Самый экологичный транспорт

Вы подмечаете? Они опять начинают псе чаще попадаться на глаза во дворах, на улицах городов и поселков, сельских дорогах — юркие и стремительные двухколесные автомобили с серебристыми спицами. Одно время — по крайней мере, в больших городах — велосипеды были везде и, казалось, бесповоротно вытеснены множащимися не по дням, а по часам машинами.

Сыграло уменьшение и роль габаритов современных квартир. Но архитекторы пересмотрели планировки, добавили к помещениям лоджии и балконы, а конструкторы создали складные велосипеды — и в следствии сейчас уже возможно сказать о восстановлении популярности этого личного вида транспорта.

Кроме того в отечественный моторизованный век какой мальчишка не грезит о велосипеде!

Но последнее время заветная мечта детства завлекает самое внимательнее взрослых медиков и — внимание, социологов, конструкторов. Доктора видят в мускульном транспорте действенное средство борьбы с малоподвижностью современного человека, в особенности детей, солидную часть времени проводящих за партой и у телевизора.

Ученые, озабоченные растущей загазованностью воздуха, питают надежду на ее уменьшение с ростом пользования жителями велосипедом вместо автомобиля для поездок на маленькие расстояния. В городах ГДР, Венгрии, Чехословакии прокладываются для этого велодорожки, довольно часто кроме того не пересекающиеся с магистралями автотранспорта.

Начало этому положено и у нас: «велосипедным» делается город Шяуляй в Литве; потеснились, уступив место двухколесному транспорту, машины на улицах столицы Киргизии Фрунзе.

Конструкторы же заново открывают увлекательную область технического творчества, создавая новые велосипеды как в разных КБ, так и в любительских условиях. Идет интенсивный поиск самые рациональных схем, показался новый вид данной транспортной техники — веломобили.

Ведутся кроме того разработки с космическим прицелом: недавно запатентован проект четырехколесного велоэкипажа для лунных условий; по убеждению изобретателя, самым эргономичным и надежным в том месте будет несложный транспорт с мускульным приводом.

видим, устарел не велосипед, а скептическая поговорка, что нечего, дескать, его изобретать. По причине того, что хорошая его конструкция при внимательном рассмотрении выясняется полна еще не вскрытых резервов.

Самый экологичный транспорт

В истории транспорта велосипеду принадлежат по большому счету самые необычные и таинственные страницы. Судите сами: в случае если прототипом автомобиля была карета (кроме того мощность его двигателя измеряется в лошадиных силах), то что являлось предшественником двухколесной автомобили? Появившийся в Российской Федерации 184 года назад металлический «самокат» уральского крепостного Ефима Артамонова уже изначально имел все главные узлы, свойственные велосипеду и сейчас: колеса со спицами, раму, седло, руль, педали.

Примечательно, что два последних элемента отсутствовали в древесных подобиях, показавшихся в Европе с практически десятилетним опозданием. Им потребуется еще более шестидесяти лет, перед тем как тамошний «костотряс», напоминающий скорее отпиленный бок телеги, станет похожим на велосипед русского умельца, о преимуществах конструкции которого свидетельствует путешествие от Урала до Санкт-Петербурга и обратно, проделанное на нем изобретателем.

Копня той чудо-машины демонстрируется в Политехническом музее в Москве, где в этом месяце открыта выставка двухколесной техники, посвященная 50-летию первого советского велосипеда, выпущенного харьковским заводом. Имеется тут и особый стенд, отведенный изданию «Моделист-конструктор», вернее, автомобилям тех его читателей, что увлечены самодеятельным конструированием необыкновенных велосипедов.

Словом, изобретение колесных автомобилей с серебристыми спицами длится.

Об этом убедительно говорят нередкие встречи в редакции с энтузиастами мускульного транспорта и бессчётные письма приверженцев велотехники.

СКЛАДНОЙ, РАЗБОРНЫЙ

Совершенствование имеющегося велосипеда довольно часто начинается с малого.

Кто-то закроет цепь самодельным предохранительным щитком. Второй установит ножку-подставку, как у мотоцикла. Третий укоротит переднее крыло, в один момент нарастив его резиновой полосой: таковой брызговик й от грязи защитит, и не зацепится при переезде через препятствие.

А четырнадцатилетнему Сергею Пименову из Сарапула не нравилось, что пластмассовые ручки руля прокручивались — он посадил их на масляную краску. И головку генератора, питающего лампочку фары, обернул обрезком резиновой площадки лыжного крепления — улучшилось сцепление е колесом, кроме того с мокрым либо с маленькой «восьмеркой».

Появление складных велосипедов дало толчок к модернизации ветхих моделей, с тем дабы придать им такие же преимущества.

Вот каким несложным методом решил для себя эту задачу отечественный читатель И. Погорелов из поселка Коммаяк Ставропольской области. Не мудрствуя лукаво, он распилил верхнюю н нижнюю трубы рамы, а из второй, ветхой, рамы заготовил две соединительные проставки длиной 200 мм: отрезок от нижней трубы второй рамы стал втулкой для верхнего разъема, а отрезок верхней трубы — соединительной вставкой нижнего разъема.

Причем сопрягаемые подробности входили так хорошо, что создатель усовершенствования с таким соединением без каких-либо дополнительных фиксаторов рискнул проехать по проселочной дороге около тридцати километров. Найдя, что нижний стык разошелся-таки на 40 мм, просверлил сквозные отверстия я засунул в них шпильки из ветхих спиц» то же самое проделал и с верхним стыком. Разборная машина стада при хранении сейчас занимать в два раза меньше места.

Но обладатели промышленных образцов складных велосипедов типа «Десна» либо «Кама» кроме этого ищут возможности улучшить конструкции, стремясь соединить в них преимущества ветхих моделей — такие, к примеру, как громадные колеса, — с новыми преимуществами, связанными по большей части с удобством хранения либо перевозки в других видах транспорта.

Так, конструктор Харьковского завода холодильных автомобилей В. Засядько уверен в том, что должно существовать два типа складных велосипедов.

Один — владеющей ходовыми качествами обычного дорожного, одновременно с этим достаточно компактный для содержания в квартире. Второй — максимально портативный в сложенном виде, не отличающийся от ручной клади и вмещающийся в багажник, в автоматическую камеру хранения.

Рис.

3. Разборный велосипед:

1 — верхний разъем; 2 — соединительная втулка верхнего разъема, 3 — вставка нижнего разъема, 4 — нижний разъем.

Рис. 4. Складной дорожный и схема его рамы:

1 — штатная рама «Десны-2», 2 — удлинительные вставки рамы, 3 — подкос.

Рис.

5. Велосипед без руля:

управление передним колесом — наклонами туловища.

Рис. 6. Два варианта подростковых микровелосипедов: с задним и передним приводами.

Рис.

7. Детский тандем с велосипедной рамой

Забрав за базу раму велосипеда «Десна-2», В. Засядько создал складную машину с применением самые «ходких» колес O 28 и большинства Подробностей дорожного велосипеда. Дли этого было нужно вварить в нескольких местах рамы удлинительные вставки, и подкос — для повышения жесткости несущей балки.

Руль забран от «Орленка», но делан выводы до 540 мм между ручками, помимо этого, сделан разъемным — для компактности. Седло взяло «барашковую» затяжку хомута, упрощающую поворот сиденья при складывании. Помимо этого, отвинчивается и переставляется на шатуне левая педаль.

Таковой велосипед-гибрид на ходу не уступает дорожным, а в сложенном виде, поставленный с опорой на замок рамы и при развёрнутом седле, занимает площадь кроме того пара меньшую, чем «Десна».

Москвич К. Шитиков приехал в редакцию на модернизированном им складном «Салюте», похожем скорее на спортивный. И не просто так, по причине того, что целью разработки именно и ставилось улучшение ходовых качеств.

Для этого на заднее колесо поставлена втулка от велосипеда «Спорт» с четырьмя звездочками; от него же позаимствованы двойная ведущая звездочка, тумблеры передач, педали с шатунами, передний и задний тормоза и руль; тросики — от мопеда. Колеса остались штатные, поскольку попытки применять размером побольше желаемого результата не дали.

Перечисленные новшества введены в конструкцию без каких-либо важных доработок: дополнительно были изготовлены только накладки для крепления тормозов и крючок для установки «заднего супера». Совершённые на площади около нового строения редакции импровизированные опробования продемонстрировали хорошие ходовые качества оказавшейся восьмискоростной автомобили.

какое количество КОЛЕС?

По окончании одной из публикаций отечественного издания, посвященной необыкновенным велосипедам, в редакцию пришло письмо юного читателя Геннадия Бовтуна из города Красный Луч Ворошиловградской области. «Дорогая редакция, я изобрел одноколесный велосипед, на котором сможет ездить не только циркач, но и любой школьник». Он предлагал для »того на уровне оси колеса укрепить позади горизонтальную плоскость, подобно птичьему хвосту: на скорости, в потоке воздуха, рассуждал юный изобретатель, она будет являться своеобразным стабилизатором, удерживающим от заваливания вперед либо назад.

Но в случае если в этом полуфантастичном проекте интересен сам факт поиска начинающим изобретателем непростого ответа, то в большинстве предложений читателей завлекает реализованность той либо другой уникальной схемы: воплощение ее в металле автором идеи и опробование, в большинстве случаев, временем.

Так, инженера отдела механизации Белорусского автомобильного завода Н. Соколовского привлекли отечественные публикации по ручному приводу, разрешающему применять для перемещения не только силу ног, но и рук.

Все при« водившиеся в издании схемы были «завязаны» на передне« колесо. Наряду с этим конструкторам приходилось решать дополнительную проблему: дабы привод не мешал управлению машиной, предпринимались попытки объединить либо заменить руль рычагами самого ручного привода. И. Соколовский отправился еще дальше. Из-за чего привод должен быть направлен на переднее колесо? Так как помогать ногам возможно и на валу ведущей звездочки.

Действительно, это растянет машину в длину; да и как через стойку привода дотягиваться до руля? Но кто заявил, что руководить возможно лишь рулем? Появляется еще одно новое ответ: рулевым делается… седло. Да, да! Уникальным образом употребляется особенность двухколесной автомобили— необходимость наклона туловища при повороте; шарнирное седло наряду с этим через тяги и коромысло воздействует на поперечину рулевой колонки, поворачивая колесо.

Комфортно ли это? Соколовский катается на своем велосипеде уже третий сезон, машиной доволен: практика продемонстрировала жизнеспособность заложенных в нее идей. Не смотря на то, что создатель самокритично отмечает и определенные издержки: великоваты вес и габариты, ниже грузоподъемность, хуже, чем у простого велосипеда, проходимость по распутью.

О том, что возможности двухколесной схемы далеко не исчерпаны, говорит творчество многих поклонников педальной техники. Плодотворно и весьма интересно трудится в этом направлении громадной создатель и энтузиаст уникальных двухколесных автомобилей В. Ашкин из Ташкента. Мы уже знакомили читателей с необыкновенным самокатом, являющимся одновременно и микровелосипедом (см. «М-К» № 10 за 1982 г.).

Им создана целая гамма аналогичных конструкций, рассчитанных на детей и подростков. Главная направленность технического поиска тут — создание предельно компактной, легкой, эргономичной, современной микромашины на базе самых малых колес — самокатных «дутиков».

Вот подростковый велосипед с необыкновенной рамой, выполненной из двух параллельно изогнутых труб, принимающих на себя и стойку переднего колеса, и каретку педалей, заднее колесо и штангу седла.

Не обращая внимания на мелкие колеса, микромашина легко подгоняется под любой рост благодаря регулируемым с громадным запасом штангам руля и седла. Примечательно, что, учитывая «адрес» собственных конструкций, В. Ашкин как правило отказывается от простых и для детских велосипедов колес со спицами, как негодных для «твёрдой» езды, характерной для подростков, предлагая вместо »того литые либо штампованные: ни спицы не полетят, ни «восьмерки» не покажутся.

Спереди и позади предусмотрены легкие железные корзинки: велосипед не только развлечение, но и хозяйственный транспорт для исполнения посильных ребёнку поручений.

Рис. 8. ЖД велосипед

Рис. 9. Спарка с твёрдым кузовом посредине

Рис. 10. Велосипед с коляской и дополнительным ручным приводом на переднее колесо

Рис. 11. Велотренажер:

1- узел соединения передней рамы и вилки, 2- рама, 3- площадка-педаль, 4- кривошип — ось задних колес

Вариант таковой автомобили велосипед с передним педальным приводом. Тут налицо поиск более эргономичной схемы компоновки узлов.

Каретка с педалями перенесена на верхнюю часть передней вилки; укороченная цепь идет не к заднему колесу, а к переднему: им может служить переставленное заднее. Но нужно подметить, что при переднерасположенном приводе сиденье должно иметь спинку — для упора при усиленном нажиме на педали.

Кстати, увидим, что ка всех собственных моделях конструктор из Ташкента отказывается от классического мягкого велосипедного седла, заменяя его целънопластмассовым.

Последнее современно и технологично (в любительских условиях возможно выклеено из стеклоткани), более износостойко, не опасается жидкости. Упрощается и его конструкция; потому, что микромашина запланирована на хорошие дороги, крепление седла возможно твёрдым.

И еще одна разработка В. Ашкина: велосипед для двоих — тандем.

У него горизонтальная петлеобразная вытянутая рама, к которой привариваются вилки переднего и заднего колес, стойки сидений (причем у переднего она же и стойка для V-образных ручек для заднего седока), две каретки. У последних с правой стороны две малые звездочки соединены цепью, благодаря которой сдваивается упрочнение обоих велосипедистов и с громадной ведущей звездочки с левой стороны задней каретки передается на заднее колесо.

А отечественный юный читатель Сергей Шитов из села Кочубеевского Ставропольского края решил вынудить обычный велосипед ездить— по рельсам—на строящихся либо находящихся в ремонте ЖД дорогах. Заманчиво, не правда ли? Это давало бы возможность в условиях распутья без хлопот добраться до работы, а с площадкой на опорном колесе второго рельса — доставлять маленькие грузы, инструмент.

Для этого не нужно будет изменять конструкцию имеющегося велосипеда, а лишь оснастить его нужными дополнениями. Для удержания колеса на узкой полосе рельса оно должно получить поддерживающуюего шину диск-щеку либо кольцо-реборду; переднее к тому же — какой-либо фиксатор, исключающий возможность нечаянного поворота.

Для сохранения равновесия в таких условиях потребуется маленькое дополнительное опорное колесо на второй рельс — кроме этого с соединительными — штангами и ребордой от его оси к раме велосипеда.

Но лишь ли двухколесными должны быть педальные автомобили? Три колеса привычно ассоциируются в отечественном сознании с детством, с периодом тренировки отечественного вестибулярного аппарата, подготовки организма к балансировочному перемещению на двух колесах.

Но все больше и самодеятельных и опытных конструкторов наблюдают на трехколесную схему как на взрослую и, более того, весьма перспективную. В первую очередь для пожилого возраста: редакционная почта иногда приносит подтверждения — такие велосипеды нужны. Трехопорная педальная машина, конечно же, более устойчива и в этом отношении для многих эргономична.

Тут, разумеется, вероятны были бы комбинированные варианты, как на некоторых детских «трехколесных»: основной, двухколесный, велосипед имел бы какой-либо удлинитель оси заднего колеса для установки при необходимости дополнительного, третьего.

Еще одно направление применения трехколесной схемы — это оснащение простого дорожного велосипеда удобной боковой коляской со своим колесом, таковой, как на мотоциклах.

О некоторых из них мы писали в отечественном разделе «Фотопанорама». К примеру, любитель велосипедных путешествий В. Крамарь из Вышгорода Киевской области выстроил твёрдую коляску с несущим кузовом, соединенным с рамой велосипеда в двух точках.

Но прицеп неизбежно утяжеляет велосипед, ухудшая движение и затрудняя перемещение, в особенности на подъемах.

Не просто так, разумеется, следующей конструкцией В. Крамаря была спарка двух велосипедов с твёрдым древесным кузовом между ними. Само собой разумеется, работа двух седоков облегчала езду, но так ли уж нужен был соединявший их тяжелый короб, помогавший сверхкомфортабельным… багажником. Так как и связка рам, и паковка грузов могли быть более облегченными и не меньше надежными.

По другому пути отправился П. Станевский из поселка Куйбышево Запорожской области.

Его коляска имеет трубчатый каркас с легкой, но прочной обшивкой из узкой жести на заклепках: оказался эргономичный и достаточно вместительный кузовок, в котором поместятся два ребенка либо груз. Коляска крепится к раме велосипеда в четырех точках. Для облегчения езды, в особенности с грузом и по дорогам с подъемами, велосипед имеет тумблер передач и три звездочки на задней втулке: на 28, 24 и 19 зубьев при 19 зубьях на ведущей педальной звездочке.

Помимо этого, имеется возможность к упрочнениям ног добавить силу рук: на передней вилке и руле смонтирован ручной привод на переднее колесо по упрощенной схеме: каретка с педалями для рук и цепная передача на звездочку переднего колеса. Ведущая звездочка привода — на 19 зубьев, ведомая на колесе — 41. Такое дополнение позволяет без проблем взбираться с коляской и на крутую горку, а при необходимости транспортировать до центнера груза.

Имеется еще одно направление в разработке трехколесных схем: создание транспортно-тренировочных конструкций, велосипедов-тренажеров, сочетающих в себе как транспортные, так и спортивные функции. самый простой и дешёвый вариант велотренажера для того чтобы типа — трехколесная машина, предлагаемая Е. Русаковым из Рязани. У нее нет седла, нет и привычных педалей.

Человек делается на две разновысокие площадки между двумя задними колесами и, держась за руль, начинает переступать на них, как бы шагая. А потому, что площадки собственными втулками насажены на колена кривошипа — оси задних колес, то они приводятся во вращение: человек идет и вместе с тем едет, преобразуя силу собственного веса в движущую силу.

Конструктор предусмотрел и второй вариант, в то время, когда кривошип вынесен в середину рамы и вращает звездочку, от которой идет цепная передача на промежуточную, а от нее — на звездочку оси задних колес. Тут появляется возможность применять тумблер передач, а между задними колесами установить грузовую площадку.

самая интересная область создания перспективных конструкций педальных автомобилей — веломобили. Они строятся на данный момент по большей части в трех- и четырехколесном вариантах.

Преимущества либо недочёты этих схем, особенности их устройства — тема особенного беседы, к которому мы попытаемся возвратиться в отечественных будущих публикациях.

Итак, изобретение велосипеда длится. Ожидаем ваших новых сообщений, энтузиасты педальной техники!

Б. РЕВСКИЙ

Рандомные статьи:

Самый экологичный транспорт города


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Самый-самый городской

    Этого вопроса — вольно либо нечайно — касались на страницах издания многие авторы — энтузиасты любительского микроавтомобилестроения. Обычно они не…

  • Внедорожник-пневмоход

    Ставший уже привычным сюжет на телевидении зимний период — снятие с оторвавшейся льдины любителей подледного лова. Чуть ли не каждый год нам показывают,…

  • Транспорт для зимы

    Двухместные аэросани «ШКВАЛ-3». С возникновением мотопарапланов и мотодельтапланов культура проектирования силовых установок с воздушными винтами…

  • Транспорт, уходящий в завтра

    Многих читателей заинтересовал материал «Махомобиль — фантазия? Действительность!» (1977, № 11), говорящий о необыкновенном двигателе для транспорта —…