмазав солидолом место проточки на одной стороне вала, утопил в смазку один к одному надел и шарики чашку на шарики и вал. Вал засунул в корпус каретки и ввинтил в том направлении чашку до упора.
То же сделал и на втором финише вала (с противоположной стороны каретки), ввинчивая вторую чашку , пока вал в корпусе не стал вращаться без люфта, но вольно.
Вместо шариков от подшипников 204 возможно забрать и от 203. Их шарики диаметром 7,14 мм устанавливают на вал с каждой стороны по девять штук. Но канавки на валу требуется проточить радиусом 3,6 мм, покинув шейку на валу уже диаметром 15 мм.
С.ПАЛАГИН, г. Моршанск, Тамбовская обл.
Рандомные статьи:
Велосипед для чайников с Антоном Степановым #2 — каретки (usa,mid,spn,euro)
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Доцент кафедры «Разработка машиностроения» Марийского национального технического университета М. Л. Попов, имеющий громадный персональный опыт…
-
Данный мини-трактор выстроен в домашнем самодеятельном конструкторском бюро Павловых: под управлением главы семейства Валерия Васильевича машину собирали…
-
Отечественная индустрия много лет производила мотовелосипеды и мопеды с двигателями типа «Д». Но у всех этих автомобилей был значительный недочёт…
-
Это очередная статья о новых вариантах применения велосипеда изобретателем В. М. Гавриловы — обитателем Железноводского района и посёлка Ставропольского…