Прочность — ступице

Более чем двадцатилетняя эксплуатация легкодорожных и спортивных велосипедов с анализом происходящих наряду с этим отказов разрешила выработать последовательность практических рекомендаций, каковые в полной мере смогут привести к определённому интересу у читателей-велосипедистов.Установлено, к примеру, что заднее колесо выходит из строя значительно чаще, чем переднее. Так, переднее колесо моего «всепогодника» удачно прошло около 100 000 км. Оно и сейчас «чувствует себя хорошо».

Совсем другая картина с колесами задними, нагрузка на каковые при фактически той же, что и у переднего, конструктивной прочности намного больше.

Кроме всего, заднее колесо классической конструкции имеет и ряд других недочётов, значительно снижающих удобство его эксплуатации:замена лопнувшей спицы в правом по ходу перемещения велосипеда спицевом «зонте» неизменно сопряжена с частичным либо полным демонтажом трещетки;

спицы заднего колеса не взаимозаменяемы по длине со спицами переднего колеса;

ресурс чашек подшипников втулки очевидно недостаточен при активном пользовании велосипедом.

Замена же их, или всей втулки в сборе, требует полной разборки колеса и распрессовки фланцев.

Дабы избавиться от всех этих недочётов, я создал новую ступицу колеса с фланцами большего диаметра (под спицы прогулочно-дорожных велосипедов) и подшипниковым узлом, в котором установлены стандартные подшипники легкой серии 200.

Помимо этого, на ступице предусмотрена присоединительная резьба западного стандарта М35х1, снабжающая установку на нее любых тумблеров скоростей навернутого типа.

Ступица эта представляет собой монолитную точеную подробность из термообработанного дюралюминия.Прочность - ступице По периферии фланцев ступицы имеется 36 отверстий (по 18 в каждом), причем отверстия одного из фланцев смещены довольно другого на половину окружного шага.

Остальные отверстия имеют декоративное назначение и разрешают снизить массу ступицы приблизительно на 50—70 г.

Втулка заднего колеса велосипеда с моноступицей:

1 — моноступица (Д16Т, Д16ТФЗ, Д1Т либо В95); 2 — крышка (Д16Т); 3 — узел подшипниковый; 4 — винт М4.

Подшипниковый узел:

1 — ось полая (сталь 45 либо сталь 40Х без термообработки); 2,3 — гайки особые (Д16Т); 4,5 — втулки дистанционные (Д16Т); 6,7 — контргайки (сталь 45); 8 — подшипники 200.

Сборная ступица:

1 — фланец правый; 2 — корпус; 3 — фланец левый; 4 — крышка.

В ступицы установлен подшипниковый узел, закрепленный крышкой, выполненный как независимая сборочная единица: на полой металлической оси находятся два шарикоподшипника, а между ними — две дистанционные втулки.

В осевом направлении подшипники зафиксированы двумя специальнымигайками, каковые в один момент делают функцию уплотнений, для чего снабжены канавками по наружной поверхности. Для стопорения самого фиксации положения и подшипникового узла колеса в вилке рамы велосипеда предусмотрены контргайки.

Подшипники надежно защищены от грязи и пыли полостями, каковые образуются между уплотнительными канавками особых гаек и соответствующими цилиндрическими поверхностями самой ступицы. Эти полости обильно заполняются пластичной смазкой конкретно при сборке.

Первый раз ступицу оптимальнеесобирать без смазки, поскольку двухтрех переборок все-таки не избежать, а смазка наряду с этим лишь мешает, да и загрязняется.

В ходе переборок определяются окончательная протяженность дистанцирующих толщины и втулок регулировочных шайб (для выбора люфтов), каковые, быть может, нужно будет установить между торцами подшипника и крышки (либо ступицы).

Перед окончательной сборкой специальные гайки и подшипники направляться обильно смазать пластичной смазкой «Литол-24» (ЦИАТИМ-201, ЦИАТИМ-213) так, дабы при установке подшипникового узла в ступицу и окончательной затяжке винтов крепления крышки излишки смазки выступили наружу.

Предстоящая сборка колеса сводится к установке спиц.

Такая ступица замечательно зарекомендовала себя в эксплуатации. Но она сложна в изготовлении, да и заготовку для нее отыскать тяжело. Исходя из этого существует вариант сборной ступицы. В этом случае она складывается из корпуса и съемных фланцев.

Все посадочные размеры корпуса такие же, как и у моноступицы, другими словами подшипниковый узел взаимозаменяем для обоих вариантов конструкции. На наружной поверхности корпуса выполнено две резьбы: М37х1 лев. и М41х1 лев., на каковые навинчиваются фланцы. Их геометрия кроме этого подобна прошлым.

Мною было произведено два колеса, соответствующих обеим конструкциям.

На данный момент безотказный пробег велосипеда В-542 «Спорт» (без обслуживания и профилактики колес), оснащенного колесом с моноступицей, составил около 5000 км., а веломашины 155-411 «Старт-шоссе» (применяемой в режиме тренировок на шоссе) с задним колесом со сборной ступицей — около 1000 км.

М. ПОПОВ, г. Йошкар-Ола

Рандомные статьи:

замена подшипника передней ступицы нива


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Тандем для двоих, троих, четверых

    За базу мы забрали дорожный велосипед (с «женской» рамой), установили на него продольную балку из двух алюминиевых профилей-уголков и закрепили на балке…

  • Сначала вело, потом и мото

    С тем, что веломобиль нужен для здоровья, думаю, спорить никто не будет. Ну а для любителей технического творчества он нужен вдвойне, поскольку разрешает…

  • Веломобиль для прогулок и дела

    На данный момент автомобильные «пробки» и смог стали главной проблемой не только мегаполисов, но и маленьких провинциальных городов. Развитие…

  • Московский чопер

    В иллюстрированном каталоге «Мир мотоциклов» за 1997 год издательства «За рулем» приведена классификация мототехники, учитывающая назначение автомобилей…