Вы просматриваете: Главная > Игрушки > Практика парящих полетов

Практика парящих полетов

(субъективные заметки)

Я продолжительно пробовал осознать, в каком стиле должно быть это произведение…так и не осознал, как его охарактеризовать. По сути дела это рассказ, в котором собраны заметки и субъективные мысли о практике парящих полётов на радиоуправляемых моделях планеров. Это рассказ о полётах хоббиста, поставившего себе задачей не занять какое количество-нибудь высокое место на соревнованиях, а просто налетать максимальное время за счёт восходящих потоков.

Как всё началось. Зима 2001-2002

А началось всё с наступления очередной зимы. Летать зимний период на пилотажном самолёте, морозя руки при настройке мотора, мне не очень-то хотелось, но в один момент было жаль, что самолёт должен простаивать. По окончании некоего размышления в качестве модели для зимы был куплен мотопланер с электроприводом JP Easy Pigeon. Как выяснилось, ответ было верным.

Модель не потребовала никакой настройки мотора и разрешала подготовить ее к полёту мин. за 5…10. В плотном зимнем воздухе она держалась порядка 15 мин. — от момента взлёта до момента посадки. То, что нужно, дабы не забыть навыки управления и просто отдохнуть… Вот как это было:

Весна 2002

Она началась с того, что мне попалась на глаза статья о термиках. Но, я и раньше замечательно знал о существовании восходящих потоков в воздухе, а также когда-то умудрялся в них попадать на своём учебном радиопланере. Но это было явлением случайным, да и по окончании учебного планера я занялся самолётами и не интересовался вопросами парения.

Исходя из этого статья эта была в случае если и не откровением, то занимательным и увлекательным материалом конкретно.Практика парящих полетов

Решив попытаться полученные знания на практике в первоначальный же тёплый солнечный сутки, я заболел. Заболел парением так, что вот уже второй год в углу моей помещения стоит новенький необлётанный пилотажный самолёт.

Лирика

…Это совсем второй адреналин — парить. Это не тот адреналин, что появляется при стремительном полёте на пилотажке низко над почвой либо при исполнении очередной незнакомой суперсложной фигуры — в то время, когда какая-то часть тебя гадает: грохну — не грохну? Это второе.

Планер сложно разбить. Он медлительно летает, не так склонен к срыву на крыло при понижении скорости. Он, в неспециализированном-то, предсказуем.

Но его возможно утратить.

Не забывайте фильм На гребне волны? Храбрец Патрика Суэйзи всю жизнь ожидал собственной волны — той огромной волны, которая не редкость раз в пятьдесят лет…так и тут. Ежедневно ожидаешь собственного термика, самого замечательного…и вот он попадается.

В то время, когда наконец-то находишь таковой поток, испытываешь целую гамму эмоций — сперва ты рад тому, что отыскал его. Модель тем временем поднимается выше, набирая в 60 секунд по 200-300 метров. Позже приходит восторг силами природы — батарейка-то ходовая уж десять мин. как кончилась, а модель летит вверх. В то время, когда проходит восторг, наступает ужас. Самый настоящий ужас утратить модель.

По причине того, что в случае если модель несёт термик, не увенчанный кучевым облаком, на громадной дальности она растворяется в небе. А вдруг попадаешь в термик, переходящий в облачный поток — ещё ужаснее. Облачный поток весьма замечательный, и появляется риск поломать модель при полёте в нём. При подъёме еще выше имеется хороший шанс влететь в клубящееся облако, и в случае если через полминуты оттуда не выпадут обломки планера, модель чуть ли удастся вернуть в пределы видимости…

Планерный адреналин — второй. Но его отнюдь не меньше…

Лето 2002

Но, с термиками и облачными потоками я мало забежал вперёд. Тогда я знал лишь то, что имеется термики да и то, как их возможно найти. И обнаруживал.

С ростом практики росло и полётное время — мой персональный рекорд длительности полёта за 2002 год равен 33 с маленьким минутам. Два раза за это лето я чуть не утратил планер, два раза я обнаружил такие мощные потоки, что планер начинал лететь вверх фактически вертикально, как вертолёт.

А ведь было значительно больше вторых полётов — неудачных. В то время, когда не отыскав ничего, ни мельчайшего пузыря восходящего воздуха, я сажал планер через 7…10 мин. по окончании старта. Бывали такие дни, в то время, когда всё поле было территорией нисходящего потока, и поднять модель выше 30 метров было нереально в принципе.

Но достаточно было поймать один термик и вылетать мало-мальски расстройство и — приличное время мгновенно проходило. Один успешный полёт окупает десятки неудачных…

Наука 2002

Вот чему я обучился за это лето:

  1. В соответствующую погоду термик отыскать легко. Предельно легко. В то время, когда планер попадает одним крылом в поток либо пузырь восходящего воздуха, он, конечно, накреняется на противоположное крыло. Всё. Безотлагательно, вкручиваем планер в поток. Однако данный поток может оказаться не сильный либо закончиться через полминуты… Не редкость, что сильный термик просто не пускает в себя лёгкую модель, раз за разом заставляя ее отворачивать в сторону.
  2. В случае если при полёте на громадной высоте неожиданно подмечаешь, что ручку высоты приходится всегда придавливать — модель в потоке. Многие модели имеют тенденцию к задиранию носа в термике.
  3. Неожиданно возросшая горизонтальная скорость модели и не увеличившаяся наряду с этим скорость понижения говорят о попадании модели в восходящий поток.
  4. Каждые потоки кончаются. Время от времени не редкость до слёз жалко, в то время, когда только что отысканный замечательный поток слабеет и исчезает на глазах.
  5. Термики весьма редко стоят на месте. Попал в него — кружись в нём, летя по ветру, в противном случае потеряешь.

Единственное, чего я еще не умел тогда — перескакивать из ветхого потока в новый перед тем, как ветхий иссякнет. Эту задачку я оставил на следующий год…

Помой-му и мало. Но имеется и второе — то, о чём моделисты редко кому говорят, кроме того собратьям по крылу. Это спокойствие и тишина полёта, в то время, когда ты не слышишь ничего, не считая шума ветра, пения и травы птиц, в то время, когда ты не видишь ничего, не считая ярко-белоснежных облаков и синего неба на его фоне…для нас это лучший отдых.

А вы подмечали, как в знойный летний сутки прямо-таки одурманивающе пахнут полевые травы? Я как-то надрал охапку цветов и повесил сушиться на балконе…и был много удивлён, в то время, когда, выбравшись под Новый год с тазиком пельменей на балкон, неожиданно погрузился в запахи летнего поля недалеко от Шебанцево.

Это еще одно преимущество планера — возможно летать в самом прекрасном и превосходном поле. В любом — так как планеру не нужна полоса для разбега.

Зима 2002-2003

По окончании парения летом зимние полёты, увы, особенной эйфории не доставляют, по крайней мере, в пасмурные дни. Нет солнца — нет термиков. Практически нет… Но, из всякого правила имеется исключения — в январе мне удалось достаточно продолжительно продержаться в воздухе.

Не обращая внимания на целую облачность и практически нулевой ветер, планер что-то держало. При ближайшем рассмотрении стало известно, что держал термик, образованный тёплым воздухом из трубы то ли хлебозавода, то ли крематория…

В ноябре 2002 года один из украинских планеристов отправил мне ссылку на тактика и книгу Техника парящих полётов В.Гончаренко, которую и посейчас возможно обнаружитьсайте 2-го Столичного аэроклуба. Хоть книга и направлена пилотам настоящих планеров, она содержит громадный количество информации, нужной RC-планеристу, а основное — читается похлеще Марининой, таким живым и дешёвым языком она написана. Советую всем, кроме того тем, кто шарахается от планеров. Меня эта книга сподвигла на пробный полёт на настоящем планере…

Весна 2003

С новыми знаниями, взятыми из упомянутой книги, и новым планером, я приступил к полётам, когда стаял снег. И результаты не вынудили себя ожидать — 11 мая полётное время превысило 35 мин.. И опять я чуть не потерял планер…

…Я не желаю пересказывать статьи и книги, без толку теоретизируя. Легко коротко поведаю, как что образуется, дабы светло было, о чём идёт обращение.

Солнце нагревает почву. Где-то посильнее, где-то не сильный. Над более тёплыми местами образуются пузыри восходящего воздуха — их отрывает от почвы либо ветер, либо неоднородности почвы, либо да и то, и второе.

Пузыри идут вверх, время от времени сливаясь, время от времени нет, и образуют восходящий поток — термик. Поднимаясь выше, пузыри увеличиваются, остывают, и влага, находящаяся в них, конденсируется, образуя кучевое облако. Ветер отрывает облако от вершины потока и несёт с собой.

А в облаке сейчас длится циркуляция воздуха — оно само стало генератором так именуемого облачного восходящего потока.

В большинстве случаев, облачные потоки намного замечательнее термиков. Настоящие планеристы пользуются в основном ими, RC-планеристы по большей части пользуются термиками.

Самый замечательный поток — это термик, переходящий в облачный поток. В такой-то поток и попал мой планер 11 мая. И сразу же моя задача изменилась — мне необходимо было не просто удержать планер на определённой высоте, а попытаться не потерять его вовнутрь облака. Вот в то время, когда я пожалел, что на модели не было интерцепторов. Проверенный рецепт планеристов — двигаться в сторону от потока — не прошёл. Куда ни лети, везде тянет вверх.

В случае если же вылететь из-под облака, планер, до этого прекрасно известный на его фоне, тут же растворится в светло синий небе…Выходом была крутая спираль, в которую и было нужно свалить планер. Я до сих пор не осознаю, как не порвались резиновые кольца, удерживающие крыло…

Вот вам и адреналин, глубокоуважаемые скептики. Что ужаснее: бабахнуть модель около себя, собрав наряду с этим приёмник с машинками и аккумулятор, либо же потерять её совместно со всей начинкой? Второе в конечном счете выходит дороже…

Лето 2003

Начало лета для меня ознаменовалось переходом на третий планер, уже без всяких моторов — двухметровый планер, укладывающийся в рамки класса F3J.

Старт со 150-метрового леера, 3…4 мин. полёта в статичной воздухе и всё — так мы привыкли принимать планеры. К тому же и просить кого-то затягивать…брр. Скучно…

Кому как. Мне повезло — я отыскал единомышленников, и мы таскаем планера друг другу…а вот о времени полёта возможно поспорить.

Пересев на простой планер с мотопланера, я осознал, что без года полётов на электричке я бы не смог добиться от чистого планера того, что добился на данный момент. А это 22 с половиной 60 секунд парения по окончании схода с леера. По хорошему уже сценарию:

  • старт
  • висение на нулях в не сильный пузырях
  • замечательный термик через 5…7 мин. на этом месте — как пылесос, по-второму не сообщишь
  • термик переходит в облачный поток
  • при попытке выйти из него планер влетает в соседнее облако…

Выход из облака и понижение, действительно, я делал по-второму. Легко перевернул планер на пояснице…

А вы рассказываете — три-четыре 60 секунд.

Наука 2003

А это выводы, сделанные уже по окончании полётов в начале сезона 2003 года.

  1. Термики имеется практически в любое время. Кроме того в случае если нет солнца. Я не буду ударяться в теорию, чтобы не быть распятым на её кресте стадом жадных теоретиков, не хорошо соображающих, куда дёргать ручки на передатчике. Легко сообщу, что термики имеется. И в ветер, а также в пасмурную погоду. Не всегда сильные и устойчивые, они однако оказывают помощь держать модель в воздухе. Как правильно сообщил один товарищ: Рыба имеется. Мочь ловить нужно.
  2. Летя по ветру, сложно догнать ушедший термик. Лучше лететь на ветер. Либо поперёк.
  3. Планер не должен быть лёгким. Как это ни парадоксально. Лёгкий планер не летит против ветра, а стоит на месте, неспешно понижаясь — т.е. сыпется. Конечно, спираль в потоке на нём не выполнить.
  4. Перескок из одного термика в второй лучше делать сразу после комплекта громадной высоты, не ждя, пока поток начнёт слабеть. Чем выше, тем стабильнее поток.
  5. Восходящие потоки имеется кроме того по окончании захода солнца. Так, над отечественным лесом в течение дня или ничего нет, или имеется нисходящий поток. Но стоит солнцу зайти, и картина изменяется. Поле остывает стремительнее, а над лесом начинает держать. Таковой поток не сильный, но широк.
  6. Лучше не лепить на модель смертничек — записку с вашими координатами. Помой-му и прекрасно, в то время, когда кто-то, отыскав твой планер где-нибудь в Суздале, позвонит тебе и сообщит, что отыскал…а если он добавит наряду с этим, что твой планер пробил крышу его Лексуса? Да и позже, примета, говорят, нехорошая.

Занятно следить за орлами, соколами и другими известными парителями из птичьего царства. Ни для кого не секрет, что такие хищники не делают ни одного лишнего взмаха крыльями, пользуясь мельчайшими восходящими потоками воздуха. Исходя из этого в случае если видишь орла — лети под него, не совершишь ошибку.

Самое увлекательное начинается, в то время, когда ты находишься приблизительно на одной высоте с парящей птицей. До тех пор пока ты под ней — всё прекрасно, она не обращает на тебя внимания. Но если ты внезапно поднял планер выше неё — птица начинает нервничать.

Как я подозреваю, по причине того, что не она сейчас занимает господствующую высоту. Птица пробует облететь модель и забраться еще выше…и добившись собственного, мгновенно успокаивается.

К счастью, на моей практике не было случая нападения орла либо еще кого на летящий планер. По большей части они заинтересованно летят в кильватере, выписывая спирали и восьмёрки за моделью, и достаточно не так долго осталось ждать отстают, убедившись, что планер к ним полностью лоялен и не планирует таскать их полевых мышей…

Полёты и пиво. О пользе планеров

Я обожаю пиво. Яркое. Прохладное. Много раз подмечал, что ДВСный самолётик по окончании бутылочки-второй летит намного лучше, даже в том случае, если до пива ему очевидно не хватало тяги мотора.

Не подмечали?

А вот планер летит хуже. Стоит выпить два глотка этого нектара, и начинаешь пропускать потоки друг за другом. Исходя из этого сейчас я выпиваю молоко…

Заключение

К чему данный текст? Да ни к чему. Возможно, поведать о захватывающей красоте парения, поведать вторым о том, чему обучился и что увидел.

Не поучать и не наставлять, а всего лишь поделиться ощущениями. Внезапно еще кто-то захочет попытаться…

Довольно часто, в то время, когда говоришь с самолётчиками о парении, они говорят — во халява, сел в кресле и рули себе одной рукой, а второй — пивко потягивай…. Не тут-то было. Полёт на планере на парение — это постоянный труд — тут трудятся и голова, оценивая дюжина разных факторов, и руки, иногда вводящие планер в спираль прежде, чем ты успел об этом поразмыслить. Это не полное расслабление в креслице под лучами солнца — это практически работа.

Увлекательная и тяжёлая.

Я намеренно не обрисовывал тут ни характеристики моделей, ни тип аппаратуры, ни другие технические детали. Не имеет значение это на данный момент. Так как разговор не об этом, а о парении…

Жаль лишь, что написал я значительно меньше, чем знаю… через чур много навыков и разных мелочей показалось за эти полтора года. Не хочется превращать рассказ в несложный список мелких хитростей…

Чистого неба вам.

P.S. Но, я догадываюсь, из-за чего данный рассказ показался на свет. Это посвящение тем самолётчикам, каковые, подкравшись к тебе в тот момент, в то время, когда ты поймал термик, начинают говорить: Сергеич, оптимален, сажай уже, сколько возможно?; тем, каковые задают вопросы: Ну что для того чтобы в этих планерах? Медлительно летают, не хорошо рулятся… Летайте, летайте.

А вдруг вам наскучат самолёты, пишите. Будем парить совместно.

P.P.S. Реализовываю пилотажку под 10 кубов новую, необлётанную….за ненадобностью.

Рандомные статьи:

Летная практика DA-40.mp4


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Полеты на rc-планере в динамических потоках

    Длительность полета радиоуправляемой модели планера на равнине в большинстве случаев образовывает пара мин.. Полеты длительностью в десятки мин. — скорее…

  • Самостоятельное обучение полётам

    Введение Польза симулятора Цели Мало о раздаче сигналов с ручек Методики Вероятные неточности Предстартовая подготовка Подготовка модели Не забываем…

  • Зелёный — двухметровый планер для спокойных полетов

    Предыстория Характеристики Изготовление хвостовое оперение и Фюзеляж Крыло Финальные операции Полеты Опробования Старт на леере посадка и Полёт…

  • Кому нужны моторы?

    Часть первая, официально-нудная Что такое планер? Старт Полёт Классификация моделей планеров по FAI F3B — Multi-Task F3F — Slope Soaring Gliders F3H -…

Метки: , , ,

Обсуждение закрыто.