Электроцикл

защита и Экология внешней среды становятся всё более актуальными темами во всём мире. Неизменно ужесточаются требования по выбросам вредных веществ транспортными средствами. Исходя из этого главные их производители разрабатывают и начинают выпуск электро- и гибридных машин. Доходят эти веяния и до нашей страны.

И в случае если эволюционное направление развития автомобилестроения выяснено и им занимаются специалисты, то в категории запасных транспортных средств — непаханное поле для изучений, создания и анализа новых видов техники для активного отдыха, хозяйственных работ, начального обучения и т.д.

Для последней из перечисленных целей в конструкторском объединении Центра детского (юношеского) технического творчества г. Белорецк Башкортостана решили сконструировать экологически чистое, простое, надёжное и надёжное в эксплуатации транспортное средство.

По неспециализированному точке зрения, таковым должен был стать электроцикл.

В качестве силового агрегата выбрали электродвигатель с вклеенными магнитами от списанной счётной автомобили; он привлёк отечественное внимание качеством изготовления и высоким кпд (при работе практически не нагревается).

Напряжение питания было выяснено мотору в 24 вольта — оно есть совсем надёжным для человека.

Его снабжали две автомобильные аккумуляторные батареи ёмкостью по 50 А·час. Перед установкой на электроцикл батареи упаковывали в полиэтиленовый пакет.

Управление электродвигателем осуществляется от контроллера с нейтральным положением, в которое его рычаг переходит машинально, когда заканчивается управляющее действие на него. Тормозная совокупность — от мотоцикла «Восход».

Электроцикл:

1 —переднее направляющее колесо (от мотоцикла ММВЗ-125); 2—передняя вилка (от мотоцикла ММВЗ-125); 3 —руль (от мотоцикла ММВЗ-125); 4—рама (от мотоцикла «Восход», доработанная); 5—электродвигатель Electromotorenwerk Harthf (N=4 кВт, n=1200 об/мин, U=48 В, I= 80 А); 6—седло (от мотоцикла «Урал»); 7— распорка (труба O 22); 8—заднее ведущее колесо (от мотороллера «Тулица», доработанное); 9—вилка заднего колеса (маятниковый рычаг мотоцикла «Восход»); 10—подножка; 11—контроллер (от болгарского электрокара); 12—педаль управления контроллером; 13—аккумуляторная батарея (от автомобиля , 55 А·ч, 2 шт.); 14—аккумуляторный ящик (уголок 25×25,2 шт.); 15—ведущая звёздочка (z=11); 16—приводная ролико-втулочная цепь O=12,7); 17—ведомая звёздочка (приводная заднего колеса) (z=59); 18—защитный диск (дюралюминий, лист s1); 19—тормозная совокупность

Электроцикл

Заднее ведущее колесо электроцикла:

1 — ступица (от мотороллера «Тулица»); 2—диск колеса (от мотороллера «Тулица», доработанный); 3 — болт крепления обода колеса к диску (штатный); 4 — обод колеса (составной); 5 — шина; 6 — болт крепления диска колеса к ступице (штатный); 7—подшипник (штатный, 2 шт.); 8—дистанционная втулка (2 шт.); 9—вилка заднего колеса; 10—ось (от мотоцикла ММВЗ-125); 11—гайка оси; 12—пружинная шайба (2 шт.)

При разработке конструкции хотелось обойтись одноступенчатой передачей на ведущее колесо: и делать несложнее, и КПД наивысший, и масса маленькая. Дабы уложиться в тяговоскоростные параметры, установили на вал электромотора звёздочку с z=11, а на ведущее колесо звёздочку с z=59.

Приводное колесо применяли маленького диаметра — 4×10” (диск и покрышка забраны от мотороллера «Тулица»).

Посредством тахометра замерили обороты холостого хода электродвигателя, а с учётом заданного диаметра покрышки и передаточного числа трансмиссии вычислили скорость электроцикла — 16 км/ч при 24 вольтах. Эти параметры в полной мере нас устраивали, дабы решиться на данную трансмиссию. Определившись с главными параметрами, перешли к ответу компоновочных задач.

Базой электроцикла стала рама от списанного мотоцикла «Восход», высвобожденная от всего лишнего.

Но агрегаты на неё не компоновались, поскольку хотелось установить электродвигатель и аккумуляторные батареи так, чтобы получить вероятно более низкий центр тяжести. Раму переделывать было нежелательно — для этого потребовался бы стапель (при сварочных работах изделие коробится).

И всё-таки нашёлся несложной (возможно сообщить, кроме того прекрасный) вариант повышения базы электроцикла — маятниковую вилку заднего колеса переместили назад и закрепили в проушинах задних подножек.

А два съёмных аккумуляторных коробки, сваренных из уголка 25×25, разместили перед подножками, справа и слева от главной трубы рамы а также на 50 мм ниже её.

Электродвигатель разместили в задней части рамы, под сиденьем водителя, что разрешило применять совсем маленькую приводную цепь, а её натяжение производится маленьким перемещением оси заднего колеса в пазах вилки.

Кронштейны крепления двигателя приварили по месту.

А для этого временно закрепили на раме двигатель и заднее колесо со звёздочкой и набросили на звёздочки цепь так, дабы между их осями не было перекоса.

Сиденье применяли от мотоцикла «Урал», переднюю вилку и переднее колесо — от мотоцикла «Минск».

Важных работ настойчиво попросила и переделка заднего ведущего колеса.

Ступицу применяли от заднего колеса мотоцикла «Восход». Её высвободили от спиц и проточили на токарном станке чтобы получить посадочное место под установку центрующей втулки с колёсным диском, соединённых между собой посредством сварки.

Для обода колеса по краю колёсного диска делается центровочная проточка. По окончании сборки колеса головки болтов, крепящих обод, привариваются к колёсному диску.

Принципиальная электрическая схема позаимствована от болгарского электрокара.

Отличие в том, что вместо диода установили контакт, что разрешает переключать напряжение, подаваемое на электродвигатель, с 24 вольт на 12 либо напротив.

Трогание с места и начальный разгон осуществляются на пониженном напряжении, в то время, когда замкнуты контакты К2 и КЗ. Пониженное напряжение употребляется кроме этого для рекуперации энергии при движении и торможении на спусках.

При установившемся перемещении контакты К2 и КЗ разомкнуты, а замкнут контакт К1 — наряду с этим на электродвигатель подаётся полное напряжение.

В первый раз в отечественном конструкторском объединении находится в эксплуатации электроцикп, исходя из этого весьма интересно было на практике выяснить параметры потребления им тока и работу его электродвигателя в режиме рекуперации. Замеры проводились амперметром АП — 110 (ГОСТ 1700-66) с «0» в центре шкалы.

Было обнаружено, что громаднейший бросок тока происходит при трогании с места: при напряжении 24 В — до 30 А , а при 12 В —до 15 А. При установившемся режиме потребляемый ток образовывает 10 А при 12 В и 15 А — при 24 В. Но нас озадачил тот факт, что при перемещении на 8%-ный подъём сила потребляемого тока составила 20 — 22 А при 24V, а на том же самом спуске в режиме рекуперации ток зарядки АКБ составлял всего 20А при 12V. Наряду с этим электроцикл двигался с маленьким замедлением.

Принципиальная электрическая схема электроцикла:

Параллельное включение АКБ— контакты К2 и К3 замкнуты; контакт К1 разомкнут—трогание с места и разгон электроцикла. Последовательное включение АКБ—контакт К1 замкнут контакты К2 и К3 разомкнуты—главный режим перемещения.

Электроцикл готов к действию

Объяснение столь больших утрат электричества (около 50% при столь экономичном двигателе) возможно растолковать неучтёнными громадными затратами электричества в трансмиссии, сопротивлением качению колёс, и неэффективным режимом работы двигателя на пониженных оборотах.

Представляется очень привлекательным установить в эти же аккумуляторные коробки несколько батарей по 24 В от грузовиков, которых хватило бы на 1,5 — 2 часа езды при резком улучшении ходовых качеств автомобили, в случае если наряду с этим остались прежними бы масса, центр тяжести, а следовательно, и управляемость… Но это отечественная предстоящая творческая задача.

Особенно принципиально важно отметить да и то, что парни купили трудовые навыки и азы конструирования, опыт создания нового.

Машина всегда модернизируется и улучшается. За данный учебный год мы сделали раму разборной — на фланцевых соединениях, что разрешило перевозить электроцикл в багажнике автомобиля . Сделана более твёрдая передняя вилка.

Основное преимущество транспортных средств с электроприводом, в особенности для начального обучения, — постоянная готовность автомобили к действию. Садишься, нажимаешь левой ногой на рычаг контроллера — и отправился И наряду с этим — увидьте — фактически очень тихо и не загрязняя внешнюю среду.

А.

КОПЬЕВ, г. Белорецк, Башкортостан

Рандомные статьи:

Электроцикл Валеры Тимофеева


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Хозяйственный «бездорожник»

    Машина вспоминала как грузопассажирское транспортное средство, на котором возможно было перевозить хотя бы маленькие партии грузов для домашнего…

  • Гусеничный… мотоцикл

    Представленная конструкция — мотоцикл на полугусеничном ходу с рулевым передним колесом с шиной низкого давления и приводной гусеницей рекомендован для…

  • «Болотный» мотоцикл

    «Болотный» мотоцикл («МБ») рекомендован для перевозки двух человек с грузом до 50 кг и 100 кг в прицепе в условиях полного распутья: болота, зимники,…

  • Пневмоход-трансформер

    Когда-то на телевидении была популярная передача «Это вы имеете возможность», в которой умельцы говорили о созданных ими конструкциях. Пожалуй, в ней в…