Вот уже много лет я всегда выписываю и просматриваю издание «Моделист-конструктор». Особенно меня интересуют материалы, в которых рассказывается об автоконструировании. Но до недавнего времени кроме того и предположить не имел возможности, что у меня будет самодельная машина.
Действительно, с техникой я дружу с детства, но опытом автоконструирования было нужно обзаводиться в ходе работы над автомобилем. Все решилось, в то время, когда мне в руки попал издание № 9 за 1984 год с описанием автомула Станислава Хопшаносова из Еревана: я осознал — это то, что мне необходимо. Забрав его за базу, приступил к изготовлению и проектированию собственного «внедорожника», внося дополнения и изменения в соответствии с имеющимися в продаже материалами и агрегатами.
Параллельно изготовил электросварочный аппарат, компрессор, уникальные механические ножницы собственной конструкции, разрешающие разрезать металл неограниченной длины и совсем не деформируя его.
И вот по окончании трех лет исканий, находок и ошибок показался маленькой, но одновременно с этим вместительный «трудяга», не гнушающийся никакими дорогами а также их отсутствием, не обращая внимания на то, что имеет он лишь один ведущий мост — задний.
Такая проходимость показалась благодаря некоторым конструктивным изюминкам.
Неспециализированная компоновка автомобиля выполнена так, что двигатель смещен за ось переднего моста вовнутрь базы на 420 мм, а на задний мост приходится 60% от нагрузки на автомобиль (снаряженная масса автомобиля 1330 кг, максимальный вес 5 человек и 50 кг либо 2 человека и 300 кг груза).
Большой дорожный просвет — 280 мм — достигнут за счет применения заднего моста от автомобиля ЛуАЗ-969.
Карданный вал, использованный от УАЗ-469, расположен параллельно продольной оси кузова и надежно защищен несущей рамой, что разрешает преодолевать препятствие без опаски повредить его.
Кузов складывается из наружной обшивки и рамы. Рама представляет собой пространственную конструкцию, вычисленную на большие крутящие и изгибающие нагрузки.
Сварена она из металлических профилей квадратного и прямоугольного сечения. Перед тем как приступить к ее изготовлению, я сделал несложный «стапель», складывающийся из двух продольных уголков 80X4500 мм и двух поперечных швеллеров 100X1700 мм. Сперва установил на полу швеллеры на ребро, на расстоянии 2 м друг от друга.
На них положил уголки — строго параллельно, на расстоянии 1,5 м, полками вовнутрь. Проконтролировав конструкцию уровнем на отсутствие отклонений в горизонтальной плоскости, закрепил все элементы сваркой. Оказался постамент для сборки базы автомобиля.
Созданная разработка разрешила в одиночку изготовить раму.
Она содержится в постепенном закреплении на постаменте отдельных элементов струбцинами и последующем сваривании стыков. При необходимости монтажа частей с длиной менее 1500 мм употреблялся третий, временный элемент «стапеля» — еще один продольный уголок. Посредством струбцин он фиксировался на поперечинах в нужном месте и играл роль запасном опоры.
В вертикальном и пространственном положении элементов контроль выполнялся по уровню и угломеру. В самые ответственных местах стыки в обязательном порядке усиливались перекрывающими косынками и накладками.
Снаружи рама обшита дюралюминиевыми страницами толщиной 2 мм.
Совершенно верно такой же материал употребляется на обшивке капота, пола и дверей. Выполняется сборка следующим образом. Вырезав из страницы заготовку с припуском по краям (при необходимости придания ей изогнутой формы), гнул ее в несложном, заблаговременно сделанном приспособлении из трех швеллеров. Наряду с этим необходимо учитывать хрупкость материала. Чем меньше радиус сгиба, тем больше возможность излома.
Исходя из этого, дабы избежать недостатков, место деформирования прогревал газовой горелкой. Но увлекаться тут запрещено: от нагрева может покоробиться вся заготовка — необходимы тренировки и определённый навык.
Придав элементу обшивки нужную конфигурацию, приступают к закреплению ее на раме. Данный процесс выполняется кроме этого поэтапно. Сперва лист прихватывают струбцинами. Убедившись, что он находится на своем месте, размечают отверстия и нарезают резьбу под крепежные винты.
Последнюю операцию возможно, само собой разумеется, делать простыми метчиками в два прохода, но работа эта неблагодарная, потому, что крепежных точек довольно много. Я нарезал резьбу «гаечным» метчиком, с одного прохода, при помощи легкой механической дрели, поставленной на пониженную передачу. Долгий и узкий хвостовик метчика допускает маленькой отклонения и изгиб от оси вращения.
Это, и применение дрели разрешает добраться фактически к любому месту в конструкции, недоступному простому метчику.
Закрепив панель технологическими винтами, делают подгонку по месту и стыковку с соседними элементами кузова. Добившись нужного результата, начинают окончательный монтаж. Для этого на всех отверстиях с лицевой стороны снимается фаска под потайные винты.
Делается это заправленным под 90° сверлом O 8,5 мм, с установленным на нем ограничителем глубины (дабы не просверлить лишнего). Отверстия зашкуриваются. Места соприкосновения обшивки с рамой прокрашиваются антикором. Все винты устанавливаются на эпоксидном клее.
Спереди моторный отсек закрыт железной декоративной решеткой — была использована часть от отысканного в металлоломе капота автофургона «Ныса».
Дабы на двигатель не попадала мусор и вода, за решеткой расположена двойная сетка из нержавейки с ячейкой в 1 мм.
Компоновка автомобиля:
1 — двигатель МеМЗ-968М, 2 — аккумулятор, 3 — рулевое управление, 4 — «основная передача», 5 — коробка передач, 6 — бензобак, 7 — запасное колесо.
Рама кузова (сварена из металлических труб прямоугольного и квадратного сечения):
1 — передние балки (25X50 мм, 2 шт.), 2 — балки моторного отсека (25X40 мм, 3 шт.), 3 — передний лонжерон (50X50 мм, 2 шт.), 4 — продольная балка моторного отсека (40X40 мм, 2 шт.), 5 — балки задней стены моторного отсека (25Х50 мм, 1 шт., 30Х60 мм, 3 шт.), 6 — порог (30X60 мм, 2 шт.), 7 — подкос (30X60 мм, 2 шт.), 8, 9 — дверные стойки (25Х40 мм, 4 шт.), 10 — передняя поперечина (50X50 мм), 11 — задний лонжерон (50Х50 мм, 2 шт.), 12 — усиливающая Т-образная стяжка (25Х40мм), 13 — задняя поперечина (50X60 мм), 14 — арка заднего колеса (25X25 мм, 2 шт.), 15 — задняя стойка (25X40 мм, 2 шт.), 16 — верхняя поперечная балка (25X40 мм, 3 шт.), 17 — верхняя продольная балка (25X40 мм, 2 шт.), 18 — продольная балка потолка (10X25 мм, 2 шт.), 19 — подкос (20X25 мм, 2 шт.), 20 — продольная балка (20X25 мм, 2 шт.), 21 — балка подвески задней двери (20X25 мм), 22 — передняя стойка (25X40 мм, 2 шт.), 23 — балка бортовая (25X40 мм, 2 шт.), 24 — кронштейн рессоры (2 шт.), 25 — серьга рессоры (2 шт.), 26 — подушка заднего моста (40Х120 мм, 2 шт.), 27 — задний мост (от ЛуАЗ-969). А — монтаж заднего моста.
Передний мост:
1 — поворотная цапфа, 2 — шкворень поворотного кулака, 3 — накладка, 4 — кронштейн амортизатора, 5 — стойка, 6 — подрессорная площадка, 7 — балка моста.
Узел стыковки коробки передач с карданным валом:
1 — вилка, 2 — крышка корпуса подшипника, 3 — подшипник № 209, 4 — корпус подшипника, 5 — механизм переключения передач, 6 — пыльник, 7 — сальник в сборе, 8 — вал, 9 — подшипник, 10 — несущий корпус.
Конструкция стеклоочистителей:
1 — щетка-«дворник», 2 — поводок стеклоочистителя (доработанный), 3 — тяга, 4 — кронштейн крепления.
Конструкция боковой двери:
1 — консоль, 2 — брезентовый ремень ограничителя открывания, 3 — ручка, 4 — ручка блокировки, 5 — декоративная отделка, 6 — резиновый уплотнитель, 7 — стекло, 8, 10 — обшивка, 9 — каркас двери.
Механизм кнопочного открывателя:
1 — дверь, 2 — корпус кнопки, 3 — кнопка, 4 — конусная пружина, 5 — штифт, ограничивающий движение кнопки и влияющий на микропереключатель, 6 — толкатель, 7 — язык замка, 8 — корпус замка.
Отбортовка крыши для водоотвода выполнена из оцинкованного железа толщиной 1 мм. Неровности стыковки обработаны паяльником мощностью 100 Вт. На задней, выступающей части крыши приклепана снизу алюминиевая полоса — с нею крыша смотрится более завершенной. Полоса забрана от обмотки подвернувшегося на свалке неисправного сварочного трансформатора. Она имеет сечение 6X15 мм, легко гнется и принимает нужную форму. Такая же подробность закреплена и на капоте.
Отбортовки колесных ниш выполнены из отдельных элементов из стали толщиной 1 мм, прикрепленных к кузову болтами М6 с внутренней стороны. Передние колесные ниши сделаны из стали толщиной 1 мм, а задние — из дюралюминия толщиной 2 мм.
Место водителя.
На автомобиле установлен двигатель МеМЗ-968М.
В грузовом варианте запасное колесо крепится к правому борту салона.
Каркас боковых дверей сварен: нижняя часть из тонкостенного швеллера сечением 30X35 мм, а верхняя — из прямоугольной трубы 10X25 мм. С лицевой стороны каркас обшит дюралюминиевым страницей толщиной 2 мм.
С внутренней стороны дверь оклеена кожзаменителем.
Для отпирания дверей изнутри употребляются ручки от ГАЗ-24; имеется механизм блокировки замков. Снаружи боковые двери не имеют никаких ручек: дабы открыть, направляться надавить на заменяющую их кнопку.
Наряду с этим язык замка будет вытеснен из фиксатора; после этого ограничитель хода кнопки надавит на «концевик» и включится электромагнит, что, нажимая своим толкателем на консоль, закрепленную на двери, откроет ее. Электромагнит забран от стартера.
Каркас задней двери сварен из металлических труб сечением 25X40 мм. Облицована она дюралюминиевыми страницами толщиной 2 мм.
В открытом положении дверь фиксируется телескопической стойкой, действующей по принципу ручки складного зонта. Петли, как и на боковых дверях, самодельные.
Пол салона выстлан линолеумом. Стенки и потолок оклеены слоем поролона толщиной 10 мм и кожзаменителем. Употреблялся клей ПВА. «Загрунтованный» клеем кусок кожзаменителя накладывался на поролон и проглаживался сверху утюгом (терморегулятор был установлен на «капрон»).
Остекление автомобили выполнено из триплекса. Стекла боковых дверей установлены в алюминиевых полозьях от львовских автобусов.
перчаточный ящик и Приборная панель — самодельные, из дюралюминия, оклеенного кожзаменителем.
Контрольные устройства от ЗАЗ-968. Справа от водителя расположены: клавиши управления основным вентилятором и освещением; кнопка аварийной сигнализации, выключатель «массы»; ниже — ручки управления запасным вентилятором, установленным на панели, карбюратором, охлаждением двигателя. Слева находятся: замок зажигания, приемник «Былина», клавиши управления которого защищены декоративной ручкой.
На рулевой колонке закреплены: клавиши управления дальним и ближним светом, «поворотниками», насосом и стеклоочистителем омывателя лобового стекла.
Передние сиденья от «Запорожца», откидывающиеся вперед. Заднее — всецело собственной конструкции; складывается из четырех частей, шарнирно соединенных между собой.
Это разрешает половину сиденья либо полностью разложить для отдыха либо, два раза сложив, прислонить к спинке переднего, образовав тем самым пространство для перевозки груза размером 1000Х1000Х1400 мм. Произведено сиденье из четырех металлических страниц толщиной 1,5 мм с отбортовками для жесткости по периметру. Сверху сиденье оклеено поролоном и закрыто чехлом из кожзаменителя.
Запасное колесо крепится к спинке заднего сиденья либо — в грузовом варианте — к правой стенке салона.
Стеклоочиститель забран от ЗАЗ-968. Доработаны только поводки «дворников» с учетом высоты стекла. Левый поводок трудится по принципу параллелограмма. В следствии оказался комбинированный очиститель с большой площадью очистки.
Электропроводка на автомобиле выполнена в виде единого жгута. Он был сделан в следующей последовательности. Положив к потребителям провода (в свободном состоянии; натяжение недопустимо) и припаяв клеммы, контролируют работоспособность совокупности.
После этого,закрыв места паек кембриком, провода обматывают полосами лакоткани шириной 40…45 мм, приобретёнными в радиомагазине. Обматывать нужно с перекрытием прошлого витка. Последний виток закрепляется изолентой.
Двигатель с коробкой передач применен самый неприхотливый и несложный в обслуживании — от «Запорожца» ЗАЗ-968, мощностью 40 л/с, разрешающий развивать скорость до 110 км/ч.
За счет переднего размещения улучшается его обдув, а также в самую жару, при полной нагрузке двигатель не нагревается выше 80°С. Зимой, дабы он не мерз, предусмотрена возможность из салона ослаблять поток холодного воздуха от вентилятора.
Это полезно в любое время года, поскольку при запуске холодного двигателя охлаждать его нет необходимости. Предусмотрен забор теплого воздуха для карбюратора от выпускного коллектора.
Коробка передач подвергнута некоторым трансформациям, Ведущий вал «основной передачи» и она сама вынесены в отдельный самодельный корпус, расположенный около заднего моста.
Вместо штатного вала изготовлен более долгий. Он проходит через расточенную заднюю крышку коробки передач с установленным на ней сальником и соединяется со шлицевой муфтой, для изготовления которой употреблялась часть карданного вала от УАЗа. Муфта зафиксирована в подшипнике, стоящем в особом корпусе. На этом корпусе находится уникальный механизм переключения передач с выходящим от него рычагом управления в салон.
Появлявшиеся ненужными боковые отверстия под полуоси заглушены крышками через резиновые прокладки. Крутящий момент от коробки передач к дифференциалу передается через кардан, а от него к колесам — через полуоси. Передний мост всецело самодельный. Так как это весьма важный агрегат, то фундаментальный принцип — чем меньше в нем будет подвижных соединений и деталей, тем лучше. Несущий элемент — бесшовная труба O 65 мм с толщиной стены 8 мм и длиной 1150 мм.
К ней приварены подрессорные подушки, пальцы крепления амортизаторов и через косынки — стойка поворотного кулака от «Волги» ГАЗ-24. Верхняя часть стойки за ненадобностью обрезана. Посадочные места под подшипники у поворотного кулака проточены в центрах на токарном станке (для установки на это место ступицы от «Москвича-412»).
При сборке переднего моста я столкнулся с необходимостью учитывать развал колес, поперечный и продольный наклон шкворней, исходя из этого, перед тем как приступить к ней, изготовил сперва стенд (забрав за базу швеллер). Выставив при помощи угломера и закрепив все элементы, приступил к последовательной сварке, учитывая возможность коробления.
Тормозные барабаны и целый механизм использован от «Москвича-412».
колеса и Колёсные диски — от ЛуАЗ-969. В рулевой тяге применены шарниры от «Москвича». К раме кузова передний мост присоединен рессорами от УАЗ-469 (по четыре страницы) посредством хомутов и болтов и телескопическими амортизаторами, штоки которых упираются в особые кронштейны на передних лонжеронах.
В следствии оказались следующие характеристики моста: развал 0°30′, продольный наклон шкворня 5°, радиус обката 30 мм и радиус поворота 5 м. редуктор и Руль, соединенные между собой через два шарнира, забранных от «Запорожца».
Автомобиль окрашен алкидной эмалью двух цветов. Как уже было сообщено, облицовка выполнена из дюралюминиевых страниц, а как мы знаем, что на таковой поверхности не каждый грунт прекрасно держится. Мною с целью этого был использован эпоксидно-каучуковый антикор.
Наносил его на поверхность автомобиля посредством малярного распылителя, предварительно разбавив растворителем № 647 и профильтровав.
В. БЕЗРУКОВ, г. Электроугли, Столичная обл.
Рандомные статьи:
UNIVERSAL Family logo
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
«Стрит» — мотоцикл универсальный
Желание сделать мотоцикл собственной конструкции появилось у меня в далеком прошлом. Начиная со школьных лет через мои руки прошли фактически все…
-
Из всего разнообразия картов, выстроенных спортсменами и производимых отечественной индустрией, самый совершенным по конструкции и по последовательности…
-
Семейство «стрижей» — для семейного отдыха
Разговор сейчас отправится о паруснике нового типа — легком, дешёвом и универсальном судне-тримаране, база которого — разборная туристская байдарки с…
-
По принятой сейчас классификации, мини-байками именуют микромотоциклы, предназначенные для города (их габариты разрешают хранить машину в квартире и…