Вездеход спроектирован и изготовлен по заказу акционерного общества «Са-ратовэнерго»: тут очень нуждались в транспортном средстве для доставки своевременных выездных бригад к местам аварий на линиях электропередачи. Линии эти, как водится, тянут в том месте, где о дорогах сказать не приходится. В хорошую погоду только армейский ГАЗ-66 еще способен проложить в том направлении колею.
В межсезонье же практически как в песне: лишь вертолетом возможно долететь. Марийский вездеход был тем, что нужно. Уже четыре года помогает он энергетикам и до сих пор на ходу.
Это подтвердил А.П. Смолькин, глава топливно-транспортной работы АОЗТ «Саратовэнерго». Неоднократно и не два «Росомаха» выручала ремонтников. И не только на работе, но и на охоте, и на рыбалке.
На вопрос, какие конкретно недочёты конструкции обнаружились на протяжении эксплуатации, Александр Петрович всего-то и сообщил: «Двигатель замечательнее нужно… Хотя бы от «Запорожца».
Это пожелание приводим для тех, кто решится повторить конструкцию марийских студентов. Представить конструкцию «Росомахи» полностью, к сожалению, нереально. Исходя из этого приводим ее краткое описание.
Главная Мысль
Клиенту требовался вездеход не только просторный (в нем должны были помещаться три человека с запасом и инструментами пищи), устойчивый на склонах, остойчивый на воде, но и легкий, не разрушающий при перемещении поверхностный слой земли. Решено было строить его на базе агрегатов мотоколяски СЗД, каковые в СКБ имелись. Да и двигатель доходил — у него принудительное охлаждение, что важно для компоновки с задним полузакрытым моторным отсеком.
дорожный просвет и Колея «Росомахи» (рис. 1) выбирались с таким расчетом, дабы возможно было ездить и лесными дорогами, уже проторёнными ГАЗ-66. Не смотря на то, что весной либо в осеннюю пору это не дороги, а канавы, заполненные водой. Однако «Росомаха» ходит по ним как по рельсам. Руль бросать возможно!
Такая проходимость полностью зависит от колес.
Страно, что у «Росомахи» они не имеют грунтозацепов, не смотря на то, что другие автомобили аналогичного назначения комплектуются ими обязательно. Дело в том, что, по плану марийских конструкторов, пневматики низкого (60… 100 г/кв. см) давления должны «мягко» цепляться за неровности грунта, как бы облегая, обволакивая их за счет эластичности резины. Практикой эксплуатации вездехода в приволжских степях план данный всецело оправдался.
КОМПОНОВКА
«Росомаха» выполнена по колесной формуле 6×4 с передними управляемыми колесами; имеет просторную кабину водителя, соединенную с грузопассажирским кузовом, над которым установлен брезентовый тент.
Дверь в кабину лишь одна — справа; через нее входят и шофер, и пассажиры.
Но в экстренных случаях вездеход возможно покинуть кроме этого через люк в потолке кабины и проем на «молнии» в задней стенке тента. (Кстати, люк в потолке застеклен: это сделано по желанию саратовских энергетиков, дабы возможно было обозревать провода линий электропередачи в движении.)
В передней части корпуса — агрегатный отсек с легкосъемным капотом, в котором размещены фары, подфарники, основной тормозной цилиндр, бачок омывателя стекла и привод стеклоочистителя, электропроводка.
Тут же — отопитель кабины (от «Запорожца»); воздуховод от него сделан так, дабы теплый воздушное пространство, обдувая ноги водителя, шел дальше в кабину мимо двери. Так, перед дверью создается как бы воздушно-тепловая завеса, мешающая выстуживанию кузова.
В кабине водителя установлены: рулевая колонка, устройства контроля, кронштейн с рычагами переключения передач, ручного тормоза и реверса; педали сцепления, ножного тормоза и «газа».
Тяги и тросы управления от рычагов проходят под полом кабины в особенном коробе, вклепанном в корпус. Все перечисленное выше — от мотоколяски СЗД.
Регулируемое пассажирские сиденья и сиденье водителя самодельные, собраны из железных рам, древесных брусков, толстой фанеры, эластичного пенополиуретана и неестественной кожи на трикотажной базе.
Под пассажирским сиденьем (оно легкосъемное) установлены аккумулятор и реле-регулятор. Дабы испарения электролита не проникали в кабину, в бортах проделаны вентиляционные отверстия.
Спинка пассажирского сиденья жестко закреплена между бортами корпуса.
За ней — до самого тента — грузовой отсек, рассчитанный на груз массой 60 кг.
Ниже грузового — моторный отсек с бензобаком и двигателем, удлиненная горловина которого выведена на задний борт.
Позади, на каркасе тента, посредством переходного кронштейна закреплено запасное колесо. Масса его около десяти килограмм, исходя из этого никакого съемного механизма типа пантографа не предусмотрено: запаска ставится на место и снимается руками.
Ниже тента, слева и справа на корпусе, размещены блоки задних фонарей от ГАЗ-66 — они более современные, чем мотоколясочные. От «газика» кроме этого зеркала заднего и бокового обзора.
КОРПУС
Читателя тут, наверное, ожидает сюрприз. Дело в том, что у «Росомахи» отсутствует… рама. Нет главного силового элемента, без которого любой автоконструктор не воображает себе собственной автомобили. Что же ее заменяет?
Сам корпус, потому, что в конструкции «Росомахи» он — главный несущий элемент.
Выбор таковой силовой схемы продиктован тремя событиями. Во-первых, требованием технического задания, по которому конструкция вездехода должна быть прочной и одновременно с этим легкой.
Во-вторых, опытом и традицией: все проекты СКВ сначала базировались на авиационной разработке с широким применением . авиационных материалов. В-третьих, компоновкой трансмиссии и двигателя в одном маленьком количестве.
Компоновка:
1 — кронштейн рулевого привода, 2, 30 — узлы подвески переднего моста, 3 — буксирная петля, 4 — отопитель, 5 — замок капота, 6 — основной тормозной гидроцилиндр, 7 — бачок омывателя стекла, 8 — привод стеклоочистителя, 9 — противосолнеч-ный козырек, 10 — ручка люка, 11 — люк, 12 — тент, 13 — каркас тента, 14 — переходный кронштейн «запаски», 15 — запасное колесо, 16 — двигатель, 17, 21 — узлы крепления рамы двигателя, 18 — рама двигателя, 19 — цепь привода дифференциала, 20 — цепи бортовой передачи, 22 — пассажирское сиденье, 23 — аккумулятор, 24 — реле-регулятор, 25 — аптечка, 26 — огнетушитель, 27 — короб проводки управления, 28 — подножка, 29 — брызговик, 31 — рулевая колонка.
Корпус:
1 — обшивка агрегатного отсека, 2 — уголки силового комплекта, 3 — передняя стена кабины, 4 — оконный переплет, 5 — уголки окантовки дверного проема, 6 — крышка кабины с люком, 7 — боковая стена кабины, 8 — спинка пассажирского сиденья (она же — стена моторного отсека), 9 — люк моторного отсека, 10 — борт кузова, 11 — балка подвески топливного бака, 12 — бортовой стрингер (опора тента), 13,15 — кормовая обшивка, 14, 17 — узлы крепления рамы двигателя, 16 — бандаж топливного бака, 18, 19, 30 — силовые элементы корпуса, 20 — аккумуляторный ящик, 21 — бортовая обшивка, 22 — короб проводки управления, 23 — рельсы сиденья водителя, 24,26 — узлы подвески переднего моста, 25 — кронштейн рулевого привода, 27 — крючки натяжения тента, 28, 29 — ложементы канистр с резиновыми вкладышами, 31 — крылья корпуса.
Из этого — корпус типа монокок: легкий, прочный и весьма технологичный.
Склепан он в особом стапеле из страниц дюралюминия Д16АТ толщиной 1,5 мм, с применением дюралюминиевых уголков. Перед этим страницы гнулись под углом 90 градусов (чтобы не было трещин по краям линий сгиба сверлились отверстия) и предварительно соединялись с уголками и между собой винтами М4. После этого размечались и сверлились отверстия диаметром 4,2 мм под алюминиевые заклепки.
Кое-какие швы (особенно донные) обезжиривались, в них закладывалась лента-гер-метик У-20, и после этого они клепались в один либо два последовательности.
В местах присоединения к корпусу силовых элементов (таких, как кронштейны, проушины, петли и оси) обшивка усиливалась косынками и дополнительными накладками.
Все вырезы в корпусе также усилены уголками (дверь, к примеру) либо плоской окантовкой, как это сделано в грузовом отсеке: его пол тут помогает в один момент люком для доступа к двигателю.
кузов и Кабина вездехода утеплены пенопластовыми панелями толщиной 20 мм, обтянутыми неестественной кожей. К бортам и потолку панели крепятся винтами посредством анкерных гаек, заблаговременно вклепанных в корпус.
Остекление кабины комбинированное: лобовое стекло силикатное (от трактора), боковые — из оргстекла.
Кузов покрыт тентом из утепленного брезента с врезанными в него окнами из оргстекла. Тент натянут на каркас, сваренный из труб диаметром 22×1,5 мм.
Казалось бы, летом в таком кузове будет душно. Но совокупность вентиляции (свежий воздушное пространство поступает в кабину через жалюзи в капоте) в полной мере справляется со своей задачей. Помимо этого, возможно открыть верхний люк либо снять заблаговременно вклепанных в корпус.
Остекление кабины комбинированное: лобовое стекло силикатное (от трактора), боковые — из оргстекла.
Кузов покрыт тентом из утепленного брезента с врезанными в него окнами из оргстекла. Тент натянут на каркас, сваренный из труб диаметром 22×1,5 мм.
Казалось бы, летом в таком кузове будет душно. Но совокупность вентиляции (свежий воздушное пространство поступает в кабину через жалюзи в капоте) в полной мере справляется со своей задачей. Помимо этого, возможно открыть верхний люк либо снять тент и ехать «с ветерком», до тех пор пока достаточно топлива.
А кончится оно не скоро: под окном водителя в особых ложементах припасены две 20-литровые канистры с бензином!
ПЕРЕДНИЙ МОСТ (рис. 4)
Это трубчатая ферма с осью качания, расположенной под кабиной в плоскости симметрии корпуса.
Обшивка в месте крепления кронштейнов данной оси усилена двумя поперечными стрингерами снаружи и металлической накладкой изнутри.
Ступицы колес, поворотные кулаки и все остальные механизмы рулевого управления всецело забраны от мотоколяски и приспособлены к корпусу «Росомахи».
Амортизаторов на переднем, но, как и на заднем мосту, нет.
Обжатия колес плюс громадного хода трубчатой фермы либо балансиров вполне достаточно для того, чтобы погасить каждые толчки. Кроме того на очень сильно пересеченной местности машина замечательно копирует рельеф, и ее колеса не теряют контакта с почвой. Действительно, при езде по пашне ощущается малоприятная тряска. Но достаточно снизить скорость, дабы тряска всецело провалилась сквозь землю.
Рис. 4. Передний мост:
1 — поворотный кулак, 2 — привод спидометра, 3 — узлы подвески моста, 4 — шаровой шарнир, 5 — ступица колеса, 6,8 — боковые подкосы, 7 — центральная труба, 9 — рулевые тяги.
ЗАДНИЙ МОСТ (рис. 5)
Он также забран от мотоколяски, но мало расширен за счет двух шлицевых валов (протяженность каждого вала — 140 мм и размер шлицев — 6x21x25 мм), засунутых между муфтами. Мост прикреплен к корпусу посредством двух сваренных из листовой стали тумбочек (рис. 7).
На финиши моста посредством подшипников скольжения надеты балансиры (рис. 6).
Они сварены из прямоугольной металлической трубы 80x50x3 мм и усилены косынками. Конструкция балансиров увлекательна тем, что ось их качания сходится с осью моста (приводной вал проходит через подшипники скольжения). Это разрешило намного упростить кинематику привода.
левый и Правый балансиры конструктивно однообразны, варились и остывали они (чтобы не было коробления) в одном и том же стапеле. Кронштейны натяжных звездочек приваривались позднее вне стапеля.
Оси колес быстросъемные, крепятся в хомутах.
Сделано так, дабы упростить разработку изготовления балансиров, поскольку использование хомутов разрешает посредством подкладок скоро выставить колесо соосно с приводными валами.
Вращательный момент от приводных валов, на финишах которых сидят блоки сдвоенных ведущих звездочек (рис. 8) с 16 зубьями, передается роликовыми цепями на ведомые звездочки (рис. 9) с 56 зубьями, насаженные на оси колес. Так, передаточное отношение бортовых цепных передач 3,5.
Позднее число зубьев ведущих звездочек было увеличено до 21, что разрешило мало расширить скорость вездехода.
Натяжные звездочки (14 зубьев), роликовые цепи (ПРЛ-15, 875-2270), манжеты уплотнения и шариковые подшипники забраны от сельскохозяйственных автомобилей.
ное отношение бортовых цепных передач 3,5. Позднее число зубьев ведущих звездочек было увеличено до 21, что разрешило мало расширить скорость вездехода.
Натяжные звездочки (14 зубьев), роликовые цепи (ПРЛ-15, 875-2270), манжеты уплотнения и шариковые подшипники забраны от сельскохозяйственных автомобилей.
Рис. 5. Задний мост:
1 — ведомая звездочка, 2 — натяжная звездочка, 3 — блок ведущих звездочек, 4 — правый балансир, 5 — роликовая цепь, 6 — ступица колеса, 7 — ось колеса, 8 — левая тумбочка, 9 — муфта, 10 — шлицевой вал, 11 — дифференциал, 12 — привод стояночного тормоза, 13 — правая тумбочка, 14 — тормозной трубопровод, 15 — гайка подшипника скольжения, 16 — вкладыши, 17 — масленка (условное изображение), 18 — приводной вал, 19 — распорные втулки, 20 — корпус шарикового подшипника, 21 — ведомый вал, 22 — хомут.
Рис.
6. Балансир:
1 — труба сечением 80x50x3 мм, 2 — косынки, 3 — кронштейны натяжных звездочек, 4, 7 — корпуса опорных шариковых подшипников, 5 — силовое кольцо, 6 — труба-ротор подшипника скольжения, 8, 9 — хомуты крепления колес.
Рис. 7. Тумбочка зад-него моста:
1 — посадочное место масленки, 2 — подкос, 3 — опорное ребро, 4 — труба-статор подшипника скольжения, 5 — опорная площадка кузова вездехода.
Рис. 8. Блок ведущих звездочек:
1, 7 — звездочки, 3 — ступица.
Рис. 9. Ведомая звездочка:
1 — зубчатый венец, 2 — болт крепления (6 шт.), 3 — фланец, 4 — ступица, 5 — пыльник.
Трансмиссия и ДВИГАТЕЛЬ
Всецело от мотоколяски.
Двигатель, дабы его не заливало водой, помещен в моторном отсеке повыше; а основная передача (либо дифференциал) — пониже и мало под другим рабочим углом. Сапун основной передачи, дабы ее также не заливало водой, снабжен резиновым шлангом, финиш которого выведен на борт вездехода.
Такая компоновка силовых агрегатов настойчиво попросила еще одну раму (рис. 10).
Двигатель в нее (вместе с мотоколясочной рамой) вставляется сверху, а дифференциал — снизу. Новая рама сварена в кондукторе из металлических труб диаметром 38×1,5 и 22×1,5 мм, уголков и коробчатых накладок и крепится к корпусу вездехода в двух точках.
Рис.
10. Рама дифференциала и двигателя:
1,5 — узлы крепления к корпусу, 2, 3 — узлы крепления двигателя, 4 — регулируемый переходник, 6 — коробчатые накладки, 7, 8, 9, 10 — уголки подвески дифференциала.
КОЛЕСО (рис. 13)
Обод каждого колеса выгнут из труб диаметром 22×1 мм и соединен спицами с диском дуговой сваркой.
Диск тут (см. рис. 11) — штампованная либо сваренная из металлического страницы толщиной 3 мм подробность с отверстиями для шпилек крепления, а спицы и соединяющие их перемычки — отрезки трубы диаметром 22×1 мм. Перемычки являются опорами для пневматиков.
Пневматики у «Росомахи» двухслойные.
Внутренний слой — это камера от тележечного колеса трактора «Кировец», накачанная до давления 60…100 г/кв. см. Внешний слой—такая же камера, лишь разрезанная по внутреннему шву и надетая поверх основной как защитный протектор. Держится пневматик на ободе за счет трения между ними, появляющегося при накачивании воздуха.
Такие колеса разрешают «Росомахе» не только шустро бегать по местности, недоступной вторым транспортным средствам, взбираться на склоны крутизной до 23 градусов, но и преодолевать водные рубежи без ограничения глубины.
Рис. 11. Обод колеса:
1 — спица. 2 — диск, 3 — кронштейн крепления перемычки, 4, 5 — трубы обола.
Рис. 12.
Каркас тента:
1, 2 — узлы стыковки с кабиной, 3 — болты крепления переходника запасного колеса, 4, 5, 6 — проушины стыковки с кузовом.
Рис. 13.
Колесо:
1 — пневматик, 2 — обод, 3 — перемычка, 4 — болт Мб крепления перемычки (12 шт.).
В воде она движется за счет проворачивания колес. Была мысль снабдить колеса набором быстросъемных (на «барашках») накладных дисков с лопастями, каковые крепились бы перед входом в воду. Но позже от данной идеи отказались, потому, что плавать «Росомахе» приходится редко. Не смотря на то, что плавает она, кроме того при полной нагрузке — три человека и 60 кг груза, хорошо.
Вместе с тем нужно признать, что при выходе на берег, если он не пологий, передние колеса не «ухватывают» грунт. В таких случаяходин из пассажиров спрыгивал на сушу и веревкой подтягивал машину, пока задние колеса не цеплялись за дно. В то время, когда же шофер в машине один, выбираться на крутой берег возможно и задним ходом. А тут у «Росомахи» важное преимущество: потому, что основная передача мотоколяски имеет реверс, то у вездехода столько же скоростей назад, сколько и вперед!
А. ТИМЧЕНКО
Рандомные статьи:
Что показал трейлер фильма Логан [ОБЪЕКТ] тизер, 2017, Old Man Logan, Росомаха 3
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Я давешний почитатель издания Моделист-конструктор. В статьях о самодельной технике нахожу большое количество нужного для себя, а главноеповышается…
-
Среди участников классического велосмотра в городе Шяуляе данный велосипед выделялся в первую очередь собственной необычно громадной вместимостью. Еще…
-
История создания вездехода достаточно продолжительная. Сперва начал приспосабливать для передвижения по отечественному распутью «Ниву-2121» — поставил её…
-
Зимняя рыбалка — занятие для самых стойких. Попытайтесь-ка на морозе просидеть весь день у лунки — тут не спасет ни тулуп, ни палатка, ни…