Думается немыслимым, что сверкающий хромом велороллер, один из бессчётных экспонатов Центральной выставки HTTM-82, изготовлен детьми — уж весьма «заводской» вид у него. И все же делали его кружковцы Ташкентской муниципальный станции юных техников Абдухамид Дехкамбаев и Хасан Нурматов. Руководил ими конструктор-дизайнер В. А. Ашкин. Владимир Александрович создал целую серию модификаций подросткового роллера.
Строить самые занимательные из них он решил со собственными юными ассистентами. Первым стал велороллер. О том, как он устроен, говорит сам конструктор.
Отечественная машина может служить и самокатом и велосипедом.
Вот как она устроена. Рема выгнута из металлической трубки O 12 мм, финиши которой приварены к замыкающему звену (через него проходит цепь велопривода). В трех местах к раме приварены рулевая втулка, узлы крепления опорной площадки и задней вилки.
Вилки отлиты из алюминиевого сплава и прикреплены к раме шарнирно.
Дабы движение самоката был мягким, они оборудованы амортизаторами: между выступами вилок и кронштейнов проложены толстые резиновые шайбы.
Колеса. По конструкции они совсем однообразные, лишь к ступице заднего крепится ведомая звездочка. Диски колес сделаны из алюминиевого сплава, и любой из них складывается из двух подробностей: меньшей крышки и большей, отлитой заодно с ободом, на что надевается резиновая бескамерная шина.
Ось передней вилки находится в рулевой втулке, приваренной к раме, и венчается эмблемой и изящным рулём.
Руль тут регулируемый, его возможно отклонить вперед либо. назад либо по большому счету уложить на протяжении самоката, в случае если последний повезут, к примеру, в багажнике автомобиля.
Весьма интересно устройство узла, в котором руль фиксируется в заданном положении.
Руль, складывающийся из двух половин, соединенных стержнем с двумя штифтами, находится в передней части корпуса узла.
К нему прижата медная фрикционная полувтулка, а к ней, со своей стороны, — металлические клинья, через каковые проходит ось.
Между клиньями на оси имеется пружина, но она, сжатая, не разбрасывает клинья, поскольку правый упирается в шайбу, а левый — в гайку. Ось заканчивается рычагом, выведенным за эмблему.
Рис. 1. Компоновка роллера:
1 — передняя вилка (1а — ось вилки), 2 — колодка ручного тормоза, 3 — рулевая втулка, 4 — корпус фиксирующего узла, 5 — соединительный стержень, 6 — руль, 7 — полувтулка, 8 — клин 9 — ось-рычаг фиксатора, 10 — тормозной тросик, 11 — эмблема 12 — ось амортизатора, 13 — выступ вилки, 14 — резиновый амортизатор, 15 — выступ оси руля, 16 — рама, 17 — опорная площадка, 18 — ведущая звездочка, 19 — защитный кожух, 20 — передний болт крепления велоприставки, 21 — трубчатая дуга, 22 — задний болт крепления велоприставки, 23 — тормозная педаль, 24 — рычаг фиксации сиденья, 25 — ось педали тормоза, 26 — пружинапедали, 27 — колодка ножного тормоза, 28 — силовой элемент тормоза, 29 — амортизатор, 30 — выступ задней вилки, 31 — вилка, 32 — ось вилки, 33 — узел крепления вилки, 34 — основание опорной площадки, 35 — пружина, 36 — откидная опора, 37 — ограничитель откидной оперы, 38 — резиновый коврик, 39 — ось педалей, 40 — рычаг правой педали, 41 — сиденье, 42 — замыкающее звено, 43 — цепь велопривода, 44 — правый рычаг вилки.
45 — ведомая звездочка, 46 — кронштейн звездочки, 47 — болт соединения половин диска, 48 — шина, 49 — крышка диска, 50 — диск, 51 — ось колеса, 52 — подшипники, 53 — силовые элементы тормозной педали, 54 — рычаг левой педали, 55 — педаль.
Все эти подробности конкретно с осью вилки ничем не связаны, в корпусе узла их удерживает сила, появляющаяся при повороте рычага. Так как ось — его продолжение, то она, ввинчиваясь в гайку с резьбой большого шага, сближает клинья.
Те, скользя по оси вилки, жмут на фрикционную полувтулку и фиксируют руль в нужном положении.
На руле расположен рычаг ручного тормоза переднего колеса. Заднее колесо также оборудовано тормозом, но уже ножным.
Во впадине рамы находится опорная площадка. Она складывается из основания, вырезанного из десятимиллиметровой фанеры, резинового коврика и металлической накладки.
Под площадкой имеется откидная стояночная опора. Она поворачивается на оси в кронштейне опорной площадки, вынос ее определяется ограничительным стержнем.
Рис.
2. Рама:
1 — рулевая втулка, 2 — металлическая трубка, 3 — передний узел крепления опорной площадки, 4 — отверстие для оси откидной опоры, 5 — задний узел крепления опорной площадки и вилки, 6 — замыкающее звено, 7 — отверстие для оси тормозной педали, 8 — кронштейн амортизатора, 9 — отверстие для оси вилки, 10 — ушко для откидной опоры.
Сейчас о том, как самокат преобразовывается в велосипед. На опорной площадке имеется три отверстия, в каковые вставляются болты крепления велоприставки.
Последняя складывается из трубчатой дуги, сиденья и велопривода.
Сиденье соединено с дугой телескопическим зажимом и регулируется по высоте.
Велопривод, как и на любом велосипеда, — это педали, звездочка, защитный кожух и цепь.
Натяжение цепи осуществляется перемещением велоприставки вперед: продолговатые отверстия в ушках крепления разрешают это делать.
И наконец, внешнее оформление велороллера. Эмблема, руль, рулевая втулка, ось-рычаг фиксатора, рама, окантовка опорной площадки, откидная ось сиденья и стояночная опора хромированы.
Все остальные железные подробности окрашены под серебро. Сиденье обтянуто кожзаменителем.
Рандомные статьи:
velo vs roller
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Так уж сложилось, что фактически все детские игрушки с мускульным приводом — педальные автомобили, карты, велосипеды — вычислены на применение по большей…
-
«Пионер» — карт для начинающих
Карт класса «Пионер» — самый мелкий из спортивных гоночных машин. Рабочий количество его двигателя всего 50 см3. Такие карты строят для гонок, в которых…
-
По принятой сейчас классификации, мини-байками именуют микромотоциклы, предназначенные для города (их габариты разрешают хранить машину в квартире и…
-
Из всего разнообразия картов, выстроенных спортсменами и производимых отечественной индустрией, самый совершенным по конструкции и по последовательности…