К каким лишь мотороллерам и мотоциклам не строят любители боковые прицепы! К «Ижам» и «Восходам», к ветхим «Цюндапам» и к новеньким «Вяткам-Электрон». Не отказываются добавить третье колесо к собственной машине и обладатели мотороллеров «Тула-200». Тем более что мощность двигателя современной «Тулы-Турист» этовполне разрешает.
В отличие от многих таких прицепов конструкция, предложенная Владимиром Ковалевым из Брянска, завлекает храбрым дизайном, строгим соответствием обводов форме мотороллера, современной технологией и надёжностью изготовления кузова. Итак, боковой прицеп к «Туле-Турист».
Кузов прицепа выполнен из стеклопластика (2 слоя стеклорогожи на эпоксидной смоле).
Он складывается из двух половин, отформованных в одной матрице, выполненной из фанеры (оргалита) и реек. Места стыков скруглены рейками, а неровности заделаны пластилином.
В зависимости от назначения половин кузова (рис.
1) при формовании в матрицу устанавливаются съемные элементы, а места соединений элементов с матрицей заделываются пластилином. При выклеивании нижней половины в матрицу (рис. 2) устанавливается съемный элемент, формирующий основание сиденья. При выклеивании верхней половины — съемный элемент, образующий окно для посадки пассажира. Четыре алюминиевые тарелки из детского кухонного комплекта являются опорными элементами для крепления кузова на раме прицепа.
Тарелки приклеиваются к нижней половине при ее формовании и исходя из этого устанавливаются по окончании нанесения разделительного слоя. В качестве разделительного слоя используется паркетная мастика.
Рис. 1. Кузов:
1 — нижняя добрая половина; 2 — окантовка (резина); 3 — верхняя добрая половина; 4 — релинг; 5 — замок; 6 — основание спинки (стеклопластик); 7 — подушка (поролон); 8 — петля; 9 — подушка сиденья; 10 — основание сиденья; 11 — стекло ветрового щитка; 12 — основание щитка (дюралюминий); 13 — шарнир; 14 — опора (тарелка из детского кухонного комплекта), 15 — амортизатор (от лодочного мотора «Нептун»)
Рис. 2. Матрица:
1 — щит (оргалит, фанера); 2 — брусок; 3 — съемный элемент для формовки посадочного окна кузова; 4 — съемный элемент для формовки выступа под сиденье; 5 — опорные тарелки (алюминий); 6 — пластилин; 7 — рейка.
Процесс выклейки не воображает трудностей и много раз описывался в разных изданиях.
Места, где требуется усиление отдельных участков (основания сиденья, места будущих креплений и т. д.), выклеиваются полосками и дополнительными кусками стеклорогожи.
По окончании затвердения смолы половины извлекаются из матрицы и подвергаются предстоящей обработке: вырезается окно для посадки пассажира, обрезаются излишки стеклопластика по периметру.
Поверхности половин кузова получаются достаточно чистыми, но нельзя исключать наличие пузырей, вздутий и т. д. Эти недостатки заделываются шпаклевкой, составленной на базе эпоксидной смолы. В качестве наполнителя нужно использовать небольшие древесные опилки. Такая шпаклевка легко обрабатывается.
Кузов окрашивается в два цвета, наряду с этим необходимо использовать тона, родные к цветам мотороллера. направляться иметь в виду, что уровень качества окраски сильно зависит от подготовки поверхности, исходя из этого прежде ее направляться обезжирить, загрунтовать, зашпаклевать, отшлифовать.
По окончании окраски верхняя и нижняя половины соединяются между собой при помощи заклепок из латунной трубки O 3 мм и несложного приспособления (рис.
За), изготовленного из кругпогубцев. Возможно применять для данной цепи винты, алюминиевые заклепки, клей и т. д. Место стыка верхней и — нижней половин кузова окантовано резиновой полосой, вырезанной из камеры велосипеда «Орленок». При натягивании полоса хорошо прижимается к попкам половин, а клей № 88 удерживает ее от перемещений.
Рис. 3. Элементы конструкции кузова:
А — соединение половин; Б—переделка колесного щитка; В — устройство шарнира; Г — узел крепления кузова.
В кузове установлено мягкое сиденье (рис. 1) из губчатой резины, наклеенной на фанерное основание, имеющее множество отверстий для облегчения веса и выхода воздуха.
Спинка сиденья складывается из стеклопластикового основания и наклеенной на него поролоновой подушки. Оно обтянуто кожзаменителем, имеющим цвет, соответствующий с цветом прицепа и окраски мотороллера.
В задней части кузова имеется маленькой багажник, что закрывается спинкой сиденья, закрепленной в нижней части кузова на петлях.
На спинке смонтирован замок.
На прицепе установлен грязевой щиток от мотороллера «Вятка». Дабы придать ему прекрасную форму, на наружной стороне делается вырез (рис. 3б), а по краю обреза производится зиговка либо напаивается разрезанная на протяжении трубка.
Ветхие отверстия запушены. На щитке установлены передний и задний габаритные стоп сигнал и-фонари.
Для изготовления фонарей применены рассеиватели от автомобильных подфарников.
Ветрозащитный щиток (рис.
1) выполнен из органического стекла толщиной 4 мм, закреплен на основании, сваренном из двух подробностей, вырезанных из листового алюминия.
Дабы придать щитку жесткость, стекло имеет два крутых вертикальных изгиба. Их изготавливают на шаблоне, разогрев стекло в масле до температуры 120—130 С.
Шарниры (рис. 3в) крепления щитка разрешают ему откидываться при посадке пассажира.
Задняя часть кузова имеет декоративную окантовку из тонкостенной металлической трубки, делающую роль подлокотников.
Кузов крепится к раме на резиновых амортизаторах (рис.
Зг) от лодочного мотора «Нептун».
На попу кузова уложен резиновый коврик.
Вес всецело укомплектованного кузова образовывает 24 кг.
Рама бокового прицепа (рис. 5) сварена из цельнотянутой трубы O 32X3,0 мм из стали 20. С правой стороны ее приварены кронштейны крепления подвески, подножки и грязевого щитка.
Кронштейны крепления кузова прицепа привариваются на задней частях и передней рамы, также, на передней части рамы приваривается кронштейн крепления проушины регулируемой тяги.
С левой стороны рамы расположены элементы крепления бокового прицепа мотороллера.
Рис.
4. Реконструкция подвески «Вятки» ВП-150:
1 — втулка роликовых подшипников; 2 — кронштейн пружинного амортизатора 3 — кронштейн гидравлического амортизатора; 4 — труба подвески; 5 — шпилька крепления щитка М10Х1,5; 6 — кронштейн подвески; 7 — рама прицепа; 8 — масленки
Рис. 5. Рама прицепа:
1 — косынка (сталь толщ.
1,5 мм); 2— проушина наклонной тяги; 3 — кронштейны крепления кузова; 4 — подножка; 5 — кронштейн подножки; 6 — кронштейн подвески; 7 — косынка кронштейна подвески; 8 — кронштейн крыла; 9 — кронштейн н косынка заднего кроплення; 10 — фланец; 11 — трос тормоза.
В соответствии с техническим нормам на независимую постройку боковых прицепов рема кузова должна быть на 30—50 мм выше рамы мотороллера, а узлы крепления должны соответствовать узлам подсоединения мотоциклов.
Для исполнения этих требований в задний узел крепления включены фланцы, передняя часть рамы имеет соответствующий изгиб, а узлы креплений выполнены в соответствии с рекомендациям «За рулем» за 1971 год № 7.
С трансформацией конструкции бокового упора мотороллера поменян метод подсоединения переднего узла: палец цангового зажима крепится к раме мотороллера хомутом O 60 мм, а к нему сваркой.
Подвеска колеса использована от ВП-150.
Это разрешило применить ось, ступицу, маятник, втулки, тормоз и кронштейны от того же мотороллера, а экипаж взял еще одно колесо с тормозом.
Трубу передней подвески (рис. 4) направляться обрезать на 5 мм выше сварного шва, соединяющего кронштейн гидравлического амортизатора с трубой.
Нижнюю часть трубы отрезать выше втулки игольчатых подшипников на расстоянии 27 мм от ее центра, после этого, развернув ее на 180°, приварить к верхней.
Шестерня привода спидометра удаляется вместе с резьбовой втулкой, а отверстие глушится резиновой либо резьбовой заглушкой.
Запрещено потерять и такую серьёзную подробность: по окончании переделки колесо подвески возьмёт вращение, противоположное тому, которое оно имело ранее, исходя из этого гайку оси колеса, имеющую левую резьбу, направляться застопорить, легко раскернив финиш оси колеса.
Для усиления подвески вовнутрь пружины возможно засунуть резиновый стержень, подобный резиновому буферу задней подвески грузового мотороллера ТГ-200.
Для соединения подвески с ее кронштейном и рамой прицепа к трубе нужно приварить доа отрезка трубы O 32х3,0 мм в соответствии с рисунку 5, а для крепления грязевого щитка — шпильку M10Х1,5.
Оборудование бокового прицепа тормозным колесом существенно повышает безопасность перемещения при эксплуатации мотороллера в городских условиях.
Для подсоединения тормозного троса прицепа к ножному тормозу мотороллера эргономичнее всего воспользоваться готовыми подробностями (рис.
6): тягой и кронштейном (из рычага тормоза мотоцикла «Восход»), регулировочным штуцером от тормоза мотороллера; лишь палец нужно будет заменить на более долгий.
Рис. 6. Схема подключения тормоза:
1 — оболочка троса тормоза; 2 — полик мотороллера; 3 — штуцер регулировочный; 4 — кронштейн штуцера; 5 — тяга (рычаг тормоза мотоцикла «Восход»); 6 — серьга; 7 — педаль тормоза; 8 — включатель сигнала «стоп»; 9 — палец тяг (удлиненный); Б — трос заднего колеса; В — трос колеса прицепа.
Рис. 7. Демпфер руля:
1 — контргайка М6; 2 — болт М6Х20; 3, 4 — сухари (латунь); 5 — головная труба; 6 — труба руля; 7 — пружина; 8 — винт регулировочный М6Х40.
Рис. 8. Заготовка для того чтобы демпфера
Кронштейн упора крепится двумя винтами М6, один из которых помогает кроме этого для фиксации крепления настила.
Для второго винта рядом с первым сверлится отверстие O 6,2 мм.
Для облегчения управления мотороллером руль снабжен демпфером. Его конструкция (рис.
7) разрешает регулировать величину упрочнения при поворотах руля и ликвидирует виляние — недочёт, в результате которого многие любители отказываются от эксплуатации самодельных боковых прицепов.
Главными подробностями демпфера являются медные сухари, установленные вместо войлочного уплотнения в нижней части трубы рулевой колонки.
Колебания руля гасятся за счет сил трения, появляющихся между основанием и бронзовыми сухарями рулевой трубы при заворачивании стяжного винта.
Для устранения люфта между вырезами и плечами сухарей в головной трубе последние разжимаются винтом с контргайкой. При установке сухарей на место их рабочие поверхности нужно покрыть смазкой ЦИАТИМ-201.
В.
КОВАЛЕВ, г. Брянск
Рандомные статьи:
Колесо обозрения Лондонский Глаз (London Eye)
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Легкий трицикл «Лама», по всей видимости, ‘ окажется совершенным транспортным средством для многих — среди них и для людей, утративших подвижность,…
-
Предлагаю читателям издания описание конструкции выстроенного мною автоприцепа. На создание данной дачи на колесах меня натолкнули рекомендации и…
-
Автомобильная студия «Пегас», строящая одноимённые машины, основана в Ярославле в 2003 году Вадимом Шустровым. В то время он только что получил диплом…
-
Задумка выстроить квадроцикл (четырёхколёсный мотоцикл) появилась в далеком прошлом — нужна была техника, благодаря которой возможно было бы тележку с…