Таежный дельталет

Эксплуатация мотодельтаплана в таежных условиях имеет массу изюминок, каковые нельзя не учитывать при проектировании таких специальных летательных аппаратов. В частности, таежный направляться обязан владеть свойством садиться кроме того на самые маленькие поляны, а при вынужденных посадках — и на вершины деревьев. Двигатель его обязан различаться повышенной надежностью в работе, свойством легко запускаться как в воздухе, так и на земле сила-ми самого пилота.

А аппарат обязан владеть свойством трансформироваться, с тем дабы из его узлов и деталей возможно было относительно быстро собирать транспортное средство, разрешающее добраться от места вынужденной посадки до ближайшего жилья.

Вот уже два года отечественное СКБ (так мы — я и два моих сына — именуем отечественное Домашнее Конструкторское Бюро) трудится над таким дельталетом — летательным аппаратом для эксплуатации в таежных условиях. На отечественном дельтаплане мы уже отработали последовательность, как нам думается, увлекательных конструкторских ответов, с которыми мы и желаем в данной публикации познакомить читателей-единомышленников.

Те, кто применяет на собственных мотодельтапланах простые и замечательные двигатели, предложенные когда-то В. Шустовым и Н. Белошапкиным, прекрасно знают, что запускать их сложно кроме того на земле — физических сил двух человек чуть хватает чтобы провернуть коленвал мотора. А уж в воздухе… Ответом данной неприятности стала установка на двигатель пускового устройства на базе бензопилы «Урал-2».

С его помощью оппозитный двигатель мощностью 36…40 л. с. легко запускается и на земле, и в воздухе в любое время года. При вынужденной посадке на лес это пусковое устройство трансформируется в исходный агрегат — бензопилу, и с ее помощью возможно расчистить взлетную полосу шириной 15 м и длиной 50 м в мелкостойной тайге, с тем дабы взлететь.

Кроме того, при сложных повреждениях аппарата, требующих долгого ремонта, посредством бензопилы возможно за 7—8 часов выстроить в одиночку теплое зимовье, заготовить дрова либо кроме того пропилить лунку во льду толщиной до 0,5 м. Увижу, что пильную часть в большинстве случаев храню под пилотским сиденьем; смонтировать ее на двигатель пускового устройства возможно за пара мин..

В случае если же по окончании вынужденной посадки окажется, что вернуть аппарат нереально, то за 3…4 часа из остатков шасси и мототележки планирует аэробуксировщик либо легкие мотонарты.

И еще одно устройство, которым оснащена силовая установка моего мотодельтаплана, — клиноременный редуктор. Использование его снабжает тягу около 120 кгс при применении воздушного винта диаметром 1600 мм. Масса для того чтобы редуктора вместе с корпусом образовывает всего 9,8 кг.

направляться подчернуть, что суммарная масса силовой установки, включающей оппозитный двигатель, пусковое устройство и клиноременный редуктор, была все же меньше, чем масса серийных винтомоторных установок — к примеру, той, что установлена на мотодельтаплане «Радуга», — практически на 30 кг. Значит, нужная нагрузка моего дельталета оказывается на ту же величину большей!

Пускач для оппозита

Повторю еще раз, что эксплуатация оппозитных двигателей, создаваемых на базе узлов и деталей мотоциклетных двигателей типа ИЖ-Планета-4, имеет очень значительный недочёт — сложность запуска на земле и невозможность — в воздухе. Но надежный и стремительный запуск двигателя в воздухе — нужнейшее условие для работы рейсового грузопассажирского дельталета.

По окончании восьмимесячных опытов решить эту проблему помогла простая бензопила типа «Урал-2».

Я спилил с нее «рога», установил на их место топливный бак количеством 5 л, поставил вместо пильного редуктора универсальную ступицу — и взял тем самым замечательный стартер, что легко запускает 36-сильный двигатель оппозитной схемы. За три месяца наземных и летных опробований прототипа, разрабатываемого нами рейсового дельталета «Тайга-01» мы произвели более чем 800 запусков двигателя, каковые разрешили нам раз от разу исправлять небольшие поломки, вносить исправления в конструкцию.

В конечном итоге пусковое устройство получило безотказно.

Пара слов об изюминках конструкции пускового устройства. Как уже упоминалось, двигатель стартера — это силовой агрегат бензопилы «Урал-2» мощностью 5 л. с. при 6200 об/мин. Запуск стартера — дистанционный, посредством ручки, располагающейся над головой пилота, через трос-удлинитель.

Управление — посредством гашетки на ручке сцепления, расположенной под левой рукой пилота.

Универсальная ступица изготовлена из стали марки «20». Она складывается из корпуса, вала с ведомым диском сцепления и шестерней из кикстартера двигателя Т-200, переделанной так, как это продемонстрировано на картинках.

Вал установлен в корпусе на двух подшипниках № 202; его выходная часть с шестерней с внешним диаметром 50 мм есть первичным валом редуктора (в этом случае с передаточным числом, равным 1), что подпирается подшипником № 202 (корпус его вварен в заднюю стенку редуктора). Шестерня крепится на шпонке и фиксируется гайкой и распорными втулками.

Универсальная ступица закрепляется болтами М5 на кронштейне и соединяется с пусковым двигателем штатным хомутом бензопилы; наряду с этим в месте стыка находится механизм инерционного сцепления.

Таежный дельталет
Пусковое устройство в сборе с двигателем:

1 — пусковой двигатель, 2 — стяжной хомут, 3— стойка топливного бака, 4 — переходная втулка, 5 — кронштейн, 6 — универсальная ступица, 7 — корпус редуктора (без крышки), 8 — вал ступицы, 9 — шестерни, 10 — корпус подшипника, 11 — съемный корпус подшипника, 12 — вторичный вал, 13, 15 — звездочки, 14 — цепь (от велосипеда), 16 — вал стартера, 17 — рычаг, 18 — корпус-основание, 19 — шестерня бендикса, 20 — зубчатый венец, 21 — корпус стартера, 22 — привод рычага, 23 — болт крепления, 24 — трубка троса буксировочного замка, 25 — натяжной бурт, 26 — кронштейн крепления вала, 27 — прокладки, 28 — гнездо штанги буксировочного замка, 29 — ведомый шкив O 220 мм, 30 — клиновой ремень (протяженность — 1012 мм), 31 — ведущий шкив O 130 мм, 32 — нижняя часть моторамы, 33 — главный двигатель (левый цилиндр условно не продемонстрирован).

Кронштейн крепления пускового двигателя:

1 — основание, 2 — подкос.

Корпус-основание:
1 — верхняя панель, 2 — передняя панель, 3, 8 — боковины, 4 — пластины крепления пускового двигателя, 5 — амортизаторы, 6 — корпус амортизатора, 7 — средняя панель, 9 — верхняя часть моторамы, 10 — задняя панель, 11 — болты крепления крышки редуктора. (Отверстия — для облегчения узла)

Вторичный вал редуктора пускового двигателя изготавливается из стали «20».

С первичным валом он связан парой шестерен с однообразным числом зубьев, а с валом привода стартера — парой однообразных звездочек (от двигателя мопеда «Рига-2») и велосипедной цепью. Эта кинематическая сообщение, меняя направление вращения ведущего вала, нужна для обычной работы бендикса сцепления. Устанавливается вторичный вал в однотипных съемных корпусах с подшипниками № 202. Ступицы шестерен и звездочкипеределаны так, как это продемонстрировано на чертежах, и облегчены.

Крепятся они на валу посредством шпонок и фиксируются распорными втулками.

механизм и Вал сцепления пускового двигателя с двигателем мотодельтаплана являются частьюстартера СТ-366, у которого сняты обмотка и корпус около, отпилена фланец и юбка втягивающего реле. Левая часть вала расточена и профрезерована под шпонку для ведомой звездочки; закрепляется она в подшипнике №202, что находится в съемном корпусе.

Фланец правой (дюралюминиевой) части стартера закреплен на передней панели корпуса-основания пускового устройства болтами с резьбой М10х1 мм. Для ремонта и удобства эксплуатации головка правого болта приваривается изнутри к передней стенке корпуса-основания. Головка левого болта представляет собой вилку с отверстием для пальца рычага дистанционного включения сцепления.

Для фиксации шестерни и натяжения троса бендикса рычаг соединяется с корпусом-основанием через пружину с внешним диаметром 15 мм (упрочнение растяжения — 5…6 кгс) и кронштейн. Передача вращения от пускового двигателя к силовому агрегату мотодельтаплана осуществляется при вводе в зацепление шестерни бендикса с шестеренчатым венцом от стартерной пары двигателя РМЗ-640 (конечно, доработанной так, как это продемонстрировано на чертежах), закрепленной на ведомом шкиве клиноременного редуктора.

Кронштейн крепления универсальной ступицы и пускового двигателя изготовлен из листовой стали толщиной 2 мм и металлических труб с внешним диаметром 28 мм с резиновыми амортизаторами (от подвесок грузового мотороллера «Муравей») посредством сварки. Кронштейн максимально облегчен высверливанием отверстий O 8 мм.

Корпус основания пускового устройства изготавливается фактически так же, как прошлая подробность — кронштейн крепления лускового универсальной ступицы и двигателя.

Универсальная ступица:
1 — вал-диск сцепления, 2, 4, 9 — подшипники № 202, 3 — корпус, 5, 7 — распорные втулки, 6 — шестерня, 8 — гайка, 10 — корпус подшипника.

Вторичный вал в сборе:
1, 9 — корпуса подшипников, 2,8 — подшипники № 202, 3 — вал, 4 — звездочка, 5, 7 — распорные втулки, 6 — шестерня.

Стартер:
1 — корпус подшипника, 2 — подшипник № 202, 3 — регулировочная шайба, 4— звездочка, 5 — вал, 6 — корпус, 7 — правый крепежный болт, 8 — левый болт-вилка, 9 —рычаг включения, 10 — кронштейн, 11 — пружина.

Подробности корпуса редуктора:

1—основание, 2—крышка.

Техника запуска двигателя посредством пускового устройства

Раскрывается топливный кран и заполняется поплавковая камера карбюратора пускового двигателя. Пилот садится в кресло и пристегивается посредством привязных ремней. Правой рукой быстро, с упрочнением 15…20 кгс дергается ручка стартера пускового двигателя, располагающаяся над головой пилота.

По окончании начала работы пускового двигателя пилот фиксирует ногами тормоз переднего колеса шасси, медлено тянет на себя ручку «сцепление-декомпрессор-газ» пускового двигателя, выжимая наряду с этим указательным пальцем на себя гашетку «газ пускового двигателя». Через 1…2 секунды по окончании запуска главного двигателя пилот переводит вперед (от себя) левую ручку и додаёт ручкой «газа» главного двигателя (на правой части рулевой трапеции), по окончании чего выключает топливный кран пускового двигателя.

Пара тренировочных запусков: время запуска главного двигателя не будет быть больше 12…15 секунд, а при включении заблаговременно пускового двигателя — 5…6 секунд.

В силу высокой эксплуатационной надежности самой бензопилы «Урал-2» и соответственно ее двигателя пусковое устройство на ее базе безотказно действует в диапазоне температур от +30° до —40°.

Масса пускового устройства в сборе без топливного бака, но с ведомым шкивом клиноременного редуктора на валу и с кронштейном с регулировочными прокладками — 15 кг. Крутящий момент, развиваемый пусковым устройством, разрешает запускать двигатели мощностью до 50 л. с.— действительно, в случае если поменять передаточное отношение в зубчатой паре редуктора, и применять более качественные цепи и мотоциклетные звёздочки.

В.

РЯБУШЕВ, инженер, г. Шарыпово Красноярского края

Рандомные статьи:

Полеты на дельталете лето 2016г.


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Дельталет нового поколения

    Данный мелкий летательный аппарат обратил на себя внимание еще на Тушинском интернациональном салоне в июне 1995 года. Он отличался от вторых аналогичных…

  • «Микрус»-туристский автомобиль

    Практика самодеятельного автоконструирования, среди них и моего лично, говорит о том, что вагонная компоновка с применением колес с размером шин 5X10 (от…

  • Велосипед тренера

    Отечественная индустрия много лет производила мотовелосипеды и мопеды с двигателями типа «Д». Но у всех этих автомобилей был значительный недочёт…

  • Бензин не нужен

    Большая часть выстроенных мною транспортных средств создавалось на базе серийно производимых мотоциклетных либо велосипедных шумных и «прожорливых»…