Аэромобильный параплан

Конструированию тележки для параплана предшествовало легко само увлечение парапланеризмом, к которому также пришел не сходу. Сперва летал на самолетах (имею и летное удостоверение), на дельтапланах. Но в один раз, полетав на параплане, увлекся им действительно.

Думаю, это сравнимо с плаванием на яхте под парусом. Лишь значительно лучше.

Сперва, как и большая часть парапла-неристов, применял для посадки и разбега простую трехколесную тележку. Не буду большое количество сказать обо всех ее недочётах (они известны пилотам-пара-планеристам). Но самый неприятный из нихопрокидывание вперед-вбок при недостаточных навыках управления куполом на взлете и при посадке.

Но и умелый парапланерист на таковой тележке не застрахован от сваливаниянапример, при боковом порыве ветра. А это достаточно страшно, потому, что опрокидывание тем возможнее, чем выше скорость, другими словами при взлете, а особенно при посадке.

В итоге решил сделать для себя четырехколесную тележку. А в то время, когда надумал, то в голову пришли и другие идеинапример: а из-за чего бы не применять эту же тележку для передвижения до взлетного поля и обратно, тем более, что приземление может случиться достаточно на большом растоянии от места взлета.

Все механизмы и агрегаты: паромотор, органы управления им и тележкой базируются на пространственной раме-каркасе. База рамыдва однообразных замкнутых контурных элемента, по форме напоминающих прямоугольную трапецию. И не смотря на то, что части элементов контуров по функциональному назначению и расположению в полной мере возможно условно поделить на лонжерон (нижняя горизонтальная часть), стойки (вертикальную заднюю и наклонную переднюю) и перекладину (верхняя часть), все они выполнены как одна подробность из металлической тонкостенной (s = 2 мм) трубы наружным диаметром 28 мм.

Тут же отмечу, что ответ сделать раму из металлических тонкостенных труб, а не из дюралюминиевых, принял вследствие того что сварка их намного проще, а проигрыш в массенезначительный. К тому же при поломки металлическую раму возможно заварить в любой ближайшей мастерской, а вот аргоновую сварку для дюралюминиевых подробностей нужно еще отыскать.

Элементы связаны между собой в нескольких местах поперечинами, выполненными также из металлических труб диаметром 20 мм (толщина стены2 мм). Замкнутые элементы в один момент помогают и дугами безопасности.

К лонжеронам приварены разные кронштейны, проушины и ушки для крепления на раме задних колёс и подвесок передних, рукоятки-рычага управления, сиденья.

Узлы крепления моторамы силового его ограждения и агрегата приварены к вертикальным стойкам элементов рамы, а также в виде косынок между стойками и связывающими их поперечинами.

Четырехколесная парамоторная тележка:

1силовой каркас;

2переднее управляемое колесо (от карта, 2 шт.);

3педаль управления передними колесами (2 шт.);

4обтекатель (стеклоткань на эпоксидном вяжущем, s3);

5 рукоятка-рычаг;

6ручка управления газом;

7зеркало заднего вида;

8кронштейн зацепления строп парашюта (2 шт.);

9 сиденье;

10ложемент;

11ограждение винта;

12винт;

13силовой агрегат ДО = 27 л.с.);

14топливный бак (V15 л);

15заднее колесо (от карта, 2 шт.);

16задний амортизатор (велосипедный газовый, 2 шт.);

17маслобак (V = 8 л);

18рулевая поперечная тяга (2 шт.);

19передний амортизатор (2 шт.);

20нижний рычаг передней подвески (2 шт.);

21 верхний рычаг передней подвески (2 шт.);

22поворотный кулак (2 шт.);

23тормозной механизм (2 шт.);

24гидромотор (V = 20 см3, 2 шт.);

25рычаг задней подвески (2 шт.);

26глушитель;

27приборная доска.

Пара ушков приварены и в нижней части передних наклонных стоекдля крепления щитка, выполненного из дюралюминиевого 1-мм страницы (потом заменил щиток на выклеенный из стеклопластика обтекатель). Полик изготовил из 3-мм дюралюминиевого рифленого страницы.

Забегая вперед, сообщу, что на протяжении эксплуатации тележка модернизировалась. Так, не считая обтекателя, был заменен руль мотоциклетного типа на рукояткунаподобие самолетной. Была усилена передняя подвеска, внесены другие трансформации.

Но об этом позднее, по ходу описания конструкции.

Передние колесауправляемые, задниеведущие с приводом от гидромоторов. Подвеска всех колеснезависимая. У задниходнорычажная на косых (продольно-поперечных) рычагах, типа тех, что были на Запорожцах либо, в случае если желаете,на БМВ.

Передняя подвеска сперва была также однорычажная (с поперечными рычагами), но потом ее было нужно усилить еще одним верхним рычагом и сделать ее параллелограммного типа. Задний и нижний передний рычаги выполнены из такой же металлической трубы, что и поперечины, а передний верхнийиз трубы диаметром 16 мм, а по конфигурации он такой же, что и нижнийтолько зеркально отображенный.

На всех подвесках установлены велосипедные газовые амортизаторы (сперва находились пружинно-гидравлические от мопеда). Движение рычагов и обеих подвесок приблизительно одинаковыйоколо 150 мм. Причем позади амортизатор вынесен за пределы подвески (на лонжерон) и связан с ней через качалку и тягу.

Аэромобильный параплан

Каркас тележки (дет, поз. 1 и 7 выполнены из металлической трубы 28×2; поз.2,3,4,5из трубы 20×2):

1рама левая, праваязеркально отображенные;

2перемычка зеркала заднего вида;

3перемычка приборной доски;

4перемычка крепления пола;

5перемычка крепления моторамы (3 шт.);

6косынка-кронштейн крепления моторамы и баков ГСМ (8 шт.);

7траверса;

8ушко крепления качалки (2 шт.);

9ушки крепления рычага задней подвески (2 пары);

10ушки крепления заднего амортизатора (2 пары);

11ушки крепления задней части сиденья и пола;

12кронштейны крепления передней части сиденья;

13ушко подвески рычага педали (2 шт.);

14кронштейны-стойки крепления верхнего рычага передней подвески с подкосами (2 пары);

15ушки крепления нижнего рычага передней подвески (4 пары);

16ушко крепления пола (2 шт.).

Конструктивно передняя подвеска перемещена назад от носа автомобили, как бы уменьшив колесную базу, что не совсем рационально при езде по земле. Но в воздухе, за счет смещения центра воздушного сопротивления предполагается уменьшение рысканья в полете.

Задние колеса также, как было быть может, вынесены назад: их оси находятся фактически в плоскости винта. Во-первых, это было сделано из расчета удобства компоновкиулучшилась развесовка по осям (практически 50×50%); во-вторых, повысилась стабильность в полете за счет смещения центра воздушного сопротивления назад, в-третьихменьше шансов для черепахи (опрокидывание назад) при старте.

Моторама (материал деталейсталь 30ХГСА):

1верхняя поперечина (штампованный уголок 50x50x5);

2стойка (полоса 40×20,2 шт.);

3 кронштейн-ушко крепления сайлент-блока (лист s5,6 шт.);

4сайлент-блок (6 шт.);

5кронштейн-ушко крепления двигателя (лист s5, 4 шт.);

6нижняя поперечина (лист s5);

7вертикальная полка-кронштейн (лист s5);

8кронштейн-ушко крепления гидронасоса (сталь, лист s5, 2 шт.).

Управление передних колессмешанного типа, а правильнее продублированное ручное и ножное. Необходимость их поворота ногами выявилась при первых же взлетах-посадках, в то время, когда руки были более нужными для управления парашютом.

Ножной привод передних колес осуществляется педалями через эластичные металлические тросики, расположенными под обтекателем. Тут же стоит и тормозная педаль.

Ручное управление сперва осуществлялось от руля мотоциклетного типа через твёрдые тяги. Потом руль заменил на рукоятку-рычагподобно тому, что стоят на самолетах, но лишь смонтированной с правой стороны тележки. Наряду с этим заменил поворотные кулаки и верхние рычаги на передних колесах.

ось и Поворотный кулак переднего колеса:

1ось (сталь, круг 20);

2рычаг (сталь, лист s5);

3стойка (сталь 30ХГСА, труба 20×1);

4ушко крепления верхнего рычага передней подвески (сталь, лист s4).

На руле (а позднее на рукоятке-рычаге) сосредоточены и все органы управления винтомоторной установкой.

Сейчас о главномо винтомоторной, а правильнее, о силовой установке, по причине того, что двигатель трудится не только на винт, но и на колеса тележки через гидрообъемную трансмиссию.

ДвигательМZ34 канадской компании Zanzaterra мощностью 27 л.с. при 6300 оборотах в 60 секунд, двухтактный, воздушного охлаждения, трудящийся на бензине Аи-95 с добавлением 2,5% моторного масла. Он дополнен тумблером отбора мощности. Сейчас крутящий момент с его выходного вала передается посредством клиноременной передачи либо на винт, либо на гидронасос.

Переключение производится при остановленном двигателе. На винт вращение передается посредством 16-ручьевого ремня через соответствующие шкивы с передаточным числом i = 2,38. На входной вал гидронасоса вращение передается также через клиноременную передачу.

Лишь количество ручьев у ремня (и у шкивов) по 14, а передаточное число равняется 1,74.

Радиально-поршневой гидронасос производства американской компании Jaton формирует давление 137 бар (приблизительно столько же воздухов) и качает масло по шлангам в гидромоторы (компании Chan Lynn количеством 20 см3 любой), на валах которых насажены ступицы задних ведущих колес. Для обеспечения гидросистемы рабочей жидкостью внизу под силовой установкой, рядом с 15-литровым бензобаком смонтирован маслобак емкостью 8 л. Обе они прикреплены к задней нижней поперечине металлическими лентами с замками.

Нижний левый рычаг передней подвески (правыйзеркально отображенный; материал верхних рычаговтруба 16×1):

1 главный стержень (сталь 30ХГСА, труба 20х 1);

2подкос (труба 20×1);

3втулка;

4проушина (сталь, лист s4);

5наконечник (от ВАЗ-2108).

Считаю использование гидропривода ведущих колес тележки более рациональным и оправданным, чем массивная механическая трансмиссия, не смотря на то, что кпд гидравлики существенно нижепередаваемая ею мощность на задние колеса образовывает около 15 л.с. Применение же гидромоторов для привода колес при передвижении по земле обосновано тем, что винт поднимает большое количество пыли.

Первые же посадки испытания (и лётные взлёты) подтвердили предположения о надежной устойчивости тележки, выполненной по четырехколесной схеме, кроме того при неудачных взлетах и косых касаниях почвы с маятника. Громадный движение подвески с газонаполненными амортизаторами снабжал плавный ход и мягкость посадки при пробеге. Во многом этому содействовали и колеса от мини-багги с наружным диаметром шин 350 мм и шириной 200 мм (посадочный размер шин Кб, давление в шинах1 атм. либо 0,1 МПа).

Качалка рычага рулевого управления:

1 кронштейн (сталь, лист s3);

2втулка кронштейна (труба Ø30×2);

3втулка храповика (труба Ø24×2);

4храповик (от маховика кик-стартера скутера).

Воздушный винт парамотора диаметром 1450 мм и шагом 500 мм (сперва стоял древесный, а теперьстеклопластиковый) снабжает полет на параплане со скоростью до 100 км/час. Ограждение винта штатное, купленное вместе с винтомоторной установкой.

Левый рычаг задней подвески (правыйзеркально отображенный; материал деталейсталь 30ХГСА):

1втулка качения рычага (труба 28×2);

2рычаг (труба 28×2);

3подкос (труба 20×2);

4громадное ушко крепления тяги амортизатора (лист sЗ);

5малое ушко крепления тяги амортизатора (металлической лист sЗ);

6усилитель рычага (продольная добрая половина трубы 20×2);

7втулка гидромотора (труба 58×2);

8ушко крепления гидромотора (лист s10, 2 шт.);

9кронштейн крепления тормозного суппорта (лист s4).

Органы совокупности запуска двигателя: аккумуляторная батарея и реле ее зарядки; реле и кнопка включения стартера, ключ зажигания (вьключатель веса) находятся в маленьком ящичке слева от сиденья пилота. Кстати, само сиденьеанатомическое, с плечевыми пристежными ремнями.

Подвеска заднего левого колеса с прогрессивной схемой амортизации (аизометрия; бвид сбоку):

1рама;

2амортизатор;

3качалка;

4тяга;

5рычаг;

6колесо.

Как было отмечено ранее, органы управления тележкой, не считая системы и тормозов запуска двигателя, сосредоточены на рукоятке-рычаге управления. На нем же смонтирована с правой стороны от сиденья пилота съемная ручка управления двигателем. Перемещением рычага вправо-влево осуществляется поворот передних колес, а вперед-назад от нейтрального положениявключается соответственно передний либо задний движение тележки.

Предстоящее перемещение рычага увеличивает подачу масла в гидромоторы и тем самымскорость передвижения тележки.

Силовая установка:

1 цилиндр двигателя;

2глушитель;

3ведомый (приводной) шкив вала винта;

4тумблер: винтгидроцилиндр (колеса);

5ведущий шкив вала двигателя;

6гидронасос;

7ведомый (приводной) шкив вала гидронасоса;

8приводной ремень гидронасоса;

9приводной ремень вала воздушного винта;

10картер двигателя.

На съемной ручке находится рычаг газа и кнопка остановки двигателя. В полете изогнутый рычаг управления тележкой закрепляется в нейтральном положении, а рукоятку пилот удерживает в одной руке в эргономичном для себя положении.

В начальном варианте тележка не имела контрольных приборових установил позднее вместе с обтекателем (вместо щитка) на его передней панели. Контрольных приборовтри. Первый справауказатель уровня горючего в бензобаке, среднийвысотомер, а конечный левыйприбор мониторинга двигателя: температуры головки цилиндра, температуры выхлопных газов.

Видео:

Рандомные статьи:

параплан Житомир


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • И по болоту, и по снегу

    Вездеходы на пневматиках сверхнизкого давления становятся все удобнее. В случае если дюжина лет назад энтузиасты вездеходной техники создавали в основном…

  • Багги — спортивный кроссовый автомобиль

    Студенческое конструкторское бюро Карийского политехнического университета имени А. М. Горького известно не только в родкых краях, но и далеко за…

  • Внедорожник на радиоволне

    Радиоуправляемые модели машин-внедорожников типа багги все чаще видятся на страницах специальных изданий для моделистов, и это не просто так….

  • Скутер под крышей

    Не имеет смысла сравнивать мотороллер-легковой автомобиль и скутер — автомобили эти совсем различные. Однако, конструкторы мототехники всегда делают…