Веломобиль оптимистов

Имеется много энтузиастов, для которых веломобиль стал единственным и страстным увлечениемхобби. А имеется люди, для которых веломобильэто практически жизнь. Правильнее, возможность передвигаться, что, в неспециализированном-то, взаимосвязано.

И для для того чтобы транспортного средства ответственны не скорость, не грузоподъёмность, а совсем другие характеристики: маленькая масса, манёвренность, лёгкость в управлении. А основное, дабы веломобиль был эргономичен и не сложен в эксплуатации, занимал мало места при хранении, ну и, нужно, дабы он являлся хорошим тренажёром. Кто из оптимистов, у которых не известно почему ограничены круг и подвижность общения, не грезит вернуть собственную мобильность!

Сейчас за границей много компаний производят веломобили для калек.

Эти автомобили имеют ножной, либо ручной педальный привод, либо совмещённый. Довольно часто на такие веломобили устанавливают дополнительный электропривод с едой от аккумулятора. Для людей с ограниченной подвижностью созданы и суперлёгкие скоростные спортивные веломобили а также гусеничные велопри-водные, на которых особенно отчаянные оптимисты-калеки поднимаются кроме того высоко в горы.

Но всё это не у нас. Да и импортные аккумуляторная не всегда всецело удовлетворяют чаяниям будущего обладателя. Так как хочется, дабы в конструкции были учтены как раз твои особенности, твои возможности, твои пожелания. Словом, нужен личный проект!

Но возьмётся ли кто за него?

Приблизительно так, возможно, рассуждала энергичная девушка-калека из Нижнего Новгорода, в то время, когда пара лет безу-спешно пробовала отыскать предприятие-изготовитель персонального веломобиля для себя. В итоге, изготовитель однако нашёлся.

И вот солнечным майским днём в помещение девушки въехал миниатюрный веломобиль (а правильнее было бы назвать велоход), изготовленный столичной компанией ЭТРА. Больше любимого ярко-зелёного цвета конструкции Олю Зотову обрадовало наименование, составленное из имени Зотова и букв фамилии ОльгаЗольга. Этоточноеё веломобиль!

Первое опробование, первая пристрелка к новой конструкции. Нужно заявить, что у Оли уже был опыт катания на самодельной коляске-аналоге. Но он не принёс ни удовлетворения, ни эйфории. А сейчас: два часа укрощения сначала рычага и непослушных педалей управленияи Зольга неспешно покатила осваивать окрестности, прокладывать новые для неё маршруты в парки, магазины, театр.

Да мало ли куда сейчас задумает отправиться её хозяйка!

Веломобиль, а правильнее велоколяска спроектирована под рост обладателя155 см. Её габаритные размеры (ширина, высота, протяженность) 640x910x1180 мм, в сложенном состоянии, соответственно: 640x650x920 мм.

Зольга несложна по конструкции, компактна, да ещё и частично складывается для хранения. Но, основное,владеет необычной манёвренностью. Эта особенность разрешает ездить на ней не только на улице, но и дома, в помещении.

Велоколяска имеет ширину всего 640 мм, а потому узкие дверные лифтовые проёмы для неё не преграда. Масса19,5 кг. Зольгу возможно применять в качестве тележки для товара в магазине самообслуживания: П-образная опора спинки сиденья в этом случае играет роль ручки, за которую возможно толкать коляску перед собой.

Удерживая за эту ручку, велоколяску возможно спускать либо поднимать по лестнице либо оказать помощь обладателю преодолеть бордюр.

База конструкциисварная пространственная рама, изготовленная из тонкостенных (1,52-мм) металлических труб. По форме рама напоминает каркас сиденья кресла, что, в неспециализированном-то, так и имеется. А потому, как и у всякого кресла, у него имеются и подлокотники, и спинка (действительно, не столь вальяжные).

Опора-дуга спинки выгнута из трубы диаметром 20 мм с достаточно толстой2,5-мм стенкой, потому, что она помогает ещё и рукояткой при перемещении коляски.

Веломобиль оптимистов

Велоколяска Зольга:

1рама;

2переднее управляемое и ведущее колесо (от детского велосипеда);

3педальный привод (от подросткового велосипеда, звёздочка z = 40);

4вилка-вынос;

5рулевое управление;

6подлокотник (фанера s8, 2 шт.);

7сиденье;

8 заднее опорное колесо (2 шт.);

9ручка с неподвижной рукояткой.

Подложки верхней и нижней частей спинки и основание сиденья выполнены из бакелизированной (водостойкой) 8-мм фанеры, из неё же и подлокотники. Цельная полипропиленуретановая (ППУ) подушка толщиной 12 ммиз туристского коврика-пенкиприкреплена к основанию сиденья и спинным подложкам винтами М6 с шайбами увеличенного диаметра.

Для фиксации винтами М6 подложек в них просверлены отверстия диаметром 8 мм, в каковые утоплены молотком мебельные гайки с усами. Тут же напомним, что подобно крепятся и подлокотники, лишь винтами М5 (по три на любой). основание и Поясничная подложка спинки соединены между собой алюминиевыми полосами шириной 20 мм и толщиной 2 мм, каковые прикреплены к опорам основания сиденья и к опоре дуги спинки сиденья металлическими хомутами при помощи винтов М6.

Рама (материалсталь):

1основание (труба Ø32×1,5);

2кронштейн крепления оси заднего колеса (уголок 40×40, 2 шт.);

3стяжка (труба Ø25);

4,5передняя и задняя стойки (труба Ø25, по 2 шт.);

6 опора дуги спинки сиденья (труба Ø25);

7опоры подлокотников (труба Ø25, 2 шт.);

8неподвижная рукоятка (труба Ø25);

9дышло (труба Ø40);

10втулка колонки рулевой вилки (труба Ø32);

11левая (по ходу) опора сиденья (труба Ø20×2, L = 96));

12правая опора сиденья (труба Ø20×2, L = 80);

13стойки опор сиденья (труба Ø20, 2 шт.).

Задние 20-дюймовые опорные колёсаот дорожного велосипеда. В торпедовскую втулку с внутреннего торца запрессован подшипник 60203, а с внешнего торцаподшипник 60101 в стакане и установлена ось с буртиком. На оси втулка колеса фиксируется гайками М10х1, одна из нихконтрящая.

Такими же гайками любая ось закрепляется в кронштейне рамы.

В веломобиле использована схема с передним ведущим (оно же управляемое) колесом (схема мазурчак). Переднее колесо диаметром 12,5 дюйма собрано на стандартной торпедовской втулке. Вынос привода объединён с вилкой переднего колеса и сварен из двух укороченных велосипедных вилок.

При изготовлении столь малого и достаточно важного узла следовало очень строго выдержать параллельность оси колеса и вала каретки. Исходя из этого сварка этого узла производилась в стапеле.

Начинка кареточного узла позаимствована от детского велосипеда. Протяженность каждого шатуна140 мм, это в полной мере приемлемо для уверенного и неутомительного педалирования.

Задние колёса крепятся к раме жёстко, через уголковые кронштейны (правильнее крепятся их оси, а колёса позже на оси надеваются). Втулки колёс доработаны под стандартные подшипники (раньше в том месте находились два конуса, а между ними закладывались шарики без сепараторов).

Вилка-вынос педального привода (материалсталь):

1корпус каретки (труба Ø45×2,5);

2подкосная вилка (от велосипеда Друг);

3рулевая вилка (от велосипеда Бабочка);

4ушко крепления оси переднего колеса (полоса 40×4, 2 шт.);

5стяжка (труба 014×1,5, 2 шт.);

6,7кронштейны крепления щитка цепи (полоса 20×2,5);

8поворотный рычаг-кабанчик (полоса 20×4);

9 дышло рамы.

Колёса снабжены грязевыми щитками. Причём над задними колёсами они закреплены посредством утолщённых резиновых шайб, дабы в поездке, в случае если потребуется, возможно было бы подправить их положение вручную. В свободные торцы труб рамы забиты на клею древесные пробки, к каким посредством саморезов прикреплены резиновые подушкиупоры.

Узел крепления заднего колеса (левого) к раме:

1ось (сталь 45);

2кронштейн рамы;

3подшипник 60203 (40x17x12);

4подшипник 60101 (28x12x8);

5втулка колеса;

6 стакан подшипника 60101 RS;

7 гайки и контргайка М10;

8,9шайбы;

10колпачковая контргайка.

Рулевое управление:

1рычаг рулевого управления (труба Ø22×4);

2вал рычага (круг 14);

3втулка валалевая (по ходу) опора сиденья;

4стойка опоры сиденья;

5подшипник скольжения (латунь, круг Ø20, 2 шт.);

6клин;

7сошка(укороченный велосипедный шатун);

8штифт Ø6; 9шплинт;

10вилка тяги;

11тяга (круг Ø8);

12контргайка;

13 шаровой наконечник;

14корпус шарового наконечника;

15 поворотный рычаг-кабанчик;

16 барашковая гайка;

17пружинная шайба;

18заглушка;

19шплинт заглушки.

Управление веломобилем осуществляется одной рукой посредством Г-образного рычага, отклоняющегося вперед-назад (соответственно, поворот налево-направо). На финише долгого (вертикального) плеча закреплена ручка. Маленькое (горизонтальное) плечо рычага на подшипниках скольжения (пропилен) смонтировано в направляющей трубелевой (по ходу) удлинённой опоре сиденья, и на его торце клином закреплена сошка, изготовленная из укороченного левого педального шатуна.

Тяга (стержень диаметром 8 мм) через шаровой наконечник соединяет рычаг-кабанчик (приваренный к вилке привода) с сошкой вала рулевого рычага. На фотографии наконечник подсоединяется к кабанчику с нижней стороны. Но это не принципиально.

Движение рулевого рычага ограничен с одной стороны подушкой-упором.

Заднее колесо с доработанной втулкой и его крепление к раме

Рулевое устройство перенастраиваемое: управление возможно осуществлять не только левой рукой (как в приведённом выполнении), но и правой (при соответствующей симметричной установке Г-других элементов и образного рычага) либо сходу обеими руками (при установке двух Г-образных рычагов с набором элементов).

Для фиксации ступней ног на педалях, посредством штатных винтов М5 закреплены полосы перфорированной монтажной ленты, на которую надет пластмассовый чехол.

Рама и другие железные узлы покрыты грунтом (по ржавчине) и двумя слоями алкидной эмали. Древесные подробности перед покраской предварительно пропитаны защитными составами.

схема и Конструкция сиденья его складывания:

1 рама;

2дуга спинки сиденья (труба Ø20×2,5);

3покрытие (коврик пенка) ;

4основание сиденья (фанера s8);

5поясничная подложка сиденья (фанера s8);

6спинка сиденья (фанера s8);

7 сообщение (дюралюминиевая полоса 20×2,2 шт.);

8хомут (металлическая полоса 20×2,4 шт.);

9крепление хомута (винт М6, 4 шт.);

10гайка анкерная М6 (с острыми усиками, утоплена в фанеру, 4 шт.);

11 шайба-прокладка (s1, 2 шт.);

12болт Мб (2 шт.);

13колпачковая гайка М6 (2 шт.);

14шайба; 15ручка дуги спинки (резина, 2 шт.).

Для частичного складывания велоколяски для хранения нужно отсоединить наконечник тяги (открутив гайку-барашек) и развернуть привод на 180 градусов (педалями под сиденье), а спинку сиденья наклонить вперёд на основание.

При столь малой колёсной базе велоколяски она имела возможность бы переворачиваться при манёвре. Но на Зольге установлен умный руль: шофер отклоняет рычаг, и наряду с этим сам должен наклоняться в сторону поворота, мешая тем самым опрокидыванию веломобиля. Торможение осуществляется как на велосипедеходом педалей назад.

Само собой разумеется, большая скорость у Зольги маленькая: 1520 км/ч, но коляска же и не предназначена для гонок. Радиус поворота по внешнему заднему колесу при повороте налево1500 мм, при повороте направо1650 мм, другими словами, для разворотов хватает площадки диаметром чуть более трёх метров. Масса коляскиоколо 19,5 кг.

По окончании нескольких тренировок возможно обучиться руководить веломобилем лишь ногами (без помощи рук). Для этого необходимо отвернуть барашковую гайку и отсоединить тягу руля: в этом случае на Зольге возможно разворачиваться фактически на месте. По окончании нескольких месяцев эксплуатации веломобиля О.Зотова написала: День назад я два часа каталась на Зольге. Ну, что я могу сообщить… Супер! Крутить педали намного легче, чем на ветхой коляске.

Первые десятьпятнадцать мин. никак не имела возможности совладать с управлением: желаю развернуть направополучалось налево, желала налевополучалось направо, но позже всё пошло как по маслу. … Меня всё устраивает в Зольге, и я не планирую ничего поменять. Я на данный момент Зольгу не дам ни за какие конкретно миллионы.

Понимаете, у меня когда-то похитили инвалидную коляску, так я на данный момент опасаюсь, что с Зольгой может произойти то же самое. Я этого не переживу.

В.УЛЬЯНОВСКИЙ

Рандомные статьи:

Рецепт бизнеса: как заработать на приготовлении натурального мороженого


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Веломобиль в футляре

    в один раз внимание грибников привлёк турист из подошедшей электрички в яркой велоформе, шлеме и с виолончелью в футляре за плечами. Сняв футляр и…

  • Веломобиль для прогулок и дела

    На данный момент автомобильные «пробки» и смог стали главной проблемой не только мегаполисов, но и маленьких провинциальных городов. Развитие…

  • Прогулочный веломобиль

    Одним из основных источников загрязнения внешней среды считается автотранспорт. Исходя из этого у конструкторов появляется естественное рвение создать…

  • Веломобиль: ногами и руками

    Преимущества веломобиля если сравнивать с велосипедом всем известны. Перво-наперво — это устойчивость, а благодаря ей и комфортность (не смотря на то,…