Во второй половине 50-ых годов двадцатого века Министерство связи СССР заказало конструкторскому бюро известного строителя вертолетов Н. И. Камова нетипичную для этого КБ машину — аэросани. Разработчикам была поставлена задача — создать транспортное средство, которое имело возможность бы обеспечить почтовую сообщение в труднодоступных зимой районах Севера, Сибири, Дальнего Востока и Казахстана.
Уже на следующий год первые партии аэросаней, взявших наименование «Север-2», поступили на почтовые пинии.
Они заменили до предела износившиеся снегоходы прошлых выпусков НКЛ-16 и НКЛ-26, каковые по окончании окончания ВОВ «переквалифицировались» в связные автомобили.
Аэросани «Север-2» сходу завоевали признание. Удобные, быстроходные, вместительные, они владели хорошей проходимостью в тяжелых условиях зимнего распутья.
С их возникновением на почтовых автострадах произошло обеспечить регулярную доставку почты в самые отдаленные поселения. Достаточно заявить, что вместе с самолетами гражданской авиации эти снегоходы стали систематично доставлять центральные и краевые газеты в сутки их выхода во все поселения на протяжении Амура на участке от Хабаровска до Николаевска-на-Амуре, в поселки по реке Оби, где аэросани базировались в Ханты-Мансийске и Салехарде, вверх и вниз по течению Лены от города Усть-Кут и в десятки вторых точек, разбросанных по Северу, Сибири и Дальнему Востоку.
Средний сезонный пробег аэросаней на почтовых линиях составил от 12 до 15 тыс. км на каждую машину при средней скорости перемещения на самых сложных зимних автострадах 30—35 км/ч. А ведь маршруты аэросаней проходили по глубокому целинному снегу, торосистому льду, им приходилось действующий при морозах, достигавших —50—55°. Ни один транспорт не справился бы с подобными трудностями.
Как же смотрелась эта успешная и столь надежная машина?
«Север-2» — четырехлыжные аэросани с управляемыми передними лыжами. Кузов аэросаней автомобильный, дополнительно утепленный. Независимая отопительная установка поддерживала в кабине плюсовую температуру, снабжала обогрев ветровых стекол и разогрев двигателя перед запуском по окончании долгих стоянок при низких температурах.
Хорошее остекление кузова давало водителю достаточный обзор, а замечательное осветительное оборудование — фары с дальним и ближним светом и прожектор-искатель — разрешали безаварийно эксплуатировать аэросани в непростых погодных условиях.
Рис. 1. габаритные размеры и Общий вид аэросаней «Север-2».
Кузов был разделен на четыре отсека.
Багажник размещался под передним капотом; в нем крепились аккумуляторные батареи, а свободное пространство занимали чехлы, которыми двигатель укрывали на стоянках, и нужный инструмент. Кабина в передней части немногим отличалась от автомобильной, а пространство за сиденьем занял грузовой отсек, в который загружалась почта: посылки, газеты, письма. При необходимости в этом отсеке на откидном сиденье имели возможность разместиться два-три пассажира.
И наконец, был еще моторный отсек, размешавшийся позади — в том месте, где на автомобиле был багажник. Над моторным отсеком, сверху кузова, крепился закрытый легкосъемным капотом двигатель внутреннего сгорания. Он был установлен на подмоторную раму — трубчатую сварную пространственную ферму, стойки которой привертывались болтами к ушкам задней рамы кузова.
Место под двигателем конструкторы применяли под агрегаты и узлы моторного оборудования. Тут размещались: масляный радиатор с рукавами подвода к нему воздуха от воздухозаборников и с насадкой, в которой устанавливались створчатые жалюзи; баллоны для сжатого воздуха и агрегаты воздушной совокупности, снабжающие запуск двигателя; независимая отопительная установка с отдельным трубопроводом подачи и топливным баком подогретого воздуха к карбюратору двигателя; выхлопные трубопроводы двигателя.
Рис. 2. Компоновка аэросаней «Север-2»:
1 — кабанчик лыжи, 2 — колпак крепления лыжи на полуоси, 3 — фара, 4 — лючок горловины топливного бака, 5 — передний капот, 6 — багажник, 7 — аккумуляторная батарея, 8 — ветровое стекло, 9 — стеклоочиститель, 10 — рулевое колесо, 11 — прожектор, 12 — внутренняя перегородка 13 — габаритный пламя, 14 — обтекатель, 15 — масляный бак, 16 — лючок на обтекателе, 17 — неподвижное кольцо капота, 18 — воздушный винт, 19 — откидные створки капота, 20 — двигатель, 21 — втулка воздушного винта, 22 — моторная рама, 23 — ограждение воздушного винта, 24 — воздухозаборник 25 — задняя амортизационная стойка, 26 — отопитель, 27 — кронштейн лыжи, 28— задняя лыжа, 29 — полуось, 30 — подкос полуоси, 31 — заделка проема заднего колеса, 32 — дверь грузового отсека, 33 — корпус, 34 — дверь кабины водителя, 35 — поворотная полуось передней лыжи, 36 — обтекатель, 37 — топливный бак (левый), 38 — бампер, 39 — передняя лыжа, 40 — подошва лыжи, 41 — подрез лыжи.
На крыше кузова, перед двигателем, на ложементах размешался масляный бак, закрытый обтекателем. Последив служил для организации потока воздуха, поступающего под капот двигателя, и для охлаждения цилиндров. На выходе воздуха из подкапотного пространства были установлены створчатые жалюзи, благодаря которым шофер регулировал степень охлаждения двигателя.
На «Север-2» ставили летный двигатель типа АИ-14РС (редукторный, санный) конструкции А. Г. Ивченко В первый раз на автомобилях производства он вращал трехлопастный железный воздушный винт с вводом лопастей и автоматической регулировкой шага в положение реверса для получения обратной торможения и тяги автомобили. Для безопасности территория вращения воздушного винта имела трубчатое ограждение, окрашенное ярко-красной краской.
На внешние финиши труб ограждения ставили красный и зеленый габаритные огни.
Кузов аэросаней соединялся с лыжами элементами задней подвесок и передней. Они складывались из полуосей, на каковые крепились лыжи, и амортизаторов, смягчавших удары при перемещении по неровностям дороги.
направляться подчернуть, что серийный кузов автомобиля «Победа» и его внутреннее оборудование подверглись только маленьким доработкам. В передней части для подвески лыж была установлена сварная рама. Она имела площадки, в каковые упирались пружинные амортизаторы и на каковые ставились автомобильные демпферы.
На раму наваривались кронштейны для крепления элементов передней подвески лыж, рулевого управления и буксирный крюк. Появившееся под передним капотом пространство снизу зашивали страницей.
К задним крыльям и передним на винтах крепились боковые щитки, закрывающие вырезы колес. Пространство под крыльями передних колес применяли под топливные баки. Сверху прорезали отверстия для подхода к заливным горловинам баков и датчикам бензиномеров.
Рис. 3. Размещение органов управления в кабине водителя:
1 — пол кабины, 2 — педаль управления дроссельной заслонкой карбюратора, 3 — воздухопровод отопления, 4 — щиток электропредохранителей, 5 — электрощиток с сигнальными лампочками и тумблерами, 6 — передняя панель, 7 — ветровое стекло, 8 — стеклоочиститель, 9 — щетка стеклоочистителя, 10 — приборный щиток контроля мотоустановки, 11 — компас, 12 — рулевое колесо, 13 — ручка поворотного прожектора, 14 — замок зажигания и тумблер магнето, 15 — багажник для документов, 16 — проем двери, 17 — ручки управления (слева направо): жалюзи двигателя, жалюзи масляного радиатора, заслонки подогрева воздуха на входе в карбюратор, 18 — замок переднего капота багажника, 19 — управление воздушной заслонкой, 20 — рычаг ручного топливного насоса, 21 — рычаг управления шагом воздушного винта, 22 — рукоятка плунжера пускового насоса, 23 — ручка распределительного воздушного крапа совокупности запуска двигателя, 24 — «флажок» пускового насоса, 25 — пульт воздушной совокупности, 26 — сиденье водителя, 27 — ручка пожарного крана, 28 — край воздушной совокупности, 29 — воздушный манометр, 30 — управление заслонкой отопления кабины.
Переделанная приборная доска автомобиля закреплялась на резиновых амортизаторах и включала устройства, осуществляющие контроль работу двигательной установки, и сигнальные лампочки. Слева от приборной доски и рулевой колонки поставили электрощиток с тумблерами управления электроагрегатами и сигнальные лампочки. Под щитком пребывала панель электропредохранителей.
Справа от доски устройств, ниже коробки для документов вывели ручки управления жалюзи двигателя, заслонки подогрева и масляного радиатора воздуха на входе в карбюратор. Под приборной доской, на полу уместился пульт управления топливной и воздушной совокупностями. На нем установили ручной топливный насос, пусковой насос запуска двигателя, манометр и воздушные краны.
Автомобильные сиденья со спинкой сохранили, а кабину от грузового отсека отделила застекленная переборка. стекла дверей и Окна переборки грузового отсека снабдили железными решетками.
В задней части кузова снята конструкция, отделяющая багажник от пассажирской кабины, и убрано заднее пассажирское сиденье.
Вместо установлена перемещённая назад перегородка, за счет чего увеличена емкость грузового отсека. На ней смонтировано твёрдое складное сиденье. В сложенном положении оно представляет собой второй пол.
В перегородке предусмотрен съемный люк, снабжающий доступ изнутри грузовой кабины в моторный отсек, к масляному радиатору, системам и агрегатам двигателя.
Заднее стекло кузова автомобиля снято и заменено съемным люком, служащим для подхода к двигателю снизу.
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, yandex_ad2, { ad_format: direct, font_size: 0.9, type: horizontal, border_type: ad, limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: FFFFFF, header_bg_color: 000000, border_color: CCCCCC, title_color: FF0000, url_color: 000000, text_color: 000000, hover_color: CC0000, no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName(script)[0]; s = d.createElement(script); s.src = //an.yandex.ru/system/context.js; s.type = text/javascript; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, yandex_context_callbacks);
На боковых наружных стенках задней части кузова наклепаны воздухозаборники, через каковые встречный поток воздуха по особым воздуховодам поступает на охлаждение масло-радиатора.
На крышке багажника автомобиля сделано круглое отверстие для выхода тоннеля маслорадиатора.
Днище кузова кроме этого подверглось трансформации. Снят последовательность небольших узлов и кронштейнов автомобильных совокупностей. Доработан короб, в которого проходил карданный вал.
Его выступающая вниз часть срезана и заварена металлическим страницей заподлицо с нижней обшивкой дна. В появившемся тоннеле проложены коммуникации управления его агрегатами и двигателем и отопительная сеть, подводящая теплый воздушное пространство от отопителя в кабину водителя.
Для надежного крепления элементов подмоторной задней подвески и рамы лыж под заднюю часть кузова подведена сварная железная рама, складывающаяся из двух продольных лонжеронов коробчатого сечения, соединенных двумя поперечными балками. Она крепится лонжеронами к передним узлам подвески задних рессор автомобили и к балкам дна кузова.
Лыжи аэросаней взаимозаменяемые, клепаной конструкции. Они изготовлены из дюралюминия в сочетании со металлическими сварными элементами.
Корпус лыжи включал наружную обшивку, поперечный и продольный продольные — профили и набор диафрагмы. К ним приклепан кабанчик, служащий кронштейном крепления лыж к полуосям подвески. Он складывается из клепаного основания, имеющего поперечную перегородку, связанную с каркасом лыжи, и металлического сварного кронштейна с втулкой, которой он надевается на полуоси.
Данный кронштейн крепится болтами к основанию.
Рис. 4. Передняя подвеска лыж:
1 — подкосы, 2 — передняя балка корпуса, 3 — амортизационная пружина, 4 — резиновый упор, 5 — гидравлический демпфер двустороннего действия, 6 — рычаг демпфера, 7 — стяжной болт, 8 — эксцентричная ось, 9 — резиновый упор, 10 — стойка, 11 — шпилька крепления шкворня, 12 — медная втулка кронштейна, 13 — упорная шайба, 14 — гайка крепления лыжи, 15 — автомобильная полуось, 16 — усилительная насадка, 17 — кронштейн кабанчика, 18 — кабанчик передней лыжи, 19 — шкворень, 20 — опорный подшипник, 21 — осевой болт, 22 — чашка пружины, 23 — болт.
Рис. 5. Рулевое управление:
1 — сошка, 2 — шаровой болт, 3 — средняя рулевая тяга, 4 — промежуточная качалка, 5 — тяга правая, 6 — болт, 7 — рычаг правый, 8 — червячный механизм рулевой колонки, 9 — рулевая колонка, 10 — редуктор, 11 — рычаг управления шагом воздушного винта, 12 — рулевое колесо, 13 — кронштейн, 14 — валик управления шагом воздушного впита, 15 — полуось передней подвески, 16 — рычаг левый, 17 — резьбовой наконечник тяги управления, 18 — качалка, 19 — тяга левая.
Рис.
6. Лыжа аэросаней «Север-2»:
1 — носовая накладка, 2 — планка крепления полиэтиленовой подошвы, 3 — обшивка корпуса, 4 — внутренние диафрагмы, 5 — обшивка кабанчика, 6 — вертикальная переборка — стойка кабанчика, 7 — болт крепления, 8 — кронштейн кабанчика, 9 — медная втулка, 10 — хвостовая накладка, 11 — подошва, 12 — бортовой уголок, 13 — подрез, 14 — полиэтиленовая подошва.
задние концы и Передние корпуса лыжи имели металлическую оковку, предохранявшую их от повреждений при ударах.
Снизу под корпус монтировалась съемная подошва. Она складывалась из самой подошвы — для уменьшения сопротивления трения — из страницы нержавеющей стали, комплекта продольных профилей, наружного подреза и поперечных элементов, снабжающего устойчивость перемещения аэросаней, их управляемость. Ко всему подрез предотвращал боковое скольжение (занос) автомобили.
Подошвы лыжи с корпусом соединялись на винтах, для чего по периметру корпуса ставились анкерные гайки.
Передняя подвеска практически полностью складывалась из «штатных» элементов автомобиля М-20. В ней использованы их чашки и пружины, подкосы, стойки соединения подкосов с гидравлическим демпфером, сам демпфер, поворотная полуось и все болтовые соединения с регулирующими эксцентриковыми втулками. Дополнительно изготавливались лишь насадка на полуось да гайки крепления кабанчиков лыж на полуосях и валики, фиксирующие гайку и предотвращающие ее самопроизвольное отворачивание.
Задняя подвеска была выполнена по пирамидальной схеме. Она складывалась из полуоси, разгрузочного подкоса и пневмогидравлической амортизационной стойки. разгрузочного подкоса и Соединения полуоси с узлами на задней раме корпуса и амортизационной стойки нижним ее финишем с верхним узлом и полуосью на ферме подмоторной рамы осуществлялись через карданные сочленения.
Полуоси — трубчатые, с внешнего финиша имели вваренные точеные хвостовики, на каковые надевались кронштейны кабанчиков лыжи.
Трубчатый разгрузочный подкос имел со стороны подсоединения к полуоси втулку с внутренней резьбой. В резьбу вворачивалась вилка, при помощи которой изменяли длину подкоса и регулировали параллельность лыж.
Направление перемещения аэросаней изменялось поворотом передних лыж, осуществляемым водителем посредством рулевого механизма. Подробности элементов управления по большей части были сохранены автомобильные, но для уменьшения упрочнения, прилагаемого водителем к рулевому колесу, в рулевую колонку ввели шестеренчатый редуктор. Имеющийся на колонке рычаг переключения скоростей применяли для привода принудительного трансформации шага лопастей воздушного винта.
Скорость перемещения аэросаней варьировалась за счет трансформации тягового упрочнения воздушного винта и зависела от угла установки и частоты вращения лопастей. Торможение обеспечивалось переводом лопастей воздушного винта в положение «реверс» электротумблером, расположенным на доске устройств.
На аэросанях устанавливался двигатель воздушного охлаждения с девятью звездообразно расположенными цилиндрами.
На двигателе навешены: генератор, два магнето, двухступенчатый масляный и бензиновый насосы, воздушный компрессор, регулятор и воздухораспределитель воздушного винта.
Двигатель крепится к кольцу моторной рамы на резиновых амортизационных втулках. Воздушный винт на вал редуктора двигателя установлен на шлицах и закреплен особой гайкой, навертываемой на резьбовую законцовку вала.
Запас горючего в трех баках: в баке автомобиля и в двух емкостях, установленных справа и слева под передними крыльями, в том месте, где на автомобиле расположены управляемые колеса. Эти баки посажены на ложементы и крепятся железными лентами с войлочными прокладками и натяжными резьбовыми муфтами.
И.
ЮВЕНАЛЬЕВ
Рандомные статьи:
Лыжи. Устюгов. Победа в Тур де Ски. Валь-ди-Фьемме. Преследование в гору. 9 км.
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
«Победа» на лыжах и с пропеллером
Бесконечны российские просторы, но зимой их заснеженная необъятность становилась непроезжей фактически для всех транспортных средств. Как раз исходя из…
-
Гусеница вокруг лыжи: эксперимент продолжается
С изданием «Моделист-конструктор» я знаком со школьных лет, частенько подбирал из издания занимательные идеи, реализовал их. Со временем накопился и…
-
Мало истории. Мне 48 лет. Двадцать лет назад вместе с младшим братом выстроили снегоход «Идея-2» — материал о нём был размещён в «Моделисте-конструкторе»…
-
Уникальные древесные аэросани сконструировали школьники Гена Воронцов, Жора Кочесов, Светлана Сыркова, Борис Насонов, Коля Утакин и учитель О. Д. Сырков,…