Велокатамаран

Если бы какое-то время назад автору заявили, что ему нужно будет изобретать велосипед, он принял бы это за шутку. Но скепсис развеялся по окончании знакомства в одном из изданий с моделью ветрохода, которую изготовил Александр Двойников. Модель имела воздушный и гребной винты, сидящие на наклонном валу, и двигалась строго против ветра под действием… ветра!

Показалось заманчивым сделать на этом принципе одноместный ветроход: два велосипедных колеса, в случае если их спицы попарно оклеить плотной тканью, имели возможность бы являться многолопастными ветродвигателями, вращающими гребной винт через цепную передачу.

Но что делать, в то время, когда нет ветра? Возможно крутить колеса педалями! Тогда колеса преобразовываются в воздушные винты, а гребной винт, как и в прошлом случае, употребляется ло прямому назначению.

Но такая трансмиссия получалась сверхсложной и сулила тяжелые потери.

А вдруг для перемещения по воде применять сухопутный велосипед?!

В итоге все вылилось в конструкцию, которая выносится на суд читателей. Она является приставкойк дорожному либо туристскому велосипеду. При перемещении по суше конструкция в сложенном виде зачехлена и пристегнута к раме велосипеда сбоку.

На берегу водоема приставку раскладывают, ставят на нее раму велосипеда без колес, надувают поплавки, и возможно пускаться в плавание через Ла-Манш, Бискайский запив либо через неистовые пятидесятые, не забыв прихватить с собой… колеса. Ну а вдруг без шуток, то такая велоамфибия хороша для загородных прогулок, отдыха на воде, рыбалки и туристских походов.

Рис. 1. Велокатамаран:
1поплавок,

2пластина,

3ложемент,

4продольная балка каркаса,

5передняя вертикальная стойка,

6редуктор (ручная дрель),

7гребной вал,

8привод руля,

9задняя вертикальная стойка,

10гребной винт,

11руль,

12поперечная балка каркаса,

13, 15расчалки,

14рама велосипеда,

16замок.

Любителям мастерить, желающим изготовить такую приставку, потребуется пара метров стального тросика и дюралюминиевых труб для каркаса и 67 м2 влагонепроницаемой ткани для поплавков. Если вы живете близко от водоема, возможно сделать и чисто водный транспортводопед, забрав за базу велосипедную раму без колес.
Велоприставка складывается из силового каркаса, надувных поплавков и винтового движителя. Главный несущий элемент каркасацентральная балка, с которой через перекладины шарнирно соединены продольные балки. Снизу установлены передняя и задняя откидные стойки, служащие распорками для расчалок, соединяющих финиши перекладин.

Внешние финиши задних перекладин соединяются расчалками с рамой велосипеда, удерживая ее от сваливания на бок, а перекладиныот складывания назад.

Велокатамаран

Рис. 2. элементы каркаса и Силовая трансмиссия:
1поплавок,

2пластина,

3ложемент,

4 направляющий язычок,

5продольная балка (труба ø 25X1 5),

6клапан,

7гребной вал (труба ø 18X1),

8наконечник гребного вала,

9 ось вала,

10винт,

11 руль,

12 гайка текстолит),

13корпус подшипника,

14противокавитацвонная плита,

15втулки (фторопласт, капролон),

16насадка,

17задняя стойка,

18задний кронштейн,

19съемный штырь,

20пробка,

21заклепки,

22кронштейн,

23винт с гайкой барашком,

24центральная балка (трубка ø 26X2),

25велосипедная звездочка,

26поворотный подкос,

27передний кронштейн (на виде сверху условно не продемонстрирован;

28 ось кронштейна (труба ø 28X3),

29втулка (труба ø 34X2,5),

30поворотный кронштейн,

31вилка,

32передняя стойка (труба ø 25Х1,5),

33 редуктор (ручная дрель),

34поперечные балки,

35коромысло,

36передняя верхняя кница,

37передняя нижняя кница,

38звездочке редуктора,

39коромысло руля,

40задняя кница.

Для передачи нагрузки с силового каркаса на надувные поплавки к продольным балкам снизу приклепаны ложементы со съемными пластинами.

Надувные поплавки пришнуровывают к ним за язычки либо крепят посредством застежек-репейников.

Движитель складывается из редуктора, гребного вала, винта и установленного за ним руля, соединенного с передней вилкой велосипеда особой проводкой. По финишам центральной балки установлены передний и задний узлы крепления приставки к раме велосипеда.

Конструктивное выполнение перечисленных их соединений и элементов возможно различнов зависимости от технологических возможностей, квалификации, изобретательности и вкусов исполнителя.

При всем рвении к конструктивной н технологической простоте автору не удалось избежать сварки и токарных работ. Их применение было продиктовано рвением максимально уменьшить механизм, обеспечив ему жёсткость и достаточную прочность.

Рис. 3. Звездочна редуктора в сборе:

1корпус,

2стопорный винт М6,

3 венец велосипедной звездочки ø 80 мм,

4крышка,

5вннт М4.

Рис. 4. Поплавок:

1оболочка,

2, 3язычки,

4диафрагма.

Рис. 5. Замок:
1корпус,

2двойной крючок,

3трубка ø 6Х X1,

4верхняя расчалка,

5трубчатые заклепки.

Силовая трансмиссия. В качестве редуктора применена ручная двухскоростная дрель с передаточным отношением 7:1. Вместе с цепной передачей она снабжает передаточное число между валом педалей и гребным винтом 21 : 1. Крепится дрель посредством установленной на оси вилки.

Вместо боковой ручки на шестигранный хвостовик дрели посажена малая звездочка цепной передачи, в вместо патронагребной вал.

Дабы повысить КПД, я заменил примененный сперва трехлопастный винт ø 200 мм на двухлопастный ø 270 мм, выклеенный из стеклоткани на эпоксидной смоле. Винт левого вращения, шагом около 230 мм. толщина и Форма лопастей подобраны так, что угол их установки изменяется в зависимости от нагрузки за счет упругой деформации, снабжая на всех режимах перемещения ход, близкий к оптимальному.

Гребной винт возможно сделать и из металла либо применять готовый, к примеру, от подвесного мотора Ветерок-13 либо Ветерок-12.

Для упрощения конструкции н уменьшения габаритов приставки в сложенном виде я исключил и предусмотренную ранее кольцевую насадку около гребного винта. Вместо нее установлена более легкая противокавитационная плита, предохраняющая от засасывания воздуха.

В опорном подшипнике гребного вала установлены фторопластовые втулки, талантливые трудиться в воде без смазки (возможно изготовить их и из капролона).

Надувные поплавки выкроены из прорезиненной ткани (серебрянки). Дабы расширить воздухонепроницаемость и предохранить хлопчатобумажную базу ткани от гниения и намокания, ее обратную сторону покрывают двумя слоями герметика 51-Г-10, разведенного бензином Б-70 в отношении 1 : 1.

Для поплавков пригодна кроме этого капроновая либо лавсановая ткань, пропитанная герметиком 51-Г-10 либо У-30МЭС-5, полиуретаном либо клеем Момент-1, разведенным на скипидаре в отношении 1:1 по количеству.

Для крепления к ложементам на поплавках приклеиваются язычки из полосы той же ткани шириной 80100 мм, сложенной, как продемонстрировано на рисунке. Язычки лучше клеить к надутым поплавкам по пластинам и готовым ложементам.

В случае если планируется крепить поплавки шнуровкой, в язычках делают отверстия ø 10 мм и шагом 80100 мм, а в петли язычков продевают спицы из дюралюминиевых электродов ø 3 мм.

Для увеличения живучести велоамфибии любой из поплавков разделен на три отсека поперечными переборками в виде конических диафрагм из той же ткани. Такая форма диафрагм прекрасно сохраняется под давлением и разрешает сворачивать поплавки без складок. Переборки вклеивайте в последнюю очередь, покинув для этого в средней части поплавка открытый участок шва длиной в полметра.

Шов лучше располагать снизу.

Накачивать поплавки воздухом комфортно посредством резиновой помпы (лягушки). Не забудьте в любой отсек поплавка вклеить вентили со съемными ниппелями от резиновой лодки.

Оконечности поплавков лучше выклеивать на дураке, что возможно изготовить из пенопласта, дерева, папье-маше, глины. По окончании склейки все швы нужно промазать герметиком, после этого заклеить наружные швы полосами ткани шириной 20 мм.

Для увеличения герметичности, улучшения придания и внешнего вида водоотталкивающих особенностей поплавки окрашиваются эластичной краской, изготовленной по рецепту: один тюбик клея Момент-1, 0,5 л скипидара и 100 г алюминиевой пудры.

Напоследок пара слов о предстоящем улучшении конструкции. В принципе возможно заменить наклонный вал и дрель на вертикальную колонку, исключив руль. Это разрешит уменьшить массу, габариты и избавит от необходимости разнимать цепь. Весьма интересно постараться вместо винта применить ластовый движитель.

И, наконец, создать приставку, не требующую демонтажа колес.

Характеристика


Личная масса велоамфибии, кг — 26

Грузоподъемность на плаву, кг — 100120

Количество поплавков, л — 256

Скорость на воде, ЖД/ч — 810

Габаритные размеры, мм:

велоамфибия на плаву — 2800X1450X1250

приставка в сложенном состоянии — 2000Х250Х150

Видеосюжет:

Рандомные статьи:

Катамаран из обычного велосипеда, велокатамаран


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Велокатамаран «малек»

    Бессчётное семейство водных велосипедов пополнилось еще одной занимательной машиной, сконструированной отечественным читателем — инженером Г….

  • «Дельфин» выходит на фарватер

    Грезы у каждого собственные. Кто о чем, а Сергей Дмитриевич Руденко, сотрудник муниципальный станции юных техников, что в г. Слуцке Минской области,…

  • Аквапеды

    То, что перемещаться по воде возможно, сидя па бревне и отталкиваясь от воды первой попавшейся под руки палкой, известно уже большое количество тысяч…

  • Аквапед «дельфин»

    Грезы у каждого собственные. Кто о чем, а Сергей Дмитриевич Руденко, сотрудник муниципальный станции юных техников, что в г. Слуцке Минской области,…