Выстроить простой, неприхотливый и надежный автомобиль меня, возможно сообщить, заставили события. Еще в приснопамятные времена общего недостатка я купил видавший виды «Запорожец», что больше стоял в ремонте, чем ездил, ожидая, в то время, когда я отыщу необходимые запасные части.
Через пара лет таких мучений меня начала одолевать идея самому выстроить ремонтопригодное и дешёвое по запчастям транспортное средство.
Кое-какой опыт самодельного конструирования у меня к тому времени имелся —до этого сделал аэросани, два мотоблока, маленький трактор. Но подступиться к постройке автомобили все же опасался — я отдавал себе отчет в том, что подобная конструкция требует более культуры исполнения и высокого уровня.
Вариантов в голове было большое количество. На осознание того, что я желаю (а правильнее — ч го мне но силам и по карману), ушел еще год-второй.
В итоге решил строить маленькую машину в стиле «джип» с недефицитным кроме того в то время мотоциклетным двигателем от «Иж-Юпитер». Мощность двигателя 27 л.с. разрешала рассчитывать на то, что маленькую машину он без неприятностей потянет с приличной скоростью.
Ходовую часть, рулевое управление и другие узлы применял от мотоколяски С3Д: в то время калекам органы соцзащиты выдавали уже «запорожцы», а мотоколяски (кроме того в очень приличном состоянии) отправлялись в металлолом. Такая списанная мотоколяска послужила базой моей автомобили, которую автомобилисты довольно часто именуют миниджип, не смотря на то, что у нее ведущие колеса лишь задние и, возможно, вернее будет ее назвать мотокар.
Но силовой агрегат, в отличие от прототипа, разместил в первых рядах и связал его с основной передачей цепью с шагом 15,875 мм от сельхозтехники. Основная передача — от грузового мотороллера «Муравей». В месте перехода цепи через поперечную балку рамы на последней закрепил натяжитель, что ликвидирует провис нижней ветви.
Дополнительно цепь может натягиваться перемещением основной передачи в пазах кронштейнов ее крепления. Сверху цепь прикрывается съемным кожухом.
Силовой агрегат мотокара от мотоцикла «Иж-Юпитер»: передний мост, подвеска, рулевой механизм от мотоколяски, педали управления — все делается дешёвым при снятом капоте
Трансмиссия мотокара: полезная передача — от сельхозтехники, основная передача — от грузового мотороллера «Муравей»; полуоси — из карданных рулевых валов машин ЗиЛ
Полуоси привода задних колес сперва установил все от той же мотоколяски, но позже заменил их карданными валами с шарнирами от рулевого вала автомобиля ЗиЛ.
Механизм рулевого управления, передний мост и его торсионная подвеска с амортизаторами использованы всецело (в сборе) от мотоколяски, от нее же — подвески и рычаги задних колес.
Глушитель двигателя — самодельный. Изготовлен из отрезка трубы диаметром 100 мм и длиной 350 мм.
Заводится двигатель кик-стартером, удлиненный и изогнутый рычаг которого выведен за передний бампер.
Кузов мини-джипа также всецело самодельный. Его базой есть сварной пространственный каркас, собранный из металлопроката разного сортамента: труб прямоугольного и круглого сечения, уголков — в общем, из того, что было в то время под руками — только бы материал снабжал надлежащие жёсткость и прочность.
Составными элементами каркаса можно считать и подмоторную раму, и различные кронштейны подвесок узлов и крепления трансмиссии, потому, что они приварены к нему. Большая часть стыков подробностей каркаса усилены косынками, не смотря на то, что на рисунке они не продемонстрированы. К элементу каркаса возможно отнести и приставную дугообразную заднюю стойку — она устанавливается тогда, в то время, когда на каркас натягивается тент.
Геометрическая схема мотокара:
1 — колесо (от мотоколяски С3Д, 4 шт.); 2 — кик-стартер (мотоциклетный. удлиненный); 3 бампер (металлическая труба 60×40).
4 — повторитель сигнала поворота (2 шт.); 5 — капот с крыльями, перегородкой и облицовкой радиатора (дюралюминий, лист s2); 6 — съемная крышка (дюралюминий, лист s2); 7 —дверь (от мотоколяски, 2 шт.); 8 —электродвигатель привода стеклоочистителя (от трактора); 9 — рулевое колесо (от мотоколяски); 10 рама; 11 — лопата; 12 — лобовое стекло (от мотоколяски); 13 — щетка стеклоочистителя (от трактора); 14 — боковое зеркало заднего вида; 15 — фара дальнего и ближнего света (отмотоколяски, 2 шт.); 16 — фонарь сигнала поворота и габаритного огня (автомобильный, 2 шт.); 17 — балка переднего моста (от мотоколяски); 18 — силовой агрегат (от мотоцикла «Иж-Юпитер»); 19 — зеркало заднего вида (автомобильное); 20 — тент (от грузовика); 21 — заднее окно (оргстекло); 22 — запасное колесо (от мотоколяски); 23 — задний сигнальный фонарь (автомобильный); 24 — лом; 25 — канистра емкостью 20 л; 26 — сиденье (от мотоколяски, 2 шт.); 27 — полуось (рулевой вал от автомобиля ЗиЛ, 2 шт.); 28 — основная передача (от грузового мотороллера «Муравей»); 29 — фонарь освещения номерного символа (от мотоколяски)
Обшивка кузова комбинированная — из разных материалов.
Передняя часть: кожух, крылья, перегородка и облицовка радиатора между салоном и моторным отсеком выполнены как одна подробность из листового 2-мм дюралюминия. Эта часть (назовем ее одним словом — капот) — легкосъемная и крепится к раме посредством пружинных фиксаторов от ГАЗ-69. Убрав капот, возможно обеспечить вольный доступ к силовому агрегату, переднему мосту а также органам управления.
Сверху на капоте имеется еще съемная крышка с задним щелевым отверстием.
Крышка помогает для стремительного доступа к свечам, карбюратору, бензобаку, электроразъему, а через отверстие встречный поток воздуха, охлаждая цилиндры двигателя и нагреваясь, дует на лобовое стекло, не разрешая ему запотевать кроме того в холодную погоду. Под капотом смонтированы еще два вентилятора принудительного охлаждения двигателя, нужные при медленном перемещении мотокара.
Двери — железные, из металлического страницы. Они использованы также от мотоколяски.
От нее же и лобовое стекло, забранное вместе с механизмом привода единственной щетки «дворника».
Пол салона под ногами пассажира и водителя — из дюралюминиевого страницы толщиной 3 мм. Ниши задних колес за сиденьями закрыты оцинкованной кровельной жестью толщиной 0,8 мм, а съемный пол для доступа к основной передаче, как и капот, — также из дюралюминиевого страницы толщиной 2 мм.
Борта — боковые и задний — обшиты фанерой, обтянутой стеклотканью, пропитанной синтетической смолой.
Крыша автомобили — съемный брезентовый тент с задним окном из оргстекла.
Передний бампер у мотокара — из прямоугольной трубы 60×40 мм, съемный. Вместо заднего бампера установлен массивный лом из металлического прутка диаметром 25 мм. Машина экипирована запасным колесом, 20-литровой канистрой для воды, лопатой.
Все это закрепляется на бортах автомобили снаружи, а вовнутрь еще укладываются топор, молоток, запасной бензобак на 18 л, буксировочный трос, домкрат.
Салон мотокара не только без излишеств, но, возможно сообщить, аскетичен: в нем всего два полноразмерных сиденья — для водителя и одного пассажира. За их спинками, на колесных нишах, смогут (само собой разумеется, без особенных удобств) разместиться два ребёнка.
Стальной сварной силовой каркас кузова:
1 — главный лонжерон (труба 1 1/2, 2 шт.), 2 — поперечина подмоторной рамы (труба 1/2); 3 — фланец крепления бампера (лист s3, 2 шт.), 4 — лонжерон подмоторной рамы (уголок 20×20); 5 — поперечина пола (уголок 20×20, 2 шт.); 6 — дополнительный лонжерон (уголок 20×20, 2 шт.); 7 — передняя стойка (уголок 20×20, 2 шт.); 8 — порог (уголок 20×20, 2 шт.); 9 — панель лобового стекла (лист s2); 10 — рамка лобового стекла (труба 1/2); 11 — поперечная балка (труба 1 1/2)’, 12 — средняя наклонная стойка (труба 1 1/2, 2 шт.); 13 — перемычка (труба 1/2, 2 шт.); 14 — дуга безопасности (труба 1 1/2”); 15 — стрингер бокового борта (уголок 20×20, 2 шт); 16 — задняя балка (труба 60×40); 17 — задняя поперечина (уголок 20×20); 18 — подкос (труба 1/2”, 2 шт.); 19 — задняя стойка (уголок 20×20, 2 шт.); 20 —дуга колесной ниши (уголок 20×20, 4 шт.); 21 — задняя подвеска кронштейна; 22 — кронштейн крепления основной передачи (лист s4, 2 шт.); 23 — передняя подвеска кронштейна (уголок 20×20, 2 шт.); 24 — кронштейн крепления рычагов управления (лист s4, 2 шт.); 25 — порог (уголок 20×20, 2 шт.); 26 — косынка (лист s3, 2 шт.)
Компоновка главных агрегатов и узлов:
1 — вентилятор (от ГАЗ-51, 2 шт.); 2 — силовой агрегат (от мотоцикла «Иж-Юпитер»); 3 — расходный бензобак емкостью 3 л; 4 — глушитель (самодельный, труба O100); 5 — рычаг кик-стартера (от мотоколяски, доработанный); 6 — механизм переключения передач (рычаг, рукоятка и тяга, от мотоколяски); 7 — натяжитель цепи (пружина и башмак, самодельный); 8 — механизм включения задней скорости рукоятка. тяга, рычаг — от мотоколяски); 9 — картер основной передачи (от грузового мотороллера «Муравей«); 10 — балка переднего моста (от мотоколяски); 11 — катушки зажигания (от мотоколяски); 12 — аккумулятор на 12 В (автомобильный); 13 — инструментальный ящик; 14 — цепь привода (t = 15,785, от сельхозтехники). 15 — механизм рулевого управления (от мотоколяски); 16 — электродвигатель механизма привода стеклоочистителя(от трактора); 17 — резервный бензобак на 18 л (от мотоколяски), 18 — полуось
Под сиденьем водителя расположен резервный топливный бак на 20 л, а под сиденьем пассажира — инструментальный ящик и аккумуляторная батарея. На приборной панели — лишь самые датчики и необходимые приборы. Органы управления: сцеплением, газом и «тормозами» — как у простой автомобили — посредством педалей. Тормоза — с гидравлическим приводом на все колеса. Привод ручного тормоза — тросовый и лишь на задние колеса.
Неспециализированная протяженность мотокара образовывает всего 2,2 м (на 400 мм меньше, чем у прародительницы-мотоколяски), ширина—1265 мм, высота 1420 мм, колея— 1150 мм, база —1500 мм, дорожный просвет — 200 мм Маленькие размеры, маленькая база, большой клиренс снабжают машине проходимость на бездоржье как у настоящего внедорожника. Двигатель разрешает развивать скорость до 80 км/час, но наряду с этим делается через чур шумно, так что оптимальная скорость — 55 — 60 км/час.
В прошлом мотокар употреблялся кроме того для поездок в соседние области за большое количество десятков а также много километров, что для таковой автомобили — путь не близкий, но всегда она его выдерживала.
на данный момент «Нахаленок» (так по прозвищу озорного мальчишки — одного из храбрецов шолоховских произведений именуют машину все привычные) по большей части употребляется для прогулочных поездок сыном Максимом.
Он также проявляет большой интерес к автомототехнике и сам собрал себе из различных агрегатов хорошей мини-мокик (сын с женой рядом с мотокаром — на фото в заставке).
Машина учавствовала в фестивалях «Самавто» последних лет, на которых отмечалась различными призами и дипломами. Но больше всего ей уделяют внимание, конечно же, дети.
С.
ПАНТЮХИН, г. Нижний Новгород
Рандомные статьи:
Ten Little Buses | Plus Lots More Nursery Rhymes | 71 Minutes Compilation from LittleBabyBum!
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Задумка выстроить квадроцикл (четырёхколёсный мотоцикл) появилась в далеком прошлом — нужна была техника, благодаря которой возможно было бы тележку с…
-
Вряд ли найдется хоть один кроха, что откажется прокатиться на мотоцикле. Вот для таких ребят у нас на Вознесенской СЮТ сконструировали «Чебурашку»….
-
Автомобильная студия «Пегас», строящая одноимённые машины, основана в Ярославле в 2003 году Вадимом Шустровым. В то время он только что получил диплом…
-
Данный автомобиль, названный «Люга-750», я сконструировал и выстроил в полной мере самостоятельно, и в этом мне сильно помог издание…