Проект-модель-машина

изготовление и Конструирование микролитражных машин — одно из популярных направлений технического творчества. Об этом возможно делать выводы хотя бы по всевозрастающему количеству автосамоделок, представленных на разных технических выставках. К сожалению, многим ребячьим коллективам приходится «торить» личный путь, повторяя неточности предшественников, не пользуясь их хорошим опытом.

В сегодняшней публикации делается попытка обобщить опыт автоконструирования в лаборатории экспериментального моделирования клуба юных техников Сибирского отделения Академии наук СССР.

НАЧИНАЛИ НА БЕЗЛЮДНОМ МЕСТЕ…

Две помещения в цокольном этаже жилого дома — вот что представляла собой лаборатория автоконструирования 20 лет назад. Стояло лето, занятия в школах еще не начинались, и первых кружковцев было нужно искать прямо на улице.

Пошли на стадион.

Видим — двое мальчишек лет по двенадцати гоняют пустую консервную банку. Познакомились, спросили, не желают ли они заняться конструированием машин. Парни с удовольствием ответили: «Желаем!»

Разговаривали около часа, незаметно расфантазировались и мелом на полу нарисовали эскизы нескольких картов и микролитражек. В то время, когда же затронули вопрос о материальной стороне дела (где брать материал для будущих машин), один нз мальчишек, Коля Бусыгин, сказал, что в начале учебного года они всей школой будут собирать металлолом, а из него возможно отобрать для кружка и стоящий материал: обрезки водопроводных труб, металлические профили а также кровельное железо.

С тем мальчишки и ушли, дав обещание на прощание принести в кружок собственных друзей.Проект-модель-машина

Неизвестно, чем бы все кончилось, но, на счастье, нам удалось раздобыть списанную инвалидную коляску. Водворили ее через окно в лабораторию и так

ФРОНТ РАБОТ БЫЛ ОБЕСПЕЧЕН.

какое количество эйфории принесла ребятам эта ветхая колымага!

Мальчишки попеременно садились за руль, крутили его и дергали за рычаги.

Протирали тряпками колеса и двигатель. Приставали с расспросами.

Тем временем у нас в автоконструкторском набралось человек пятнадцать.

Завели импровизированный издание, куда записали всех кружковцев, совместно разработали замысел занятий и по желанию ребят разбили их на бригады по три-четыре человека в каждой.

В первую очередь решено было разобрать мотоколяску на узлы, проверить их исправность все почистить, смазать и собрать опять.

С жаром взялись за дело, и через два занятия коляска была уже разобрана па части.

Рабочий детский коллектив складывался практически на глазах. Замечая со стороны, возможно было выяснить, кто из ребят владеет сноровкой и умением: таким потом доверяли более непростую и узкую работу. Чисто теоретических занятий не проводили, но в ходе возни с той же мотоколяской информировали ребятам о назначении каждого узла либо подробности, конструктивных изюминках, об их сотрудничестве.

Технический лексикон кружковцев скоро расширялся. Зазвучали термины: скользящая посадка, пружинная шайба, муфта сцепления и многие другие. Мальчишки стали осваивать и базы технической грамоты — разбираться в схемах и чертежах.

Скоро чистые и блестящие подробности были разложены па стеллаже.

К тому времени мы обзавелись ксе-каким инструментом. Часть его принесли сами кружковцы из дома, а комитет профсоюза купил для нас настольные сверлильные и токарные верстаки и станки для слесарных работ. Сейчас, в то время, когда все нужное наконец собралось, стало возмможно действительно приступать к настоящей творческой (конструкторской!) работе.

Дабы еще больше заинтересовать ребят, заявили конкурс на лучший микроавтомобиль. Выяснили кроме того премию — первым сесть за руль будущей автомобили. Условия конкурса были достаточно сложными: в автомобиле нужно применять узлы от мотоколяски; компоновка агрегатов должна быть несложной и рациональной; габариты кузова направляться предусмотреть минимальными, а его форма обязана отвечать требованиям современной эстетики.

Через три дня стали поступать первые проекты. Для их рассмотрения создали авторитетное жюри в составе директора КЮТа, живописца и двух начальников кружков. По окончании продолжительных дебатов приняли проект микролитражки «Белка», созданный учеником 8-го класса.

Нужно заявить, что среди конкурсных заявок виделись и более занимательные конструкции, но они не соответствовали двум пунктам: первому и второму, поскольку, не считая узлов от мотоколяски, деталей и других агрегатов у пас не имелось. По существу, «Белка» представляла собой шасси мотоколяски с пятиместным кузовом вагонного типа.

За три месяца усердной работы «автобус» удалось выстроить.

Украшенный разноцветными шариками и флажками он, ведомый Виктором Алексеевым, прошел перед торжественными трибунами в рядах первомайской демонстрации. Это событие стало окончательным утверждением кружка, потому, что его, как говорят, признала общественность.

Позднее способы конструирования микролитражных машин изменились.

Дело в том, что значительно возросли отечественные техвозможности: в КЮТе показался фрезерный станок и сварочный аппарат, нам выделили просторное н яркое помещение. Сейчас мы имели возможность приобретать централизованно отдельные агрегаты и двигатели, колеса «и» авиационные дутики от мотороллеров. Да и кружковцы купили некий опыт, стали более подкованными теоретически.

К МАЛОГАБАРИТНОЙ МАШИНЕ — ЧЕРЕЗ ДЕЙСТВУЮЩУЮ МОДЕЛЬ

В случае если при постройке «автобуса» «Белка» нам было нужно, не мудрствуя лукаво, поставить на отремонтированное шасси мотоколяски просто-напросто новый кузов, то сейчас мы конструировали все заново, опираясь на имеющиеся в арсенале кружка колеса, двигатели, фары, другие агрегаты и приборы. Опыт разработки «Белки» продемонстрировал, что неточностей чисто компоновочного порядка возможно избежать, в случае если в ходе создания автомобили делать ее модели, лучше действующие.

Сейчас создатель либо несколько авторов в первую очередь рисуют эскиз будущего транспортного средства, компонуя на нем все главные агрегаты, а после этого делают модель (в большинстве случаев в масштабах 1:5 либо 1:10) с необходимой окраской ее в предполагаемый цвет. В ходе эскизной проработай и изготовления модели проектировщик так приобретает полно« представление о будущей конструкции.

Нередки случаи, в то время, когда у юного конструктора получается наряду с этим машина, изготовление которой очевидно не по силам, моделей и таких эскизов у нас, кстати, значительно больше, чем рабочих. Но это не снижает сокровище поисковых вариантов как с воспитательно-педагогической, так и с экспериментально-технической точек зрения. Мы уверены к тому же, что со временем, по мере «взросления» и авторов и кружка, эти модели «перерастут» в настоящие малогабаритные автомобили.

Занимались мы и сугубо методическими разработками. Примером тому может послужить автороллер «Зайчик». Эта компактная микролитражная машина нравилась всем. Многие желали получить от нас подробнейшую техдокументацию, советы по постройке и без того потом, впредь до технологических карт обработки подробностей.

В первый раз о «Зайчике» заговорили при дискуссии итогов одного из очередных отечественных конкурсов. Проект его представил ученик 8-го класса Юрий Иголкин. Он замыслил рационально скомпонованный четырехколесный экипаж на авиационных «дутиках» с двигателем от «Ковровца». Рисунок понравился ребятам, машину решили делать.

До тех пор пока подбирали нужный материал, создатель успел смастерить модель в масштаба 1:5. Уменьшенная копия, кстати, оказалась хорошей: из луженой жести, с кропотливейшей деталировкой, действующим рулевым управлением, «настоящим» задним мостом. Кроме того электромотор МУ-100 был декорирован под двигатель от К-175. В итоге модель приняли на «ура».

За 14 дней сварили каркас и раму будущей автомобили.

Чуть больше времени заняла установка рессор, амортизаторов, колёс и двигателя. Более трудоемким выяснилось отделка облицовки автомобиля и изготовление кузова, но все равно работу закончили в рекордно маленький срок — всего за два месяца.

ее создатели и Машина взяли заслуженное признание — автомобиль демонстрировался на ВДНХ СССР, а парни взяли медали «Юный участник ВДНХ».

на данный момент «Зайчик» демонстрируется на выставке «Творчество юных» во Всесоюзном пионерском лагоре «Артек» имени В. И. Ленина.

Такая методика разработки микроавтомобилей полностью оправдала себя. За маленький срок она разрешила выстроить в кружке множество занимательных малогабаритных автомобилей. Многие из них привычны читателям «М-К»: трицикл «Марш», двухместный двухколесный автомобиль «Сокол» и многие другие.

Нельзя не подчернуть, что все эти автомобили созданы одним поколением кружка — обучающимися, пришедшими к нам из 5-го класса и ставшими за это время десятиклассниками.

Мы постоянно смотрели на отечественную лабораторию не как на подобие технического училища, а скорее как на ребячий клуб, где мальчишки имели возможность бы проводить свободное время, развивая наряду с этим не только трудовые навыки, углубляя знания, полученные в школе, но и приобретая удовлетворение от общения, обмена идеями.

Решая ежедневно увлекательнейшие технические игры-тайной, мальчишка самоутверждается, каждое занятие завершается гордым самопризнанием: «Я и это могу!»
ПЛАНЫ и ВЫВОДЫ

Честно говоря, ни нам, начальникам, ни кружковцам непонятны столь довольно часто приобретаемые от многих, время от времени весьма самодеятельных детских конструкторов и солидных организаций письма приблизительно для того чтобы содержания: «Нам понравился ваш автомобиль.

Мы желаем его сделать, отправьте, прошу вас, подробные чертежи, и посоветуйте, запрещено ли поставить на него колеса от «Запорожца» и двигатель от М-72», Напрашивается вопрос: «Для чего? Что даст юным конструкторам слепое копирование отечественных разработок?»

Удивляет и второе, в то время, когда в школьном кружке либо во Дворце пионеров «берут быка за рога» и начинают строить «настоящую» машину.

Строят ее годами, одно поколение за вторым и достраивают время от времени, в особенности в случае если начальник кружка достаточно упорный. Но значительно чаще к такому «автомонстру» в итоге исчезает интерес, и машина делается жертвой операции «Металлолом» либо остается в мастерской монументом несбывшейся грезы.

Отечественные советы такие.

Перед тем как разрабатывать ту либо иную конструкцию, взвесьте собственные материальные возможности: станочный парк, наличие нужных агрегатов и материалов, собственные конструкторские возможности, выясните целевое назначение будущей автомобили, а основное — решите, кто и за какое время сможет воплотить вашу идею в металл.

Приходят к нам письма, в которых затрагиваются вопросы регистрации самоделок в ГИБДД. Нас данный вопрос ни в коей мере не тревожит.

Отечественные автомобили не предназначены для эксплуатации на автодорогах, к тому же требования ГИБДД значительно ограничивают, согласно нашей точке зрения, творческую фантазию мальчишек. задачи и Цели у нас совсем иные, чем, скажем, у студенческих конструкторских бюро либо клубов ДОСААФ. Нам необходимы объекты для развития творческих возможностей ребят, мы стараемся строить то, что никто еще ни при каких обстоятельствах не видел.

И время от времени это у нас получается.

Из собственной двадцатилетней практической деятельности мы сделали следующие выводы Конструировать и строить направляться легко и скоро, а объект конструирования должен быть компактен, красив и полностью нужен кружковцам, в противном случае ничего путного из ваших выдумок не окажется. И еще — в изделие заблаговременно должна быть заложена возможность его трансформации, постоянного улучшения.

Необходимо получать, дабы инициатива постоянно исходила от ребят.

Конструировать и строить должны сами кружковцы, само собой разумеется, неизменно консультируемые и направляемые начальником.

Согласно нашей точке зрения, это единственный метод создать крепкий конструкторский коллектив, талантливый решать иногда кроме того непростые задачи.

М. ЛАРНИН, И. РЫШКОВ

Рандомные статьи:

Тюнинг масштабных моделей машин #9 [УАЗ ХАНТЕР]


Похожие статьи, которые вам понравятся: