Пенопластовый me-109e

  • Второй самолет
  • Брать либо строить?
  • Параметры мотоустановки, выбор масштаба, чертежи
  • технологии и Материалы
  • Фюзеляж
  • Крыло и хвостовое оперение
  • Навеска управляющих поверхностей
  • Обтяжка
  • Сборка
  • кок охлаждения и Система двигателя
  • Покраска
  • размещение и Компоновка оборудования
  • Центровка, затраты
  • Первый полет
  • Заключение

Второй самолет

— Может, все-таки заберёте частями? —

задал вопрос мстительный Балаганов.

Остап пристально взглянуть на собеседника

и совсем без шуток ответил:

— Я бы забрал частями. Но мне необходимо сходу.

( И.Ильф и Е.Петров. Золотой теленок )

Мой возврат в мир авиамоделей случился нежданно скоро. Приобретённый и подаренный на сутки рождения 6-ти летнему сыну комплект Fieseler Storch от Robbe был удачно собран, укомплектован всем нужным железом и послан в небо. Всплывшие из глубины сознания экзерсисы авиамодельного кружка 20-летней давности и помощь этого сайта оказали огромную помощь в отечественном становлении на крыло.

Что дальше? Хотелось элеронов и хотя бы минимального пилотажа. Все отысканные советы и советы по второму в жизни самолету и первому с элеронами сводились к определенному стереотипу.

Это должен был быть высоко- либо среднеплан с маленькой нагрузкой на крыло, нужно V-образное, и прекрасно развитыми рулевыми поверхностями.

Мой случай был более тяжел — интересовали только модели реально существующих либо существовавших самолетов. Другими словами обращение имела возможность идти лишь о полукопии.Пенопластовый me-109e

Копание в разных интернет-форумах склоняло в сторону моделей истребителей 2-ой всемирный войны, так называемых warbirds. Я осознавал, что бегу впереди паровоза и подобные птички предполагают наличие более весомого опыта пилотирования, но остановиться уже не имел возможности.

Первыми были рассмотрены Як-3 и Ла-11. Итог был плачевным — довольно малая площадь крыла Як-3 и толстолобость Ла-11 приостановили мои попытки самодеятельности, и эти прототипы были исключенными из рассмотрения. Было нужно остудить порывы патриотизма и осмотреться: а что, фактически, производят ведущие производители авиамоделей? Из последовательности чаще всего моделируемых автомобилей, таких, как Me-109E, P-51 Mustang и Spitfire, выбор пал на Ме-109.

Главным критерием было то, что, по отзывам летавших на всех этих моделях, в данной тройке по летным качествам он находится на первой позиции.

Последний барьер появился неожиданно и был пара неожидан. Он находился в детском недоуменном вопросе — мы что, снова будем строить фашистский самолет? Краткая лекция о ненужности смешивания творений рук людских с их деяниями и грязными помыслами, и проведение аналогий с Daimler Benz и Porsche барьер данный подломили. Вопросик детский, а вот след покинул глубочайший.

Но это уже совсем вторая тема…

Брать либо строить?

Мысль независимой постройки пришла не сходу. Более того, сначала её по большому счету не было. Рассматривались два претендента на приобретение — Ме109 тайваньского GWS и Ме109 чешского Flying Styro.

Но в GWS-е не нравился материал, из которого он сделан (упаковочный шариковый пенопласт) и большие огрехи в копийности. У Flying Styro не нравилась цена (USD 120- практически пустой без доставки) и маленький размер (750 мм размах крыла).

Фактически, в самодельщине приводил к неудовольствию лишь один момент — резка пенопласта тёплой проволокой и все связанные с этим хлопоты. А потому, в то время, когда пришло познание того, как обойтись без данной процедуры, вопрос закрылся сам собой. Строить!

Параметры мотоустановки, выбор масштаба, чертежи

Изначально я не предполагал делать новых приобретений, располагая следующим наследством от первого самолета:

  • мотор Power 280
  • контроллер RSC 110 BEC
  • аккумулятор из 7 банок NiCd 370 аккумуляторная
  • винт АРС 10х7

Размах крыла будущей модели виделся в районе 900 мм, что легко вязалось с оригиналом в масштабе 1:11. Споткнулся на профиле крыла — все дешёвые чертежи информируют, что exact airfoil unknown, engineers found section to be near identical the NACA 2300 series, а вдруг конкретно — от корневой NACA 2315 до NACA 2310 на финише. В сети был отыскан нужный ресурс по профилям NACA: http://www.nasg.com/afdb/list-airfoil-e.phtml.

Трудится 30 дней без регистрации — в полной мере хватает.

C его помощью был нарисован комплект крыла с переменным профилем: от NACA 2312 (12% относительной толщины) на корневой нервюре до NACA 2309 на финише. Угол атаки был забран с оригинала — 1,75 градуса. данные и Желаемые размеры мотоустановки были загружены в MotoCalc, продемонстрировавший, что таковой самолет будет летать, если не выйдет за взлетный вес в 400 грамм.

Из отысканных мною в сети чертежей наилучшим качеством владеет нижеприведенный.

Чертеж Me-109eplan.zip 305,74 kB
технологии и Материалы

Фактически целый самолет собран из потолочного пенопласта, что легко возможно отыскать в строительных магазинах в виде плиток размером 500х 500 мм и 4 мм толщиной. Увижу, что речь заходит лишь об однородном ламинированном пенопласте, белые неламинированные пластины из шарикового не рассматриваются!

Мало советов из собственного опыта, перевоплотившего квартиру в склад пенопласта. Надеюсь, они окажут помощь вторым избежать таковой участи.

Эти панельки бывают трех видов:

  1. Ровные, без какого-либо рельефа — плотность порядка 38-39 гр/дм3, толщина чуть менее 4 мм;
  2. С минимальным рельефом в виде продольных линий (имитация досок) — плотность 35-36 г/дм3, толщина 4 мм ровно;
  3. С важным рельефом, напоминающим потолочную лепнину — плотность 30-31 г/дм3, толщина чуть более 4 мм;

Пункт 1 вычеркиваем из-за значительного веса . Пункт 3 — оптимален, но ввиду малых площадей с ровной поверхностью годен лишь при изготовлении хвостового оперения и каких-либо переборок.

Пункт 2 — отечественное главное сырье для производства.

Технологические приемы наивны — раскройка подробностей острым офисным ножиком для бумаг и придание им нужных форм на тёплой железной трубе. В моем случае роль трубы игрался полированный узкий полотенцесушитель в ванной. Фундаментальный принцип — не спешить, поскольку температура таковой трубы все-таки не совсем достаточна. Лучше догнуть подробность за пять приемов, чем сломать за два.

Сборка всех подробностей из пенопласта произведена ламинатом вовнутрь, чтобы не повредить шкуркой данный элемент жесткости при обработке. В качестве клея использована эпоксидка-пятиминутка.

Фюзеляж

Складывается из двух частей, соединенных встык по шпангоуту в районе первой трети хорды крыла. Обусловлена эта неприятность лишь размерами исходного материала — длины панельки просто не хватает для всей длины фюзеляжа.

Шпангоуты вырезаны из пенопласта и расставлены в местах размещения сечений фюзеляжа на чертежах. Обратите внимание — шпангоуты стоят лишь в местах 1-го, 2-го, 3-го, 4-го, 6-го и 9-го сечения.

Любая часть фюзеляжа складывается из двух боковин, верха и низа. Выкройки боковин нанесены на чертеж с отступом (0.5-1.5 см) вовнутрь от линии контура. Разметка всех мест соприкосновения и осевые линии переносятся с чертежа на боковины и шпангоуты до вырезания.

Низ и верх вырезаются по месту при приклеенных к шпангоутам боковинах.

Последовательность при склеивании:

— шпангоуты к одной боковине по разметке до подсыхания клея;
— вторая боковина к шпангоутам по разметке до подсыхания клея;
— низ к шпангоутам/боковинам до подсыхания клея;
— верх до подсыхания клея.

Отсек от финиша фонаря кабины до третьего шпангоута сделан в форме сьемной крышки для доступа к бортовому оборудованию. Фонарь кабины выполнен из прозрачного пластика от канцелярских папок. Ребра фонаря — неглянцевый скотч с последующей окраской.

Пилот — пенопласт с окраской.

Крыло и хвостовое оперение

Габариты модели разрешали легко размещать ее на заднем сиденье автомобиля, потому вопрос о разборном либо отделяемом от фюзеляжа крыле не стоял. Идея о том что в том месте, где разборное крыло разберется, неразборное сломается, мало поборолась с мыслью о предполетной подготовке разобранного самолета и проиграла.

Крыло складывается из трех частей — узкого, в границах фюзеляжа, центроплана и двух консолей, склеенных воедино и вклеенных в фюзеляж. Угол поперечного V и угол атаки скопированы с чертежей оригинала.

Начинка крыла — корневая нервюра из пенопласта и пенопластовый лонжерон на 1/3 хорды. Верхняя и нижняя поверхности крыла вырезаны с запасом на изгиб и профилированы на тёплой трубе. Передняя кромка усилена бальзовой рейкой 3х3 мм, вклеенной по окончании склеивания бутерброда. Совсем доработано громадным сухарем (шкурка, хорошо закрепленная на ровном бруске).

Желателен контроль профиля хотя бы по 4-м точкам на каждой консоли. Программа профилей легко выдаст консоль крыла, складывающуюся из любого количества нервюр. Контрольные шаблоны возможно вырезать из плотного пластика от папок.

Хвостовое оперение вырезано из ровных поверхностей более легкого, рельефного пенопласта (пункт 3 в отечественной прошлой классификации). Все стабилизатора и кромки киля покрыты узким слоем эпоксидки.

Навеска управляющих поверхностей

От применения скотча в навеске я отказался в пользу копийности. Руль высоты крепится на трех петлях. Любая складывается из отрезка узкой пластиковой трубки (внутренний диаметр 1 мм) и П-образной скобы из канцелярской скрепки.

Элерон повешен без скоб. Осью вращения на ближнем к фюзеляжу шарнире есть конкретно тяга, идущая к машинке, исходя из этого диаметр пластиковой трубки подобран, исходя из толщины тяги.

Работа требует определенной тщательности, нужной для одновременного достаточной степени и отсутствия люфтов свободы перемещений у конечного продукта.

Обтяжка

В необходимости обтяжки сперва были сомнения. В борьбе за вес модели рассудок мутнеет. Но, благодаря настоятельным рекомендациям Евгения Рыбкина, обтяжка была сделана.

Первый же краш-тест сторицей подтвердил правильность этого решения.

За пример был забран подсмотренный на http://www.rcgroups.com/ опыт с применением защитного средства по окончательной обработке древесных поверхностей Minwax Polycrylic Protective Finish (он именно и есть клеем при обтяжке) и стеклоткани (FG 0,50-0,75 oz) либо шелка. стеклоткани и Комбинированное использование шёлка с двойным-тройным покрытием этим Клириком на моделях данного масштаба додаёт порядка 40 грамм живого, а скорее, мертвого веса.

К несчастью, я не отыскал в рижских хобби-магазинах ни стекловолокна, ни узкого шелка. Предложение порезать на хорошее дело турецкий платок жены, увы, также не отыскало понимания. Исходя из этого я применял какое-то синтетическое подобие шелка, приобретённое по случаю в занавесочном магазине . Необычно, но из всех видов шелка, предложенных продавцом, данный синтетический был уже и легче натуральных.

Поход по хозмагам с фотографией буржуйского Поликрилика стал причиной приобретению аналога — Becker’овского защитного средства на водной базе по окончательной обработке древесных (и не только) изделий. Главные слова для поиска — Water Based Polyurethan + фотография Клирика. Среди нескольких аналогов необходимо выбирать самый быстросохнущий.

Мало расстроился с крылом — сразу после покрытия оно ощутимо (как показалось, весов под рукой не было) потяжелело, чего не увидел на фюзеляже. Но, утром полегчало и мне, и самому крылу — высыхание-испарение сделали собственный дело.

По окончании обтяжки нужно ошкуривание нулевой шкуркой и повторное покрытие Клириком с повторным же ошкуриванием.

стабилизатор и Киль не обтягивал за ненадобностью, думая о центровке и весе.

Сборка

Проверка еще раз всех посадочных мест на правильность углов/фиксация и отсутствие перекосов на эпоксидке.

Зализы на крыле выполнены из потолочных пенопластовых галтелей.

Вся навеска — воздухозаборники, фильтр и другая мелочевка — из голубого пенопласта. Шток антенны за фонарем кабины не есть фикцией. Он пустотелый — стержень от ручки, вклеенный в светло синий пенопласт и покрытый эпоксидкой. И финиш антенны приемника, проходя в него, выходит наружу и фиксируется на киле — все по-взрослому.

Причем антенна долгая и часть ее легко уложена в фюзеляжа. Такое достаточно вольное обращение с антенной приемника обусловлено применением на модели не того приемника, что ей достаточен (любой 3-канальный ультралегкий микроресивер), а того, что имелся в наличии — полноценный 35-ти граммовый 7-канальный приемник от Hitec’а с двойным преобразованием и сверх-чувствительностью/помехозащищеностью.На несложных ультралегких приемниках с одинарным преобразованием частоты, возможно, так рисковать не следует — хвост антенны целый наружу, пускай болтается.

кок охлаждения и Система двигателя

Успешное размещение воздухозаборника выхлопных патрубков и головного радиатора двигателя на оригинале навело на идея об применении этого для охлажденя электромотора.

Для патрубков подошли кусочки пластиковой трубки из коктейльной соломки, врезанные в фюзеляж полностью.

Патрубки оригинала имеют прямоугольное, а не круглое сечение. Потому блок патрубков изготовлен раздельно из пенопласта, с сохранением геометрии. Трубочки утоплены заподлицо с пенопластом, исходя из этого круглость патрубков модели видна лишь при виде сзади-сбоку.

Кок изготовлен из голубого пенопласта способом бутерброда. Из папочного пластика вырезан круг диаметром 30 мм, имеющий отверстие в центре. Он вклеен между двумя квадратными кусками голубого пенопласта толщины 20 мм любой, с отверстиями в центре (при склеивании клей наносится не на всю поверхность пластикового кружка, а лишь по краям). По окончании подсыхания, посредством железного футляра от сигары вгрызаемся строго по центру с каждой стороны до пластика и вынимаем лишнее.

Придаем этому сооружению округло-конусную форму посредством ножа и зажимаем двумя гайками за пластик на долгом болте, совпадающем с диаметром посадочного вала редуктора двигателя. Вставляем эту конструкцию в дрель и доводим до нужных форм посредством разнокалиберных ножика и шкурок — для вырезания лишних внутренностей с задней части.

По окончании фиксации и установки кока на модели, переднее отверстие затыкаем внатяг пластиковой пробкой, отрезанной от колпачка от маленькой пластиковой бутылки из-под Ice Tea. Не забыть проковырять дырочку в центре пробки — для удобства вынимания оной из кока при снятии винта.

Покраска

Схема окраски была выбрана не раздумывая — по аналогии с Me-109 от Flying Styro. В действительности, вариантов масса, дело вкуса. С символикой помогли вот эти ресурсы:

  • http://www.kamburjan.de/aero/Other/Luftwaffe/luftwaffe.html
  • http://bf-109.narod.ru/Color/E1.html

Краска — акрил от Revell. Представлен в широком диапазоне цветов в любом приличном магазине, торгующим пластиковыми стендовыми модельками. В том месте же имеется и чем разбавить, и чем отмыть руки по окончании покраски.

Аэрограф с баллоном сжатого воздуха возможно купить в том месте же, но меня это не интересовало — один мой знакомый любезно предоставил собственную технику вместе с компрессором во временное пользование.

Это был мой первый стаж работы с аэрографом, но в жизненном багаже имелась пятерка по рисованию, и я рискнул. Правила игры, почерпнутые мной в сети, были несложны — начинаем с нанесения самого яркого тона, заканчиваем самым чёрным. Плюс не экономить время на промывке аэрографа и не спешить взять сходу насыщенный цвет — вместо него возможно взять сопли и перелив.

Монтируем фонарь кабины и подкрашиваем все, что нужно, тёмной краской.

Трафареты для нанесения опознавательных знаков — из липкой бумаги для наклейки распечатанных адресов на конверты (в канцтоварах имеется разноформатная).

Одно НО — эта бумага хороша лишь для обтянутой тканью поверхности, в обнажённых местах (на киле, к примеру) она рвет краску при отклеивании. Было нужно дорабатывать появившиеся при отрыве проплешины на краске.

На любой символ нужно по два набора трафаретов — для белого фона, наносимого первым, и для тёмного.

Расшивка выполнена несложным карандашом и подразмазана средним пальцем правой руки — для натуральности.

Для души полезно кроме этого нанести нагар на желоба пулеметов (капля тёмной краски, размытая продольными перемещениями ватки с растворителем) и вовнутрь патрубков двигателя с маленьким выходом наружу (тёмная краска кисточкой).

Финальный аккорд — покрытие всего самолета еще раз защитным средством, использованным при обтяжке.

размещение и Компоновка оборудования

Схема управления изначально была выбрана без применения руля направления. Нет шасси — нет руля, это все-таки не модель для 3D-пилотажа.

Две 9-граммовые рулевые машинки Futaba S3106 закреплены шурупами на брусочках из голубого пенопласта с бальзовыми вставками. Брусочки приклеены к полу и стенке. По радостному совпадению, пространство между 3-м и 4-м шпангоутом без каких или трансформаций вместило приемник, дополнительную переборку и батарею между ними.

Центровка, затраты

Взлетный вес оказался недалеко от 380-390 грамм.

Фактический центр тяжести совпадал с задуманным — 25% по средней аэродинамической хорде (САХ). Потому никаких перемещений батареи в самолета не потребовалось. Расчет центра тяжести по САХ принципиален: на формах крыла, хороших от прямоугольных, 25% от передней кромки на корневой нервюре не есть верно.

Тут простецкая программка под Excel’ем для удобства рассчета ЦТ по САХ на крыльях различных форм.

Рассчет ЦТ по САХcg_calculation.zip 41,93 kB

Углы отклонения по элеронам +/- 15 град., руль высоты +/- 20 град.

Все. Мы готовы.

Первый полет

День назад сдали нервы. Целый сутки прождал на даче ветра и окончания дождя, но так и не дождался. По пути к себе показалось, что все стихло. Не удержался, не смотря на то, что стихло не все…

Уже стоял в поле, в то время, когда сверху предотвратили еще раз невесть откуда взявшимся дождиком секунд на 20. Не помогло…

60 секунд две я был легко радостен — ОНО взлетело и летало легко, скоро и с уверенностью!!! На легкий крен вправо при взлете я не обратил внимания, как и на необходимость подруливания в полете — списывал на порывы ветра. Малец настаивал на исполнении бочки, и я купился — развернул самолет по ветру, подразогнал и достаточно четко, с маленьким подруливанием от себя на перевороте крутанулся.

Необычно, но симуляторный мессер бочки делает более размазанно.

Что случилось позже, не осознаю до сих пор — при попытке выполнить правый разворот сразу после бочки я вогнал самолет строго вертикально носом в почву. Данный маленький дождик был неспроста — на огромнейшем поле с травой мессер умудрился воткнуться в почву на единственную на 20-ти гектарах грунтовку шириной 2 метра! Я был уверен, что размазал его в кашу… В то время, когда отыскал, честное слово, помянул хорошим словом настоятельные советы корифея — обтягивать!

Да, так и лишь так!!! Шапку долой! Поврежден лишь шнобель.

Неточности: а) нервы, б) малая высота при маневрах, в) выход на фигуру и из нее не на полном газу, г) позже заметил передатчик — триммер элеронов был сначала переместят вправо (малец случайно задел, пока нес, а отец не проверил — см. пункт а).

Жалко было до соплей… Сейчас успокоился — ремонт по замене 1-го отсека в действительности не таковой сложный, на два вечера с покраской. Что и было позднее с успехом сделано.

Не обращая внимания на противный финал, считаю вчерашнее событие ба-а-льшим позитивом — он летает, и летает хорошо кроме того на 280-м с 7-ю банками 370мАh!

Заключение

Первые же послеремонтные выходные разрешили более подробно разобраться с поведением самолета в воздухе. Полеты были организованы неспешно, с расстановкой и без нервов, что дало результаты — к себе возвращались целые и радостные.

Приятно удивляет взлет — по окончании легкого броска правой рукой самолет дает достаточно времени для перехвата передатчика, взлетая без провалов и кренов по высоте. Болтанки по крену в полете не отмечается, что мало расслабляет и не держит в постоянном напряжении. Не смотря на то, что, непременно, совсем уж легкомысленно относиться к контролю крена не следует.

При исполнении разворотов не нужно забывать о том, что это не тихоходный самовосстанавливающийся высокоплан с солидным V крыла, и через чур большой крен с глубоким на себя в вираже может привести к срыву. Потому набивать руку нужно, имея высоты и хороший запас скорости. По окончании осознания границ допустимого развороты не вызывают сложностей.

Кстати, почитав мемуары эксплуатантов боевых Фокке-Вульф Fw-190, осознал, что случилось со мной на первом полете, не смотря на то, что у Fw-190 на другими словами другие обстоятельства, но пологаю, что аналогия допустима. Вот, дословно:

… То же самое относилось и к перетягиванию ручки на себя в крутом вираже: при попадании в срыв самолет переворачивало в противоположный вираж и затягивало в штопор. Но иначе, умелые летчики, готовые в любую секунду собачьей свалки парировать штопор, применяли это свойство собственных самолетов для ухода из-под атаки с задней полусферы: маневр вход в штопор сознательно не имел возможности повторить ни один летчик.

До вылета я опасался недостаточности площадей рулевых поверхностей, легко масштабированных мной с оригинала — в сети довольно часто виделся с принудительным их повышением. Опасения были напрасны — все удачно управляется и площади рулей являются достаточными. Бочка, как и в симуляторе, для придания более ровных форм требует легкой доработки рулем вниз в фазе вверх ногами.

Петля требует хорошего разгона.

Еще до завершения постройки я морально подготовился к посадке на трудящемся моторе из-за высокой скорости сваливания. Быть может, это сильнее ощущается при посадке на шасси, но мы летали над травой и опыта для сажал я его без мотора. Да, летит стремительнее, чем тренер-высокоплан.

Да, требует более чуткого и бережного обращения с оставшимся ручками высоты/передатчика и запасом скорости… Но — ни одного срыва на посадках не было.

Предстоящие полеты продемонстрировали, что применяемой мотоустановки вполне достаточно для уверенного взлета с руки с легкого толчка, эффектных горизонтальных полетов, в особенности на бреющем, и исполнения бочек.

Но чудес не бывает — при данной энерговооруженности мессер очень сильно ограничен по вертикали — петли корявые, бочки подразмазаны. Точно в этом повинен еще и фактор пилота — все-таки это моя первая машина с элеронами и далеко не элеронный тренер.

Иначе, обзор разных форумов по подобным птицам показывает, что потребовать большего от 280-го мотора на семи банках было бы с моей стороны легко свинством. А посему принято решение:

  1. Вычислять все сделанное успехом;
  2. В целях увеличения/углубления/расширения и т.п. послушать умных людей и для начала хотя бы и приобрести батарею из 8 банок;
  3. Обучаться и еще раз обучаться руководить такими автомобилями.

Рандомные статьи:

Messerschmitt Bf 109 E-3


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Parkflyer 2 или наш ответ piper’у и cessn’е

    Предисловие чертежи и Расчёты Математическое моделирование Конструкция Крыло Хвостовое оперение Фюзеляж Силовые элементы Капот Остекление Обтяжка Шасси…

  • Parkflyer 4. учебная парта пилотажника

    Постановка задачи Прототип расчёты и Чертежи Конструкция технология и Материалы Крыло Фюзеляж Механизм уборки шасси Второй вариант ретракта Съемное шасси…

  • Parkflyer 3. летающий танк (ил-2)

    Прототип Чертеж, моделирование и расчёты Конструкция Фюзеляж Центроплан и консоли крыла Оперение Зализы Водомаслорадиатор Рули Фонарь кабины Шасси и…

  • Ripmax alienator — модель с обратной стреловидностью

    Мало теории Описание модели Сборка Совокупность управления В воздухе Мало теории Крыло с обратной стреловидностью — заветная мечта авиаконструкторов и КБ…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.