Robbe golden oriole

  • Введение
  • Выбор модели
  • Конструкция
  • Сборка
  • Полеты
  • Ремонт
  • Заключение

Введение

Не претендуя на истину в последней инстанции, желаю поделиться опытом эксплуатации модели Golden Oriole компании Robbe (No 3045).

Началось все в один погожий, но не самый успешный сутки, в то время, когда белый как снег красавец-планер F3B Impres Azart (размах 2,8 м) в начале затяжки на леере завалился вбок, а после этого, не обращая внимания на все усилия пилота, коснулся крылом почвы и, пройдясь колесом, превратился в груду обломков. Кроме конкретных событий аварии, мне совсем стало очевидным: необходимо принять меры для повышения налета!

Для планера как минимум нужен ассистент-буксировщик (электролебедки нет и не предвидится, да и на чем возить?), соответствующая погода (при слабом ветре случится то, что случилось, при сильном новичку не поздоровится), громадная площадка (протяженность леера 200 м, и еще необходимо место для посадки в первых рядах при прерванного взлета). Подготовить буксировщика не просто, да и замыслы на выходные у двух человек частенько не совпадают (в один сезон удалось совершить только один-единственный полет!). Так я заключил о необходимости перехода на электролет.

Выбор модели

Плюсы очевидны: возможно летать в одиночку, не увязываясь с чужими замыслами; потребные размеры поля для полетов значительно меньше, и появляется возможность отыскать место неподалеку от жилья. Помимо этого, цикл между полетами меньше, потому, что не требуется время на манипуляции с леером. При неточного захода на посадку имеется возможность скорректировать траекторию либо уйти на второй круг.Robbe golden oriole

Минусы: модель заметно дороже из-за наличия особого аккумулятора, двигателя с винтом и регулятора хода; нужно особое зарядное устройство. К тому же запас энергии в аккумуляторе ограничен несколькими полетами, и непременно поднимется вопрос о покупке дополнительной батареи (быть может, и не одной).

Основной целью было и оставалось освоение парящих полетов, исходя из этого я искал модель, близкую по размерам и характеристикам к спортивным парителям, в обязательном порядке с наличием всех хороших органов управления (руль высоты, руль поворота, элероны) плюс управление двигателем. (Значительно лучше — дополнительное управление закрылками, но это уже роскошь). Планер, как ни покажется многим необычным, должен быть достаточно тяжелым, а правильнее, иметь приличную крейсерскую скорость: лишь так возможно выгрести против ветра в отыскивании восходящего потока. Это приводит к повышению размеров модели, что выгодно по еще одной причине: возрастает т.н. число Рейнольдса, а с ним и аэродинамическое уровень качества. Искомая модель должна была иметь размах не меньше 1,5 м.

Началось прочесывание столичных магазинов для моделистов, благо их не так уж большое количество. Значительно чаще попадались комплекты без управления элеронами; время от времени — маленькие аппараты с малогабаритными рулевыми машинками в крыле. И, наконец, я отыскал Golden Oriole.

Конструкция

Аппарат имеет размах 1820 мм и обычную взлетную массу около 1500 г (с батареей из 6 элементов). Фюзеляж — из термопластичного полиэтилена, крыло и оперение — древесные с обтяжкой термоклеющейся пленкой, соответственно — ремонтопригодные. Это событие сыграло ключевую роль в выборе: ремонт стеклопластиковых корок трудоемок либо по большому счету неосуществим.

Некую озабоченность привело к использованию на модели двигателя с ярким приводом винта (без редуктора, повышающего тягу), но практика продемонстрировала достаточную энерговооруженность. Двигатель (550-й серии) и винт входят в набор. Модель имеет крыло из двух консолей (с элеронами по всему размаху) и съемные стабилизатор и киль, облегчающие транспортировку.

Сборка

Кроме комплекта, потребовалось отыскать недостающие компоненты. Результатом всех хождений по магазинам стали приобретения:

  • комплект Robbe No.3045 Golden Oriole (6000 руб., магазин Столица Хобби);
  • зарядное устройство Robbe Lader 2 No.8287 (около 1500 руб., в том месте же);
  • регулятор хода JES 350 компании JETI, Чехия (магазин Вояж);
  • аккумуляторная батарея из 7 NiMH элементов Panasonic емкостью по 2000 mAh (не смотря на то, что в инструкции говорится о 6 элементах 1700 mAh, избыток энергии был далеко не лишним, а масса одной батарейки на неспециализированном фоне незаметна). Батарею с разъемами спаяли при мне в Вояже;
  • позднее к перечню прибавились фурнитура, плёнка и бальза (магазин Термик-салон).

Радиоаппаратура, ясно, у меня уже имелась: Futaba Skysport 6a, рулевые машинки — стандартного размера (Futaba S148 и S3001).

Кроме комплекта, самыми дорогими компонентами были регулятор и аккумуляторы хода (в сумме — более 120 $).

Комплект поставляется фактически в собранном виде. Необходимо лишь смонтировать управление, например, установить три рулевых машинки в фюзеляже. Для этого в фанерной плате в фюзеляже размечаем и засверливаем отверстия под шурупы (сверло 1,2…1,4 мм), не забыв надеть на рулевые машинки резиновые амортизаторы с латунными пистонами.

Схема монтажа достаточно детально продемонстрирована в инструкции. При установке руля руля высоты и тяг поворота проследите, дабы не было их перехлеста.

Я счел нужным привести фото монтажа, дабы Вам не было нужно подбирать умелым методом отверстия качалок и положение машинок для тяг. Сперва шурупами фиксируем машинки, после этого, сняв качалки с машинок, соединяем их с тягами, и, наконец, ставим на машинки качалки. Перед этим полезно на некое время включить аппаратуру, выставив триммера на передатчике в нейтральное положение.

Наряду с этим валы машинок поднимутся в исходное положение, и возможно совсем установить качалки.

Вам кроме этого нужно установить кабанчики тяг управления на элероны, руль поворота и руль высоты. Подробности и нужный крепеж поставляются с комплектом. Возможно ставить на место стабилизатор и киль — для этого достаточно завинтить две пластиковые гайки.

Для обеспечения требуемых затрат органов управления наконечник тяги руля поворота вставляем во второе отверстие (см. фото), а тяги руля высоты — в самое дальнее отверстие (все планера весьма чувствительны к рулю высоты). По итогам полетов, тяги элеронов лучше засунуть в верхние отверстия (см. фото), обеспечив большой движение элеронов. Руководить по крену планерами с их громадным удлинением непросто, не смотря на то, что большое отклонение элеронов употребляется редко, по большей части для вытаскивания модели из крена на малой скорости и при завалах порывами ветра.

Уместно упомянуть, что на моей аппаратуре на передатчике имеются два двухпозиционных тумблера переключения руля работы высоты и режимов элеронов: возможно выбрать 100% движение либо уменьшенный (я настроил около 60 %).

Сейчас маленькая ложка дегтя. Фиксация крыла обеспечивается двумя пластиковыми винтами и направляющими штырями, входящими в отверстия в передней кромке консолей. Эти штыри являются винтамиМ2,5, вкрученные в фанерный шпангоут кабины фюзеляжа. Все-таки комплект является разновидностьюширпотреба, и, по всей видимости исходя из этого, штыри были ничем не зафиксированы.

В следствии на протяжении эксплуатации штыри разбалтываются, и консоли начинают ходить относительно друг друга, в особенности при посадке. Рецепт лечения несложен: на любой винт ставим шайбу, гровер и гайку. Для гарантии на протяжении полетов заклеиваем стык консолей скотчем с обоих сторон крыла.

Еще одно не сильный место — проводка управления к элеронам. По окончании установки и сборки крыла удостоверьтесь в надежности движение элеронов: дадим ручку управления на передатчике максимально влево, отпустим и запомним положение элеронов в нейтрали. Сейчас дадим ручку вправо, отпустим и взглянуть на положение элеронов.

В случае если отличие в положениях (измеряем по задней кромке) более 1-2 мм, т.е. элероны не доходят до нейтрали — дело не хорошо. С таковой проводкой нам постоянно нужно будет работать ручкой по крену.

Разумеется, что обстоятельство этого — повышенное трение в проводке. Детальное изучение продемонстрировало, что привинченная шурупом к буковому кубику качалка тяг трется основанием (см. рис.). Необходимо изотовить железную втулку (материал — латунь, латунь и т.п.) так, дабы она трудилась как подшипник скольжения, обеспечив зазор до кубика 0,5…1 мм.

Повышенное трение вызывает кроме этого метод заделки тяг кабанчик элерона — качалка (отверстие — изогнутый финиш тяги). Советую установить, как продемонстрировано на фото, стандартные железные наконечники тяг. Для этого укорачиваем тяги, покинув 7..8 мм до места изгиба, и нарезаем резьбу М2.

По окончании монтажа рулевых машинок в фюзеляже возможно разместить аккумуляторную батарею. По инструкции, ее направляться переместить назад до упора в рулевую машинку элеронов и зафиксировать лентой с застежкой-липучкой. Но по окончании первых же бросков модели оказалось, что тяжелый аккумулятор сносит крепление ленты.

Более надежным выяснилось фиксировать батарею посредством блока из пенопласта, установленного в распор между батареей и двигателем (см. фото).

Приемник размещается под передней кромкой крыла, кабели рулевых машинок проходят через особое окно в плате. Антенну приемника выводим наружу фюзеляжа и фиксируем на хвостовой балке скотчем. Я ставлю выключатель аппаратуры так, дабы выключение шло по потоку (назад): при посадке на густую траву отключение бортового питания довольно часто происходит само собой.

Полеты

Как водится, перед полётамиликвидируем все перекосы, контролируем соответствие центровки инструкции. После этого, выставив органы управления в нейтраль, приступаем к балансировке и пробным броскам модели триммером руля высоты при отключённом двигателе. Для этого прекрасно подойдет какой-нибудь пригорок либо пологий склон. Добившись устойчивого полета модели при кинутой ручке управления, возможно переходить к моторным полетам.

Имейте в виду: при маленькой длительности подлетов легко настроить модель на полет при минимальной эволютивной скорости, в то время, когда она просто не успевает упасть из-за близости почвы! Golden Oriole весьма чувствителен к управлению по тангажу: достаточно одного-двух щелчков триммера, дабы заметно поменять поведение модели.

Первые старты с трудящимся двигателем лучше создавать с ассистентом: у вас может не хватить времени выправить модель, пока вы перехватываете передатчик. В радиусе 100 м не должно быть прочих препятствий и деревьев. При взлете сперва выводим двигатель на режим большой тяги, после этого даем команду ассистенту на старт.

Модель обязана сойти с руки горизонтально, ни за что не нужно направлять либо подкидывать ее вверх. Запрещено кроме этого пробовать стартовать с неработающим двигателем с включением в полете: реактивный момент винта весьма силен и заваливает модель на левую консоль. В один момент возможно попасть в режим сваливания, и вряд ли Вам удастся выйти из этого положения без утрат.

Со временем Вы освоите и независимый старт с места: запускаем двигатель, в левой руке — передатчик, в правой — модель, перехват и бросок передатчика. Пока же опробуем подлет по прямой, давая газ на 10-15 с. В обязательном порядке убирайте газ при приближении модели к почва! В другом случае наверняка лопасти винта будут сломаны, а замена винта недешева. (Создатель опробовал все на практике, исходя из этого на рис. продемонстрирована модель не с родным, а с винтом Graupner 8 x 4.

Кок винта Graupner немного меньше по диаметру, исходя из этого лучше пробовать сохранить исходный. В случае если и кок разбит — возможно самому изготовить новый, забрав в качестве заготовки подходящий кок от винта для ДВС).

Но вот мы уже можем вести модель в моторном полете. Пора приступать к полноценным полетам. Как в большинстве случаев, стартуем с полной тягой, но не спешим сбрасывать газ.

Модель сама переходит в режим комплекта высоты, иногда приходится кроме того прижимать ее рулем высоты, дабы она не зависала на двигателе и не теряла скорости. Скороподъемность — приблизительно 2…3 м/с. В случае если по окончании старта модель еще идет по прямой, даем (мало!) крен влево, и Golden Oriole поднимается в комплект высоты левой спиралью диаметром 60…100 м. В центре круга — Вы, осуществляете контроль крен и набора постоянный угол высоты (иногда приходится давать элероны вправо).

Комплект высоты достаточно стремительный, не смотря на то, что и не сравним с бойцовыми электролетами. Дабы наилучшим образом применять заряд аккумулятора, возможно по окончании комплекта 50…70 м высоты перевести двигатель на режим 60…70% мощности. Достигнув запланированной высоты (скажем, 100…150 м), медлено убираем газ, в один момент выводя модель в горизонтальный полет в направлении против ветра (от Вас), и переходим в планирующий полет.

Управляемость у Golden Oriole хорошая, в безмоторном полете он ведет себя как простой планер (весьма кстати складные лопасти винта). Парящие характеристики кроме этого хорошие. в один раз создатель совершал тренировочные полеты на закате в полный штиль, и совсем не расчитывал на поток, но модель четко отловила термик на границе освещенного закатным солнцем поля и тени от лесополосы. При верной балансировке достаточно ввести модель в крен, и она начнет делать спираль.

Аппарат имеет маленькую спиральную неустойчивость, проявляющуюся в тенденции к повышению перехода и крена в более глубокую спираль, исходя из этого не забываем выдерживать крен постоянным.

Типовой полет выглядит следующим образом: комплект высоты (100…140 м за 30…40 с), переход в планирующий полет, поиск потока и (в случае если повезет) парение, понижение в спирали, заход на посадочную глиссаду с подветренной стороны, посадка (с расчетом сесть как возможно ближе к себе) либо уход на второй круг. В последнем случае не забывайте, что двигатель запускать необходимо медлено, дабы не завалить Oreole набок (это особенно принципиально важно при полете на малых скоростях).

Не учитывая уходов на второй круг, заряда хватает на 7-8 полетов. Проверка на земле продемонстрировала время постоянной работы двигателя на полном газу около 3,5…4 мин.

В инструкции написано, что модель подходит как для парения так и для пилотажа. Но не следует забывать, что это не стандартная пилотажка, выполнить сложный комплекс фигур вряд ли удастся. в один раз (это был Сутки авиации) создатель собрался с духом выполнить на Golden Oriole первую в собственной жизни бочку: разогнал в пологом пикировании модель и на высоте около 100 м до упора дал элероны.

Сначала все шло нормально, модель перевернулась на пояснице, а вот дальше угловая скорость вращения по крену быстро упала. Я удерживалэлероны в крайнем положении, модель вяло прошла положение на ноже, но высота быстро уменьшалась. Быть может, я налетел на срыв потока при отрицательном угле атаки: плоско-выпуклый профиль очевидно не приспособлен для перевернутого полета, и в таком режиме элероны фактически не действуют. До вывода и завершения бочки из пикирования не хватило 10..15 м высоты…

Ремонт

К этому должен быть готов любой моделист (отыщем в памяти завет О.К.Антонова: Летать — так разламывать, разламывать — так починять). Нехороша та модель, что кончит дни, вися на стенке. Разработку ремонта бальзового крыла обрисовывать не станем. Увижу лишь, что не следует пробовать склеить все осколки: значительно чаще легче и вернее хирургический подход. Скальпелем срезаем обшивку с операционного поля и отрезаем сломанные элементы конструкции, готовя место для сращивания снова изготовленными вставками.

Старайтесь придерживаться правила: чиненое место должно быть прочнее, чем раньше, тогда неспешно Вы избавитесь от детских болячек конструкции.

Лишний раз было нужно убедиться, что у серийных комплектов прочность не радует. Вряд ли я стал бы ставить бальзу в такое важное место, как узел стыка центроплана! Да и такие вещи, как не доходящие приятель до приятеля силовые элементы, также недопустимы. Что же касается фюзеляжа, то в инструкции обрисован способ ремонта методом исправления и нагрева деформации.

оптимальнеедля этого подойдет газовая конфорка: равномерно прогреваем поврежденное место, а после этого пальцами в перчатках (либо через полотенце), как скульптор, пробуем придать исходную форму.

Данный способ нельзя применять для ремонта фонаря кабины: он через чур узкий, равномерно прогреть его не удастся, фонарь легко коробится при нагреве. В случае если это случилось, придется перед полетом заклеивать фонарь по периметру скотчем, а по окончании полетов вскрывать его, дабы расстыковать разъемы аккумуляторной батареи.

Заключение

Переход на электричку оправдал себя на 100 % : за один сутки я налетал больше, чем за целый прошлый сезон! Со временем простыми стали поездки к близлежащему полю, где возможно было отстреляться за полчаса, включая проверку и предполётную сборку. Сами полеты стали напоминать конвейер: запуск секундомера, взлет, полет, посадка рядом с собой, засечка времени, пара шагов, дабы поднять новый — старт и модель.

Быть может, Golden Oriole не наилучший электролет-мотопланер, но создатель ни разу не пожалел о его приобретении.

Рандомные статьи:

ROBBE GOLDEN ORIOLE — LANDING


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Jp easy pigeon

    Вступление Состав комплекта хвостовое оперение и Фюзеляж Несущие поверхности Органы управления Подготовка к полёту Что нужно для полёта Завершение сборки…

  • Protech skystar (arf тренер)

    Вступление Предварительный осмотр Сборка крыла Хвостовое оперение Шасси Установка тяг и рулевых машинок Установка аппаратуры Установка двигателя…

  • Protech cougar

    Вступление Характеристики Содержание комплекта Сборка самолета Крыло Фюзеляж аппаратуры и Инсталляция двигателя Первый полет Вердикт Вступление История…

  • Ерр-электролеты toro 300 и mini tornado

    Предисловие Так отчего же электричество Сейчас о самих моделях Что является набором Сборка модели Центровка Как это летает Предисловие Приступая к данной…