(субъективные заметки)
Я продолжительно пробовал осознать, в каком стиле должно быть это произведение…так и не осознал, как его охарактеризовать. По сути дела это рассказ, в котором собраны заметки и субъективные мысли о практике парящих полётов на радиоуправляемых моделях планеров. Это рассказ о полётах хоббиста, поставившего себе задачей не занять какое количество-нибудь высокое место на соревнованиях, а просто налетать максимальное время за счёт восходящих потоков.
Как всё началось. Зима 2001-2002
А началось всё с наступления очередной зимы. Летать зимний период на пилотажном самолёте, морозя руки при настройке мотора, мне не очень-то хотелось, но в один момент было жаль, что самолёт должен простаивать. По окончании некоего размышления в качестве модели для зимы был куплен мотопланер с электроприводом JP Easy Pigeon. Как выяснилось, ответ было верным.
Модель не потребовала никакой настройки мотора и разрешала подготовить ее к полёту мин. за 5…10. В плотном зимнем воздухе она держалась порядка 15 мин. — от момента взлёта до момента посадки. То, что нужно, дабы не забыть навыки управления и просто отдохнуть… Вот как это было:
Весна 2002
Она началась с того, что мне попалась на глаза статья о термиках. Но, я и раньше замечательно знал о существовании восходящих потоков в воздухе, а также когда-то умудрялся в них попадать на своём учебном радиопланере. Но это было явлением случайным, да и по окончании учебного планера я занялся самолётами и не интересовался вопросами парения.
Исходя из этого статья эта была в случае если и не откровением, то занимательным и увлекательным материалом конкретно.
Решив попытаться полученные знания на практике в первоначальный же тёплый солнечный сутки, я заболел. Заболел парением так, что вот уже второй год в углу моей помещения стоит новенький необлётанный пилотажный самолёт.
Лирика
…Это совсем второй адреналин — парить. Это не тот адреналин, что появляется при стремительном полёте на пилотажке низко над почвой либо при исполнении очередной незнакомой суперсложной фигуры — в то время, когда какая-то часть тебя гадает: грохну — не грохну? Это второе.
Планер сложно разбить. Он медлительно летает, не так склонен к срыву на крыло при понижении скорости. Он, в неспециализированном-то, предсказуем.
Но его возможно утратить.
Не забывайте фильм На гребне волны? Храбрец Патрика Суэйзи всю жизнь ожидал собственной волны — той огромной волны, которая не редкость раз в пятьдесят лет…так и тут. Ежедневно ожидаешь собственного термика, самого замечательного…и вот он попадается.
В то время, когда наконец-то находишь таковой поток, испытываешь целую гамму эмоций — сперва ты рад тому, что отыскал его. Модель тем временем поднимается выше, набирая в 60 секунд по 200-300 метров. Позже приходит восторг силами природы — батарейка-то ходовая уж десять мин. как кончилась, а модель летит вверх. В то время, когда проходит восторг, наступает ужас. Самый настоящий ужас утратить модель.
По причине того, что в случае если модель несёт термик, не увенчанный кучевым облаком, на громадной дальности она растворяется в небе. А вдруг попадаешь в термик, переходящий в облачный поток — ещё ужаснее. Облачный поток весьма замечательный, и появляется риск поломать модель при полёте в нём. При подъёме еще выше имеется хороший шанс влететь в клубящееся облако, и в случае если через полминуты оттуда не выпадут обломки планера, модель чуть ли удастся вернуть в пределы видимости…
Планерный адреналин — второй. Но его отнюдь не меньше…
Лето 2002
Но, с термиками и облачными потоками я мало забежал вперёд. Тогда я знал лишь то, что имеется термики да и то, как их возможно найти. И обнаруживал.
С ростом практики росло и полётное время — мой персональный рекорд длительности полёта за 2002 год равен 33 с маленьким минутам. Два раза за это лето я чуть не утратил планер, два раза я обнаружил такие мощные потоки, что планер начинал лететь вверх фактически вертикально, как вертолёт.
А ведь было значительно больше вторых полётов — неудачных. В то время, когда не отыскав ничего, ни мельчайшего пузыря восходящего воздуха, я сажал планер через 7…10 мин. по окончании старта. Бывали такие дни, в то время, когда всё поле было территорией нисходящего потока, и поднять модель выше 30 метров было нереально в принципе.
Но достаточно было поймать один термик и вылетать мало-мальски расстройство и — приличное время мгновенно проходило. Один успешный полёт окупает десятки неудачных…
Наука 2002
Вот чему я обучился за это лето:
- В соответствующую погоду термик отыскать легко. Предельно легко. В то время, когда планер попадает одним крылом в поток либо пузырь восходящего воздуха, он, конечно, накреняется на противоположное крыло. Всё. Безотлагательно, вкручиваем планер в поток. Однако данный поток может оказаться не сильный либо закончиться через полминуты… Не редкость, что сильный термик просто не пускает в себя лёгкую модель, раз за разом заставляя ее отворачивать в сторону.
- В случае если при полёте на громадной высоте неожиданно подмечаешь, что ручку высоты приходится всегда придавливать — модель в потоке. Многие модели имеют тенденцию к задиранию носа в термике.
- Неожиданно возросшая горизонтальная скорость модели и не увеличившаяся наряду с этим скорость понижения говорят о попадании модели в восходящий поток.
- Каждые потоки кончаются. Время от времени не редкость до слёз жалко, в то время, когда только что отысканный замечательный поток слабеет и исчезает на глазах.
- Термики весьма редко стоят на месте. Попал в него — кружись в нём, летя по ветру, в противном случае потеряешь.
Единственное, чего я еще не умел тогда — перескакивать из ветхого потока в новый перед тем, как ветхий иссякнет. Эту задачку я оставил на следующий год…
Помой-му и мало. Но имеется и второе — то, о чём моделисты редко кому говорят, кроме того собратьям по крылу. Это спокойствие и тишина полёта, в то время, когда ты не слышишь ничего, не считая шума ветра, пения и травы птиц, в то время, когда ты не видишь ничего, не считая ярко-белоснежных облаков и синего неба на его фоне…для нас это лучший отдых.
А вы подмечали, как в знойный летний сутки прямо-таки одурманивающе пахнут полевые травы? Я как-то надрал охапку цветов и повесил сушиться на балконе…и был много удивлён, в то время, когда, выбравшись под Новый год с тазиком пельменей на балкон, неожиданно погрузился в запахи летнего поля недалеко от Шебанцево.
Это еще одно преимущество планера — возможно летать в самом прекрасном и превосходном поле. В любом — так как планеру не нужна полоса для разбега.
Зима 2002-2003
По окончании парения летом зимние полёты, увы, особенной эйфории не доставляют, по крайней мере, в пасмурные дни. Нет солнца — нет термиков. Практически нет… Но, из всякого правила имеется исключения — в январе мне удалось достаточно продолжительно продержаться в воздухе.
Не обращая внимания на целую облачность и практически нулевой ветер, планер что-то держало. При ближайшем рассмотрении стало известно, что держал термик, образованный тёплым воздухом из трубы то ли хлебозавода, то ли крематория…
В ноябре 2002 года один из украинских планеристов отправил мне ссылку на тактика и книгу Техника парящих полётов В.Гончаренко, которую и посейчас возможно обнаружитьсайте 2-го Столичного аэроклуба. Хоть книга и направлена пилотам настоящих планеров, она содержит громадный количество информации, нужной RC-планеристу, а основное — читается похлеще Марининой, таким живым и дешёвым языком она написана. Советую всем, кроме того тем, кто шарахается от планеров. Меня эта книга сподвигла на пробный полёт на настоящем планере…
Весна 2003
С новыми знаниями, взятыми из упомянутой книги, и новым планером, я приступил к полётам, когда стаял снег. И результаты не вынудили себя ожидать — 11 мая полётное время превысило 35 мин.. И опять я чуть не потерял планер…
…Я не желаю пересказывать статьи и книги, без толку теоретизируя. Легко коротко поведаю, как что образуется, дабы светло было, о чём идёт обращение.
Солнце нагревает почву. Где-то посильнее, где-то не сильный. Над более тёплыми местами образуются пузыри восходящего воздуха — их отрывает от почвы либо ветер, либо неоднородности почвы, либо да и то, и второе.
Пузыри идут вверх, время от времени сливаясь, время от времени нет, и образуют восходящий поток — термик. Поднимаясь выше, пузыри увеличиваются, остывают, и влага, находящаяся в них, конденсируется, образуя кучевое облако. Ветер отрывает облако от вершины потока и несёт с собой.
А в облаке сейчас длится циркуляция воздуха — оно само стало генератором так именуемого облачного восходящего потока.
В большинстве случаев, облачные потоки намного замечательнее термиков. Настоящие планеристы пользуются в основном ими, RC-планеристы по большей части пользуются термиками.
Самый замечательный поток — это термик, переходящий в облачный поток. В такой-то поток и попал мой планер 11 мая. И сразу же моя задача изменилась — мне необходимо было не просто удержать планер на определённой высоте, а попытаться не потерять его вовнутрь облака. Вот в то время, когда я пожалел, что на модели не было интерцепторов. Проверенный рецепт планеристов — двигаться в сторону от потока — не прошёл. Куда ни лети, везде тянет вверх.
В случае если же вылететь из-под облака, планер, до этого прекрасно известный на его фоне, тут же растворится в светло синий небе…Выходом была крутая спираль, в которую и было нужно свалить планер. Я до сих пор не осознаю, как не порвались резиновые кольца, удерживающие крыло…
Вот вам и адреналин, глубокоуважаемые скептики. Что ужаснее: бабахнуть модель около себя, собрав наряду с этим приёмник с машинками и аккумулятор, либо же потерять её совместно со всей начинкой? Второе в конечном счете выходит дороже…
Лето 2003
Начало лета для меня ознаменовалось переходом на третий планер, уже без всяких моторов — двухметровый планер, укладывающийся в рамки класса F3J.
Старт со 150-метрового леера, 3…4 мин. полёта в статичной воздухе и всё — так мы привыкли принимать планеры. К тому же и просить кого-то затягивать…брр. Скучно…
Кому как. Мне повезло — я отыскал единомышленников, и мы таскаем планера друг другу…а вот о времени полёта возможно поспорить.
Пересев на простой планер с мотопланера, я осознал, что без года полётов на электричке я бы не смог добиться от чистого планера того, что добился на данный момент. А это 22 с половиной 60 секунд парения по окончании схода с леера. По хорошему уже сценарию:
- старт
- висение на нулях в не сильный пузырях
- замечательный термик через 5…7 мин. на этом месте — как пылесос, по-второму не сообщишь
- термик переходит в облачный поток
- при попытке выйти из него планер влетает в соседнее облако…
Выход из облака и понижение, действительно, я делал по-второму. Легко перевернул планер на пояснице…
А вы рассказываете — три-четыре 60 секунд.
Наука 2003
А это выводы, сделанные уже по окончании полётов в начале сезона 2003 года.
- Термики имеется практически в любое время. Кроме того в случае если нет солнца. Я не буду ударяться в теорию, чтобы не быть распятым на её кресте стадом жадных теоретиков, не хорошо соображающих, куда дёргать ручки на передатчике. Легко сообщу, что термики имеется. И в ветер, а также в пасмурную погоду. Не всегда сильные и устойчивые, они однако оказывают помощь держать модель в воздухе. Как правильно сообщил один товарищ: Рыба имеется. Мочь ловить нужно.
- Летя по ветру, сложно догнать ушедший термик. Лучше лететь на ветер. Либо поперёк.
- Планер не должен быть лёгким. Как это ни парадоксально. Лёгкий планер не летит против ветра, а стоит на месте, неспешно понижаясь — т.е. сыпется. Конечно, спираль в потоке на нём не выполнить.
- Перескок из одного термика в второй лучше делать сразу после комплекта громадной высоты, не ждя, пока поток начнёт слабеть. Чем выше, тем стабильнее поток.
- Восходящие потоки имеется кроме того по окончании захода солнца. Так, над отечественным лесом в течение дня или ничего нет, или имеется нисходящий поток. Но стоит солнцу зайти, и картина изменяется. Поле остывает стремительнее, а над лесом начинает держать. Таковой поток не сильный, но широк.
- Лучше не лепить на модель смертничек — записку с вашими координатами. Помой-му и прекрасно, в то время, когда кто-то, отыскав твой планер где-нибудь в Суздале, позвонит тебе и сообщит, что отыскал…а если он добавит наряду с этим, что твой планер пробил крышу его Лексуса? Да и позже, примета, говорят, нехорошая.
Занятно следить за орлами, соколами и другими известными парителями из птичьего царства. Ни для кого не секрет, что такие хищники не делают ни одного лишнего взмаха крыльями, пользуясь мельчайшими восходящими потоками воздуха. Исходя из этого в случае если видишь орла — лети под него, не совершишь ошибку.
Самое увлекательное начинается, в то время, когда ты находишься приблизительно на одной высоте с парящей птицей. До тех пор пока ты под ней — всё прекрасно, она не обращает на тебя внимания. Но если ты внезапно поднял планер выше неё — птица начинает нервничать.
Как я подозреваю, по причине того, что не она сейчас занимает господствующую высоту. Птица пробует облететь модель и забраться еще выше…и добившись собственного, мгновенно успокаивается.
К счастью, на моей практике не было случая нападения орла либо еще кого на летящий планер. По большей части они заинтересованно летят в кильватере, выписывая спирали и восьмёрки за моделью, и достаточно не так долго осталось ждать отстают, убедившись, что планер к ним полностью лоялен и не планирует таскать их полевых мышей…
Полёты и пиво. О пользе планеров
Я обожаю пиво. Яркое. Прохладное. Много раз подмечал, что ДВСный самолётик по окончании бутылочки-второй летит намного лучше, даже в том случае, если до пива ему очевидно не хватало тяги мотора.
Не подмечали?
А вот планер летит хуже. Стоит выпить два глотка этого нектара, и начинаешь пропускать потоки друг за другом. Исходя из этого сейчас я выпиваю молоко…
Заключение
К чему данный текст? Да ни к чему. Возможно, поведать о захватывающей красоте парения, поведать вторым о том, чему обучился и что увидел.
Не поучать и не наставлять, а всего лишь поделиться ощущениями. Внезапно еще кто-то захочет попытаться…
Довольно часто, в то время, когда говоришь с самолётчиками о парении, они говорят — во халява, сел в кресле и рули себе одной рукой, а второй — пивко потягивай…. Не тут-то было. Полёт на планере на парение — это постоянный труд — тут трудятся и голова, оценивая дюжина разных факторов, и руки, иногда вводящие планер в спираль прежде, чем ты успел об этом поразмыслить. Это не полное расслабление в креслице под лучами солнца — это практически работа.
Увлекательная и тяжёлая.
Я намеренно не обрисовывал тут ни характеристики моделей, ни тип аппаратуры, ни другие технические детали. Не имеет значение это на данный момент. Так как разговор не об этом, а о парении…
Жаль лишь, что написал я значительно меньше, чем знаю… через чур много навыков и разных мелочей показалось за эти полтора года. Не хочется превращать рассказ в несложный список мелких хитростей…
Чистого неба вам.
P.S. Но, я догадываюсь, из-за чего данный рассказ показался на свет. Это посвящение тем самолётчикам, каковые, подкравшись к тебе в тот момент, в то время, когда ты поймал термик, начинают говорить: Сергеич, оптимален, сажай уже, сколько возможно?; тем, каковые задают вопросы: Ну что для того чтобы в этих планерах? Медлительно летают, не хорошо рулятся… Летайте, летайте.
А вдруг вам наскучат самолёты, пишите. Будем парить совместно.
P.P.S. Реализовываю пилотажку под 10 кубов новую, необлётанную….за ненадобностью.
Рандомные статьи:
Летная практика DA-40.mp4
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Полеты на rc-планере в динамических потоках
Длительность полета радиоуправляемой модели планера на равнине в большинстве случаев образовывает пара мин.. Полеты длительностью в десятки мин. — скорее…
-
Самостоятельное обучение полётам
Введение Польза симулятора Цели Мало о раздаче сигналов с ручек Методики Вероятные неточности Предстартовая подготовка Подготовка модели Не забываем…
-
Зелёный — двухметровый планер для спокойных полетов
Предыстория Характеристики Изготовление хвостовое оперение и Фюзеляж Крыло Финальные операции Полеты Опробования Старт на леере посадка и Полёт…
-
Часть первая, официально-нудная Что такое планер? Старт Полёт Классификация моделей планеров по FAI F3B — Multi-Task F3F — Slope Soaring Gliders F3H -…