По принятой сейчас классификации, мини-байками именуют микромотоциклы, предназначенные для города (их габариты разрешают хранить машину в квартире и перевозить её в автомобиль ).
А домашним мини-байк я назвал вследствие того что конструкция была пригодной как для меня, так и для сына. Выстроили два мини-байка: друг от друга они отличаются лишь фарами, а в остальном аналогичны. Вот об данной, типовой, домашней конструкции и отправится обращение.
Самый сложный узел, конечно, рама. Она сварена из металлических труб. Причём перекладина цельная, а передний и задний силовые подкосы составные.
Согнутые на трубогибочном станке и опиленные заготовки подкосов сварены так, что место их соединения напоминает, образно говоря, рукопожатие. Это сделано чтобы сместить двигатель Д-6 влево, потому что в ту же сторону смещена и ведомая звёздочка из-за большой ширины заднего колеса (оно, как и переднее, от карта).
С задним подкосом и перекладиной соединена в одной точке рама внутреннего багажника. Основной её силовой элемент выгнут наподобие подковы из трубы диаметром 20 мм и сварен с отрезком такой же трубы, в которой имеется пропил под обычную форточную петлю. К последней шурупами прикреплено основание сиденья из 10-мм фанеры.
Сверху на него наклеена поролоновая подушка, обтянутая кожзаменителем.
Сиденье в один момент помогает и крышкой багажника, образованного стенками из миллиметровой жести, обёрнутой около заднего подкоса и приваренной к раме. Снизу стены замкнуты наклонным жестяным дном. Задняя часть багажника изнутри усилена треугольными накладками-косынками, приваренными к раме слева и справа.
Косынки несут по одной горизонтальной цапфе диаметром 10 мм, предназначенной для наружного багажника и крепления амортизаторов.
Обший вид мини-байка:
1 — рулевые накладки; 2 — передняя вилка; 3 — рулевая втулка рамы; 4 — переднее крыло; 5 — маятниковая вилка; 6 — амортизатор; 7 — подкос наружного багажника; 8 — цапфа наружного багажника и крепления амортизатора; 9 — откидное сиденье
Снизу к раме приварены ещё втулки подножек, тормозного рычага (к перемычке) и маятника (к заднему подкосу). Первые две из труб диаметром 25 мм особенной сложностью не отличаются. Вот лишь во втулке тормозного рычага просверлено глухое отверстие, куда вставляется финиш тормозной пружины (второй её финиш — на рычаге).
Втулка маятника позатейливее. Она асимметрична относительно подкоса, имеет ушко с резьбой для винта натяжения тормозного тросика и в неё посажены два медных подшипника скольжения для оси маятниковой вилки. Подшипники установлены на место по окончании сварки и для обеспечения соосности их отверстий обработаны развёрткой.
Вилка симметричная довольно продольной оси. Она складывается из петель, боковых труб диаметром 20 мм, распорки и проушин диаметром 15 мм. Передние финиши боковых труб изогнуты, задние расплющены, и все они приварены к проушинам и петлям.
В последних просверлены отверстия диаметром 10 мм, куда вварены цапфы для подкосов наружного и штоков амортизаторов багажника.
Маятниковая вилка:
1 — петля; 2,3- отверстия для крепления крыла; 4 — распорка; 5 — боковая труба; 6 — цапфа подкоса наружного и крепления амортизатора багажника; 7 — проушина
Заднее крыло крепится болтами к распорке (на ней предусмотрены два отверстия диаметром 6,2 мм) и к подкосам багажника.
Передняя вилка складывается из трёх труб, соединённых держателями. Две из них являются цилиндрамиамортизаторов. Снизу в них запрессованы капроновые втулки, а сверху вварены заглушки толщиной 3 мм с отверстиями под особые болты со спиральной канавкой.
Цилиндры наглухо приварены к нижнему держателю, как и рулевая ось. На ось надеваются кольца и подшипники от велосипеда, рулевая втулка рамы мини-байка с велосипедными же подшипниковыми чашками, и верхний держатель и гайка. Всё это стягивается ещё одной гайкой и фиксируется контргайкой.
После этого устанавливаются на место спецболты со спиральной канавкой, в которую вкручиваются амортизационные пружины. Зафиксированные на спецболтах, они вворачиваются кроме этого в амортизационные штоки (от мотовелосипеда). Штоки тут укорочены на 110 мм и сплющены чтобы образовать проушины крепления колеса. Помимо этого, к передней вилке приварены ещё два ушка для фары (от Верховины) и два кронштейна крепления крыла.
Руль устанавливается на вилке посредством накладок с четырьмя болтами М6.
Рама:
1 — рулевая втулка; 2 — перекладина; 3 — рама внутреннего багажника; 4 — откидное основание сиденья; 5 — петля; 6 — косынка; 7 — цапфа наружного багажника и крепления амортизатора; 8 — дно внутреннего багажника; 9 — стена; 10, 11 — подробности заднего подкоса; 12 — втулка маятниковой вилки; 13 — втулка тормозного рычага; 14 — втулка подножек; 15-перемычка; 16,17-подробности переднего подкоса; 18-медный подшипник (2 шт.)
Передняя вилка:
1 — амортизационный шток (2 шт.); 2 — цилиндр амортизатора (2 шт.); 3 — нижний держатель; 4 — ушко крепления фары (2 шт.); 5 — верхний держатель; 6 — спецболт М10; 7 — контргайка М26; 8, 9 — гайка М26; 10 — рулевая ось; 11 — кронштейн крепления крыла (2 шт.); 12 — капроновая втулка; 13 — заглушка; 14 — амортизационная пружина
Подробности переднего колеса:
1 — добрая половина диска; 2 — крышка подшипника (2 шт.); 3 — ступица; 4 — кольцо; 5 — ось; 6 — гайка оси (2 шт.); 7 — втулка оси
Подробности заднего колеса:
1,2- половины диска; 3 — ступица; 4 — кольцо; 5 — крышка подшипника (2 шт.); 6 — втулка оси; 7 — металлический вкладыш-кольцо (в левую половину диска); 8 — ведомая звёздочка; 9 — ось
Сейчас о колёсах. Оба они, как уже говорилось, от карта. Исходя из этого было нужно создать собственную конструкцию дисков, осей и ступиц. Все эти подробности выточены из дюралюминиевого сплава Д16Т и ст.
45.
Диски разъёмные, складываются из двух половин, в одной из которых предусмотрено отверстие под вентиль камеры. К буртикам ступиц диски крепятся кольцами и болтами, повторяющими размеры буртиков. Вовнутрь же ступиц запрессованы металлические втулки с осями колёс и подшипники.
Последними ставятся на винтах М3 дюралюминиевые крышки подшипников.
Ведомая звёздочка также самодельная, выполнена из ст. 45 с зубьями под широкую цепь с шагом 12,7 мм.
В. БАРИНОВ, г. П е н з а
Рандомные статьи:
Подвеска на минибайк
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
По принятой сейчас классификации тан именуют микро-мотоциклы, предназначенные для города (их габариты разрешают хранить машину в квартире и перевозить ее…
-
Мини-мокики постоянно пользуются у мальчишек громадным успехом. И неспроста! Маленькие габариты, экономичность, современный внешний вид, красивые ходовые…
-
Мини-мокик: школа конструирования
Малогабаритная авто- и мототехника всегда приводила к повышенному интересу самодеятельных конструкторов. Это ясно: транспортное средство, имеющее…
-
Данный микромотоцикл создал начинающий самодеятельный конструктор — старшеклассник Артем Покровский из г.Твери. Творчески применяя публикации…